2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Речевое развитие детей дошкольного возраста_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Речевое развитие детей дошкольного возраста
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование готовности обучающихся к профессиональной педагогической деятельности в области речевого развития детей дошкольного возраста
1.2
Задачи освоения вдисциплины:
1.3
формировать умение понимать возрастные и индивидуальные особенности речевого развития и речевой активности детей на разных возрастных этапах
1.4
формировать умение реализовывать  современные образовательные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в ДОО
1.5
формировать умение использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательной работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.2
Теория начального литературного образования
2.1.3
Технологии начального математического образования
2.1.4
Технологии начального языкового образования
2.1.5
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.6
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.7
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.8
Теория начального математического образования
2.1.9
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.10
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.11
Теория начального языкового образования
2.1.12
2.1.13
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.14
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.15
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.2
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.3
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.4
Формирование УУД у младших школьников
2.2.5
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.6
Литературное развитие детей
2.2.7
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.8
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
2.2.12
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.13
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.14
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.16
Графическая деятельность младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами речевого развития детей дошкольного возраста 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами  речевого развития детей дошкольного возраста
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами речевого развития детей дошкольного возраста
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами речевого развития детей дошкольного возраста
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами  речевого развития детей дошкольного возраста
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами  речевого развития детей дошкольного возраста
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами  речевого развития детей дошкольного возраста
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами  речевого развития детей дошкольного возраста
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами  речевого развития детей дошкольного возраста
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
условия, обеспечивающие речевое развитие детей в ДОО
3.1.2
технологии, способствующие речевому развитию  детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать возможности развивающей предметно-пространственной среды,обеспечивающей условия для речевого развития детей дошкольного возраста
3.2.2
обеспечивать методическое оснащение работы по речевому развитию дошкольников 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации образовательной среды с целью обеспечения речевого развития дошкольников
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста  

 
1.1
Формирование учения о речевом развитии детей дошкольного возраста  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
1.2
Исследования в области речевого развития детей  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
7
0
 
1.3
Современные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
1.4
Значение речевого развития в развитии и воспитании детей дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
7
0
 
1.5
Педагогические условия речевого развития детей дошкольного возраста  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.6
Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
 
Раздел 2. Речевое развитие детей дошкольного возраста как необходимое условие успешного личностного развития 

 
2.1
Развитие звуковой стороны  речи дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.2
Формирование грамматического  строя речи у детей дошкольного возраста /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.3
Словарная работа как часть программы речевого развития детей  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.4
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.5
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.6
Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин (поисследованиям Е.А.Смирновой)  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
7
0
 
2.7
Формирование у дошкольников объснительной речи (по исследованиям Н.И.Кузиной)  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
7
0
 
2.8
Развитие связной речи дошкольников на разных возрастных этапах /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
2.9
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
7
0
 
2.10
Диагностические методики разных авторов, выявляющие ту или иную сторону речи детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
7
0
 
2.11
Методика выявления речевого развития дошкольников  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
7
0
 
2.12
Рекомендации к проведению обследования речевого развития детей дошкольного возраста  /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4
7
0
 
2.13
Обследование уровня речевого развития детей младшей группы  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-4
7
0
 
2.14
Обследование уровня речевого развития детей средней группы  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-4
7
0
 
2.15
Обследование уровня речевого развития детей старшей группы  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-4
7
0
 
2.16
Обследование уровня речевого развития детей подготовительной к школе группы  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-4
7
0
 
2.17
Современные здоровьесберегающие технологии речевого развития детей  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-4
7
0
 
2.18
Речевое развитие детей  в условиях билингвальной дошкольной образовательной организации  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
2.19
Разработка  планов-конспектов занятий по речевому развитию в младшей группе  /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-4
7
0
 
2.20
Разработка  планов-конспектов занятий по речевому развитию в средней группе  /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
2.21
Разработка  планов-конспектов занятий по речевому развитию в старшей группе  /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.22
Разработка  планов-конспектов занятий по речевому развитию в подготовительной к школе группе  /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий к зачёту:

1. Роль родного языка в становлении личности человека

2. Понятие «чувство языка»

3. Проблема обучения дошкольников родному языку

4. Взаимосвязь речевого и умственного развития

5. Взаимосвязь развития речи и эстетического развития

6. Развитие речи и нравственное воспитание

7. Принципы обучения родному языку

8.  Обогащение словаря через обогащение представлений

9. Работа над пониманием слова

10. Приемы развития речи

11. Критерии оценки речевого развития дошкольника

12. Что такое фонетика?

