2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория и технологии физического воспитания детей_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии физического воспитания детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
181
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
6
6
8
8
Практические
6
6
12
12
18
18
Итого ауд.
8
8
18
18
26
26
Кoнтактная рабoта
8
8
18
18
26
26
Сам. работа
64
64
117
117
181
181
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Теория и технологии физического воспитания детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова 

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся системных знаний, практических умений и навыков, необходимых для руководства  физическим воспитанием детей в дошкольных образовательных организациях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать умение использовать полученные знания и умения при решении профессиональных задач
1.4
формировать знания о закономерностях возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей физического развития  детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
1.5
формировать умение обследовать и выявлять особенности физического развития детей
1.6
формировать умение планировать и организовывать работу, обеспечивать методическое оснащение работы по физическому воспитанию дошкольников
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика раннего возраста
2.2.2
Психолого-педагогический практикум
2.2.3
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.4
Теория начального литературного образования
2.2.5
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.6
Историческое образование младших школьников
2.2.7
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.10
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.11
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.12
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.13
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.14
Технологии начального литературного образования
2.2.15
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.16
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.17
Литературное образование дошкольников
2.2.18
Методика обучения татарскому языку
2.2.19
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.20
Организация дошкольного образования
2.2.21
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.22
Поликультурное образование
2.2.23
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.24
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.25
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.26
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.27
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.28
Производственная преддипломная практика
2.2.29
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.30
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.31
Географическое образование младших школьников
2.2.32
Работа с одарёнными детьми
2.2.33
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.34
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.35
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.36
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.37
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.38
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.39
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития 
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
основы охраны жизни  и здоровья детей дошкольного возраста 
 
критерии оценивания здоровья детей дошкольного возраста 
 
основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
 
 
Уметь:
 
использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
 
оценивать здоровье детей дошкольного возраста по заданным критериям
 
отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа здоровьесберегающих технологий
 
навыками оценивания здоровья детей дошкольного возраста по заданным критериям
 
навыками разработки Программ здоровьесбережения
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы  по физическому воспитанию   в соответствии с ФГОС ДО
 
требования и критерии разработки образовательной программы по  физическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по физическому воспитанию   в соответствии с ФГОС ДО
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по физическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по физическому воспитанию  в соответствии с ФГОС ДО
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по физическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по физическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по физическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО с учетом специфики дошкольной образовательной организации
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по физическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей физического развития детей дошкольного возраста
3.1.2
основные методические подходы к физическому воспитанию дошкольников, цели, задачи, принципы и методы, условия и средства физического воспитания детей дошкольного возраста
3.1.3
основы охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
3.1.4
основы реализации образовательной программы по физическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать закономерности возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей физического развития детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.2
использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста
3.2.3
реализовывать образовательную программу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа возрастных и индивидуальных особенностей физического развития детей дошкольного возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
3.3.2
навыками анализа здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста
3.3.3
навыками реализации образовательных программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы физического воспитания и развития  детей 

 
1.1
Теория и технология физического воспитания

как научная и учебная дисциплина /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
1.2
Цели и задачи физического воспитания дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
1.3
Развитие и становление систем ФВ в России  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
1.4
Развитие и становление систем ФВ  за рубежом /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.5
Особенности психофизического развития ребенка от рождения до 7 лет  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
1.6
Средства физического воспитания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
1.7
Физические упражнения - основное средство физического воспитания и развития детей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Основы обучения и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания 

 
2.1
Формирование двигательных навыков  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
2.2
Воспитание физических качеств у дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
2.3
Принципы физического воспитания дошкольников   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
2.4
Методы и приемы обучения физическим упражнениям  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Технологии физического воспитания детей дошкольного возраста 

