2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Астрофизика_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Астрофизика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Астрофизика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х,

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины является изложение основ науки о строении, эволюции движение небесных тел и их систем, перспективах исследований и применение астрономических знаний в практической деятельности, формирование современного научного мировоззрения.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины :
1.4
1. Формирование умения проводить расчеты по астрофизике;
1.5
2. Обрабатывать результаты экпериментальных данных;
1.6
3. Применение астрономических и астрофизических знаний в практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Механика
2.1.2
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.3
Олимпиадные задачи по физике
2.1.4
Специальные методы решения задач по физике
2.1.5
Дифференциальные уравнения
2.1.6
Начала алгебры
2.1.7
Робототехника
2.1.8
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.9
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.10
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.11
Концепции современного естествознания
2.1.12
Философия  
2.1.13
Олимпиадные задачи по физике
2.1.14
Специальные методы решения задач по физике
2.1.15
Учебная ознакомительная практика
2.1.16
2.1.17
Олимпиадные задачи по физике
2.1.18
Специальные методы решения задач по физике
2.1.19
Дифференциальная геометрия
2.1.20
Общая и экспериментальная физика
2.1.21
Производственная педагогическая практика
2.1.22
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.23
Учебная практика по решению задач по физике
2.1.24
Математическая логика
2.1.25
Методика обучения математике
2.1.26
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.27
Производственная педагогическая  практика
2.1.28
Геометрия
2.1.29
Математический анализ
2.1.30
Педагогика
2.1.31
Учебная технологическая практика
2.1.32
Психология
2.1.33
Психолого-педагогические основы обучения математике
2.1.34
Теория чисел
2.1.35
Учебная практика по решению математических задач
2.1.36
Учебная технологическая практика
2.1.37
Алгебра
2.1.38
Высшая математика
2.1.39
Элементарная математика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.1.40
Проективная геометрия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения предмету "Физика"
2.2.2
Электричество и магнетизм
2.2.3
Курсовая работа по Физике
2.2.4
Компьютерное моделирование физических процессов
2.2.5
Оптика и строение атома
2.2.6
Физика ядра и элементарных частиц
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.9
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.10
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.11
Олимпиадные задачи по физике
2.2.12
Социология
2.2.13
Специальные методы решения задач по физике
2.2.14
Теория рядов
2.2.15
Элементарная геометрия
2.2.16
Организация внеучебной деятельности
2.2.17
Теория преобразований плоскости
2.2.18
Теория чисел
2.2.19
Числовые системы
2.2.20
Конструктивная геометрия
2.2.21
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.22
Дискретная математика
2.2.23
История математики
2.2.24
Курсовая работа по математике
2.2.25
Проективная геометрия
2.2.26
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.27
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.28
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике
2.2.29
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
2.2.30
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.31
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.32
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.33
Специальные методы решения математических зада
2.2.34
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.35
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.36
Дифференциальная геометрия
2.2.37
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.38
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.39
Олимпиадные задачи по физике
2.2.40
Специальные методы решения задач по физике
2.2.41
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.42
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.43
Производственная педагогическая практика
2.2.44
Производственная преддипломная практика
2.2.45
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.46
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.47
История математики
2.2.48
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2.49
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.50
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.51
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.2.52
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
•основные законы, теоремы и понятия астрономии и астрофизики;
3.1.2
•практические приложения астрономических наблюдений, вычислений;
3.1.3
•строения небесных тел и их систем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
•решать задачи прикладного и теоретического характера;
3.2.2
•пользоваться астрономическими таблицами, методичками, каталогами;
3.2.3
•организовать наблюдения за Луной, Солнцем, планетами;
3.2.4
•объяснить стандартные явления на небе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
•математическим аппаратом в решении астрономических задач;
3.3.2
•навыками устойчивого научного убеждения в объяснении тех или иных проблем современной астрофизики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Введение.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.2
Спектр Звезды. Гарвардская спектральная классификация. Виды звездных величин от Гиппарха до показательного цвета (CJ). Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Эволюционные последовательности звезд.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.3
Белые карлики, пульсары, Сверхновые, квазары, коричневые карлики. Звезды и вещество во Вселенной. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.4
Глаз человека - современная оптическая система.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.5
Закон Э. Хаббла. Открытие Млечного Пути. Строение Галактики. Диск коротации. Магнитное поле Галактики. Виды галактик.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.6
Современная галактическая классификация. Космогония галактик. Скопление галактик. Местное скопление. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.7
Сферические системы координат и инерциальная система отсчета.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.8
Астрономическая фотометрия, геометрическая оптика и оптические параметры глаза человека, телескопа, современных астрономических инструментов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.9
Особенности зрения человека и небесная сфера, разрешение по углу и дальности. Закон Вебера-Фехнера. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.10
Измерение времени.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.11
Предмет астрофизики. Цели. Задачи. Методы астрономии и астрофизики. Всеволновая астрономия. Начала астрофизики. Астрофизика и физика. Гиппарх.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.12
Звезды, туманности, галактики, белые карлики, нейтронные звезды, сверхновые звезды, «черные дыры», «радиозвезды», коричневые карлики.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.13
Астрономические расстояния и редукции. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.14
Фундаментальные системы астрономических координат (FС).  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.15
Каталоги звезд, ежегодники. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.16
Строение Солнечной системы.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.17
Астрономическое время и физическое время. Эфемеридное время и атомный стандарт частоты.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.18
Цезиевый и водородный стандарты. Пульсары – как новые источники высоких стандартов частоты. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.19
Солнце.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.20
Рефракция земной атмосферы. Боковая рефракция. Суточный и годичный параллаксы. Аберрация света: суточная, годичная, «вековая».  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.21
Наблюдения О. Ремера, Брадлея: конечность скорости распространения света и научное доказательство движения Земли вокруг Солнца. Прецессия, нутация. Астрономическая единица, световой год. Парсек. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.22
Звезды.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.23
Планеты, естественные спутники, астероиды, карликовые планеты, кометы, метеоры, метеориты, болиды, «кольца», пояса астероидов, облака пыли и газов. Центр масс Солнечной системы.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.24
Физические, химические, астрономические характеристики планет групп Земли и Юпитера. Целостность солнечных систем. Атмосферы планет: наличие, химический состав, физические условия существования газовой оболочки планеты. Открытие экзопланет. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.25
Галактики и внегалактическая астрономия.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.26
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет астрофизики. Цели. Задачи.

