Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Вопросы и задания к зачету
Вопросы:
1. Теория и технологии развития речи детей как наука
2. Методы научного исследования
3. Методологическая основа методики развития речи
4. Лингвистическая и психологическая основы методики развития речи
5. Естественнонаучная и физиологическая основы методики развития речи
6. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка
7. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского
8. Вклад Е.И. Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста
9. Методические принципы развития речи
10. Обучение на занятиях как средство развития речи детей
11. Методы и приёмы развития речи детей
13. Обучение детей родному языку на занятиях.
14. Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.
15. Роль экскурсий и методика их проведений в развитии словаря детей.
16. Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению их с качествами и свойствами предметов.
17. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.
18. Приёмы работы над многозначными словами.
19. Приёмы рассматривания и обследования предметов для развития словаря.
20. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.
21. Занятия по формированию родовых понятий.
22. Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии словаря.
23. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.
24. Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников.
25. Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников.
26. Методика и технологии формирования способов словообразования.
27. Общение со взрослыми и детей друг с другом как средство развития речи детей.
28. Роль устного народного творчества в развитии словаря детей дошкольного возраста.
29. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей.
30. Различные виды искусства как средство развития речи детей.
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену
Вопросы:
1. Теория и технологии развития речи детей как наука
2. Методы научного исследования
3. Методологическая основа методики развития речи
4. Лингвистическая и психологическая основы методики развития речи
5. Естественнонаучная и физиологическая основы методики развития речи
6. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка
7. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского
8. Вклад Е.И. Тихеевой в методику развития речи
9. Методические принципы развития речи
10. Средства развития речи детей
11. Методы и приёмы развития речи детей
12. Программы развития речи детей
13. Обучение детей родному языку на занятиях.
14. Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.
15. Роль экскурсий и методика их проведений в развитии словаря детей.
16. Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению их с качествами и свойствами предметов.
17. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.
18. Приёмы работы над многозначными словами.
19.Приёмы рассматривания и обследования предметов для развития словаря.
20. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.
21. Занятия по формированию родовых понятий.
22.Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии словаря.
23. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.
24. Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников.
25. Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников.
26. Методика и технологии формирования способов словообразования.
27. Этапы обучения правильному звукопроизношению.
28. Методика обучения звукопроизношению в младшей и средней группах.
29. Методика обучения звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте. Формирование звуковой выразительности речи.
30. Беседа как метод диалогической речи.
31. Приёмы обучения рассказыванию.
32. Разговор с детьми - основной путь формирования связной речи детей дошкольного возраста.
33. Методика обучения рассказыванию о предметах и игрушках.
34. Методика обучения рассказыванию по картине.
35. Методика обучения рассказыванию из личного опыта.
36. Методика обучения творческому рассказыванию.
37. Методика обучения детей рассуждениям.
38. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
39. Методика художественного рассказывания и чтения детям.
40. Методика заучивания стихотворений.
41. Использование художественной литературы вне занятий.
42. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.
43. Ознакомление со словом, с предложением.
44. Ознакомление со словесным составом предложения.
45. Ознакомление со слоговым строением слова.
46. Ознакомление со звуковым строением слова.
48. Диагностика речевого развития детей.
49. Организация методической работы по развитию речи детей.
50. Планирование речевой работы в ДОО.
51.Технологии преемственности между дошкольной образовательной организацией и семьей в речевом развитии детей.
52. Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
53.Характеристика наглядных пособий и методика их использования для подготовки к обучению грамоте.
54.Значение уголка книги (литературного уголка), особенности содержания и формы работы, требования к оформлению.
55.Работа над освоением образных средств художественной выразительности произведения.
56.Технология формирования фразеологической лексики у старших дошкольников.
57.Развитие речи детей в семье.
58.Методика обучения старших дошкольников составлению писем.
59.Использование электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций, компьютерных игр на занятиях по развитию речи в ДОО.
60.Использование небылиц и перевертышей в формировании творческих речевых умений дошкольников.
Задания:
1. Разработать план-конспект занятия обучения детей (возраст на выбор) рассказыванию по картине (любой тип высказывания). Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
2. Разработать план-конспект занятия обучения рассказыванию из личного опыта в подготовительной группе с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
3. Разработать план-конспект занятия по обучению творческому рассказыванию с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Определить в какой возрастной группе решается данная задача? Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
4. Разработать план-конспект занятия по обучению рассуждениям с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Определить в какой возрастной группе решается данная задача? Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
5. Разработайте план-конспект занятия по обучению рассказыванию с использованием моделирования (возраст на выбор). Каковы, на Ваш взгляд, возможности содержания данного занятия для использования приема моделирования? Приведите
ния в работе педагога в соответствии с возрастом детей и учебными задачами.