 
3.1
Технологии обучения основным движениям   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
3.2
Технология обучения общеразвивающим  упражнениям. Технологии обучения строевым упражнениям   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
3.3
Технологии обучения подвижным играм  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
3.4
Подвижные игры в развитии творчества  у детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
3.5
Технологии обучения дошкольников элементам спортивных игр  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
3.6
Технология обучения  детей спортивным упражнениям /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 4. Формы организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации 

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.1
Физкультурные занятия  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
4.2
Физкультурные занятия на воздухе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
4.3
Сюжетные физкультурные занятия в дошкольном образовательном

учреждении (по возрастным группам) /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
4.4
Способы организации детей на занятиях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
4.5
Физкультурное занятия - основная форма обучения физическим упражнениям /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
1
0
 
4.6
Методика проведения физкультурного занятия в разных группах в ДОО /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э4

10
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.7
Утренняя гимнастика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

10
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.8
Типы утренней гимнатики /Ср/

10
2
0
 
4.9
Технология проведения утренней гимнастики /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

10
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.10
Фикультурные минутки в различных видах деятельности  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

10
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.11
Гимнастика после сна /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.12
Активный отдых детей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.13
Самостоятельная двигательная активность детей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.14
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольной образовательной организации  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.15
Физическое воспитание в семье /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

9
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.16
Физкультурные праздники  /Ср/

6
2
0
 
4.17
Массаж, его виды, технология проведения

с детьми раннего возраста /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.18
Планирование и учет работы по физическому воспитанию детей  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.19
Планирование индивидуальной работы с детьми по физическому развитию /Ср/

6
2
0
 
4.20
Анализ календарного плана  /Ср/

6
2
0
 
4.21
Анализ преспективного плана /Ср/

6
2
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.22
Организация работы по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.23
Диагностические методики физического развития детей /Ср/

8
2
0
 
4.24
Диагностика физического развития ребёнка  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
4.25
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-2 ОПК-6 ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену

Вопросы:

1. Предмет и основные понятия теории физического воспитания. Историческая обусловленность и изменчивость, их содержание и взаимосвязь

2. Становление и развитие теории и технологий физического развития дошкольников

3. Современные проблемы теории и технологий физического развития ребенка

4. Обоснование комплексного решения задач физического развития в дошкольном возрасте

5. Общая характеристика средств физического воспитания.

6. Физические упражнения – специфическое средство физического развития.

7. Естественные силы природы как средство физического развития детей

8. Психогигиенические факторы как средство физического развития детей

9. Особенности развития моторики ребенка раннего возраста

10. Особенности развития моторики ребенка-дошкольника

11. Дидактические принципы обучения движениям и воспитания физических качеств у дошкольников

12. Характеристика, классификация методов и приемов обучения в физическом развитии

13. Этапы обучения двигательным действиям, соотношение методов и приемов обучения на разных этапах обучения

14. Классификация и характеристика физических упражнений

15. Организация двигательного режима в дошкольных учреждениях

16. Технологии воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

17. Технологии обследования уровня физической подготовленности детей

18. Психологические и педагогические факторы, влияющие на формирование двигательных навыков

19. Обучение дошкольников элементам спортивных игр. Задачи, структура и содержание занятий с элементами спортивных игр

20. Врачебно-педагогический контроль физического воспитания в дошкольном учреждении

21. Оздоровительный бег, его значение и особенности проведения в дошкольном возрасте

22. Организация физического развития в дошкольных учреждениях

23. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах

24. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах

25. Прыжки. Техника выполнения и ее особенности у детей в разных возрастных группах. Задачи и технологии обучения в разных возрастных группах

26. Метание. Виды и способы выполнения. Задачи и технологии обучения в разных возрастных группах

27. Лазанье. Виды и способы выполнения. Задачи и технологии обучения в разных возрастных группах.

28. Общеразвивающие упражнения, характеристика и классификация. Требования к подбору общеразвивающих упражнений и их последовательность в комплексе

29. Строевые упражнения. Содержание и технологии обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах

30. Значение подвижных игр для дошкольников

31. Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и развития

32. Классификация подвижных игр

33. Особенности проведения подвижной игры в разных возрастных группах

34. Физкультурное занятие как основная форма физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

35. Физкультурное занятие как основная форма организованной образовательной деятельности Типы занятий.

