(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
документации
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену:
Вопросы:
1. Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности
2. Анализ психолого-педагогических исследований по планированию воспитательно-образовательной работы в ДОО
3. Сущность и принципы планирования как функции управления в дошкольной образовательной организации
4. Виды и формы планирования в дошкольной образовательной организации
5. Особенности планирования работы в дошкольной образовательной организации
6. Нормативные требования к процессам планирования образовательного процесса и оформлению документации
7. Нормативные требования к оформлению документации по планированию
8. Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
9. Социально-коммуникативное развитие детей
10. Речевое развитие детей
11. Анализ содержания образовательных программ дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию детей
12. Анализ содержания образовательных программ дошкольного образования по речевому развитию детей
13. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
14. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной области «Речевое развитие детей»
15. Принципы планирования работы по развитию речи
16. Принципы планирования работы по социально-коммуникативному развитию
17. Особенности планирования работы по социально-коммуникативному развитию детей
18. Особенности планирования работы по речевому развитию детей
19. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО по социально-коммуникативному и речевому развитию детей
20. Интеграция целей, задач и содержания социально-коммуникативного и речевого развития детей
21. Планирование работы по развитию речи в разных видах деятельности
22. Планирование работы по социально-коммуникативному развитию в разных видах деятельности
23. Перспективное планирование по речевому развитию детей
24. Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию
25. Календарно-перспективное планирование по речевому развитию детей
26. Календарно-перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию
27. Календарное планирование по речевому развитию детей
28. Календарное планирование по социально-коммуникативному развитию
29. Требования к учету работы по развитию речи детей
30. Требования к учету работы по социально-коммуникативному развитию детей
31. Индивидуальная работа с детьми в планах педагога по речевому развитию детей
32. Индивидуальная работа с детьми в планах педагога по социально-коммуникативному развитию детей
33. Планирование занятий по речевому развитию детей
34. Планирование занятий по социально-коммуникативному развитию детей
35. Планирование работы по речевому развитию в режимных моментах
37. Планирование работы по речевому развитию с семьей
38. Планирование работы социально-коммуникативному развитию детей с семьей
39. Планирование и реализация содержания регионального компонента по речевому развитию детей
40. Планирование и реализация содержания регионального компонента по социально-коммуникативному развитию детей
41. Годовое планирование
42. Планирование видов деятельностей дошкольника в ДОО, способствующих социально-коммуникативному развитию.
43. Планирование видов деятельностей дошкольника в ДОО, способствующих речевому развитию.
44. Планирование досугов и развлечений по по социально-коммуникативному и речевому развитию детей
45. Планирование самостоятельной деятельности детей по речевому развитию
46. Планирование самостоятельной деятельности детей по социально-коммуникативному развитию
47. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на присвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе
48. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольником.
49. Содержание и планирование работы по социально-коммуникативному и речевому развитию детей
50. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.
51. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на формирование основ безопасного поведения.
52. Содержание работы воспитателя, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
53. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей, взрослых.
54. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на формирование готовности дошкольника к совместной деятельности со сверстниками.
55. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на развитие словаря дошкольника.
56. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на развитие связной речи дошкольника.
57. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на развитие грамматического строя речи дошкольника.
58. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на воспитание звуковой культуры дошкольника.
59. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на подготовку к обучению грамоте.
60. Содержание и планирование работы воспитателя, направленной на ознакомление с художественной литературой.
Задания:
1. Составьте календарный план работы на неделю с включением разнообразных видов речевой работы и с учётом единого подхода к системе планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи (возрастная группа при планировании работы обучающимся определяется по желанию).
2. Составьте календарный план работы на неделю с включением разнообразных видов работ по социально-коммуникативному развитию детей (возрастная группа при планировании работы обучающимся определяется по желанию).
Примеры творческих заданий
1. Составить план мероприятий повышения образовательного уровня воспитателей ДОО по планированию социально-коммуникативного и речевого развития детей на основе комплексно-тематического принципа;
2. Составить текст консультации для воспитателей по планированию социально-коммуникативного и речевого развития детей на тему «Как правильно оформить план работы с детьми на год (месяц, неделю, день)
3. Составить методический доклад на тему «Рекомендации воспитателем по планированию образовательной деятельности социально-коммуникативному и речевому развитию детей»
4. Составить тематический план по социально-коммуникативному и речевому развитию по теме «Труд людей» в старшей группе дошкольной образовательной организации.
Примеры контрольной работы
Вариант 1
Тема:Планирование и организация работы по социально-коммуникативному развитию в дошкольных организациях
1. Раскройте особенности планирования работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в образовательной организации.
2. Каково участие заведующего (старшего воспитателя) дошкольной организации в планировании работы по социально-коммуникативному развитию детей?
3. Какие виды планирования работы по социально-коммуникативному развитию существуют в дошкольной образовательной организации?
4. Назовите формы контроля по социально-коммуникативному развитию в дошкольной образовательной организации.
5. Перечислите формы планирования работы с семьей по социально-коммуникативному развитию детей.
Примеры методических задач
Методическая задача 1
1) Дать анализ календарного плана работы по развитию речи детей в одной из возрастных групп за один месяц
Вопросы к анализу: учет принципов планирования работы по социально-коммуникативному развитию; соответствие планируемых задач и содержания работы по социально-коммуникативному развитию требованиям программы; подбор ООД (занятий) по социально-коммуникативному развитию; выполнение задач всех разделов; планирование работы на занятиях и в других видах деятельности; комплексный подход к планированию; разнообразие методов и приёмов обучения;
Методическая задача 2
1) Дать анализ календарного плана работы по социально-коммуникативному развитию детей в одной из возрастных групп за один месяц
Вопросы к анализу: учет принципов планирования работы по речевому развитию; соответствие планируемых задач и содержания речевой работы требованиям программы; подбор ООД (занятий) по развитию речи; выполнение задач всех разделов; планирование работы на занятиях и в других видах деятельности; комплексный подход к планированию; разнообразие методов и приёмов обучения; соответствие плана требованиям ФГОС ДО.
Методическая задача 3
Составить календарный план работы по развитию речи на 2 недели для одной из возрастных групп.
Методическая задача 4
Составить календарный план работы по социально-коммуникативному развитию детей на 2 недели для одной из возрастных групп.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) Дошкольное образование и Начальное образование в форме экзамена.
Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: творческое задание, контрольная работа, методическая задача.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
- по дифференциации информации;
- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха – письменная контрольная работа или решение
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводится в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.