2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Теоретическая грамматика английского языка_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретическая грамматика английского языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол. наук, старш.преп. , Сафина А.Р. _________________
 
 
Теоретическая грамматика английского языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании компетенций в области педагогической деятельности с учетом специальных знаний о современных грамматических исследованиях и методиках научно-грамматического анализа языковых явлений в грамматической системе современного английского языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить распознавать, понимать и объяснять грамматические явления английского языка;
1.4
совершенствовать навыки владения нормами иностранного языка для успешного осуществления устной и письменной коммуникации;
1.5
формировать умения использовать систематизированные теоретические знания для решения исследовательских задач в области преподавания иностранного зыка;
1.6
ознакомить с методами анализа педагогической ситуации, педагогической рефлексии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.2
Курсовая работа по методике обучения  иностранному языку
2.1.3
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Лексикология английского языка
2.1.6
Литература стран изучаемого языка
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Стилистика английского языка
2.1.9
Страноведение
2.1.10
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.11
Биогеография
2.1.12
Педагогика
2.1.13
Учебная технологическая практика
2.1.14
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.15
Психология
2.1.16
Учебная технологическая практика
2.1.17
Философия  
2.1.18
География почв с основами почвоведения
2.1.19
Иностранный язык
2.1.20
История (история России, всеобщая история)
2.1.21
Практическая грамматика
2.1.22
Практическая фонетика
2.1.23
Русский язык и культура речи
2.1.24
Учебная языковая практика
2.1.25
Финансово-экономический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
грамматическую систему языка и правила ее функционирования в иностранном языке;
3.1.2
способы применения теоретических знаний по грамматике иностранного языка в педагогической деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
корректно применять языковые средства для достижения профессиональных целей на иностранном языке в рамках межличностного и межкультурного общения;
3.2.2
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой норм иностранного языка;
3.3.2
способами осуществления учебного процесса с опорой на знания предметной области
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в теоретическую грамматику.

 
1.1
Язык как система. Типы языковых единиц и их организация. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
1.2
Предмет теоретической грамматики. Общие задачи и принципы грамматического описания языков. Уровневая теория языка. Особенности грамматической структуры английского языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 2. Морфология.

 
2.1
Основные понятия морфологии: морфема, грамматическое значение, грамматическая категория, функционально-семантическая категория. Система частей речи. Знаменательные и служебные части речи. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
2.2
Имя существительное и его грамматические категории. Общая характеристика существительных. Семантические подклассы существительных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
2.3
Глагол и его грамматические категории. Общая характеристика глаголов. Семантико-категориальная классификация глаголов. Вербалии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.4
Другие знаменательные части речи. Прилагательное. Общая характеристика прилагательных. Семантико-категориальные подклассы прилагательных. Субстантивация прилагательных. Местоимения. Общая характеристика местоимений. Типология местоимений. Наречие. Общая характеристика наречий. Семантико-функциональная классификация наречий. Числительное. Общая характеристика числительных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
2.5
Служебные части речи: междометия, частицы, предлоги, союзы. Артикль. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
2.6
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 3. Синтаксис.

 
3.1
Словосочетания в английском языке. Виды и приемы синтаксической связи на уровне словосочетания. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
3.2
Уровень предложения. Структурные типы предложений. Коммуникативные типы предложений. Семантическая классификация предложений. Основные категории предложения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
3.3
Предложение как синтаксическая и коммуникативная категория. Повествовательные предложения. Повелительное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
3.4
Простое предложение и его типы. Элементарное предложение. Члены предложения. Типы осложненных предложений. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
3.5
Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчиненное предложение. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
3.6
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 4. Лингвистика текста.

 
4.1
Актуальное членение предложения. Другие виды анализа предложения. Семантика синтаксических связей. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
4.2
Лингвистика текста. Основные понятия. Текст и его основные категории. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
4.3
Выполнение практических заданий. Подготовка устного ответа. Подготовка к тестированию. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
4.4
Все разделы дисциплины. /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0
УК-4.1 ОПК-8.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы к зачету с оценкой:

1) Язык как система. Языковые уровни и взаимодействие между ними.

2) Особенности грамматической структуры английского языка.

3) Теория морфемы. Классификация морфем.

4) Грамматическое значение.

5) Грамматическая форма. Типы формообразования в английском языке.

6) Грамматическая категория. Теория оппозиций.

7) Функционально – семантическая категория.

8) Части речи. Критерии классификации.

9) Система частей речи в английском языке. Знаменательные и служебные (функциональные) части речи.

10) Структура частей речи и их взаимодействие. Синтаксическая транспозиция и ее функции.

11) Общая характеристика существительного.

12) Особенности выражения категории рода у существительных.

13) Грамматическая категория числа у английских существительных.

14) Грамматическая категория падежа.