13. Артикуляционная сторона речи

14. Интонация

15. Речевой слух. Темп речи

16. Принципы работы по воспитанию звуковой культуры речи с детьми младшего дошкольного возраста

17. Принципы работы по воспитанию звуковой культуры речи с детьми среднего дошкольного возраста

18. Принципы работы по воспитанию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста

19. Принципы работы по воспитанию звуковой культуры речи с детьми подготовительной к школе группы

20. Что такое «грамматический строй языка»?

21. Два подхода к формированию грамматических навыков при обучении языку

22. Работа над морфологическим строем речи

23. Работа над словообразованием

24. Работа над синтаксическими конструкциями языка

25. Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

26. Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

27. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

28. Формирование грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы

29. Значение слова и его смысловые связи с другими словами.

30. Роль словарной работы для развития смысловой стороны речи дошкольника.

31. Становление системы лексических значений у детей.

32. Комплексная работа над семантикой слова

33. Основные направления словарной работы с дошкольниками

34. Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста

35. Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста

36. Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста

37. Словарная работа с детьми подготовительной к школе группы

38. Развитие диалогической речи

39. Развитие монологической речи

40. Структура текста и способы связи между предложениями

41. Типы высказываний по способу изложения

42. Развитие связной речи и другие стороны речевого и личностного развития дошкольников

43. Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

44. Пересказ литературных произведений детьми младшей группы

45. Рассматривание картин в младшей группе

46. Описание предметов (игрушек) в младшей группе

47. Составление повествовательных рассказов в младшей группе

48. Работа над описательной речью в средней группе

49. Работа над повествовательной речью в средней группе

50. Пересказ литературных произведений детьми средней группы

51. Рассказывание по серии картин в старшей группе

52. Рассказывание из личного опыта в старшей группе

53. Формирование элементарных знаний о структуре повествовательного текста в старшей группе

54. Пересказ литературных произведений детьми старшей группы

52. Пересказ литературных произведений детьми подготовительной к школе группы

53. Рассказывание по серии картин в подготовительной к школе группы

54. Рассказывание из личного опыта в подготовительной к школе группы

55. Обучение дошкольников рассуждениям

56. Обучение дошкольников творческому рассказыванию

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примеры заданий по аналитической работе с источниками (письменные сообщения):

1.Изучите психосоциологическую теорию речи Л.С. Выготского. Подготовить письменное сообщение.

2.Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева. Подготовить письменное сообщение.

3.Онтогенез развития речи как средства общения (по исследованиям М.И. Лисиной). Подготовить письменное сообщение.

4.Вопросы изучения детской речи в трудах А.Н. Гвоздева. Подготовить письменное сообщение.

5.Ознакомиться с содержанием книги А.Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей 3-7 лет». Подготовить сообщение (3-5 минут) по данной книге (высказать своё отношение к прочитанному, дать анализ грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций).

6.Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин (по исследованиям Е.А. Смирновой). Подготовить письменное сообщение.

7.Формирование у дошкольников объяснительной речи (по исследованиям Н.И. Кузиной). Подготовить письменное сообщение.

8.Формирование у детей знаний о структурных частях текста (по исследованию Н.Г. Смольниковой). Подготовить письменное сообщение.

9.В журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», «Дошкольная педагогика», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи о внедрении здоровьесберегающих технологий в речевое развитие детей дошкольного возраста (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить письменное сообщение (3-5 минут) по выбранной статье.

Примеры разработки занятий (ООД)

1. Разработать план-конспект экскурсии в старшей группе ДОО.

2. Разработать план-конспект занятия по развитию словаря в одной из возрастных групп.

3. Разработать план занятия по формированию грамматического строя речи в одной из возрастных групп.

4. Разработать план комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе.

5. Разработать конспект занятия по чтению или рассказыванию с использованием творческих заданий в старшей группе.

6. Разработать план-конспект работы с картиной с детьми младшей группы.

7. Разработать план-конспект занятия по разучиванию стихотворений в средней группе.

8. Разработать план-конспект занятия по обучению пересказу в старшей группе.

9. Разработать план-конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Газина, О.М.
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О.М. Газина [и др.] ; под редакцией О М. Газиной, В.И. Яшиной. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  111 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-09051-2. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/442378 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Тихеева Е.И.
Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 161 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11401-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495899
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каратаева, Н. А. 
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  118 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-11114-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444501: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Микляева, Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов /Н.В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н.В. Микляевой. -  2-е изд. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  450 с. -  (Высшее образование). -  ISBN 978-5-534-12763-8. -  Текст : электронный //ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э3
Речевое развитие детей дошкольного возраста. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=Ra89L-glNOs
 
Э4
Речевое развитие детей дошкольного возраста.- URL:https://www.youtube.com/watch?v=rFWS7mVyMqY
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимися.Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимися  времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающися с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
часы практических занятий).Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся  должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося  получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с  ОВЗ  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

- в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

- методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

- письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

- выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.