2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория и технологии развития речи у детей_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии развития речи у детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 3 зачет 3
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
177
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
177
177
177
177
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Теория и технологии развития речи у детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления педагогической деятельности по речевому развитию детей в дошкольной образовательной организации
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить научно-методические основы речевого развития детей
1.4
формировать умение анализировать и реализовывать образовательные программы по речевому развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО
1.5
формировать навыки анализа возрастных, индивидуальных особенностей  развития речи и речевого общения детей  дошкольного возраста на разных возрастных этапах  для осуществления обучения, воспитания и развития
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Иностранный язык
2.1.3
История педагогики и образования
2.1.4
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.5
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.7
Социальная психология
2.1.8
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.9
Теория начального математического образования
2.1.10
Теория начального языкового образования
2.1.11
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.12
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.13
Дошкольная педагогика
2.1.14
Русский язык и культура речи
2.1.15
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.16
Теория обучения
2.1.17
2.1.18
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Историческое образование младших школьников
2.2.2
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.5
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.6
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.7
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.8
Технологии начального литературного образования
2.2.9
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.10
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.11
Детская литература
2.2.12
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.13
Литературное образование дошкольников
2.2.14
Методика обучения татарскому языку
2.2.15
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.16
Организация дошкольного образования
2.2.17
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.18
Поликультурное образование
2.2.19
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.20
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.21
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.22
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.23
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.24
Производственная преддипломная практика
2.2.25
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.26
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.27
2.2.28
Татарский язык
2.2.29
Географическое образование младших школьников
2.2.30
Работа с одарёнными детьми
2.2.31
Татарская детская литература
2.2.32
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.33
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.34
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.35
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.36
Современное русское словоизменение
2.2.37
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности детей дошкольного возраста  для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста  для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста  для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
требования и критерии разработки образовательной программы   по речевому развитию детей дошкольного возраста соответствии с ФГОС ДО 
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста  в соответствии с ФГОС ДО
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательные программы по развитию речи детей дошкольного возраста  в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
реализовывать образовательную программу по речевому развитию детейдошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по   речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом специфики дошкольной образовательной организации
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по речевому развитию детей дошкольного возраста соответствии с требованиями ФГОС ДО.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы возрастных, индивидуальных особенностей  развития речи и речевого общения детей  дошкольного возраста на разных возрастных этапах для осуществления обучения, воспитания и развития
3.1.2
основы профессиональной этики и речевой культуры педагога-воспитателя ДОО
3.1.3
основы реализации образовательной программы по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать закономерности возрастных, индивидуальных особенностей развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах  для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.2
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры педагога-воспитателя ДОО
3.2.3
осуществлять процесс речевого развития в соответствии с образовательной программой ДОО
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями развития речи детей дошкольного возраста и речевого общения  детей дошкольного возраста  
3.3.2
культурой общения с воспитанниками, родителями, педагогами ДОО
3.3.3
навыками реализации  образовательных программ и разработки планов-конспектов   занятий по речевому развитию для детей дошкольного возраста
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы развития речи у детей

 
1.1
Теория и технологии развития речи детей как наука  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
1.2
Роль родного языка и речи в развитии личности ребёнка  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
1.3
Научные основы методики развития речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
1.4
Профессиональная готовность к работе по развитию речи детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
1.5
Методы исследования в методике развития речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
 
Раздел 2. История методики развития речи детей 

 
2.1
Развитие методики в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.2
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.3
Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.4
Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Дидактические основы развития речи детей

 
3.1
Цель и задачи речевого развития детей дошкольного возраста /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
3.2
Принципы развития речи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3
Программы развития речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
3.4
Развитие речи в вариативных программах дошкольного образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
3.5
Средства развития речи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
3.6
Методы и приёмы развития речи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

