Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Перечень вопросов и заданий к зачету
1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.
2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.
3. Характеристика основных математических понятий: множество, число, счёт, величина, измерение, геометрические фигуры.
4. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
5. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
6. Реализация дидактических принципов и условий обучения в процессе в процессе развития математических представлений у детей
7. Методы обучения дошкольников элементам математики.
8. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.
9. Формы обучения элементам математики
10. Условия и содержание работы по математическому развитию детей
11. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).
12. Развитие представлений о множестве.
13. Формирование представлений о числе и развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.
14. Развитие представлений о величине.
15. Развитие представлений о форме.
16. Развитие представлений о пространстве.
17. Развитие представлений о времени.
18. Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений.
19. Математические способности и их влияние на математическое развитие
20. Дидактические условия математического развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).
21. Содержание и методика развития дочисловых представлений у детей.
22. Методика обучения детей счёту.
23. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.
24. Счёт с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах.
25. Ознакомление детей со счётом групп.
26. Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах.
27. Приёмы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.
28. Приёмы ознакомления детей с цифрами.
29.Приёмы ознакомления детей с монетами.
30. Методика подготовки дошкольников к обучению решению арифметических задач.
Задания:
Используя сюжет, приключения, сказочную историю, разработать план-конспект фрагмента занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО по следующим программным задачам и определить в какой возрастной группе решаются данные задачи при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулировать воспитательную задачу. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности?
1. Формировать умение различать понятия «много», «один» во второй группе раннего возраста.
2. Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы
3. Упражнять детей в нахождении «один» и «много» предметов в окружающей обстановке.
4. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
6. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
7. Формировать умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.
8. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
9. Формировать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5
10. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от величины предметов
11. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расстояния между предметами
12. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расположения предметов
13. Упражнять детей в счёте с помощью разных анализаторов в средней группе
14. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
15. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)
16. Знакомить с цифрой 8.
17. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10
18. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда в пределах 8
19. Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7
20. Упражнять в количественном счете в пределах 10, правильно пользуясь количественными числительными, закреплять умение отвечать на вопрос «сколько?»
21. Упражнять в счёте с помощью анализаторов в старшей группе
22. Знакомство с монетами
23. Познакомить детей со структурой задачи
24. Обучать детей выбору арифметических действий сложения и вычитания
25. Обучать детей приёмам присчитывания и отсчитывания в решении простых арифметических задач
26. Упражнять детей в обратном счёте в пределах 10
27. Знакомить детей с числами второго десятка
28. Формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп
29. Познакомить с составом числа из двух меньших в пределах 10 на конкретном материале.
30. Познакомить детей с практической значимостью счётной деятельности.
римерный перечень вопросов и заданий к экзамену:
1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.
2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.
3. Характеристика основных математических понятий: множество, число, счёт, величина, измерение, геометрические фигуры.
4. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
5. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
6. Современные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
7. Реализация дидактических принципов и условий обучения в процессе в процессе развития математических представлений у детей
8. Практические методы обучения дошкольников элементам математики.
9. Игровые методы обучения дошкольников математике.
10. Словесные методы обучения дошкольников математике.
11. Современная классификация методов обучения детей математике.
12. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.
13. Классификация форм обучения дошкольников элементам математики
14. Организация занятий по ФЭМП
15. Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей.
16. Предпосылки развития и формирования математических представлений у дошкольников
17. Условия и содержание работы по математическому развитию детей
18. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).
19. Развитие представлений о множестве.
20. Формирование представлений о числе и развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.
21. Развитие представлений о величине.
22. Развитие представлений о форме.
23. Развитие представлений о пространстве.
24. Развитие представлений о времени.
25. Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений.
26. Математические способности и их влияние на математическое развитие
27. Дидактические условия математического развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).
28. Содержание и методика развития дочисловых представлений у детей.
29. Методика обучения детей счёту.
30. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.
31. Счёт с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах.
33. Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах.
