Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
6
6
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
2
2
14
14
16
16
Кoнтактная рабoта
2
2
14
14
16
16
Сам. работа
34
34
85
85
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
36
108
108
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р.;к.с.н., доцент, Ахметова М.Х. _________________
 
 
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Р.С. Зарипова

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: овладение комплексом знаний и умений в области правового регулирования безопасности жизнедеятельности, как системы юридических средств; изучение органов обеспечивающих безопасное существование субъекта, развитие правовой грамотности как важной профессиональной компетентности преподавателя ОБЖ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладеть юридической терминологией по правовым аспектам в области безопасности жизнедеятельности;
1.4
изучить систему основных законов и иных нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности, в области военного законодательства, в области охраны здоровья граждан и охраны труда, а также актов, регламентирующих деятельность органов обеспечения безопасности;
1.5
подготовить специалиста по безопасности жизнедеятельности к практическому применению полученных знаний, умений и навыков в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
1.6
получить знания по организации, функционированию и правовому регулированию деятельности органов обеспечения безопасности;
1.7
показать взаимодействие и взаимозависимость различных элементов и структур единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях;
1.8
изучить организационные и правовые основы подготовки граждан РФ в области защиты от опасностей социального, природного и техногенного характера; освоить формы взаимодействия с органами государственной власти и органов местного самоуправления в целях обучении различных категорий населения, особенно молодежи. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
Образовательное право   
2.1.3
Общая и социальная психология
2.1.4
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.5
Правоведение  
2.1.6
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.11
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
2.1.12
Анатомия человека
2.1.13
Безопасность жизнедеятельности
2.1.14
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.15
История (история России, всеобщая история)
2.1.16
Концепции современного естествознания
2.1.17
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.18
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.19
Физиология человека
2.1.20
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.2
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Система гражданской защиты населения
2.2.4
Лечебная физическая культура
2.2.5
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.6
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.7
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.8
Пожарная безопасность
2.2.9
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.2.10
Спортивная медицина
2.2.11
Спортивная морфология
2.2.12
Физиология спорта
2.2.13
История физической культуры
2.2.14
Международное олимпийское движение
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Спортивная медицина
2.2.18
Спортивная морфология
2.2.19
История физической культуры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Демонстрирует знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые теоретические понятия и процессы в области безопасности жизнедеятельности;
3.1.2
современный комплекс проблем безопасности человека;
3.1.3
средства и методы повышения безопасности;  
3.1.4
законы и нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, вопросы обучения и воспитания детей и молодежи в сфере безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ;
3.2.2
адаптировать теоретические знания в области безопасности жизнедеятельности для применения их в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.2.3
формировать у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности;
3.2.4
соблюдать правовые нормы и использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности;
3.3.2
опытом соблюдения правовых норм в профессиональной педагогической сфере;
3.3.3
приемами оценки теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и их использования в педагогической деятельности;
3.3.4
навыками правового регулирования безопасности жизнедеятельности семьи и несовершеннолетних, охране труда учащихся и персонала, обеспечения безопасности в образовательной организации на основе правовых актов и нормативов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы правового регулирования

безопасности жизнедеятельности

 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1.1
Правовые и конституционные основы

безопасности жизнедеятельности. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
3
0
 
1.2
Целевые программы обеспечения безопасности в Российской Федерации. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
3
0
 
1.3
Анализ целевых программ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
3
0
 
1.4
Правовые основы международных отношений

по обеспечению безопасности. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
3
0
 
1.5
Общие положения международного

договора. Основные направления международной деятельности МЧС России. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
3
0
 
1.6
Анализ международных отношений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
3
0
 
 
Раздел 2. Правовое регулирование защиты

населения от ЧС

 
2.1
Правовое регулирование защиты населения от природных и техногенных опасностей. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
2.2
Правовое регулирование охраны здоровья

граждан. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

29
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
2.3
Правовая защита населения от социальных

опасностей. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

28
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
2.4
Силовые органы обеспечения безопасности в РФ. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
2.5
Правоохранительные органы Российской

Федерации. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

28
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
2.6
Правовое регулирование обороны Российской Федерации и военной службы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
 
Раздел 3. Обеспечение безопасности в

образовательном учреждении

 
3.1
Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся и персонала, обеспечение

безопасности в образовательном учреждении. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
3.2
Правовое регулирование безопасности

жизнедеятельности семьи и несовершеннолетних. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.3
Приоритетная  деятельность  государства в области защиты населения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
3.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-8.1 ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-8.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Конституция РФ об основных правах и обязанностях граждан. Гарантия о защиты прав и свобод.