5
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
 
Раздел 4. Методика и технологии развития речи детей дошкольного возраста 

 
4.1
Теоретические основы развития словаря у дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.2
Методика и технологии развития словаря в разных возрастных группах  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.3
Ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.4
Дидактические игры и упражнения в развитии словаря дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.5
Разработка плана-конспекта по развитию словаря  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.6
Теоретические основы формирования грамматического строя речи у дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.7
Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.8
Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.9
Методика и технологии формирования способов словообразования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.10
Разработка плана-конспекта по формированию грамматического строя речи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.11
Теоретические основы воспитания звуковой культуры у дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.12
Особенности усвоения звуковой стороны дошкольниками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.13
Типичные фонетические возрастные особенности и содержание обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.14
Методика обучения звукопроизношению на занятиях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.15
Разработка плана-конспекта занятия по воспитанию звуковой культуры речи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.16
Формирование звуковой выразительности речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.17
Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.18
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.19
Задачи и содержание обучения связной речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.20
Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.21
Беседа как метод обучения диалогической речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.22
Приёмы обучения рассказыванию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.23
Использование моделей и схем в обучении монологической речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.24
Пересказ литературных произведений  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.25
Разработка плана-конспекта занятий по обучению детей пересказу /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.26
Обучение рассказыванию по игрушкам /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.27
Разработка плана-конспекта обучения составлению  рассказов по игрушкам /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.28
Обучение рассказыванию по картине /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.29
Разработка плана-конспекта обучения рассказыванию по игрушкам и по картине /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.30
Обучение рассказыванию из опыта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.31
Обучение творческому рассказыванию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.32
Разработка плана-конспекта по обучению рассказыванию из опыта и  творческому рассказыванию   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.33
Обучение дошкольников высказываниям типа рассуждений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.34
Теоретические основы обучения дошкольников грамоте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.35
Исследования по подготовке детей к обучению грамоте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.36
Ознакомление со словом, с предложением, со словесным составом предложений, со слоговым строением слова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.37
Ознакомление со звуковым строением слова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.38
Особенности восприятия детьми литературных произведений  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.39
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.40
Методика бесед по литературным произведениям (по исследованиям Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной, Л.И. Гурович)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.41
Методика художественного чтения и рассказывания детям   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.42
Методика заучивания стихотворений  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.43
Использование художественной литературы вне занятий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.44
Диагностика речевого развития детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.45
Методики  изучения уровня речевого развития детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.46
Контроль речевого развития: проведение мониторинга /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.47
Технологии преемственности между дошкольной образовательной оганизацией и семьёй в речевом развитии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.48
Предметная среда в разных возрастных группах и ее влияние на развитие речи детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.49
Методическое руководство речевым развитием детей в ДОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.50
Тематическая проверка как форма контроля развитием речи детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.51
Технологии непрерывного дошкольного и начального школьного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.52
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
4.53
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

9
ОПК-5 ОПК-2 ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Вопросы:

1. Теория и технологии развития речи детей как наука

2. Методы научного исследования

3. Методологическая основа методики развития речи

4. Лингвистическая и психологическая основы методики развития речи

5. Естественнонаучная и физиологическая основы методики развития речи

6. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка

7. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского

8. Вклад   Е.И. Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста

9. Методические принципы развития речи

10. Обучение на занятиях как средство развития речи детей

11. Методы и приёмы развития речи детей

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
12. Программы развития речи детей

13. Обучение детей родному языку на занятиях.

14. Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.

15. Роль экскурсий и методика их проведений в развитии словаря детей.

16. Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению их с качествами и свойствами предметов.

17. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.

18. Приёмы работы над многозначными словами.

19. Приёмы рассматривания и обследования предметов для развития словаря.

20. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.

21. Занятия по формированию родовых понятий.

22. Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии словаря.

23. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

24. Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников.

25. Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

26. Методика и технологии формирования способов словообразования.

27. Общение со взрослыми и детей друг с другом как средство развития речи детей.

28. Роль устного народного творчества в развитии словаря детей дошкольного возраста.

29. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей.

30. Различные виды искусства как средство развития речи детей.

Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену

Вопросы:

1. Теория и технологии развития речи детей как наука

2. Методы научного исследования

3. Методологическая основа методики развития речи

4. Лингвистическая и психологическая основы методики развития речи

5. Естественнонаучная и физиологическая основы методики развития речи

6. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка

7. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского

8. Вклад   Е.И. Тихеевой в методику развития речи

9. Методические принципы развития речи

10. Средства развития речи детей

11. Методы и приёмы развития речи детей

12. Программы развития речи детей

13. Обучение детей родному языку на занятиях.

14. Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.

15. Роль экскурсий и методика их проведений в развитии словаря детей.

16. Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению их с качествами и свойствами предметов.

17. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.

18. Приёмы работы над многозначными словами.

19.Приёмы рассматривания и обследования предметов для развития словаря.

20. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.

21. Занятия по формированию родовых понятий.

22.Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии словаря.

23. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

24. Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников.

25. Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

26. Методика и технологии формирования способов словообразования.

27. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

28. Методика обучения звукопроизношению в младшей и средней группах.

29. Методика обучения звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте. Формирование звуковой выразительности речи.

30. Беседа как метод диалогической речи.

31. Приёмы обучения рассказыванию.

32. Разговор с детьми - основной путь формирования связной речи детей дошкольного возраста.

33. Методика обучения рассказыванию о предметах и игрушках.

34. Методика обучения рассказыванию по картине.

35. Методика обучения рассказыванию из личного опыта.

36. Методика обучения творческому рассказыванию.

37. Методика обучения детей рассуждениям.

38. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.

39. Методика художественного рассказывания и чтения детям.

40. Методика заучивания стихотворений.

41. Использование художественной литературы вне занятий.

42. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.

43. Ознакомление со словом, с предложением.

44. Ознакомление со словесным составом предложения.

45. Ознакомление со слоговым строением слова.

46. Ознакомление со звуковым строением слова.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
47. Подготовка к обучению письму.

48. Диагностика речевого развития детей.

49. Организация методической работы по развитию речи детей.

50. Планирование речевой работы в ДОО.

51.Технологии преемственности между дошкольной образовательной организацией и семьей в речевом развитии детей.

52. Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

53.Характеристика наглядных пособий и методика их использования для подготовки к обучению грамоте.

54.Значение уголка книги (литературного уголка), особенности содержания и формы работы, требования к оформлению.

55.Работа над освоением образных средств художественной выразительности произведения.

56.Технология формирования фразеологической лексики у старших дошкольников.

57.Развитие речи детей в семье.

58.Методика обучения старших дошкольников составлению писем.

59.Использование электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций, компьютерных игр на занятиях по развитию речи в ДОО.

60.Использование небылиц и перевертышей в формировании творческих речевых умений дошкольников.

Задания:

1. Разработать план-конспект занятия обучения детей (возраст на выбор) рассказыванию по картине (любой тип высказывания). Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

2. Разработать план-конспект занятия обучения рассказыванию из личного опыта в подготовительной группе с учётом требований ФГОС ДО.  Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

3. Разработать план-конспект занятия по обучению творческому рассказыванию с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Определить в какой возрастной группе решается данная задача? Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

4. Разработать план-конспект занятия по обучению рассуждениям с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Определить в какой возрастной группе решается данная задача? Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

5. Разработайте план-конспект занятия по обучению рассказыванию с использованием моделирования (возраст на выбор). Каковы, на Ваш взгляд, возможности содержания данного занятия для использования приема моделирования? Приведите

ния в работе педагога в соответствии с возрастом детей и учебными задачами.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы письменных сообщений:

1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.

2. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.

3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

4. Роль Л.Н. Толстого в методике развития речи детей.

5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.

6. Вклад К.Д. Ушинского в методику развития речи детей.

7. Роль Е.И. Водовозовойв методике развития речи детей.

8. Влияние педагогической системы Е.И. Тихеевой на современную теорию и технологию речевого развития детей.

9. Вклад Е.И. Флёринойв теорию и методику развития речи детей.

10. Значение работ А.Н. Гвоздева в становлении теории и технологии развития речи детей.

11. Значение работ А.М. Леушиной в становлении теории и технологии развития речи детей.

12. Значение работ М.М. Кониной в становлении теории и технологии развития речи детей.

13. Значение работ Ф.А. Сохина в становлении теории и технологии развития речи детей.

14. Значение работ В.И. Логиновой в становлении теории и технологии развития речи детей.

15. Вклад О.С. Ушаковой в теорию и методику развития речи детей.

16. Вклад А.Г. Арушановой в теорию и методику развития речи детей.

17. Вклад А.П. Усовой в теорию и методику развития речи детей.

18. Вклад Р.И. Жуковской в теорию и методику развития речи детей.

19. Вклад JI.A. Пеньевской в теорию и методику развития речи детей.

20. Вклад О.И. Соловьевой в теорию и методику развития речи детей.

