2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория и технологии развития математических представлений у детей_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии развития математических представлений у детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 4 зачет 4
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
205
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
205
205
205
205
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
252
252
252
252
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Теория и технологии развития математических представлений у детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления педагогической деятельности по развитию математических представлений у детей в дошкольных образовательных организациях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать знания о концепциях математического развития дошкольников
1.4
формировать знания о технологиях развития математических представлений и способах  их реализации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей  детей дошкольного возраста
1.5
формировать умение организовать процесс развития математических представлений в соответствии с образовательной программой ДОО
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика раннего возраста
2.1.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.3
Психолого-педагогический практикум
2.1.4
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.5
Теория начального литературного образования
2.1.6
Технологии начального математического образования
2.1.7
Технологии начального языкового образования
2.1.8
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.9
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.10
История педагогики и образования
2.1.11
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.14
Социальная психология
2.1.15
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.16
Теория начального математического образования
2.1.17
Теория начального языкового образования
2.1.18
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.19
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.20
Детская психология
2.1.21
Дошкольная педагогика
2.1.22
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.23
Теория обучения
2.1.24
2.1.25
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.26
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.27
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.2
Литературное образование дошкольников
2.2.3
Методика обучения татарскому языку
2.2.4
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.5
Организация дошкольного образования
2.2.6
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.7
Поликультурное образование
2.2.8
Психология педагогической деятельности
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.10
Теория и технологии музыкального воспитания детей
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.11
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.12
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.13
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.14
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.17
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.18
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.19
2.2.20
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.21
Работа с одарёнными детьми
2.2.22
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.23
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.24
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.25
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.26
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.27
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.28
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
теоретические основы организации процесса обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей
 
особенности организации процесса обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей
 
методику и технологии осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей
 
 
Уметь:
 
осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей
 
анализировать учет социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей в процессе обучения, воспитания и развития
 
диагностировать математическое развитие детей с учетом их социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей 
 
 
Владеть:
 
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей
 
методами анализа учета социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей в процессе их обучения, воспитания и развития
 
методами диагностики математического развития детей с учетом их социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
структуру и содержание современных образовательных программ по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
требования ФГОС ДО к образовательным программам по развитию математических представлений у детей
 
способы составления образовательных программ по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Уметь:
 
реализовывать образовательные программы по развитию математических представлений у  детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
анализировать образовательные программы по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
разрабатывать образовательные программы по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
Владеть:
 
навыками анализа и оценки образовательных программ по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
навыками реализации образовательных программ по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
навыками составления образовательной программы по развитию математических представлений у детей  в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
требования   к применению основных современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
способы   применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
 
Уметь:
 
планировать и организовать работу  с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
анализировать и оценивать современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
проектировать занятия с применением современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Владеть:
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития 
 
навыками анализа и оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики
 
навыками проектирования занятий с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики  
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возрастные, индивидуальные особенности развития математических представлений детей дошкольного возраста
3.1.2
технологии по развитию математических представлений у детей и способы их реализации в дошкольной образовательной организации;
3.1.3
основы реализации образовательной программы по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
3.1.4
современные методы и технологии обучения математике детей дошкольного возраста и диагностики их развития математических представлений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать и понимать возрастные, индивидуальные особенности развития математических представлений детей дошкольного возраста
3.2.2
реализовывать образовательную программу по развитию математических представлений у детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
3.2.3
применять современные методы и технологии обучения математике и диагностики их развития математических представлений
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития математических представлений детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
3.3.2
навыками организации педагогической деятельности по развитию элементарных математических представлений с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3.3
навыками реализации образовательной программы, разработки планов-конспектов занятий на основе методических разработок по развитию математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
3.3.4
навыками использования современных методов и технологий обучения математике детей и диагностики их развития математических представлений для достижения конкретных целей обучения и развития
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Теоретические и методические основы  развития математических представлений у детей

 
1.1
Теория и технологии развития математических представлений как наука  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
1.2
Основные математические понятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
1.3
Роль формирования математических представлений в развитии детей дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 2.  История становления учебной дисциплины