15) Общая характеристика глагола. Подклассы глаголов в английском языке.

16) Грамматическая категория времени.

17) Грамматическая категория аспекта.

18) Грамматическая категория временной соотнесенности.

19) Грамматическая категория наклонения. Основные проблемы в изучении системы наклонений английского языка.

20) Система наклонений в английском языке.

21) Грамматическая категория залога.

22) Проблема определения предложения.

23) Категория предикативности.

24) Категория модальности.

25) Категория отрицания.

26) Классификация предложений в соответствии с синтаксической структурой.

27) Проблема элементарного предложения.

28) Синтаксические процессы расширения и компрессии элементарного предложения.

29) Семантическая структура предложения. Отношения, существующие между синтаксической и семантической структурами предложения.

30) Классификация предложений в соответствии с целью высказывания. Транспозиция на уровне  коммуникативных типов предложения.

31) Актуальное членение предложения.

32) Проблема членов предложения.

33) Синтаксис фразы.

34) Сложноподчиненное и усложненное предложения.

35) Сложносочиненное и усложненное предложения.

36) Текст и его основные категории.

37) Роль теоретической грамматики в преподавании иностранного языка.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Практическое задание

Пример практического задания:

Выполните приведенные ниже задания по предложенному тексту. Разработайте фрагмент урока по учебному предмету «Иностранный язык», в котором задействуется изученный Вами теоретический материал.

1. Find the examples of notional and functional parts of speech. Characterize their form, meaning and functions.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2. Find the verbs of different types according to various classifications. State the categories of each verb.

3. Find the examples of different types of nouns, identify their class. State the categories of each noun. Name their functions.

4. Find the examples of different types of word combinations.

5. Find the examples of different meanings of articles.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бочкарев, А. И.
Теоретическая грамматика английского языка. Морфология: учебное пособие / А. И. Бочкарев. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2016. — 92 c. — ISBN 978-5-7782-2880-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/91544.html
Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2016
 
Л1.2
Бочкарев, А. И.
Практикум по теоретической грамматике английского языка. Синтаксис: учебное пособие / А. И. Бочкарев. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2016. — 54 c. — ISBN 978-5-7782-2909-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/91666.html
Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Краснопёрова, Ю. В.
Теоретическая грамматика английского языка: учебно-методическое пособие / Ю. В. Краснопёрова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 75 c. — ISBN 978-5-85094-516-9, 978-5-4497-0108-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85907.html
Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л2.2
Науменко, М. Г.
Теоретическая грамматика английского языка = Theoretical Grammar of the English Language: учебное пособие / М. Г. Науменко. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 116 c. — ISBN 978-5-9275-2611-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/87502.html
Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Горохова, Ю. В.
Теоретическая грамматика современного английского языка = Theoretical grammar of modern English: учебно-методическое пособие / Ю. В. Горохова. — Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021. — 76 c. — ISBN 978-5-6045159-2-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107698.html
Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Oxford Learner's Dictionaries. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru
 
Э4
LearningApps.org. – URL: https://learningapps.org/
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Э5
thinglink. – URL: https://www.thinglink.com/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

В ходе лекционных занятий следует вести конспектирование учебного материала. Конспектирование помогает усвоить учебный материал, поскольку обучающийся должен выделить и записать только самое главное и важное. Особое внимание при конспектировании следует обращать на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений, научные выводы и практические рекомендации. Кропотливая, вдумчивая работа над лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной рабочей программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе.

Все виды аудиторных занятий требуют от обучающегося предварительной самостоятельной работы. При подготовке к практическим занятиям требуется как обязательная, так и дополнительная литература.

В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку терминов, предлагаемых в конце каждой лекции, с тем, чтобы к концу изучения курса каждым обучающимся был составлен полный глоссарий терминов по теоретической грамматике английского языка. Упражнение на составление списка терминов с русскоязычными эквивалентами, дефинициями и примерами является первым при подготовке к занятиям по каждой теме. Далее в практикуме предлагаются упражнения, содержащие языковой материал, который позволяет проиллюстрировать изученные теоретические вопросы и применить описанные в разделе методы грамматического анализа. Упражнения должны 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
выполняться обучающимися самостоятельно в виде домашнего задания с последующей проверкой преподавателем на занятиях.

Ряд упражнений, предлагаемых в практикуме, включает материал, направленный на систематизацию знаний, полученных обучающимися ранее в курсе практической грамматики английского языка. При возникновении затруднений в подготовке к занятиям рекомендуется обратиться к пособиям по практической грамматике английского языка и восстановить утраченные знания по данным темам.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачет с оценкой служит формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий.

При подготовке к зачету с оценкой обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет с оценкой призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету с оценкой обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету с оценкой во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет с оценкой и дней, отведенных на подготовку к зачёту с оценкой. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx