2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Теоретическая фонетика английского языка_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретическая фонетика английского языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол. наук, старш.преп. , Сафина А.Р. _________________
 
 
Теоретическая фонетика английского языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании компетенций в области профессиональной педагогической деятельности по иностранным языкам.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить распознавать, понимать и объяснять фонетические явления английского языка;
1.4
совершенствовать навыки владения нормами иностранного языка для успешного осуществления устной и письменной коммуникации;
1.5
развивать умения фонетически грамотно оформлять речь на иностранном языке;
1.6
учить сопоставлять и анализировать фонетические факты английского и родного языков;
1.7
формировать умения использовать систематизированные теоретические знания для решения исследовательских задач в области преподавания иностранного зыка;
1.8
ознакомить с методами анализа педагогической ситуации, педагогической рефлексии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.2
Курсовая работа по методике обучения  иностранному языку
2.1.3
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Лексикология английского языка
2.1.6
Литература стран изучаемого языка
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Стилистика английского языка
2.1.9
Страноведение
2.1.10
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.11
Биогеография
2.1.12
Педагогика
2.1.13
Учебная технологическая практика
2.1.14
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.15
Психология
2.1.16
Учебная технологическая практика
2.1.17
Философия  
2.1.18
География почв с основами почвоведения
2.1.19
Иностранный язык
2.1.20
История (история России, всеобщая история)
2.1.21
Практическая грамматика
2.1.22
Практическая фонетика
2.1.23
Русский язык и культура речи
2.1.24
Учебная языковая практика
2.1.25
Финансово-экономический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
УК-4.1: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру, формы и методы научного познания, основные задачи теоретической фонетики;
3.1.2
состояние, проблемы и перспективы теоретической фонетики;
3.1.3
способы применения теоретических знаний по фонетике иностранного языка в педагогической деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
объяснять сущность фонетических явлений, их причины, а также устанавливать соответствия между языковыми явлениями;
3.2.2
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками первичного лингвистического анализа языкового материала, методами и приемами исследовательской и практической работы в рамках теоретической фонетики;
3.3.2
способами осуществления учебного процесса с опорой на знания предметной области
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фонетика как наука.

 
1.1
Предмет теоретической фонетики как лингвистической дисциплины. Основные аспекты фонетического анализа. Компоненты звуковой материи языка. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
1.2
Определение фонетики в разных научных школах. Четыре основных направлений фонетики: артикуляционная, акустическая, слуховая, функциональная, и другие направления. Методы фонетических исследований. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
1.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
 
Раздел 2. Артикуляционный аспект в изучении звуков английского языка.

 
2.1
Речевой аппарат. Артикуляционная классификация английских согласных звуков. Артикуляционная классификация английских гласных звуков. Принципы классификации. Различия в артикуляционной базе английского и русского языков. Модификации гласных и согласных звуков в потоке речи. Фонетические процессы: ассимиляция, аккомодация, редукция, элизия, чередование звуков (гласных и согласных). Исторические и фонетические чередования звуков. Теория нейтрализации фонем. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2
Артикуляционная база английского и русского языков. Органы речи. Активные и пассивные органы речи. Общая характеристика основных артикуляционных особенностей английских гласных и согласных в сравнении с русскими гласными и согласными. Различие звуков и букв, фонем и аллофонов; понятие транскрипции. Принципы классификации гласных и согласных фонем. Выработка основных понятий (группы согласных и гласных звуков согласно разным принципам классификации). Монофтонги. Дифтонги. Описание произношения всех гласных и согласных фонем в сравнении с русскими фонемами. Фонетические процессы. Ассимиляция. Носовой взрыв. Латеральный взрыв. Потеря взрыва на стыке двух смычных звуков. Сочетание сонантов с предшествующими согласными. Связующее r. Редукция. Элизия. Аспирация. Палатализация. Напряженность / ненапряженность согласных как дифференциальный признак английской фонетической системы. Звонкость / глухость согласных. Апикальное произношение переднеязычных согласных. Альвеолярные согласные. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
2.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
 
Раздел 3. Теория фонемы.

 
3.1
Фонема как единица языка. Система фонем английского языка (дистинктивные и недистинктивные признаки фонем). Классификация фонологических оппозиций. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
3.2
Фонема как единица лингвистического анализа. Теории фонемы Б.де Куртене, Л.В.Щербы; другие теории (Пражская и Лондонская школы). Фонемы и аллофоны. Дифференциальные признаки фонем. Виды аллофонов. Артикуляционная классификация гласных и согласных фонем. Фонетика и фонология. Фонологические оппозиции как метод исследования фонем. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
3.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
 
Раздел 4. Слог.