 
2.1
Теоретические основы возникновения математики и её развития как науки  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
2.2
Становление   и современные концепции  методики развития математических представлений у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
2.3
Современные программы развития математических представлений у детей   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 3. Дидактические основы математического образования дошкольников

 
3.1
Реализация дидактических принципов   в процессе развития математических представлений у детей   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
3.2
Методы обучения элементам математики  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
3.3
Средства обучения элементам математики  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
3.4
Формы обучения и виды занятий по математике в ДОО  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
3.5
Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
3.6
Дидактические основы  обучения дошкольников элементам математики  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Раздел 4. Особенности  развития и формирования математических представлений у детей  

 
4.1
Предпосылки развития и формирования математических представлений у детей  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.2
Особенности развития представлений о множестве    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.3
Особенности развития представлений о числе  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.4
Особенности развития представлений о величине /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.5
Особенности развития представлений о форме  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.6
Особенности развития представлений о пространстве  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.7
Особенности развития представлений о времени    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.8
Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
4.9
Математические способности и их влияние на  развитие математических представлений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 5. Методика и технологии развития математических представлений у детей  

 
5.1
Методика и технологии развития количественных представлений у детей  младшей и средней групп  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.2
Методика и технологии развития количественных представлений у детей старшей и подготовительной к школе групп  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.3
Разработка плана-конспекта  занятий по развитию представлений о количестве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.4
Технологии развития представлений о величине (размере) предметов  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.5
Разработка плана-конспекта  занятий по развитию представлений о величине  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.6
Технологии развития  представлений о форме /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
5.7
Разработка плана-конспекта  занятий по развитию представлений о форме  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.8
Технологии развития  представлений о пространстве  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.9
Разработка плана-конспекта  занятий по развитию представлений о пространстве  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.10
Технологии развития  представлений о времени /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5.11
Разработка плана-конспекта  занятий по развитию представлений о времени /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 6. Технологии диагностики и коррекции

 
6.1
Диагностика математического развития детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
6.2
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребёнка: педагогическая  поддержка и сопровождение развития ребёнка  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
6.3
Контроль математического развития: проведение мониторинга  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
6.4
Диагностика математических способностей детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 7. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса

 
7.1
Технологии преемственности между дошкольной образовательной организацией  и семьей в математическом образовании  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.2
Технологии непрерывного дошкольного и начального школьного образования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.3
Формы организации преемственности в работе ДОО, семьи  и  школы по развитию математических представлений   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.4
Составление плана консультаций для родителей по вопросам методики развития математических представлений у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.5
Методическое руководство математическим развитием воспитанников дошкольных образовательных организаций  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.6
Взаимосвязь содержания работы воспитателя со специалистами ДОО по развитию элементарных математических представлений у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
7.7
Роль старшего воспитателя в организации работы по развитию математических представлений у детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.8
Содержание, формы, методы работы по развитию математических представлений у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

5
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.9
Современные подходы к организации методической работы по развитию математических представлений у детей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.10
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
7.11
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

9
ОПК-2 ПК-1 ПК-2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов и заданий к зачету

1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.

2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.

3. Характеристика основных математических понятий: множество, число, счёт, величина, измерение, геометрические фигуры.  

4. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

5. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

6. Реализация дидактических принципов и условий обучения в процессе в процессе развития математических представлений у детей  

7. Методы обучения дошкольников элементам математики.

8. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.

9. Формы обучения элементам математики

10. Условия и содержание работы по математическому развитию детей  

11. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).

12. Развитие представлений о множестве.

13. Формирование представлений о числе и развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.

14. Развитие представлений о величине.   

15. Развитие представлений о форме.

16. Развитие представлений о пространстве.

17. Развитие представлений о времени.   

18. Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений.

19. Математические способности и их влияние на математическое развитие

20. Дидактические условия математического развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).

21. Содержание и методика развития дочисловых представлений у детей.

22. Методика обучения детей счёту.

23. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.

24. Счёт с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах.

25. Ознакомление детей со счётом групп.

26. Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах.

27. Приёмы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.

