Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
как научная и учебная дисциплина /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
учреждении (по возрастным группам) /Ср/
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
с детьми раннего возраста /Ср/
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы:
1. Предмет и основные понятия теории физического воспитания. Историческая обусловленность и изменчивость, их содержание и взаимосвязь
2. Становление и развитие теории и технологий физического развития дошкольников
3. Современные проблемы теории и технологий физического развития ребенка
4. Обоснование комплексного решения задач физического развития в дошкольном возрасте
5. Общая характеристика средств физического воспитания.
6. Физические упражнения – специфическое средство физического развития.
7. Естественные силы природы как средство физического развития детей
8. Психогигиенические факторы как средство физического развития детей
9. Особенности развития моторики ребенка раннего возраста
10. Особенности развития моторики ребенка-дошкольника
11. Дидактические принципы обучения движениям и воспитания физических качеств у дошкольников
12. Характеристика, классификация методов и приемов обучения в физическом развитии
13. Этапы обучения двигательным действиям, соотношение методов и приемов обучения на разных этапах обучения
14. Классификация и характеристика физических упражнений
15. Организация двигательного режима в дошкольных учреждениях
16. Технологии воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
17. Технологии обследования уровня физической подготовленности детей
18. Психологические и педагогические факторы, влияющие на формирование двигательных навыков
19. Обучение дошкольников элементам спортивных игр. Задачи, структура и содержание занятий с элементами спортивных игр
20. Врачебно-педагогический контроль физического воспитания в дошкольном учреждении
21. Оздоровительный бег, его значение и особенности проведения в дошкольном возрасте
22. Организация физического развития в дошкольных учреждениях
23. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах
24. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах
25. Прыжки. Техника выполнения и ее особенности у детей в разных возрастных группах. Задачи и технологии обучения в разных возрастных группах
26. Метание. Виды и способы выполнения. Задачи и технологии обучения в разных возрастных группах
27. Лазанье. Виды и способы выполнения. Задачи и технологии обучения в разных возрастных группах.
28. Общеразвивающие упражнения, характеристика и классификация. Требования к подбору общеразвивающих упражнений и их последовательность в комплексе
29. Строевые упражнения. Содержание и технологии обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах
30. Значение подвижных игр для дошкольников
31. Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и развития
32. Классификация подвижных игр
33. Особенности проведения подвижной игры в разных возрастных группах
34. Физкультурное занятие как основная форма физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
35. Физкультурное занятие как основная форма организованной образовательной деятельности Типы занятий.
36. Подбор физических упражнений на физкультурном занятии.
37. Способы организации детей на физкультурном занятии
38. Психологическая и физическая нагрузка и приемы ее регулирования при проведении физкультурного занятия.
39. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий на воздухе.
40. Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях
41. Утренняя гимнастика. Задачи, схема построения и ее обоснование
42. Физкультминутки. Динамические паузы. Технологии проведения физкультминуток и динамических пауз в разных возрастных группах.
43. Спортивные игры. Условия обучения и особенности методики проведения игр с элементами спорта.
45. Летние спортивные упражнения. Общая характеристика, виды, их специфическая роль в развитии и воспитании дошкольника.
46. Самостоятельная двигательная деятельность и индивидуальная работа с детьми по развитию движений.
47. Индивидуальная работа с детьми по физическому развитию.
48. Физкультурные праздники и развлечения - как итог воспитательно-образовательной работы. Задачи, структура, формы проведения.
49. Дни здоровья, элементарный туризм в детском саду. Задачи, виды, содержание данных форм работы.
50. Прогулки и экскурсии за пределы детского сада. Технологии проведения в разных возрастных группах
51. Гимнастика после сна. Значение и формы проведения
52. Виды закаливания в дошкольном возрасте. Физиологические основы закаливания. Особенности проведения закаливания
53. Планирование и учет работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях
54. Физическое воспитание в семье. Формы работы с родителями по воспитанию здорового дошкольника
55. Методическое руководство по организации работы по физическому развитию детей в ДОО
56. Формирование здорового образа жизни дошкольника.
57. Особенности организации индивидуальной работы по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
58. Домашние задания по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.
59. Дифференцированный подход при организации физического воспитания.
60. Функции инструктора по физической культуре в ДОУ, особенности его взаимодействия с воспитателем.