36. Подбор физических упражнений на физкультурном занятии.

37. Способы организации детей на физкультурном занятии

38. Психологическая и физическая нагрузка и приемы ее регулирования при проведении физкультурного занятия.

39. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий на воздухе.

40. Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях

41. Утренняя гимнастика. Задачи, схема построения и ее обоснование

42. Физкультминутки. Динамические паузы. Технологии проведения физкультминуток и динамических пауз в разных возрастных группах.

43. Спортивные игры. Условия обучения и особенности методики проведения игр с элементами спорта.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
44. Зимние спортивные упражнения. Общая характеристика, виды, их специфическая роль в развитии и воспитании дошкольника.

45. Летние спортивные упражнения. Общая характеристика, виды, их специфическая роль в развитии и воспитании дошкольника.

46. Самостоятельная двигательная деятельность и индивидуальная работа с детьми по развитию движений.

47. Индивидуальная работа с детьми по физическому развитию.

48. Физкультурные праздники и развлечения - как итог воспитательно-образовательной работы. Задачи, структура, формы проведения.

49. Дни здоровья, элементарный туризм в детском саду. Задачи, виды, содержание данных форм работы.

50. Прогулки и экскурсии за пределы детского сада. Технологии проведения в разных возрастных группах

51. Гимнастика после сна. Значение и формы проведения

52. Виды закаливания в дошкольном возрасте. Физиологические основы закаливания. Особенности проведения закаливания

53. Планирование и учет работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

54. Физическое воспитание в семье. Формы работы с родителями по воспитанию здорового дошкольника

55. Методическое руководство по организации работы по физическому развитию детей в ДОО

56. Формирование здорового образа жизни дошкольника.

57. Особенности организации индивидуальной работы по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

58. Домашние задания по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.

59. Дифференцированный подход при организации физического воспитания.

60. Функции инструктора по физической культуре в ДОУ, особенности его взаимодействия с воспитателем.

Задания:

1. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия во второй группе раннего возраста

2. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в младшей группе

3. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в средней группе

4. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в старшей группе

5. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе

6. Разработать план-конспект проведения сюжетного физкультурного занятия на воздухе для любой возрастной группы

7. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики на воздухе (по программе В. Алямовской).

8. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе

9. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики в средней группе

10. Разработать план-конспект проведения утренней гимнастики в старшей группе

11. Разработать план-конспект проведения физкультурного развлечения в младшей группе

12. Разработать план-конспект проведения занятия по обучению спортивным упражнениям

13. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для младшей группы

14. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для средней группы

15. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для старшей группы

16. Разработать комплекс упражнений для гимнастики побудки (любой возраст)

17. Разработать план-конспект формирования первоначальных представлений о здоровом образе жизни для младших дошкольников

18. Разработать план-конспект занятия по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни для старших дошкольников

19. Разработать план-конспект проведения занятия по обучению спортивным играм

20. Разработать план-конспект проведения физкультурного развлечения в старшей группе

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы письменных сообщений:

1. Физическая культура детей первобытного общества

2. Физическая культура детей за рубежом

3. Вклад К. Д. Ушинского в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

4. Вклад Е.Г. Гориневского в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

5. Вклад Л.И. Чулицкой-Тихеевой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

6. Вклад Е.Г. Леви-Гориневской в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

7. Вклад А.И. Быковой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

8. Вклад А.В. Кенеман в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

9. Вклад М.Ю. Кистяковской в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

10. Вклад Э.С. Вильчковского в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

11. Вклад Д.В. Хухлаевой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

12. Вклад Т.И. Осокиной в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

13. Вклад Е.А. Тимофеевой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

14. Вклад Е.Н. Вавиловой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

15. Вклад Э.Я. Степаненковой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

16. Вклад Г.П. Юрко в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

17. Вклад М.А. Руновой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

18. Вклад Л.В. Кармановой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

19. Вклад О.С. Филипповой в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

20. Вклад Н.А. Метлова в создание теории физического развития ребенка.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
21. Вклад А.В. Запорожца в создание теории физического развития ребенка.