28. Приёмы ознакомления детей с цифрами.

29.Приёмы ознакомления детей с монетами.

30. Методика подготовки дошкольников к обучению решению арифметических задач.

Задания:

Используя сюжет, приключения, сказочную историю, разработать план-конспект фрагмента занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО по следующим программным задачам и определить в какой возрастной группе решаются данные задачи при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулировать воспитательную задачу. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности?

1. Формировать умение различать понятия «много», «один» во второй группе раннего возраста.

2. Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы

3. Упражнять детей в нахождении «один» и «много» предметов в окружающей обстановке.

4. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
5. Формировать умение воспринимать и сравнивать количество предметов с помощью разных анализаторов

6. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

7. Формировать умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.

8. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

9. Формировать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5

10. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от величины предметов

11. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расстояния между предметами

12. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расположения предметов

13. Упражнять детей в счёте с помощью разных анализаторов в средней группе

14. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

15. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)

16. Знакомить с цифрой 8.

17. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10

18. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда в пределах 8

19. Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7

20. Упражнять в количественном счете в пределах 10, правильно пользуясь количественными числительными, закреплять умение отвечать на вопрос «сколько?»

21. Упражнять в счёте с помощью анализаторов в старшей группе

22. Знакомство с монетами

23. Познакомить детей со структурой задачи

24. Обучать детей выбору арифметических действий сложения и вычитания

25. Обучать детей приёмам присчитывания и отсчитывания в решении простых арифметических задач

26. Упражнять детей в обратном счёте в пределах 10

27. Знакомить детей с числами второго десятка

28. Формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп

29. Познакомить с составом числа из двух меньших в пределах 10 на конкретном материале.

30. Познакомить детей с практической значимостью счётной деятельности.

римерный перечень вопросов и заданий к экзамену:

1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.

2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.

3. Характеристика основных математических понятий: множество, число, счёт, величина, измерение, геометрические фигуры.  

4. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

5. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

6. Современные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

7. Реализация дидактических принципов и условий обучения в процессе в процессе развития математических представлений у детей  

8. Практические методы обучения дошкольников элементам математики.

9. Игровые методы обучения дошкольников математике.

10. Словесные методы обучения дошкольников математике.

11. Современная классификация методов обучения детей математике.

12. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.

13. Классификация форм обучения дошкольников элементам математики

14. Организация занятий по ФЭМП

15. Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей.

16. Предпосылки развития и формирования математических представлений у дошкольников

17. Условия и содержание работы по математическому развитию детей  

18. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).

19. Развитие представлений о множестве.

20. Формирование представлений о числе и развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.

21. Развитие представлений о величине.   

22. Развитие представлений о форме.

23. Развитие представлений о пространстве.

24. Развитие представлений о времени.   

25. Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений.

26. Математические способности и их влияние на математическое развитие

27. Дидактические условия математического развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).

28. Содержание и методика развития дочисловых представлений у детей.

29. Методика обучения детей счёту.

30. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.

31. Счёт с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
32. Ознакомление детей со счётом групп.

33. Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах.

34. Обучение детей приёмам отсчитывания в разных возрастных группах.

35. Приёмы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.

36. Приёмы ознакомления детей с цифрами.

37. Методика подготовки дошкольников к обучению решению арифметических задач.

38. Приёмы обучения детей сравнению двух предметов по различным параметрам величин.

39. Обучение детей упорядочению предметов по величине

40. Формирование у детей понимания отношений между целым и частью.

41. Обучение детей измерению различных величин с помощью условной меры.

42. Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения.

43. Формирование представлений дошкольников об основных эталонах формы предметов.

44. Формирование у детей системных знаний о геометрических фигурах.

45. Обучение детей видоизменению геометрических фигур.

46. Приёмы развития у детей чувственной системы ориентировки в пространстве.

47. Методы и приёмы формирования у детей словесной системы ориентировки в пространстве.

48. Развитие у детей умения ориентироваться на плоскости.

49. Развитие у детей чувства времени.

50. Приёмы формирования представлений о частях суток у детей.

51. Ознакомление детей с прибором измерения времени - часами.

