Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Р.С. Зарипова
ции
безопасности жизнедеятельности
безопасности жизнедеятельности. /Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
по обеспечению безопасности. /Ср/
Э1 Э2 Э3
договора. Основные направления международной деятельности МЧС России. /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
населения от ЧС
Э1 Э2 Э3
граждан. /Ср/
Э1 Э2 Э3
опасностей. /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Федерации. /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
образовательном учреждении
безопасности в образовательном учреждении. /Лек/
Э1 Э2 Э3
жизнедеятельности семьи и несовершеннолетних. /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1.Конституция РФ об основных правах и обязанностях граждан. Гарантия о защиты прав и свобод.
2.Международные правовые акты о защите гражданских прав и свобод.
3.Международные документы о защите гражданского населения от последствий военных действий.
4.Концепция национальной безопасности РФ об основных направлениях и задачах обеспечения безопасности.
5.Концепция национальной безопасности РФ о системе обеспечения безопасности России.
6.Основные положения Концепции охраны здоровья населения РФ.
7.Основные концепции региональной безопасности.
8.Концепции обеспечения безопасности личности, их общая характеристика.
9.Основные положения Закона РФ «О безопасности».
10.Основные положения Федерального закона «Об обороне».
11.Основные положения Федерального закона «О гражданской обороте» .
12.Основные положения Федерального Закона «О радиационной безопасности».
13.Основные положения Федерального закона «О пожарной безопасности».
14.Основные положения Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
15.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): структура и основные задачи.
16.Основные принципы функционирования РСЧС.
17.Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС.
18.Силы и средства Гражданской обороны и органов защиты населения от ЧС.
19.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
20.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
21.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки учащихся и персонала учебных заведений в области защиты от ЧС.
22.Организация подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.
23.Система национальной безопасности РФ.
24.Федеральная программа создания и развития РСЧС.
25.Особенности обеспечения безопасности на федеральном уровне.
26.Региональный характер национальной безопасности РФ.
27.Взаимосвязь федеральной и региональной безопасности.
28.Федеральные и региональные программы обеспечения БЖ.
29.Нормативные документы по подготовке населения к защите от ЧС.
30.Подготовка руководителей, специалистов и работников РСЧС.
31.Порядок подготовки населения, занятого и незанятого в сферах производства и обслуживания к защите от ЧС.
32.Порядок подготовки учащихся и студентов к защите от ЧС.
33.Особенности защиты от ЧС детей дошкольного возраста.
34.Нормативные документы, регулирующие порядок подготовки преподавателей-организаторов ОБЖ.
35.Планирование гражданской обороны (ГО) в учебном заведении.
36.Организация занятий по ГО с учащимися и персоналом учебного заведения.
37.Региональная политика РФ и вопросы обеспечения БЖ.
38.Объекты и субъекты региональной безопасности.
39.Основные угрозы региональной безопасности и необходимость защиты от них.
40.Система обеспечения региональной безопасности.
41.Полномочия органов субъектов РФ в области защиты от ЧС.
Тематика рефератов с презентацией:
1.Концепция национальной безопасности РФ — концептуальная основа обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ).
2.Концепция национальной безопасности РФ о национальных интересах России и необходимости их защиты.
3.Военная доктрина РФ: характеристика основных положений.
4.Военно-политические основы Военной доктрины РФ.
6.Военно-экономические основы Военной доктрины РФ.
7.Федеральные нормативно-технические документы обеспечения БЖ.
8.Нормативно-технические документы субъектов РФ, регулирующие БЖ.
9.Местная нормативно-техническая документация по обеспечению БЖ.
10.Классификация ЧС природного и техногенного характера.
11.Приоритетная деятельность государства в экологической сфере.
12.Основные положения гражданского законодательства РФ.
13.Основные положение административного законодательства РФ.
14.Конституция РФ о труде и трудовой деятельности.
15.Основы законодательства РФ об охране труда.
16.Конституция РФ об охране семьи.
17.Брачно-семейное законодательство РФ и безопасность жизнедеятельности.
18.Конституция РФ о праве на жилище.
19.Жилищное законодательство РФ в контексте безопасности жизнедеятельности.
20.Конституция РФ о земле и охране природы.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия нацелены на закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) проанализировать план семинарского занятия;
2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;
3) найти определения ключевых понятий;
4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;
5) решить ситуационные задачи (при их наличии);
6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.
Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. В ходе семинара предполагается свободный обмен мнениями по избранной тематике: обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара. Основная часть семинара - заслушивание сообщений обучающихся. Сообщение является самостоятельной работой, обучающимися анализируются и обобщаются публикации по заданной тематике, вырабатывается и обосновывается собственная позиции обучающегося в отношении рассматриваемой проблемы.
Рекомендации по написанию реферата с презентацией
1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.
3. Напишите реферат.
4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение тестовых заданий.
Рекомендации по подготовке к экзамену.
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Нельзя ограничивать подготовку простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.