2. Объект астрофизических исследований

3. Начало астрофизики.

4. Классический раздел астрофизики

5. Связь астрофизики с другими науками.

6. Зрение человека и оптические системы

7. Астрофизика и системы астрономических координат.

8. Современные методы измерения времени и атомный стандарт частоты.

9. Визуальные астрономические явления и оптика.

10. Аберрация света в астрофизике и физике.

11. Радиоастрономия.

12. Современные оптические телескопы.

13. Внеатмосферные астрономические наблюдения.

14. Рентгеновские телескопы.

15. Основные физические характеристики звезд.

16. Видимая звездная величина Гиппарха.

17. Виды звездных величин.

18. Формирование спектральной линии звезды.

19. Модель абсолютно черного тела и излучение звезды

20. Солнце. Основные характеристики.

21. Гарвардская спектральная классификация.

22. Строение Солнца: от ядра до атмосферы.

23. Активные образования на Солнце.

24. Индексы солнечной активности.

25. Солнечная постоянна и солнечная инсоляция.

26. Солнечно-земные связи.

27. Термоядерный синтез на Солнце

28. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
29. Белые карлики

30. Новые звезды

31. Кратные звезды.

32. Сверхновые звезды.

33. Пульсары.

34. Коричневые карлики.

35. Закон Хаббла. Открытие галактик.

36. Строение Галактики и движение в ней Солнечной системы.

37. Виды Галактик.

38. Классическая астрономия и роль в ней С.Т.О., О.Т.О.

39. Нестационарная вселенная А. Фридмана.