52. Ознакомление детей с календарём как системой измерения времени.

53. Диагностика математического развития детей.

54. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребёнка: педагогическая поддержка и сопровождение развития ребёнка.

55. Контроль математического развития: проведение мониторинга.

56. Технологии преемственности между дошкольной образовательной организацией и семьей в математическом образовании.

57. Технологии непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

58. Методическое руководство математическим развитием воспитанников дошкольных образовательных организаций.

59. Роль игровых занимательных задач в математическом развитии детей.

60. Роль моделирования в математическом развитии детей.

Задания:

Используя сюжет, приключения, сказочную историю  разработать план-конспект ООД (организованная образовательная деятельность) по развитию математических  представлений с учётом требований ФГОС ДО по следующим программным задачам и определить в какой возрастной группе решаются данные задачи при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулировать воспитательную задачу. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия по развитию элементарных математических представлений у детей в данной возрастной группе:

Задание 1

1) формировать представления о частях суток: «день-ночь»; упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру (шире-уже); 2) развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, внимание.

Задание 2

1) знакомить детей с «прямоугольником», обучать узнавать и называть его; 2) продолжать развивать умение сравнивать два предмета по размеру (ширина, высота); развивать слуховую память и восприятие.

Задание 3

1) обучать порядковому счету в пределах 5, правильно пользуясь порядковыми числительными, отвечать на вопрос «Который (какой) по счету?2) продолжать развивать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении; развивать зрительно-пространственную ориентировку, слуховую память и внимание.

Задание 4

1) обучать сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные группы двумя способами (прибавление и убавление 1 предмета); 2) продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум признаками величины (длина и ширина); развивать зрительную память, мелкую моторику.

Задание 5

1) обучать сравнивать несколько предметов (до 5) разной длины; продолжать развивать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами (прибавление и убавление 1 предмета); 2) развивать слуховую память, наглядно- действенное мышление.

Задание 6

1) обучать раскладывать предметы (до 10) разной длины в возрастающем или убывающем порядке; упражнять в умении узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата); 2) развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Задание 7

1) обучать сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7; упражнять в количественном счете в пределах 10, правильно пользуясь количественными числительными, закреплять умение отвечать на вопрос «сколько?»; развивать зрительную и слуховую память.

Задание 8

1) обучать раскладывать предметы (до 10) разной ширины в возрастающем или убывающем порядке; закреплять и расширять пространственные представления (слева-справа, вверху-внизу, впереди, перед, за, между, рядом); 2) развивать зрительно-пространственную ориентировку, слуховую память и внимание.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Задание 9

1) обучать раскладывать предметы (до 10) разной высоты в возрастающем или убывающем порядке; упражнять в умении последовательно называть дни недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; 2) развивать зрительную и слуховую память.

Задание 10

1) обучать умению ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); закреплять представления о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки; 2) развивать зрительно-пространственную ориентировку, внимание.

Задание 11

1) знакомить с цифрой 8; совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда в пределах 8; 2) развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие и память.

Задание 12

1) обучать ориентироваться на листе бумаги в клетку; упражнять в умении на наглядной основе составлять и решать задачи на вычитание, при решении задач пользуясь знаками действий продолжать формировать умение делить квадрат на 2 и 4 равные части; 2) развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительное внимание, наглядно-действенное мышление.

Задание 13

1) обучать сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные группы двумя способами (прибавление и убавление 1 предмета); 2) продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум признаками величины (длина и ширина); развивать зрительную память, мелкую моторику.

Задание 14

1) формировать представления о частях суток: «день-ночь»; упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру (шире-уже); 2) развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, внимание.

Задание 15

1) обучать количественному счету в пределах 5; продолжать обучать узнавать и называть «круг», «квадрат» и «треугольник»; 2) развивать тактильное восприятие, зрительное внимание.

Задание 16

1) обучать понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» и пользоваться при ответах словами «столько-сколько», «поровну», «меньше», «больше»; упражнять в умении узнавать и называть «квадрат»; развивать слуховую память, умение выполнять простую инструкцию.