 
4.1
Слог как единица речи. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
4.2
Слово и слоги. Структура слога. Основные теории слогообразования и слогоделения. Функции слога. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
4.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Раздел 5. Ударение.

 
5.1
Словесное ударение. Акцентно-силлабическая структура английского слова.

Адаптация звуков в потоке английской речи. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
5.2
Типология структуры слов, их классификация по типу ударения. Функциональный аспект словесного ударения. Основное и второстепенное ударение. Положения ударения в слове. Правила расстановки ударения в словах различной слоговой, морфологической и словообразовательной структуры (двусложных, многосложных, производных, суффиксных и приставочных производных, сложных словах). Сильные и слабые фонетические формы. Редукция: качественная, количественная, нулевая. Редукция служебных частей речи.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
5.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
 
Раздел 6. Интонация.

 
6.1
Интонация и просодия. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
6.2
Понятие о фразовом ударении. Понятие мелодики фразы. Знаменательные и служебные части речи в предложении. Ударные и безударные элементы предложения в зависимости от части речи. Влияние ритма на фразовое ударение. Понятие ритмической группы. Синтагматическое деление предложений. Понятие смысловой группы или синтагмы. Правила деления на смысловые группы предложений: простых нераспространенных, простых распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных, с приложениями, с однородными членами, с определениями главных членов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3
Интонация. Основные характеристики интонационной структуры: высота, темп, тембр. Коммуникативные типы предложений, роль интонации в их формировании. Интонация основных коммуникативных типов предложений. Основные элементы интонационной структуры: предтакт, такт, ядро, затакт. Графические способы обозначения. Компоненты интонационной структуры. Их основные значения. Основные ядерные тоны: особенности употребления в речи и особенности оформления. Интонация отдельных независимых частей предложения: прямого обращения, обстоятельственной группы, вводных слов и фраз. Интонация авторских слов. Ритм и паузация. Функции интонации. Интонационные стили.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
6.4
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
 
Раздел 7. Фоностилистика. Основные стандарты произношения.

 
7.1
Классификация фонетических стилей: академический стиль, публицистический стиль, ораторский стиль, разговорный стиль. Территориальная и социальная вариативность английского произношения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
7.2
Стилистические фонетические приемы, синтаксические и семантические приемы. Типы английского произношения, орфоэпические нормы. Региональные типы английского произношения (диалекты). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
7.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
7.4
Все разделы дисциплины. /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 УК-4.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы к зачету с оценкой:

1. Phonetics as a science.

2. The components of the phonetic structure of English.

3. The role of phonetics in language teaching.

4. The articulatory aspect of English.

5. Process of oral speech production.

6. The organs of speech. The articulation basis of the language.

7. Articulatory classification of consonants.

8. Articulatory classification of vowels.

9. The phonological aspect of speech sounds: definition of the phoneme; minimal pairs.

10. System of oppositions.

11. Classification of allophones.

12. Types of allophones.

13. Relevant / irrelevant features of a phoneme.

14. Three aspects of the phoneme.

15. Phonemic and allophonic transcription.

16. Functions of the phoneme.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
17. Classification of consonants.

18. Classification of vowels.

19. Modifications of consonants and vowels in connected speech: 3 stages of articulation.

20. Two ways of joining sounds.

21. Contextual / historical  assimilation.

22. Obligatory / non-obligatory assimilation.

23. Direction of assimilation.

24. Degrees of assimilation.

25. Kinds of assimilation.

26. Accommodation.

27. Elision.

28. Syllabic structure: definition; syllable theories.

29. Syllable formation.

30. Syllable division.

31. Stress: definition; types of word-stress.

32. Fixed / free stress.

33. Degrees of word-stress.

34. Factors / tendencies that determine the place and degree of word stress.

35. Functions of word stress.

36. Stress tendencies in modern English.

37. Basic rules of accentuation.

38. English intonation on the perceptual level.

39. Problem of intonation in Russian linguistics.

40. Foreign views of the problem of intonation.

41. Intonation groups.

42. Structure of English intonation patterns.

43. Functions of intonation.

44. English rhythm.

45. Prosodic components of intonation.

46. Sentence stress.

47. Principal differences between GA and RP within the vocalic system.

48. Principal differences between GA and RP within the consonantal system.

49. Phonetic culture of speech.

50. Styles of speech and their prosodic characteristics.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Практическое задание

Комплект практических заданий

Text Analysis.