2.Международные правовые акты о защите гражданских прав и свобод.

3.Международные документы о защите гражданского населения от последствий военных действий.

4.Концепция национальной безопасности РФ об основных направлениях и задачах обеспечения безопасности.

5.Концепция   национальной безопасности РФ о системе обеспечения безопасности России.

6.Основные положения Концепции охраны здоровья населения РФ.

7.Основные концепции региональной безопасности.

8.Концепции обеспечения безопасности личности, их общая характеристика.

9.Основные положения Закона РФ «О безопасности».

10.Основные положения Федерального закона «Об обороне».

11.Основные положения Федерального закона «О гражданской обороте» .

12.Основные положения Федерального Закона «О радиационной безопасности».

13.Основные положения Федерального закона «О пожарной безопасности».

14.Основные положения Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

15.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): структура и основные задачи.

16.Основные принципы функционирования РСЧС.

17.Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС.

18.Силы и средства Гражданской обороны и органов защиты населения от ЧС.

19.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.

20.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

21.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки учащихся и персонала учебных заведений в области защиты от ЧС.

22.Организация   подготовки   учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.

23.Система национальной безопасности РФ.

24.Федеральная программа создания и развития РСЧС.

25.Особенности  обеспечения  безопасности   на  федеральном уровне.

26.Региональный характер национальной безопасности РФ.

27.Взаимосвязь федеральной и региональной безопасности.

28.Федеральные   и   региональные   программы   обеспечения БЖ.

29.Нормативные документы по подготовке населения к защите от ЧС.

30.Подготовка руководителей,  специалистов  и работников РСЧС.

31.Порядок подготовки населения, занятого и незанятого в сферах производства и обслуживания к защите от ЧС.

32.Порядок подготовки учащихся и студентов к защите от ЧС.

33.Особенности защиты от ЧС детей дошкольного возраста.

34.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки преподавателей-организаторов ОБЖ.

35.Планирование гражданской обороны (ГО) в учебном заведении.

36.Организация занятий по ГО с учащимися и персоналом учебного заведения.

37.Региональная политика РФ и вопросы обеспечения БЖ.

38.Объекты и субъекты региональной безопасности.

39.Основные угрозы региональной безопасности и необходимость защиты от них.

40.Система обеспечения региональной безопасности.

41.Полномочия органов субъектов РФ в области защиты от ЧС.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Концепция национальной безопасности РФ — концептуальная основа обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ).

2.Концепция национальной безопасности РФ о национальных интересах России и необходимости их защиты.

3.Военная доктрина РФ: характеристика основных положений.

4.Военно-политические основы Военной доктрины РФ.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
5.Военно-стратегические основы Военной доктрины РФ.

6.Военно-экономические основы Военной доктрины РФ.

7.Федеральные нормативно-технические документы обеспечения БЖ.

8.Нормативно-технические документы субъектов РФ, регулирующие БЖ.

9.Местная     нормативно-техническая     документация     по обеспечению БЖ.

10.Классификация ЧС природного и техногенного характера.

11.Приоритетная  деятельность  государства  в   экологической сфере.

12.Основные положения гражданского законодательства РФ.

13.Основные положение административного законодательства РФ.

14.Конституция РФ о труде и трудовой деятельности.

15.Основы законодательства РФ об охране труда.

16.Конституция РФ об охране семьи.

17.Брачно-семейное   законодательство   РФ   и   безопасность жизнедеятельности.

18.Конституция РФ о праве на жилище.

19.Жилищное законодательство РФ в контексте безопасности жизнедеятельности.

20.Конституция РФ о земле и охране природы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соломин В.П.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. П. Соломин [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01400-6. URL: https://urait.ru/bcode/432030
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.3
Шитова, М. А.
Конституция Российской Федерации: lEXT-справочник / М. А. Шитова. — М. : Эксмо, 2010. — 57 c. — ISBN 978-5-699-46843-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/1259.html 
М. : Эксмо, 2010
 
Л2.4
Махов, С. Ю
Правовые основы самообороны : учебное пособие / С. Ю. Махов. — Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. — 108 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33434.html
Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ),, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов  http://www.consultant.ru/popular/
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить ситуационные задачи (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение тестовых заданий.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку  простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.