2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности _Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р.;к.с.н., доцент, Ахметова М.Х. _________________
 
 
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Р.С. Зарипова

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: овладение комплексом знаний и умений в области правового регулирования безопасности жизнедеятельности, как системы юридических средств; изучение органов обеспечивающих безопасное существование субъекта, развитие правовой грамотности как важной профессиональной компетентности преподавателя ОБЖ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладеть юридической терминологией по правовым аспектам в области безопасности жизнедеятельности;
1.4
изучить систему основных законов и иных нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности, в области военного законодательства, в области охраны здоровья граждан и охраны труда, а также актов, регламентирующих деятельность органов обеспечения безопасности;
1.5
подготовить специалиста по безопасности жизнедеятельности к практическому применению полученных знаний, умений и навыков в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
1.6
получить знания по организации, функционированию и правовому регулированию деятельности органов обеспечения безопасности;
1.7
показать взаимодействие и взаимозависимость различных элементов и структур единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях;
1.8
изучить организационные и правовые основы подготовки граждан РФ в области защиты от опасностей социального, природного и техногенного характера; освоить формы взаимодействия с органами государственной власти и органов местного самоуправления в целях обучении различных категорий населения, особенно молодежи. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.2
Национальные виды спорта
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.5
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.1.6
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.7
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.8
Образовательное право
2.1.9
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.10
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.11
Правоведение
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Здоровьесберегающие технологии
2.1.14
Пожарная безопасность
2.1.15
Новые физкультурно-спортивные виды
2.1.16
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.1.17
Коммуникативный практикум
2.1.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7:      способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности 
 
Знать:
 
основы правовых знаний в различных сферах деятельности образования
 
сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права
 
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в различных сферах деятельности
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
применять законы и другие нормативные правовые акты в различных сферах деятельности
 
анализировать сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права
 
применять знания отечественного отраслевого права и характер правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в различных сферах деятельности
 
навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной деятельности
 
навыками анализа отечественного отраслевого права и характер правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые теоретические понятия и процессы в области безопасности жизнедеятельности;
3.1.2
современный комплекс проблем безопасности человека;
3.1.3
средства и методы повышения безопасности;  
3.1.4
законы и нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, вопросы обучения и воспитания детей и молодежи в сфере безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ;
3.2.2
адаптировать теоретические знания в области безопасности жизнедеятельности для применения их в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.2.3
формировать у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности;
3.2.4
соблюдать правовые нормы и использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности;
3.3.2
опытом соблюдения правовых норм в профессиональной педагогической сфере;
3.3.3
приемами оценки теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и их использования в педагогической деятельности;
3.3.4
навыками правового регулирования безопасности жизнедеятельности семьи и несовершеннолетних, охране труда учащихся и персонала, обеспечения безопасности в образовательной организации на основе правовых актов и нормативов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы правового регулирования

безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Правовые и конституционные основы

безопасности жизнедеятельности. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОК-7 ПК-6
10
0
 
1.2
Целевые программы обеспечения безопасности в Российской Федерации. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОК-7 ПК-6
10
0
 
1.3
Правовые основы международных отношений

по обеспечению безопасности. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОК-7 ПК-6
10
0
 
1.4
Общие положения международного

договора. Основные направления международной деятельности МЧС России. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОК-7 ПК-6
10
0
 
 
Раздел 2. Правовое регулирование защиты

населения от ЧС

 
2.1
Правовое регулирование защиты населения от природных и техногенных опасностей. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОК-7 ПК-6
10
0
 
2.2
Правовое регулирование охраны здоровья

граждан. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОК-7 ПК-6
10
0
 
2.3
Правовая защита населения от социальных

опасностей. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОК-7 ПК-6
10
0
 
2.4
Силовые органы обеспечения безопасности в РФ. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОК-7 ПК-6
10
0
 
2.5
Правоохранительные органы Российской

Федерации. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОК-7 ПК-6
10
0
 
2.6
Правовое регулирование обороны Российской Федерации и военной службы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОК-7 ПК-6
10
0
 
 
Раздел 3. Обеспечение безопасности в

образовательном учреждении

 
3.1
Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся и персонала, обеспечение

безопасности в образовательном учреждении. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОК-7 ПК-6
10
0
 
3.2
Правовое регулирование безопасности

жизнедеятельности семьи и несовершеннолетних. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОК-7 ПК-6
10
0
 
3.3
Приоритетная  деятельность  государства в области защиты населения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

60
ОК-7 ПК-6
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Конституция РФ об основных правах и обязанностях граждан. Гарантия о защиты прав и свобод.