22. Вклад М.П. Голощекиной в развитие теории и технологии физического развития детей дошкольного возраста.

23. Вклад П.Ф. Каптерева в теорию подвижных игр.

24. Вклад Е.А. Покровского в теорию подвижных игр.

25. Вклад П.Ф. Лесгафта в теорию подвижных игр.

26. Вклад Е.А. Аркина в теорию подвижных игр.

27. Вклад Л.Н. Пустынниковой в теорию подвижных игр.

28. П.Ф. Лесгафт - основоположник теории физического воспитания в России.

29. Исследования В. Г. Фролова в области физического развития детей дошкольного возраста.

30. Современные технологии физического развития детей дошкольного возраста.

Примеры учебно-исследовательского задания

Задание 1

1) Составьте схему о единстве организма ребенка и окружающей среды.

2) 1. Сравните содержание определений понятий: физическая культура, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенствование, физическое образование, двигательная деятельность, спорт по А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой, О.С. Филипповой. Задание оформите в виде таблицы.

3) Составьте схему «Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста».

4) Сравните подходы к определению содержания задач А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой.

Задание 2

1) Составьте таблицу, в которой представлен перечень принципов физического воспитания, и дайте им характеристику.

2) Составить схему «Методы обучения движениям», в которой должна быть отражена характеристика понятия «метод», виды методов, их приемы, цели.

3) Составить схему «Стадии формирования двигательного навыка».

4) Составьте таблицу «Последовательность обучения детей физическим упражнениям»

Задание 3

1) Составьте комплекс упражнений на развитие отдельных физических качеств у детей дошкольного возраста.

2) Изучите уровень развития физических качеств у детей дошкольного возраста (Ошкина, А.А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста (прил. 6).

2) Составьте комплексы общеразвивающих упражнений для детей дошкольного возраста (младший, средний, старший возраст). (Ошкина, А.А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста (пример оформления записи в прил. 3).

Задание 4

1) Закончите формулировку приведенных ниже определений.

«Точность движения — это соответствие…»;

«Экономные движения — движения, отличающиеся…»;

«Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выраженной…»;

«Плавные движения — движения, с постепенно изменяющимся…»;

«Выразительные движения — выражение психического состояния…».

2) Подготовьте презентацию о роли массажа для детей первого года жизни.

3) Подготовьте презентацию «Какие атрибуты используются при выполнении детьми общеразвивающих упражнений?»

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Никитушкин, В. Г.
Оздоровительные технологии в системе физического воспитания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Н. Чернышева.  - 2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  246 с. -  (Университеты России). -  ISBN 978-5-534-07339-3. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/438400 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Белова Ю.В.
Теория и технология физического воспитания детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Белова Ю.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 111 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72354.html. - ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование,, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Суртаева, Н.Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429978 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Рыбцова, Л.Л.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. -  92 с. -  (Университеты России). -  ISBN 978-5-534-05581-8 (Издательство Юрайт). -  ISBN 978-5-7996-1140-8 (Изд-во Урал. ун-та). -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/441628 
Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вводная видеолекция к курсу "Теории и технологии ФВ детей дошкольного возраста 1" URL: https://www.youtube.com/watch?v=hkLFMTe64Q0
 
Э2
Организация воспитательно-образовательной работы ДО в области «Физическое развитие»  URL: https://www.youtube.com/watch?v=lvTFt6hc0MI
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине Теория и технологии физического воспитания  детей проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии физического воспитания  детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование в форме экзамена.

Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.  

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, учебно-исследовательское задание.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

- по дифференциации информации;

- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводится в несколько этапов.

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx