2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Технология гуманно-личностного подхода к детям_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология гуманно-личностного подхода к детям
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
74
74
74
74
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.фил.н, доцент, Шарафетдинова З.Г.; _________________
 
 
Технология гуманно-личностного подхода к детям
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения  дисциплины: вооружение обучающихся научно-методическими знаниями  для осуществления гуманно-личностного подхода к детям
1.2
Задачи освоения дисциплин:
1.3
изучить основные принципы гуманно-личностного подхода к детям  
1.4
формировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
1.5
формировать умение определять содержание воспитания и духовно-нравственного   развития детей, правильно выбирать наиболее эффективный путь воздействия на их развитие, анализировать полученный результат
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.3
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.4
Теория и технологии литературного развития детей
2.1.5
Ациклические виды спорта
2.1.6
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.7
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.8
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.9
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.10
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.12
Основы математической обработки информации
2.1.13
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.14
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.15
Теория и технологии физического развития детей
2.1.16
Безопасность жизнедеятельности
2.1.17
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.18
Противодействие коррупции
2.1.19
Дошкольная педагогика
2.1.20
История и культура народов Республики Татарстан
2.1.21
Физическая культура и спорт
2.1.22
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.23
Татарский язык
2.1.24
Циклические виды спорта
2.1.25
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.26
Этнология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
сновы охраны жизни  и здоровья детей дошкольного возраста
 
критерии оценивания здоровья детей дошкольного возраста
 
основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
 
 
Уметь:
 
использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
 
оценивать здоровьедетей дошкольного возраста по заданным критериям
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
 
 
Владеть:
 
навыками анализа здоровьесберегающих технологий
 
навыками оценивания здоровья детей дошкольного возраста по заданным критериям
 
навыками разработки Программ здоровьесбережения
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности.
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности основе заданных критериев развития детей дошкольного возраста
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
3.1.2
содержание и технологии воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности в ДОО
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать технологию гуманно-личностного подхода к детям для создания психологически безопасной образовательной среды, позволяющей обеспечить охрану жизни и здоровья детей дошкольного возраста
3.2.2
использовать технологию гуманно-личностного подхода к детям для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности и вне её 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста в процессе использования технологии гуманно-личностного подхода к детям
3.3.2
технологией гуманно-личностного подхода к детям для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности и вне её
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы гуманно-личностного подхода в образовании

 
1.1
Теоретические исследования традиционного подхода в образовании  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.2
Педагогические технологии гуманно-личностного подхода к детям /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.3
Гуманно-личностная  технология Ш.А.Амонашвили  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.4
Гуманистический подход в образовании в современных условиях  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.5
Формулировки гуманно-личностной педагогики  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

8
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.6
Идеи гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.7
Антология гуманной педагогики   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.8
Педагогика - общечеловеческая культура мышления  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
1.9
Теория о допущениях  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
 
Раздел 2. Технологии гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе 

 
2.1
Семантика  гуманной педагогики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.2
Теория о трёх стихийных страстях ребёнка  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.3
Страсть ребенка к взрослению  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.4
Психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста: процесс взросления  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.5
Два уровня жизни детей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.6
Творящая сила мысли  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.7
Занятие – форма организации возвышенной жизни детей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.8
Интегрированное занятие в ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

8
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.9
Духовность как ведущая сила современного занятия в ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.10
Знакомство с новыми формами и методами проведения занятий с позиции культурологических подходов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.11
Методы гуманной педагогики  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.12
Система выращивания письменноречевой деятельности у школьников   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.13
Содержательная оценочная деятельность в педагогическом процессе  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.14
Учитель гуманной педагогики  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.15
Ведущие идеи в творчестве педагогов-новаторов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
2.16
Воспитание детей средствами гуманной педагогики   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-6 ПК-3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов и заданий к зачёту

1. Технологический подход в образовании.

2. Понятие педагогической технологии

3. Структура педагогической технологии

4. Признаки педагогических технологий

5. Критерии педагогических технологий

6. Цели педагогических технологий

7. Научные основы педагогической технологии

8. Структура педагогической технологии

9. Методика и технология

10. Функции педагогических технологий

11. Классификация современных педагогических технологий

12. Современное традиционное обучение

13. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

14. Технология гуманно-личностного подхода к детям

15. Технология гуманно-личностного подхода Ш.А. Амонашвили

16. Теоретические основы технологии гуманно-личностного подхода к детям

17. Структурные схемы уроков Ш.А. Амонашвили

18. Целевые ориентации и основные концептуальные положения технологии гуманно-личностного подхода Ш.А. Амонашвили

19. Организация жизни детей на уроке по технологии гуманно-личностного подхода к детям

20. Организация жизни детей дошкольного возраста на занятии по технологии гуманно-личностного подхода к детям

21. Афоризмы, педагогические системы Ш.А. Амонашвили в реализации технологии гуманно-личностного подхода к детям

22. Использование манифеста Ш.А. Амонашвили в реализации технологии гуманно-личностного подхода к детям

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
23. Использование технологии гуманно-личностного подхода к детям для решения задач воспитания в организованной образовательной деятельности и вне её.

24. Использование технологии гуманно-личностного подхода к детям для решения задач духовно-нравственного развития в организованной образовательной деятельности и вне её

25. Использование технологии гуманно-личностного подхода к детям для решения задач воспитания детей дошкольного возраста вне организованной образовательной деятельности

26. Использование технологии гуманно-личностного подхода к детям для решения задач духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста вне организованной образовательной деятельности

27. Роль семьи в решении задач гуманно-личностного подхода к детям.

28. Роль педагога в реализации технологий гуманно-личностного подхода к детям в ДОО

29. Использование технологии гуманно-личностного подхода к детям для создания психологически безопасной образовательной среды, позволяющей обеспечить охрану жизни и здоровья детей дошкольного возраста

30. Формы взаимодействия педагога с детьми в процессе реализации гуманно-личностного подхода к ним

Задания:

Разработать план-конспект ООД (занятия):

1. Использование приёмов технологии гуманно-личностного подхода к детям в социально-коммуникативном развитии дошкольников

2. Использование приёмов технологии гуманно-личностного подхода к детям в художественно-эстетическом развитии дошкольников

3. Использование приёмов технологии гуманно-личностного подхода к детям в познавательном развитии дошкольников

4. Использование приёмов технологии гуманно-личностного подхода к детям в музыкальном развитии дошкольников

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Темы для написания эссе:

1. Учитель гуманной педагогики

2. Творящая сила мысли

3. Страсть ребенка к взрослению

4. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

5. Береги здоровье смолоду 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. Н. Галигузова
Дошкольная педагогика / Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. : учебник и практикум для  бакалавриата 2-е изд., испр. и доп. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433693 (дата обращения: 25.04.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Щуркова, Н. Е.
Щуркова, Н. Е.  Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453382
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Амонашвили, Ш.А.
Амонашвили Ш.А. Как любить детей [Электронный ресурс]/ Амонашвили Ш.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский городской педагогический университет, 2011.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26497.html
Москва: Московский городской педагогический университет, 2011
 
Л2.2
О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева
Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для  бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). —URL: https://urait.ru/bcode/434177 
М. : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э1
Основы гуманно-личностного подхода к детям. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=zo7PwTuXAJ0
 
Э2
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимися.Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимися  времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающися с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся  должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося  получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с  ОВЗ  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

- в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

- методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

- письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

- выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.