2.Международные правовые акты о защите гражданских прав и свобод.

3.Международные документы о защите гражданского населения от последствий военных действий.

4.Концепция национальной безопасности РФ об основных направлениях и задачах обеспечения безопасности.

5.Концепция   национальной безопасности РФ о системе обеспечения безопасности России.

6.Основные положения Концепции охраны здоровья населения РФ.

7.Основные концепции региональной безопасности.

8.Концепции обеспечения безопасности личности, их общая характеристика.

9.Основные положения Закона РФ «О безопасности».

10.Основные положения Федерального закона «Об обороне».

11.Основные положения Федерального закона «О гражданской обороте» .

12.Основные положения Федерального Закона «О радиационной безопасности».

13.Основные положения Федерального закона «О пожарной безопасности».

14.Основные положения Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

15.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): структура и основные задачи.

16.Основные принципы функционирования РСЧС.

17.Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС.

18.Силы и средства Гражданской обороны и органов защиты населения от ЧС.

19.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.

20.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

21.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки учащихся и персонала учебных заведений в области защиты от ЧС.

22.Организация   подготовки   учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.

23.Система национальной безопасности РФ.

24.Федеральная программа создания и развития РСЧС.

25.Особенности  обеспечения  безопасности   на  федеральном уровне.

26.Региональный характер национальной безопасности РФ.

27.Взаимосвязь федеральной и региональной безопасности.

28.Федеральные   и   региональные   программы   обеспечения БЖ.

29.Нормативные документы по подготовке населения к защите от ЧС.

30.Подготовка руководителей,  специалистов  и работников РСЧС.

31.Порядок подготовки населения, занятого и незанятого в сферах производства и обслуживания к защите от ЧС.

32.Порядок подготовки учащихся и студентов к защите от ЧС.

33.Особенности защиты от ЧС детей дошкольного возраста.

34.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки преподавателей-организаторов ОБЖ.

35.Планирование гражданской обороны (ГО) в учебном заведении.

36.Организация занятий по ГО с учащимися и персоналом учебного заведения.

37.Региональная политика РФ и вопросы обеспечения БЖ.

38.Объекты и субъекты региональной безопасности.

39.Основные угрозы региональной безопасности и необходимость защиты от них.

40.Система обеспечения региональной безопасности.

41.Полномочия органов субъектов РФ в области защиты от ЧС.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Концепция национальной безопасности РФ — концептуальная основа обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ).

2.Концепция национальной безопасности РФ о национальных интересах России и необходимости их защиты.

3.Военная доктрина РФ: характеристика основных положений.

4.Военно-политические основы Военной доктрины РФ.

5.Военно-стратегические основы Военной доктрины РФ.

6.Военно-экономические основы Военной доктрины РФ.

7.Федеральные нормативно-технические документы обеспечения БЖ.

8.Нормативно-технические документы субъектов РФ, регулирующие БЖ.

9.Местная     нормативно-техническая     документация     по обеспечению БЖ.

10.Классификация ЧС природного и техногенного характера.

11.Приоритетная  деятельность  государства  в   экологической сфере.

12.Основные положения гражданского законодательства РФ.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
13.Основные положение административного законодательства РФ.

14.Конституция РФ о труде и трудовой деятельности.

15.Основы законодательства РФ об охране труда.

16.Конституция РФ об охране семьи.

17.Брачно-семейное   законодательство   РФ   и   безопасность жизнедеятельности.

18.Конституция РФ о праве на жилище.

19.Жилищное законодательство РФ в контексте безопасности жизнедеятельности.

20.Конституция РФ о земле и охране природы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соломин В.П.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. П. Соломин [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01400-6. URL: https://urait.ru/bcode/432030
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.3
Шитова, М. А.
Конституция Российской Федерации: lEXT-справочник / М. А. Шитова. — М. : Эксмо, 2010. — 57 c. — ISBN 978-5-699-46843-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/1259.html 
М. : Эксмо, 2010
 
Л2.4
Махов, С. Ю
Правовые основы самообороны : учебное пособие / С. Ю. Махов. — Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. — 108 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33434.html
Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ),, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов  http://www.consultant.ru/popular/
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить задания теста (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

   Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:  чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,  учебно-исследовательская работа,  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу,  решение вариативных задач,  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдаче зачета необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.