(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х,
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет астрофизики. Цели. Задачи.
2. Объект астрофизических исследований
3. Начало астрофизики.
4. Классический раздел астрофизики
5. Связь астрофизики с другими науками.
6. Зрение человека и оптические системы
7. Астрофизика и системы астрономических координат.
8. Современные методы измерения времени и атомный стандарт частоты.
9. Визуальные астрономические явления и оптика.
10. Аберрация света в астрофизике и физике.
11. Радиоастрономия.
12. Современные оптические телескопы.
13. Внеатмосферные астрономические наблюдения.
14. Рентгеновские телескопы.
15. Основные физические характеристики звезд.
16. Видимая звездная величина Гиппарха.
17. Виды звездных величин.
18. Формирование спектральной линии звезды.
19. Модель абсолютно черного тела и излучение звезды
20. Солнце. Основные характеристики.
21. Гарвардская спектральная классификация.
22. Строение Солнца: от ядра до атмосферы.
23. Активные образования на Солнце.
24. Индексы солнечной активности.
25. Солнечная постоянна и солнечная инсоляция.
26. Солнечно-земные связи.
27. Термоядерный синтез на Солнце
28. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела.
30. Новые звезды
31. Кратные звезды.
32. Сверхновые звезды.
33. Пульсары.
34. Коричневые карлики.
35. Закон Хаббла. Открытие галактик.
36. Строение Галактики и движение в ней Солнечной системы.
37. Виды Галактик.
38. Классическая астрономия и роль в ней С.Т.О., О.Т.О.
39. Нестационарная вселенная А. Фридмана.
40. «Избыток гелия» и «Большой взрыв» по Г. Гамову.
41. Реликтовое излучение.
42. Инфляционная Вселенная.
43. Вещество и энергия во Вселенной.
44. Астрономические условия существования живого вещества во Вселенной.
45. Современная космология и мировоззрение.
Темы рефератов:
1. Археоастрономия. Наиболее значительные результаты исследований в этой области.
2. История открытия и изучения крупномасштабной структуры Вселенной (от XVIII до XX в.)
3. Основные регионы астрономической деятельности в Древнем мире. Время зарождения, сходство, различие.
4. История открытия радиовселенной.
5. Идея «горячего» начала Вселенной и ее эволюция - с древности до наших дней.
6. Астрономическая картина мира первых атомистов и ее последующая эволюция.
7. История открытия больших планет.
8. Аристотель и его космофизическая картина мира. Ее двойная роль в истории науки - в древности и в последующие века.
9. Революция в космологии XX в. и формирование релятивистской картины мира.
10. Открытие подсистемы малых тел в Солнечной системе.
11. Вихревая космогония - от Анаксагора до наших дней.
12. Астрономическая картина мира Декарта и ее роль в развитии научного мировоззрения.
13. Гиппарх и его место в истории астрономии.
14. Николай Кузанский. Идеи о Вселенной и их влияние на дальнейшее развитие картины мира.
15. Космологические представления позднего Средневековья: Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон. Их идеи в оптике и роль в развитии космологи ческой картины мира.
16. Кеплер. Его открытия и идеи. Физика неба. Гармония мира.
17. Тихо Браге и его роль в истории наблюдательной астрономии и в развитии астрономической картины мира.
18. В. Гершель, его открытия и роль в развитии космогонической и космологической картины мира.
19. Коперник. Прогрессивное и регрессивное в его учении.
20. Космологические гипотезы XVIII в. как одно из первых следствий признания гравитационной теории Ньютона.
21. Открытия и догадки Ломоносова в астрономии.
22. Два направления в планетной космогонии - катастрофические и эволюционные гипотезы.
23. Выдающиеся астрономы-наблюдатели средневекового Востока.
24. Основные этапы развития телескопической астрономии.
25. Основные этапы истории изучения млечных туманностей - от Птолемея до Хаббла.
26. Предыстория, рождение и первые этапы развития астрофизики (до конца XIX в.).
27. Поиск звездных параллаксов и связанные с этим открытия в астрономии.
28. Вклад Франца Ульриха Теодора Эпинуса в астрономию.
29. Фридрих Вильгельм Бессель. Его вклад в астрономию.
30. Зарождение и основные этапы развития звездной космогонии.
31. Эрнст Флоренс Фридрих Хладни и его роль в астрономии.
32. Проблема источников внутризвездной энергии - основные этапы на пути ее разрешения.
33. Космологические парадоксы: содержание, время возникновения, пути разрешения.
34. Астрология: научные и социальные истоки, причина живучести, оценка с точки зрения современной научной картины мира.
35. Реликтовое излучение. История открытия.
36. Проблемы «черных дыр» - с XVIII до XXI в.
37. Эдмунд Галлей и его роль в астрономии.
38. Научные революции в истории астрономии.
39. История проблемы жизни во Вселенной.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену.
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен.
При подготовке к зачетуэкзаменум учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.