40. «Избыток гелия» и «Большой взрыв» по Г. Гамову.

41. Реликтовое излучение.

42. Инфляционная Вселенная.

43. Вещество и энергия во Вселенной.

44. Астрономические условия существования живого вещества во Вселенной.

45. Современная космология и мировоззрение.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Археоастрономия. Наиболее значительные результаты исследований в этой области.

2. История открытия и изучения крупномасштабной структуры Вселенной (от XVIII до XX в.)

3. Основные регионы астрономической деятельности в Древнем мире. Время зарождения, сходство, различие.

4. История открытия радиовселенной.

5. Идея «горячего» начала Вселенной и ее эволюция - с древности до наших дней.

6. Астрономическая картина мира первых атомистов и ее последующая эволюция.

7. История открытия больших планет.

8. Аристотель и его космофизическая картина мира. Ее двойная роль в истории науки - в древности и в последующие века.

9. Революция в космологии XX в. и формирование релятивистской картины мира.

10. Открытие подсистемы малых тел в Солнечной системе.

11. Вихревая космогония - от Анаксагора до наших дней.

12. Астрономическая картина мира Декарта и ее роль в развитии научного мировоззрения.

13. Гиппарх и его место в истории астрономии.

14. Николай Кузанский. Идеи о Вселенной и их влияние на дальнейшее развитие картины мира.

15. Космологические представления позднего Средневековья: Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон. Их идеи в оптике и роль в развитии космологи ческой картины мира.

16. Кеплер. Его открытия и идеи. Физика неба. Гармония мира.

17. Тихо Браге и его роль в истории наблюдательной астрономии и в развитии астрономической картины мира.

18. В. Гершель, его открытия и роль в развитии космогонической и космологической картины мира.

19. Коперник. Прогрессивное и регрессивное в его учении.

20. Космологические гипотезы XVIII в. как одно из первых следствий признания гравитационной теории Ньютона.

21. Открытия и догадки Ломоносова в астрономии.

22. Два направления в планетной космогонии - катастрофические и эволюционные гипотезы.

23. Выдающиеся астрономы-наблюдатели средневекового Востока.

24. Основные этапы развития телескопической астрономии.

25. Основные этапы истории изучения млечных туманностей - от Птолемея до Хаббла.

26. Предыстория, рождение и первые этапы развития астрофизики (до конца XIX в.).

27. Поиск звездных параллаксов и связанные с этим открытия в астрономии.

28. Вклад Франца Ульриха Теодора Эпинуса в астрономию.

29. Фридрих Вильгельм Бессель. Его вклад в астрономию.

30. Зарождение и основные этапы развития звездной космогонии.

31. Эрнст Флоренс Фридрих Хладни и его роль в астрономии.

32. Проблема источников внутризвездной энергии - основные этапы на пути ее разрешения.

33. Космологические парадоксы: содержание, время возникновения, пути разрешения.

34. Астрология: научные и социальные истоки, причина живучести, оценка с точки зрения современной научной картины мира.

35. Реликтовое излучение. История открытия.

36. Проблемы «черных дыр» - с XVIII до XXI в.

37. Эдмунд Галлей и его роль в астрономии.

38. Научные революции в истории астрономии.

39. История проблемы жизни во Вселенной.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении.

 
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Язев, С. А. 
Астрономия. Солнечная система :: учебное пособие для вузов / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-08244-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441809 .
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. В. Коломиец [и др.] 
Концепции современного естествознания: астрономия: Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377 .
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Перельман, Я. И. 
Занимательная астрономия: Перельман, Я. И. Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438072 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Астрономия [Электронный ресурс]: 50 самых поразительных открытий в астрономии, каждое из которых объясняется менее чем за полминуты/ Бэскилл Дарен [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: РИПОЛ классик, 2013.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55387.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Режим доступа: https://elibrary.ru 
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. —Режим доступа: www.iprbookshop.ru
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт». — Режим доступа: https://biblio-online.ru/ 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-313 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к экзамену.

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен.

При подготовке к зачетуэкзаменум учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.