Задание 17

1) обучать составлению групп из однородных предметов и выделять из группы один предмет, понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»; 2) развивать умение различать правую и левую руку, зрительно-пространственную ориентировку, зрительную память, мелкую моторику.

Задание 18

1) обучать детей находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке; упражнять в умении узнавать и называть «круг»; 2) развивать зрительное внимание и зрительную память.

Задание 19

1) продолжать учить применять нужное арифметическое действие при её решении, «записывать» его с помощью картинок и знаков «-» и «+»; 2) упражнять в составлении числа девять из двух меньших чисел, комбинируя различные материалы; развивать произвольное внимание

Задание 20

1) показать образование числа 2; упражнять в согласовании числительных с существительным в роде, числе, падеже; 2) упражнять в определении величин предметов (длинный-короткий, длиннее-короче); 3) развивать произвольное и зрительное внимание и зрительную память

Задание 21

1) знакомить с порядковым счётом в пределах 5; формировать умение различать порядковый и количественный счёт, пользоваться порядковыми числительными; 2) учить определять положение своего тела среди окружающих предметов; 3) развивать внимание и память

Задание 22

1) показать, как можно составить число 3 из двух меньших; 2) закреплять знания последовательности дней недели; 3) упражнять в назывании чисел – «соседей»

Задание 23

1) учить считать группы, состоящие из двух-трёх предметов, называть общее количество в них; 2) делить прямоугольник на две, четыре, восемь равных частей, сравнивать их между собой; 3) развивать произвольное внимание

Задание 24

1) учить определять ширину предметов (широкий-узкий», «шире-уже»); 2) продолжать формировать умение различать пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз; 3) развивать произвольное внимание и память

Задание 25

1) познакомить с цифрой 10; 2) продолжать знакомить с помощью условной мерки количество жидкости; 3) развивать внимание и координацию движений глаз и рук.

Задание 26

1) познакомить с треугольником, уметь обследовать осязательно-двигательным путём; 2) продолжать формировать умение классифицировать предметы по величине, цвету, форме; 3) развивать внимание и координацию движений глаз и рук.

Задание 27

1) упражнять в счёте по осязанию в пределах 5; 2) познакомить с нулём; 3) развивать произвольное внимание

Задание 28

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1) формировать умение различать порядковый и количественный счёт, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»; 3) развивать внимание и координацию движений глаз и рук.

Задание 29

1) формировать умение составлять число из двух меньших; 2) уметь называть дни недели от любого дня недели; 3) уметь составлять многоугольник из счётных палочек; 4) развивать воображение

Задание 30

1) упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу; 2) продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить названия геометрических фигур; развивать память, мышление, внимание

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика письменных сообщений:

1. Содержание знакомства детей с математикой в трудах Я.А. Коменского.

2. И.Г. Песталоцци об обучении детей математике до школы.

3. Вопросы знакомства детей с математикой в работах Ф. Фребеля.

4. Дидактические материалы М. Монтессори в процессе знакомства детей дошкольного возраста с математикой.

5. Взгляды Ж. Пиаже на формирование математических понятий у ребенка.

6. Вклад Елизаветы Ивановны Тихеевой в методику развития математических представлений дошкольников.

7. Вклад Фаины Наумовны Блехер в методику развития математических представлений дошкольников.

8. Вклад Анны Михайловны Леушиной в методику развития математических представлений дошкольников.

9. Вклад Людмилы Сергеевны Метлиной в методику развития математических представлений дошкольников.

10. Вклад Тамары Давидовны Рихтерман в методику развития математических представлений дошкольников.

11. Вклад Абрама Ароновича Столяра в методику развития математических представлений дошкольников.

12. Вклад Зинаиды Алексеевны Михайловой в методику развития математических представлений дошкольников.

13. Роль Анны Витальевны Белошистой в методику развития математических представлений дошкольников.

14. Влияние устного народного творчества в методику развития математических представлений дошкольников.

15. Вклад М. Фидлер (Польша), Э. Дум, Д. Альтхауз (Германия) в методику развития математических представлений дошкольников.