34. Обучение детей приёмам отсчитывания в разных возрастных группах.
35. Приёмы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.
36. Приёмы ознакомления детей с цифрами.
37. Методика подготовки дошкольников к обучению решению арифметических задач.
38. Приёмы обучения детей сравнению двух предметов по различным параметрам величин.
39. Обучение детей упорядочению предметов по величине
40. Формирование у детей понимания отношений между целым и частью.
41. Обучение детей измерению различных величин с помощью условной меры.
42. Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения.
43. Формирование представлений дошкольников об основных эталонах формы предметов.
44. Формирование у детей системных знаний о геометрических фигурах.
45. Обучение детей видоизменению геометрических фигур.
46. Приёмы развития у детей чувственной системы ориентировки в пространстве.
47. Методы и приёмы формирования у детей словесной системы ориентировки в пространстве.
48. Развитие у детей умения ориентироваться на плоскости.
49. Развитие у детей чувства времени.
50. Приёмы формирования представлений о частях суток у детей.
51. Ознакомление детей с прибором измерения времени - часами.
52. Ознакомление детей с календарём как системой измерения времени.
53. Диагностика математического развития детей.
54. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребёнка: педагогическая поддержка и сопровождение развития ребёнка.
55. Контроль математического развития: проведение мониторинга.
56. Технологии преемственности между дошкольной образовательной организацией и семьей в математическом образовании.
57. Технологии непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
58. Методическое руководство математическим развитием воспитанников дошкольных образовательных организаций.
59. Роль игровых занимательных задач в математическом развитии детей.
60. Роль моделирования в математическом развитии детей.
Задания:
Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект ООД (организованная образовательная деятельность) по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО по следующим программным задачам и определить в какой возрастной группе решаются данные задачи при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулировать воспитательную задачу. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия по развитию элементарных математических представлений у детей в данной возрастной группе:
Задание 1
1) формировать представления о частях суток: «день-ночь»; упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру (шире-уже); 2) развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, внимание.
Задание 2
1) знакомить детей с «прямоугольником», обучать узнавать и называть его; 2) продолжать развивать умение сравнивать два предмета по размеру (ширина, высота); развивать слуховую память и восприятие.
Задание 3
1) обучать порядковому счету в пределах 5, правильно пользуясь порядковыми числительными, отвечать на вопрос «Который (какой) по счету?2) продолжать развивать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении; развивать зрительно-пространственную ориентировку, слуховую память и внимание.
Задание 4
1) обучать сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные группы двумя способами (прибавление и убавление 1 предмета); 2) продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум признаками величины (длина и ширина); развивать зрительную память, мелкую моторику.
Задание 5
1) обучать сравнивать несколько предметов (до 5) разной длины; продолжать развивать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами (прибавление и убавление 1 предмета); 2) развивать слуховую память, наглядно- действенное мышление.
Задание 6
1) обучать раскладывать предметы (до 10) разной длины в возрастающем или убывающем порядке; упражнять в умении узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата); 2) развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
Задание 7
1) обучать сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7; упражнять в количественном счете в пределах 10, правильно пользуясь количественными числительными, закреплять умение отвечать на вопрос «сколько?»; развивать зрительную и слуховую память.
Задание 8
1) обучать раскладывать предметы (до 10) разной ширины в возрастающем или убывающем порядке; закреплять и расширять пространственные представления (слева-справа, вверху-внизу, впереди, перед, за, между, рядом); 2) развивать зрительно-пространственную ориентировку, слуховую память и внимание.
1) обучать раскладывать предметы (до 10) разной высоты в возрастающем или убывающем порядке; упражнять в умении последовательно называть дни недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; 2) развивать зрительную и слуховую память.
Задание 10
1) обучать умению ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); закреплять представления о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки; 2) развивать зрительно-пространственную ориентировку, внимание.
Задание 11
1) знакомить с цифрой 8; совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда в пределах 8; 2) развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие и память.