Задания:
1. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия во второй группе раннего возраста
2. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в младшей группе
3. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в средней группе
4. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в старшей группе
5. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе
6. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия на воздухе для любой возрастной группы
7. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики на воздухе (по программе В. Алямовской).
8. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе
9. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики в средней группе
10. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики в старшей группе
11. Разработать план-конспект проведения физкультурного развлечения в младшей группе
12. Разработать план-конспект проведения занятия по обучению спортивным упражнениям
13. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для младшей группы
14. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для средней группы
15. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для старшей группы
16. Разработать комплекс упражнений для гимнастики побудки (любой возраст)
17. Разработать план-конспект формирования первоначальных представлений о здоровом образе жизни для младших дошкольников
18. Разработать план-конспект занятия по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни для старших дошкольников
19. Разработать план-конспект проведения занятия по обучению спортивным играм
20. Разработать план-конспект проведения физкультурного развлечения в старшей группе
1. Физическая культура детей первобытного общества
2. Физическая культура детей за рубежом
3. Вклад К. Д. Ушинского в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
4. Вклад Е.Г. Гориневского в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
5. Вклад Л.И. Чулицкой-Тихеевой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
6. Вклад Е.Г. Леви-Гориневской в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
7. Вклад А.И. Быковой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
8. Вклад А.В. Кенеман в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
9. Вклад М.Ю. Кистяковской в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
10. Вклад Э.С. Вильчковского в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
11. Вклад Д.В. Хухлаевой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
12. Вклад Т.И. Осокиной в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
13. Вклад Е.А. Тимофеевой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
14. Вклад Е.Н. Вавиловой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
15. Вклад Э.Я. Степаненковой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
16. Вклад Г.П. Юрко в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
17. Вклад М.А. Руновой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
18. Вклад Л.В. Кармановой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
19. Вклад О.С. Филипповой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
20. Вклад Н.А. Метлова в создание теории физического развития ребенка.
22. Вклад М.П. Голощекиной в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.
23. Вклад П.Ф. Каптерева в теорию подвижных игр.
24. Вклад Е.А. Покровского в теорию подвижных игр.
25. Вклад П.Ф. Лесгафта в теорию подвижных игр.
26. Вклад Е.А. Аркина в теорию подвижных игр.
27. Вклад Л.Н. Пустынниковой в теорию подвижных игр.
28. П.Ф. Лесгафт - основоположник теории физического воспитания в России.
29. Исследования В. Г. Фролова в области физического развития детей дошкольного возраста.
30. Современные технологии физического развития детей дошкольного возраста.
Примеры учебно-исследовательского задания
Задание 1
1) Составьте схему о единстве организма ребенка и окружающей среды.
2) 1. Сравните содержание определений понятий: физическая культура, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенствование, физическое образование, двигательная деятельность, спорт по А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой, О.С. Филипповой. Задание оформите в виде таблицы.
3) Составьте схему «Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста».
4) Сравните подходы к определению содержания задач А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой.
Задание 2
1) Составьте таблицу, в которой представлен перечень принципов физического воспитания, и дайте им характеристику.
2) Составить схему «Методы обучения движениям», в которой должна быть отражена характеристика понятия «метод», виды методов, их приемы, цели.
3) Составить схему «Стадии формирования двигательного навыка».
4) Составьте таблицу «Последовательность обучения детей физическим упражнениям»
Задание 3
1) Составьте комплекс упражнений на развитие отдельных физических качеств у детей дошкольного возраста.
2) Изучите уровень развития физических качеств у детей дошкольного возраста (Ошкина, А.А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста (прил. 6).
2) Составьте комплексы общеразвивающих упражнений для детей дошкольного возраста (младший, средний, старший возраст). (Ошкина, А.А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста (пример оформления записи в прил. 3).
Задание 4
1) Закончите формулировку приведенных ниже определений.
«Точность движения — это соответствие…»;
«Экономные движения — движения, отличающиеся…»;
«Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выраженной…»;
«Плавные движения — движения, с постепенно изменяющимся…»;
«Выразительные движения — выражение психического состояния…».
2) Подготовьте презентацию о роли массажа для детей первого года жизни.
3) Подготовьте презентацию «Какие атрибуты используются при выполнении детьми общеразвивающих упражнений?»
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии физического воспитания детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование в форме экзамена.
Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, учебно-исследовательское задание.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
- по дифференциации информации;
- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводится в несколько этапов.