2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Астрономия_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Астрономия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Астрономия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины является изложение основ науки о строении, эволюции, движении небесных тел и их систем, перспективах исследований и применение астрономических знаний в практической деятельности, формирование современного научного мировоззрения.
1.2
1.3
Задачи осовоения дисциплины:
1.4
формирование умения проводить расчеты по астрономии;
1.5
обрабатывать результаты экпериментальных данных;
1.6
применение астрономических и астрофизических знаний в практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Механика
2.1.2
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.3
Начала алгебры
2.1.4
Олимпиадные задачи по физике
2.1.5
Специальные методы решения задач по физике
2.1.6
Дифференциальные уравнения
2.1.7
Робототехника
2.1.8
Специальные методы решения задач по физике
2.1.9
Ознакомительная практика
2.1.10
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.11
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.12
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.13
Концепции современного естествознания
2.1.14
Философия  
2.1.15
Олимпиадные задачи по физике
2.1.16
Специальные методы решения задач по физике
2.1.17
Учебная ознакомительная практика
2.1.18
Олимпиадные задачи по физике
2.1.19
Специальные методы решения задач по физике
2.1.20
2.1.21
Олимпиадные задачи по физике
2.1.22
Специальные методы решения задач по физике
2.1.23
Дифференциальная геометрия
2.1.24
Общая и экспериментальная физика
2.1.25
Производственная педагогическая практика
2.1.26
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.27
Учебная практика по решению задач по физике
2.1.28
Математическая логика
2.1.29
Методика обучения математике
2.1.30
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.31
Производственная педагогическая  практика
2.1.32
Геометрия
2.1.33
Математический анализ
2.1.34
Педагогика
2.1.35
Учебная технологическая практика
2.1.36
Психология
2.1.37
Психолого-педагогические основы обучения математике
2.1.38
Теория чисел
2.1.39
Учебная практика по решению математических задач
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.1.40
Учебная технологическая практика
2.1.41
Алгебра
2.1.42
Высшая математика
2.1.43
Элементарная математика
2.1.44
Проективная геометрия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Специальные методы решения задач по физике
2.2.2
Электричество и магнетизм
2.2.3
Курсовая работа по Физике
2.2.4
Компьютерное моделирование физических процессов
2.2.5
Оптика и строение атома
2.2.6
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
2.2.7
Физика ядра и элементарных частиц
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.11
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.12
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.13
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.14
Олимпиадные задачи по физике
2.2.15
Социология
2.2.16
Теория рядов
2.2.17
Элементарная геометрия
2.2.18
Летняя педагогическая  практика
2.2.19
Методика обучения предмету "Физика"
2.2.20
Организация внеучебной деятельности
2.2.21
Теория преобразований плоскости
2.2.22
Теория чисел
2.2.23
Числовые системы
2.2.24
Конструктивная геометрия
2.2.25
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.26
Дискретная математика
2.2.27
История математики
2.2.28
Курсовая работа по математике
2.2.29
Проективная геометрия
2.2.30
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.31
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.32
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике
2.2.33
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.34
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.35
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.36
Специальные методы решения математических зада
2.2.37
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.38
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.39
Дифференциальная геометрия
2.2.40
Специальные методы решения задач по физике
2.2.41
Олимпиадные задачи по физике
2.2.42
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.43
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.44
Производственная педагогическая практика
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2.45
2.2.46
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.47
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.48
История математики
2.2.49
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.50
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.51
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.52
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.53
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
•основные законы, теоремы и понятия астрономии и астрофизики;
3.1.2
•практические приложения астрономических наблюдений, вычислений;
3.1.3
•строения небесных тел и их систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
•решать задачи прикладного и теоретического характера;
3.2.2
•пользоваться астрономическими таблицами, методичками, каталогами;
3.2.3
•организовать наблюдения за Луной, Солнцем, планетами;
3.2.4
•объяснить стандартные явления на небе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
•математическим аппаратом в решении астрономических задач;
3.3.2
•навыками устойчивого научного убеждения в объяснении тех или иных проблем современной астрофизики.
3.3.3
навыками практического применения знаний по астрономии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Строение солнечной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.2
Белые карлики, пульсары, Сверхновые, квазары, коричневые карлики. Звезды и вещество во Вселенной. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.3
Введение в Астрономию. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.4
Физическая природа тел солнечной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.5
Сферические системы координат и инерциальная система отсчета.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.6
Современная галактическая классификация. Космогония галактик. Скопление галактик. Местное скопление. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.7
Солнце и звезды. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.8
Особенности зрения человека и небесная сфера, разрешение по углу и дальности. Закон Вебера-Фехнера. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.9
Измерение времени.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.10
Астрономические расстояния и редукции. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.11
Наблюдения О. Ремера, Брадлея: конечность скорости распространения света и научное доказательство движения Земли вокруг Солнца. Прецессия, нутация. Астрономическая единица, световой год. Парсек. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.12
Физические, химические, астрономические характеристики планет групп Земли и Юпитера. Целостность солнечных систем. Атмосферы планет: наличие, химический состав, физические условия существования газовой оболочки планеты. Открытие экзопланет. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.13
Галактики и внегалактическая астрономия.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.14
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1.Предмет астрономии. Цели. Задачи.

2.Звездное небо и изменение неба в течении суток и года.

3.Спсобы определения географической широты.

4.Основы измерения времени.

5.Видимое движение планет.

6.Развитие представлений о Солнечной системе.

7.Законы Кеплера.

8.Система Земля-Луна.

9.Природа Луны.

10.Планеты-тиганты.

11.Астероиды и метеориты.

12.Кометы и метеоры.

13.Строение атмосферы Солнца.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
14.Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

15.Расстояние до звезд.

16.Пространственные скорости звезд.

17.Физическая природа звезд.

18.Двойные звезды.

19.Новые и сверхновые звезды.

20.Нашаа галактика.

21.Другие галактики.

22.Метагалактика.

23.Происхождение и эволюция галактик и звезд.

24.Происхождение планет.

25.Жизнь и разум во Вселенной.

26.Современные оптические телескопы.

27.Формирование спектральной линии звезды.

28.Модель абсолютно черного тела и излучение звезды.

29.Гарвардская спектральная классификация.

30.Индексы солнечной активности.

31.Пульсары.

32.Современная космология и мировоззрение.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. История возникновения астрономии. Древние обсерватории.

2. История космического скафандра.

3. История одной планеты.

4. История развития космонавтики.

5. Исследование космоса.

6. На Луну по трассе Кондратюка (забытое имя в космонавтике).

7. Как стать космонавтом?

8. Запуск искусственных небесных тел.

9. Космос: прошлое – настоящее – будущее.

10. Звездное небо. Знаки зодиака.

11. Звёзды и созвездия.

12. Проблема «Солнце - Земля».

13. Черная дыра - что будет, если в нее попасть?

14. Происхождение планет.

15. Можно ли верить в гороскоп?

16. Метеорный поток и метеорный дождь.

17. Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики).

18. Сказки звёздного неба. Зодиак.

19. Труженики Байконура.

20. Стремление к звездам.

21. Одиноки ли мы во Вселенной?

22. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

23. Современные проблемы астрономии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. В. Коломиец
Концепции современного естествознания: астрономия: учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442377 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Язев, С. А. 
Астрономия. Солнечная система :: учебное пособие для вузов / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-08244-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441809 .
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Перельман, Я. И. 
Занимательная астрономия: Перельман, Я. И. Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438072 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Астрономия [Электронный ресурс]: 50 самых поразительных открытий в астрономии, каждое из которых объясняется менее чем за полминуты/ Бэскилл Дарен [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: РИПОЛ классик, 2013.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55387.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Режим доступа: https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. —Режим доступа: www.iprbookshop.ru 
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт». — Режим доступа: https://biblio-online.ru/ 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-313 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, 
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к экзамену.

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен.

При подготовке к зачетуэкзаменум учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.