Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Примерный перечень вопросов к зачету (1 семестр)
1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. Виды гимнастики. Методические особенности гимнастики.
2. Цели и задачи преподавания гимнастики в различных звеньях системы физического воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО
3. Исторический обзор гимнастики древнего мира (Греция, Рим, Индия, Китай).
4. Исторический обзор гимнастики Средних веков и эпохи Возрождения.
5. Исторический обзор национальных систем гимнастики (немецкая, шведская, французская, Сокольская).
6. Характеристика гимнастики в советской системе физического воспитания.
7. История развития гимнастики в дореволюционной России.
8. Характеристика спортивных видов гимнастики. Тенденция развития спортивных видов гимнастики.
9. Возникновение, развитие гимнастической терминологии. Основные требования и правила терминологии.
10. Способы образования терминов. Правила применения терминов. Правила сокращений.
11. Правила образования специальных терминов в гимнастике, обозначение основных статических гимнастических положений.
12. Характеристика основных средств гимнастики, методы их использования на занятиях гимнастикой.
13. Общеразвивающие упражнения, их характеристика и классификация.
14. Характеристика и назначение общеразвивающих упражнений. Характеристика терминов общеразвивающих упражнений.
15. Определение понятия «стойки» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
16. Определение понятия «седы» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
17. Определение понятия «приседы» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
18. Определение понятия «выпады» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
19. Определение понятия «упоры» в ОРУ – характеристика, термины, описание выполнения.
20. Наклоны – характеристика, термины, описание выполнения.
21. «Положения лежа» в ОРУ: виды, терминологические названия и описание выполнения.
22. Положения рук и ног и движения ими в ОРУ.
23. Формы, типы и правила записи ОРУ. Текстовая запись ОРУ.
24. ОРУ с предметами (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки), особенности терминологии ОРУ с предметами.
25. Составление комплексов ОРУ. Правила подбора упражнений. Особенности ОРУ с использованием предметов.
26. Музыкальное сопровождение при проведении ОРУ.
27. Методика разучивания комплексов ОРУ, дозировка и организационно-методические указания.
28. Характеристика проходного способа проведения ОРУ.
29. Характеристика поточного способа проведения ОРУ.
30. Характеристика раздельного способа проведения ОРУ.
31. Методика составления комплексов ОРУ различными способами (раздельным, проходным, поточным).
32. Методика проведения занятий на гимнастической стенке, скамейке и в парах.
33. Методика исправления ошибок при выполнении ОРУ.
34. Строевые упражнения. Назначения и особенности строевых упражнений для проведения урока гимнастики.
35. Характеристика основных строевых упражнений в гимнастике, команды и терминология строевых упражнений.
36. Строевые команды и распоряжения при проведении урока гимнастики в школе.
37. Строевые упражнения, классификация, методика обучения в зависимости от возраста.
38. Организационно-методические указания при проведении строевых и ОРУ.
39. Характеристика средств формирования рациональной осанки.
40. Формирование гимнастического стиля средствами ОРУ и строевых упражнений.
41. Характеристика прикладных упражнений в школьной программе.
42. Упражнения художественной гимнастики.
Примерный перечень вопросов к зачету (2 семестр)
1. Характеристика и назначение акробатических упражнений.
2. Акробатика в школьной программе.
3. Терминология акробатических упражнений.
4. Статические и динамические акробатические упражнения.
5. Помощь и страховка. Основные требования к страхующему.
6. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма.
7. Упражнения мужского и женского гимнастического многоборья в школьной программе.
8. Терминология упражнений на снарядах гимнастического многоборья (висы и упоры, махи и перемахи, подъемы
9. Основы техники выполнения опорных прыжков.
10. Отталкивание и приземление в гимнастических элементах.
11. Техника вращательных и маховых движений, методика обучения и правила страховки.
12. Правила записи упражнений на снарядах.
13. Вольные упражнения: основные средства, хореография, правила составления вольных упражнений.
14. Оборудование мест для занятий гимнастикой.
15. Основы техники выполнения акробатических упражнений (группировка, перекаты, кувырки)
16. Основы техники выполнения акробатических упражнений (акробатические стойки).
17. Основы техники выполнения акробатических упражнений (перевороты).
18. Основы техники выполнения акробатических упражнений (мосты, шпагаты, равновесия).
19. Правила выполнения вольных упражнений юношам и девушками.
20. Основы техники выполнения упражнений гимнастического мужского многоборья: упражнения на параллельных брусьях.
21. Основы техники выполнения упражнений гимнастического мужского многоборья: на перекладине.
22. Основы техники выполнения упражнений гимнастического женского многоборья: упражнения на разновысоких брусьях
23. Основы техники выполнения упражнений гимнастического женского многоборья: на бревне.
24. Причины травматизма и способы его предупреждения на уроках гимнастики.
25. Упражнения на параллельных брусьях и перекладине: страховка и помощь.
26. Упражнения на перекладине: страховка и помощь.
27. Упражнения на брусьях разной высоты и бревне: страховка и помощь.
28. Упражнения на бревне: страховка и помощь.
29. Опорные прыжки: страховка и помощь.
30. Формирование гимнастического стиля при выполнении акробатических упражнений и упражнений снарядовой гимнастики.
Примерный перечень вопросов к экзамену (3 семестр)
1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе. Техническая подготовка в гимнастике.
2. Теоретические и методические основы обучения гимнастическим упражнениям: знания, двигательные умения и навыки в поэтапном обучении технике гимнастических упражнений.
3. Характеристика и содержание этапа ознакомления с техникой гимнастических элементов.