Задание 1.

1. Choose any phoneme and point out all its allophones in the text.

2. Give full articulatory features of several consonant phonemes. Characterize them from the point of view of their distinctive and non-distinctive features.

3. Give full articulatory features of several vowel phonemes. Characterize them from the point of view of their distinctive and non-distinctive features.

4. Distinguish between cases of contrastive and non-contrastive distribution.

5. Choose 3-4 oppositions in the text and characterize them from the point of view of their distinctive features and the relation between the members of the opposition and from the point of view of their correlation in the phonological system.

6. Comment on the frequency of occurrence of vowels and consonants in the text.

7. Find cases of close and open juncture, comment on different instances of assimilation.

8. Show the connection of the tasks completed above with your pedagogical activity.

Задание 2.

1. Choose 4-5 words and give their syllabic structural patterns; characterize them from the viewpoint of their structure.

2. Choose 4-5 words and define the number of syllables in these words according to the sonority theory.

3. Analyse 4-5 words from the viewpoint of phonetic and orthographic syllable division.

4. Give examples of words with different type of syllable structure.

5. Give examples of different degrees of word stress.

6. Illustrate the most common rules of word stress in English using examples from the extract (two-syllable words, three-syllable words, four-syllable words with different types of suffixes, compound words with different elements and functions).

7. Choose different types of sentences, decide on the most suitable place for tonic stress placement and read them with different terminal tones indicating all the differences.

8. Pick out one or two sentences, phrases or some words which may sound differently in different national variants of English, in RP and British dialects.

9. Show the connection of the tasks completed above with your pedagogical activity.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шевченко, Т. И.
Теоретическая фонетика английского языка: учебное пособие для вузов / Т. И. Шевченко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 196 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09050-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488873
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рубанова, О. А.
Основы теоретической фонетики современного английского языка: учебное пособие / О. А. Рубанова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 126 c. — ISBN 978-5-9275-2458-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/87464.html 
Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Несветайлова, И. В.
Theory and Practice of English Phonetics. Part 1. Theory. Part II. Practice: учебно-методическое пособие по теоретической фонетике английского языка / И. В. Несветайлова. — 5-е изд. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 140 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101092.html
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Oxford Learner's Dictionaries. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru
 
Э4
LearningApps.org. – URL: https://learningapps.org/
 
Э5
thinglink. – URL: https://www.thinglink.com/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

В ходе лекционных занятий следует вести конспектирование учебного материала. Конспектирование помогает усвоить учебный материал, поскольку обучающийся должен выделить и записать только самое главное и важное. Особое внимание при конспектировании следует обращать на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений, научные выводы и практические рекомендации. Кропотливая, вдумчивая работа над лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной рабочей программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе.

Все виды аудиторных занятий требуют от обучающегося предварительной самостоятельной работы. При подготовке к практическим занятиям требуется как обязательная, так и дополнительная литература.

В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку терминов, предлагаемых в конце каждой лекции, с тем, чтобы к концу изучения курса каждым обучающимся был составлен полный глоссарий терминов по теоретической фонетике английского языка. Упражнение на составление списка терминов с русскоязычными эквивалентами, дефинициями и примерами является первым при подготовке к занятиям по каждой теме. Далее в практикуме предлагаются упражнения, содержащие языковой материал, который позволяет проиллюстрировать изученные теоретические вопросы и применить описанные в разделе методы фонетического анализа. Упражнения должны выполняться обучающимися самостоятельно в виде домашнего задания с последующей проверкой преподавателем на занятиях.

Ряд упражнений, предлагаемых в практикуме, включает материал, направленный на систематизацию знаний, полученных обучающимися ранее в курсе практической фонетики английского языка. При возникновении затруднений в подготовке к занятиям рекомендуется обратиться к пособиям по практической фонетике английского языка и восстановить утраченные знания по данным темам.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачет с оценкой служит формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий.

При подготовке к зачету с оценкой обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет с оценкой призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету с оценкой обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету с оценкой во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет с оценкой и дней, отведенных на подготовку к зачёту с оценкой. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.