21. Вклад В.И. Логиновой в теорию и методику развития речи детей.

22. Вклад Э.П. Коротковой в теорию и методику развития речи детей.

23. Вклад Л.В. Ворошниной в теорию и методику развития речи детей.

24. Вклад М.М. Кольцовой в методику развития речи.

25. А.Р. Лурия – исследователь речевого развития детей.

26. А.А. Леонтьев – исследователь детской речи.

27. Роль Л.Е. Журовой в разработке проблем обучения детей грамоте.

28. Роль Д.Б. Эльконина в разработке проблем обучения детей грамоте.

29. Речевое развитие детей в детских садах в Англии и в США.

30. Речевое развитие детей в детских садах в Канаде и во Франции.

31. Речевое развитие детей в детских садах в Японии и в Китае.

Перечень творческих заданий

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Творческое задание 1

1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли обучения родному языку в развитии личности детей дошкольного возраста.

2. Составить тестовые задания по изученному материалу.

3. Подготовить консультацию для воспитателей по теме «Особенности занятий в разных возрастных группах».

4. Подготовить методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по руководству с развитием речи в процессе общения детей друг с другом.

5.Проанализировать конспект комплексного занятия по развитию речи из книги «Занятия по развитию речи в детском саду» (Под ред. О.С. Ушаковой) с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей.

Творческое задание 2

1. Составьте вопросы для беседы о рассматриваемом предмете (по выбору) (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним), стимулируя речь обучаемых.

2. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:

1) Роль дидактических игр и упражнений в усвоении лексики.

2) Роль устного народного творчества и художественного слова как источника развития словаря дошкольников.

3) Детское словотворчество.

3. Задание на выбор:

а) Составление конспекта дидактической игры по активизации словаря детей:

Подобрать и составить конспект 1 дидактической игры для одной возрастной группы, подготовить наглядный материал.

Структура составления игры:

- название игры;

- цель игры: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов; закрепление знаний детей о профессии; закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению; расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления и т.д.;

- игровой материал;

- ход проведения (от первого лица).

Подготовиться к проведению игры в группе.

б) Разработка содержания лексического упражнения:

Подобрать и составить конспект лексического упражнения по развитию смысловой стороны речи.

Игровая задача лексических упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему.

При составлении конспекта упражнения необходимо обратить внимание на правильность объяснения его содержания, на подбор словаря для игры.

Структура оформления лексического упражнения:

- название упражнения;

- цель упражнения: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов; расширение словаря детей за счет прилагательных и т.д.;

- ход проведения (от первого лица). Подготовиться к проведению игры в группе.

4. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи по ознакомлению детей с эмоционально-оценочной лексикой (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий (2 плана-конспекта на выбор обучающегося)

Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.

1. Разработать план-конспект занятия по развитию речи в младшей группе по ознакомлению с предметами и развитию словаря с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

2. Разработать план-конспект занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов для одной из возрастных групп с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

3. Разработать план-конспект занятия по развитию словаря в процессе видовых и родовых обобщений с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

4.  Разработать план-конспект занятия по развитию смысловой стороны слова для детей старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО и ответьте на вопрос: Отражен ли в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Если «да», то в какой форме? Предложите другие варианты подведения детей к цели деятельности

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Газина, О. М. 
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 111 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09051-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442378 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Тихеева, Е. И.
Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 161 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11401-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495899 
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каратаева, Н. А.  
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444501
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Н. В. Микляева 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837: учебник и практикум для вузов
Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Рвзитие речи дошкольников. Новое поколение- новые образовательные маршруты Гасанова Р.Х.URL: https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM
 
Э2
Канал для педагогов. Российский учебник URL: https://www.youtube.com/channel/UCkHvYIjNfPSWU8M4CmRsg8w
 
Э3
Развитие речи дошкольников в изобразительной деятельности Грошенкова В.А.URL: https://www.youtube.com/watch?v=jBxI5cESWd8
 
Э4
Развитие речи раннего дошкольного возраста. Практический аспект Брагина Е.А.URL: https://www.youtube.com/watch?v=NPxQYBekUFg
 
Э5
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 15
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине Теория и технологии развития речи у детей проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии развития речи у детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачёта и экзамена.

Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтено».

Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

- по дифференциации информации;

- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для 

 
стр. 16
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.