Задание 12
1) обучать ориентироваться на листе бумаги в клетку; упражнять в умении на наглядной основе составлять и решать задачи на вычитание, при решении задач пользуясь знаками действий продолжать формировать умение делить квадрат на 2 и 4 равные части; 2) развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительное внимание, наглядно-действенное мышление.
Задание 13
1) обучать сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные группы двумя способами (прибавление и убавление 1 предмета); 2) продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум признаками величины (длина и ширина); развивать зрительную память, мелкую моторику.
Задание 14
1) формировать представления о частях суток: «день-ночь»; упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру (шире-уже); 2) развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, внимание.
Задание 15
1) обучать количественному счету в пределах 5; продолжать обучать узнавать и называть «круг», «квадрат» и «треугольник»; 2) развивать тактильное восприятие, зрительное внимание.
Задание 16
1) обучать понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» и пользоваться при ответах словами «столько-сколько», «поровну», «меньше», «больше»; упражнять в умении узнавать и называть «квадрат»; развивать слуховую память, умение выполнять простую инструкцию.
Задание 17
1) обучать составлению групп из однородных предметов и выделять из группы один предмет, понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»; 2) развивать умение различать правую и левую руку, зрительно-пространственную ориентировку, зрительную память, мелкую моторику.
Задание 18
1) обучать детей находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке; упражнять в умении узнавать и называть «круг»; 2) развивать зрительное внимание и зрительную память.
Задание 19
1) продолжать учить применять нужное арифметическое действие при её решении, «записывать» его с помощью картинок и знаков «-» и «+»; 2) упражнять в составлении числа девять из двух меньших чисел, комбинируя различные материалы; развивать произвольное внимание
Задание 20
1) показать образование числа 2; упражнять в согласовании числительных с существительным в роде, числе, падеже; 2) упражнять в определении величин предметов (длинный-короткий, длиннее-короче); 3) развивать произвольное и зрительное внимание и зрительную память
Задание 21
1) знакомить с порядковым счётом в пределах 5; формировать умение различать порядковый и количественный счёт, пользоваться порядковыми числительными; 2) учить определять положение своего тела среди окружающих предметов; 3) развивать внимание и память
Задание 22
1) показать, как можно составить число 3 из двух меньших; 2) закреплять знания последовательности дней недели; 3) упражнять в назывании чисел – «соседей»
Задание 23
1) учить считать группы, состоящие из двух-трёх предметов, называть общее количество в них; 2) делить прямоугольник на две, четыре, восемь равных частей, сравнивать их между собой; 3) развивать произвольное внимание
Задание 24
1) учить определять ширину предметов (широкий-узкий», «шире-уже»); 2) продолжать формировать умение различать пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз; 3) развивать произвольное внимание и память
Задание 25
1) познакомить с цифрой 10; 2) продолжать знакомить с помощью условной мерки количество жидкости; 3) развивать внимание и координацию движений глаз и рук.
Задание 26
1) познакомить с треугольником, уметь обследовать осязательно-двигательным путём; 2) продолжать формировать умение классифицировать предметы по величине, цвету, форме; 3) развивать внимание и координацию движений глаз и рук.
Задание 27
1) упражнять в счёте по осязанию в пределах 5; 2) познакомить с нулём; 3) развивать произвольное внимание
Задание 28
Задание 29
1) формировать умение составлять число из двух меньших; 2) уметь называть дни недели от любого дня недели; 3) уметь составлять многоугольник из счётных палочек; 4) развивать воображение
Задание 30
1) упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу; 2) продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить названия геометрических фигур; развивать память, мышление, внимание
1. Содержание знакомства детей с математикой в трудах Я.А. Коменского.
2. И.Г. Песталоцци об обучении детей математике до школы.
3. Вопросы знакомства детей с математикой в работах Ф. Фребеля.
4. Дидактические материалы М. Монтессори в процессе знакомства детей дошкольного возраста с математикой.