16. Вклад Р. Грин и В. Лаксон (США) в методику развития математических представлений дошкольников.

17. Вклад Л.В. Глаголевой в методику развития математических представлений дошкольников.

18. Вклад Тамары Ивановны Ерофеевой в методику развития математических представлений дошкольников.

19. Вклад Екатерины Иосифовны Щербаковой в методику развития математических представлений дошкольников.

20. Вклад А.А. Смоленцевой в методику развития математических представлений дошкольников.

21. Вклад Р. Чудновой в методику развития математических представлений дошкольников.

22. Роль исследований К.Ф. Лебединцева в методике развития математических представлений дошкольников.

23. Роль исследований Г.С. Костюка в методике развития математических представлений дошкольников.

24. Роль исследований Л.А. Венгера и Т.В. Тарунтаевой в методике развития математических представлений дошкольников.

25. Роль исследований П.М. Эрдниева в методике развития математических представлений дошкольников.

26. Вклад В.В. Даниловой в методику развития математических представлений дошкольников.

27. Вклад Н.А. Менчинской в методику развития математических представлений дошкольников.

28. Вклад Р.Л. Березиной в методику развития математических представлений дошкольников.

29. Роль исследований психологов П.Я. Гальперина, Л.С. Георгиева в методике развития математических представлений дошкольников.

30. А.П. Усова об обучении в детском саду.

31.Влияние методов обучения математике в школе (монографического и вычислительного) на становление теории и методики математического развития ребенка дошкольного возраста (Д.Л. Волковский).

Перечень творческих заданий

Творческое задание 1

1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли математического развития детей дошкольного возраста.

2. Составить тестовые задания по изученному материалу.

3.Составить «Календарь исторических дат методики математического развития дошкольников».

4. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:

1) История создания и развития систем единиц измерения.

2) Единицы измерения разных народов.

3) Международная система единиц SI.

5. Провести анализ методического пособия Е.А. Носовой, Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников».

Творческое задание 2

1. Разработать фрагмент плана-конспекта занятия с целью ознакомления с монетами детей подготовительной к школе группы

2. Подобрать стихи, сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д. для формирования у дошкольников количественных представлений, представлений о числе для использования в образовательном процессе.

3. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:

1) Методика обучения счету Сергея Полякова.

2) Методика «Стосчёт» Николая Александровича Зайцева.

3) Методика обучения счету Глена Домана.

4) Методика обучения счету Марии Монтессори.

5) Методика обучения счету Сесиль Лупан.

6) Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников.

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по изучению двузначных чисел (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий

Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.

1. Разработать план-конспект занятия по формированию представлений о составе числа из двух меньших чисел, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).

2. Разработать план-конспект занятия по обучению решению простых арифметических задач, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).

пользованы в ООД: продуктивная, коммуникативная и т. д.) 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Абашина В.В. 
Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов /В.В. Абашина  -  Электрон. текстовые данные.  -  Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. -  118 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87043.html. -  ЭБС «IPRbooks»
Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016
 
Л1.2
Павлова Л.И. 
Теория и методика развития математических представлений у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов /Л.И. Павлова  -  Электрон. текстовые данные. -  Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. -  108 c.  -  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75827.html. -  ЭБС «IPRbooks»
Москва: Московский педагогический государственный университет,,  2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Габова, М. А
Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /М. А. Габова. - 2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 151 с.  -  (Бакалавр и магистр. Модуль).  -  ISBN 978-5-534-07666-0.  -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].  -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/434732
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет. Султанова М.Н, https://www.youtube.com/watch?v=ABAr76QSgRw
 
Э2
Математика в жизни ребенка и математика для жизни. Развитие элементарных математических представлений в образовательном процессе младшей групыы детского сада. https://www.youtube.com/watch?v=Lo1VLnOtr-0
 
Э3
Формирование математических представлений в различных видах деятельности ребенка дошкольника https://www.youtube.com/watch?v=r7sYvKnnKc0
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 15
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине Теория и технологии  развития математических представлений у детей проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии  развития математических представлений у детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачёта и экзамена.

Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтено».

Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и 

 
стр. 16
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.