1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.
2. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.
3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.
4. Роль Л.Н. Толстого в методике развития речи детей.
5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.
6. Вклад К.Д. Ушинского в методику развития речи детей.
7. Роль Е.И. Водовозовойв методике развития речи детей.
8. Влияние педагогической системы Е.И. Тихеевой на современную теорию и технологию речевого развития детей.
9. Вклад Е.И. Флёринойв теорию и методику развития речи детей.
10. Значение работ А.Н. Гвоздева в становлении теории и технологии развития речи детей.
11. Значение работ А.М. Леушиной в становлении теории и технологии развития речи детей.
12. Значение работ М.М. Кониной в становлении теории и технологии развития речи детей.
13. Значение работ Ф.А. Сохина в становлении теории и технологии развития речи детей.
14. Значение работ В.И. Логиновой в становлении теории и технологии развития речи детей.
15. Вклад О.С. Ушаковой в теорию и методику развития речи детей.
16. Вклад А.Г. Арушановой в теорию и методику развития речи детей.
17. Вклад А.П. Усовой в теорию и методику развития речи детей.
18. Вклад Р.И. Жуковской в теорию и методику развития речи детей.
19. Вклад JI.A. Пеньевской в теорию и методику развития речи детей.
20. Вклад О.И. Соловьевой в теорию и методику развития речи детей.
21. Вклад В.И. Логиновой в теорию и методику развития речи детей.
22. Вклад Э.П. Коротковой в теорию и методику развития речи детей.
23. Вклад Л.В. Ворошниной в теорию и методику развития речи детей.
24. Вклад М.М. Кольцовой в методику развития речи.
25. А.Р. Лурия – исследователь речевого развития детей.
26. А.А. Леонтьев – исследователь детской речи.
27. Роль Л.Е. Журовой в разработке проблем обучения детей грамоте.
28. Роль Д.Б. Эльконина в разработке проблем обучения детей грамоте.
29. Речевое развитие детей в детских садах в Англии и в США.
30. Речевое развитие детей в детских садах в Канаде и во Франции.
31. Речевое развитие детей в детских садах в Японии и в Китае.
Перечень творческих заданий
1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли обучения родному языку в развитии личности детей дошкольного возраста.
2. Составить тестовые задания по изученному материалу.
3. Подготовить консультацию для воспитателей по теме «Особенности занятий в разных возрастных группах».
4. Подготовить методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по руководству с развитием речи в процессе общения детей друг с другом.
5.Проанализировать конспект комплексного занятия по развитию речи из книги «Занятия по развитию речи в детском саду» (Под ред. О.С. Ушаковой) с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей.
Творческое задание 2
1. Составьте вопросы для беседы о рассматриваемом предмете (по выбору) (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним), стимулируя речь обучаемых.
2. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:
1) Роль дидактических игр и упражнений в усвоении лексики.
2) Роль устного народного творчества и художественного слова как источника развития словаря дошкольников.
3) Детское словотворчество.
3. Задание на выбор:
а) Составление конспекта дидактической игры по активизации словаря детей:
Подобрать и составить конспект 1 дидактической игры для одной возрастной группы, подготовить наглядный материал.
Структура составления игры:
- название игры;
- цель игры: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов; закрепление знаний детей о профессии; закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению; расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления и т.д.;
- игровой материал;
- ход проведения (от первого лица).
Подготовиться к проведению игры в группе.
б) Разработка содержания лексического упражнения:
Подобрать и составить конспект лексического упражнения по развитию смысловой стороны речи.
Игровая задача лексических упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему.
При составлении конспекта упражнения необходимо обратить внимание на правильность объяснения его содержания, на подбор словаря для игры.
Структура оформления лексического упражнения:
- название упражнения;
- цель упражнения: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов; расширение словаря детей за счет прилагательных и т.д.;
- ход проведения (от первого лица). Подготовиться к проведению игры в группе.
4. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи по ознакомлению детей с эмоционально-оценочной лексикой (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.
Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий (2 плана-конспекта на выбор обучающегося)
Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.
1. Разработать план-конспект занятия по развитию речи в младшей группе по ознакомлению с предметами и развитию словаря с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
2. Разработать план-конспект занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов для одной из возрастных групп с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
3. Разработать план-конспект занятия по развитию словаря в процессе видовых и родовых обобщений с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
4. Разработать план-конспект занятия по развитию смысловой стороны слова для детей старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО и ответьте на вопрос: Отражен ли в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Если «да», то в какой форме? Предложите другие варианты подведения детей к цели деятельности
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии развития речи у детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачёта и экзамена.
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтено».
Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
- по дифференциации информации;
- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.