5. Взгляды Ж. Пиаже на формирование математических понятий у ребенка.
6. Вклад Елизаветы Ивановны Тихеевой в методику развития математических представлений дошкольников.
7. Вклад Фаины Наумовны Блехер в методику развития математических представлений дошкольников.
8. Вклад Анны Михайловны Леушиной в методику развития математических представлений дошкольников.
9. Вклад Людмилы Сергеевны Метлиной в методику развития математических представлений дошкольников.
10. Вклад Тамары Давидовны Рихтерман в методику развития математических представлений дошкольников.
11. Вклад Абрама Ароновича Столяра в методику развития математических представлений дошкольников.
12. Вклад Зинаиды Алексеевны Михайловой в методику развития математических представлений дошкольников.
13. Роль Анны Витальевны Белошистой в методику развития математических представлений дошкольников.
14. Влияние устного народного творчества в методику развития математических представлений дошкольников.
15. Вклад М. Фидлер (Польша), Э. Дум, Д. Альтхауз (Германия) в методику развития математических представлений дошкольников.
16. Вклад Р. Грин и В. Лаксон (США) в методику развития математических представлений дошкольников.
17. Вклад Л.В. Глаголевой в методику развития математических представлений дошкольников.
18. Вклад Тамары Ивановны Ерофеевой в методику развития математических представлений дошкольников.
19. Вклад Екатерины Иосифовны Щербаковой в методику развития математических представлений дошкольников.
20. Вклад А.А. Смоленцевой в методику развития математических представлений дошкольников.
21. Вклад Р. Чудновой в методику развития математических представлений дошкольников.
22. Роль исследований К.Ф. Лебединцева в методике развития математических представлений дошкольников.
23. Роль исследований Г.С. Костюка в методике развития математических представлений дошкольников.
24. Роль исследований Л.А. Венгера и Т.В. Тарунтаевой в методике развития математических представлений дошкольников.
25. Роль исследований П.М. Эрдниева в методике развития математических представлений дошкольников.
26. Вклад В.В. Даниловой в методику развития математических представлений дошкольников.
27. Вклад Н.А. Менчинской в методику развития математических представлений дошкольников.
28. Вклад Р.Л. Березиной в методику развития математических представлений дошкольников.
29. Роль исследований психологов П.Я. Гальперина, Л.С. Георгиева в методике развития математических представлений дошкольников.
30. А.П. Усова об обучении в детском саду.
31.Влияние методов обучения математике в школе (монографического и вычислительного) на становление теории и методики математического развития ребенка дошкольного возраста (Д.Л. Волковский).
Перечень творческих заданий
Творческое задание 1
1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли математического развития детей дошкольного возраста.
2. Составить тестовые задания по изученному материалу.
3.Составить «Календарь исторических дат методики математического развития дошкольников».
4. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:
1) История создания и развития систем единиц измерения.
2) Единицы измерения разных народов.
3) Международная система единиц SI.
5. Провести анализ методического пособия Е.А. Носовой, Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников».
Творческое задание 2
1. Разработать фрагмент плана-конспекта занятия с целью ознакомления с монетами детей подготовительной к школе группы
2. Подобрать стихи, сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д. для формирования у дошкольников количественных представлений, представлений о числе для использования в образовательном процессе.
3. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:
1) Методика обучения счету Сергея Полякова.
2) Методика «Стосчёт» Николая Александровича Зайцева.
3) Методика обучения счету Глена Домана.
4) Методика обучения счету Марии Монтессори.
5) Методика обучения счету Сесиль Лупан.
6) Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников.
Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий
Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.
1. Разработать план-конспект занятия по формированию представлений о составе числа из двух меньших чисел, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).
2. Разработать план-конспект занятия по обучению решению простых арифметических задач, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).
пользованы в ООД: продуктивная, коммуникативная и т. д.)
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии развития математических представлений у детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачёта и экзамена.
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтено».
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.