(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену:
Вопросы:
1. Социально-коммуникативное развитие как одно из приоритетных направлений работы ДОО.
2. Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОО
3. Средства и методы реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОО
4. Содержание работы воспитателя, направленной на присвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе
5. Содержание работы воспитателя, направленной на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольником.
6. Содержание работы по социально-коммуникативному и речевому развитию детей
7. Содержание работы воспитателя, направленной на развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.
8. Содержание работы воспитателя, направленной на формирование основ безопасного поведения.
9. Использование метода проектов в целях социально-коммуникативного развития дошкольников Речевое развитие как одно из приоритетных направлений работы ДОО.
10. Цели и задачи образовательной области «Речевое развитие» в ДОО.
11. Средства и методы реализации образовательной области «Речевое развитие» в ДОУ.
12. Значение социально-коммуникативного развития в развитии детей дошкольного возраста
13. Значение речевого развития в развитии детей дошкольного возраста
14. Профессиональная компетентность педагога в области социально-коммуникативного развития детей
15. Профессиональная компетентность педагога в области речевого развития детей
16. Современные концепции социально-коммуникативного развития детей
17. Современные концепции речевого развития детей
18. Предпосылки социально-коммуникативного и речевого развития детей
19. Особенности социально-коммуникативного развития и взаимосвязь с речевым развитием детей
20. Влияний коммуникативных умений детей на их социализацию
21. Социально-коммуникативное развитие и его влияния на речевое развитие детей
22. Педагогические условия организации социально-коммуникативного и речевого развития детей
23. Технологии игрового обучения в социально-коммуникативном развитии детей
25. Деятельностные технологии в социально-коммуникативном развитии детей
26. Деятельностные технологии в речевом развитии детей
27. Технологии проблемного и развивающего обучения в социально-коммуникативном развитии детей
28. Технологии проблемного и развивающего обучения в речевом развитии детей
29. Технологии моделирования в социально-коммуникативном развитии детей
30. Технологии моделирования в речевом развитии детей
31. Использование информационно-коммуникационных технологий в социально-коммуникативном развитии детей
32. Использование информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии детей
33. Интеграция целей, задач и содержания работы по социально-коммуникативному и речевому развитию детей
34. Комплексный подход к организации социально-коммуникативного развития детей
35. Комплексный подход к организации речевого развития детей
36. Роль предметно-развивающей и игровой среды в социально-коммуникативном развитии детей
37. Роль предметно-развивающей и игровой среды в речевом развитии детей
38. Комплексный подход к организации и проведению занятий по социально-коммуникативному развитию детей
39. Комплексный подход к организации и проведению занятий по речевому развитию детей
40. Комплексный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей по социально-коммуникативному развитию детей
41. Комплексный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей по речевому развитию детей
42. Диагностика социально-коммуникативного развития детей
43. Диагностика речевого развития детей
44. Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в социально-коммуникативном и речевом развитии
45. Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в речевом развитии
46. Планирование социально-коммуникативного развития детей
47. Планирование речевого развития детей
48. Технологии преемственности между ДОО и семьей в социально коммуникативном развитии детей
49. Технологии преемственности между ДОО и семьей в речевом развитии детей
50. Методическое руководство социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста
51. Методическое руководство речевым развитием детей дошкольного возраста
52. Социально-коммуникативное развитие детей в игре в рамках реализации ФГОС ДО
53. Речевое развитие детей в игре в рамках реализации ФГОС ДО
54. Содержание работы воспитателя, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
55. Содержание работы воспитателя, направленной на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей, взрослых.
56. Содержание работы воспитателя, направленной на формирование готовности дошкольника к совместной деятельности со сверстниками.
57. Содержание трудового воспитания дошкольника
58. Патриотическое воспитание дошкольника.
59. Психологическая коррекция детей с нарушением коммуникативных навыков.
60. Влияние семьи на социально-коммуникативное и речевое развитие дошкольника.
Задания:
1. Составить методическую разработку интегрированного занятия (с участием детей, родителей) по социально-коммуникативному и речевому развитию детей, целью которого является формирование у ребенка ценности семьи, семейных отношений, представление себя как члена своей семьи.
2. Составить методическую разработку занятия (с участием детей, родителей) по социально-коммуникативному и речевому развитию детей, целью которого является способствование развитию у ребенка социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания.
Творческое задание 1
1) Составить таблицу с основными понятиями по теме «Теоретические основы организации социально-коммуникативного и речевого развития детей»
2) Разработайте игру по социально-коммуникативному развитию детей с помощью мультимедийной презентации Power Point http://www.viki.rdf.ru/
3) Охарактеризуйте требования к проведению диагностики по социально-коммуникативному развитию детей. Подготовьте задания для проведения диагностики по одному из направлений социально-коммуникативного развития детей старшей группы.
4) Составить тематический план по социально-коммуникативному развитию по теме «Труд людей» в старшей группе дошкольной образовательной организации.
Творческое задание 2
1) Составить таблицу с основными понятиями по теме «Теоретические основы организации социально-коммуникативного и речевого развития детей»
2) Разработайте игру по речевому развитию детей с помощью мультимедийной презентации Power Point http://www.viki.rdf.ru/
3) Охарактеризуйте требования к проведению диагностики по речевому развитию детей. Подготовьте задания для проведения диагностики по одному из направлений социально-коммуникативного развития детей подготовительной к
4) Составить тематический план по речевому развитию по теме «Труд людей» в старшей группе дошкольной образовательной организации.
Контрольная работа
Примеры контрольной работы
Вариант 1
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании в области социально-коммуникативного развития детей
Вопросы: 1. Использование возможностей информационной среды для решения педагогических задач. 2. Характеристика и возможности использование компьютерных программ в социально-коммуникативном развитии дошкольников. 3. Специфика использования разных средств, презентации, интегративные доски и др., их эффективность в социально-коммуникативном развитии детей
Вариант 2
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании в области речевого развития детей
Вопросы: 1. Использование возможностей информационной среды для решения педагогических задач. 2. Характеристика и возможности использование компьютерных программ в развитии речи дошкольников. 3. Специфика использования разных средств, презентации, интегративные доски и др., их эффективность в речевом развитии детей
Разработка плана-конспекта занятия
Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий (2 плана-конспекта на выбор обучающегося)
Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.
1. Разработать план-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей в одной из возрастных групп
2. Разработать план-конспект занятия по развитию речи в одной из возрастных групп
3. Разработать план занятия по социально-коммуникативному и речевому развитию детей
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) Дошкольное образование и Начальное образование в форме экзамена.
Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: творческое задание, контрольная работа, разработка планов-конспектов занятий, задания для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
- по дифференциации информации;
- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха – письменная контрольная работа или решение практических заданий.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводится в несколько этапов.
В случае необходимости дисциплина может преподаваться в дистанционном режиме.