4. Характеристика и содержание этапа разучивания техники гимнастических элементов.
5. Характеристика и содержание этапа совершенствования обучения техники гимнастических элементов.
6. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.
7. Требования к местам проведения занятий гимнастикой в школе.
8. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики. Правила и обучение приемам страховки и помощи на занятиях гимнастикой.
9. Общие правила анализа техники выполнения гимнастических упражнений по школьной программе.
10. Методика исправления ошибок при выполнении гимнастическим упражнениям.
11. Методика разучивания прикладных упражнений, дозировка и организационно-методические указания.
12. Основы обучения прикладным упражнениям в ползании и лазании (гимнастическая скамейка, канат).
13. Основы обучения прикладным упражнениям: метания и переноска грузов.
14. Основы обучения акробатическим упражнениям (группировка, перекаты, кувырки)
15. Основы обучения технике основных акробатических упражнений (акробатические стойки).
16. Основы обучения технике основных акробатических упражнений (перевороты).
17. Основы обучения технике основных акробатических упражнений (мосты, шпагаты, равновесия).
18. Обучение основам акробатических упражнений по школьной программе.
19. Особенности обучения упражнениям гимнастического многоборья: упражнения на параллельных брусьях и перекладине.
20. Особенности обучения упражнениям гимнастического многоборья: упражнения на разновысоких брусьях и бревне.
21. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе. Организация учебного труда на уроке.
22. Оформление, постановка задач, подбор средств и методов для проведения подготовительной части урока гимнастики.
23. Организационно-методические указания при проведения подготовительной части урока.
24. Характеристика урока гимнастики в школе. Общие требования к уроку. Виды уроков гимнастики.
25. Основные задачи урока: образовательные, оздоровительно-развивающие, воспитательные.
26. Характеристика частей урока гимнастики, разработка задач и контрольных упражнений для урока.
27. Характеристика подготовительной части урока. Задача, содержание и организационно-методические указания.
28. Организационно-методические условия проведения подготовительной части урока.
29. Задачи, средства и организационно-методические требования к основной части урока.
30. Заключительная часть урока гимнастики в школе, ее значение и содержание.
31. Основные характеристики эффективности урока гимнастики в школе.
32. Характеристика подготовительной и основной части урока гимнастики для младшего школьного возраста: задачи, средства и методы организации.
33. Характеристика подготовительной и основной части урока гимнастики для старшего школьного возраста: задачи, средства и методы организации.
35. Методика разработки конспекта урока по гимнастике.
36. Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой в школе.
37. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе.
38. Массовые гимнастические выступления и соревнования по гимнастике. Требования к организации и проведению гимнастических праздников.
39. Организация и проведение соревнований по спортивным видам гимнастики.
40. Подготовка и организация спортивно-массовых мероприятий (вечеров, спортивных праздников, театрализованных представлений).
41. Правила соревнований по спортивным видам гимнастики, методика судейства (на примере одного из видов гимнастики).
42. Этапы подготовительной работы к соревнованиям по гимнастике.
43. Спортивная база проведения и материально-техническое обеспечение соревнований по гимнастическим видам спорта.
Примерный перечень вопросов к экзамену (4 семестр)
1. Гимнастика как средство оздоровительной физической культуры.
2. Оздоровительная гимнастика и ее место в системе физического воспитания.
3. Общая характеристика целей и задач, средств и методов оздоровительной гимнастики как средства оздоровительной физической культуры.
4. Оздоровительные виды гимнастики. Тенденция развития.
5. Оздоровительные виды гимнастики: психолого-педагогические основы проведения занятий с группой.
6. Оздоровительный эффект физической тренировки.
7. Атлетическая гимнастика в практике занятий со старшими школьниками.
8. Развитие двигательно-координационных качеств средствами оздоровительной гимнастики.
9. Дозирование и регулирование нагрузки на занятиях оздоровительными видами гимнастики.
10. Дыхательная гимнастика. Значение, виды, методические особенности проведения занятий.
11. Запрещенные движения на занятиях оздоровительной направленности.
12. Классификация оздоровительных видов гимнастики.
13. Комплексный контроль на занятиях оздоровительной гимнастикой
14. Методические особенности занятий танцевальной аэробикой.
15. Оздоровительная гимнастика с оборудованием (степ-платформы, фитболы, бодибары, босу и т.д.): виды и методические особенности проведения занятий.
16. Организационно-методические особенности проведения занятий с использованием средств одного из видов оздоровительной гимнастики (по выбору студента).
17. Особенности занятий вечерней гимнастикой.
18. Особенности занятий утренней гигиенической гимнастикой.
19. Особенности методики проведения занятий с использованием упражнений стретчинга.
20. Особенности обеспечения безопасности на занятиях силовыми видами оздоровительной гимнастики.
21. Методические особенности использования на занятиях комплексов упражнений на основе восточных систем (хатха-йога, ушу).
22. Методические особенности использования на занятиях комплексов упражнений коррегирующей направленности (пилатесом, калланетикой и др), их оздоровительно-развивающий эффект.
23. Особенности организации и проведения занятий с использованием упражнений шейпинга.
24. Особенности проведения занятий по оздоровительной гимнастике без оборудования.
25. Особенности проведения физкультурной паузы.
26. Правила подбора музыкального сопровождения для проведения комплексов упражнений оздоровительной направленности.
27. Причины и способы предупреждения травматизма при занятиях упражнениями оздоровительной гимнастики.
28. Силовые виды оздоровительной гимнастики (атлетическая гимнастика, памп-аэробика, функциональный тренинг, кроссфит, интервальная тренировка и др): содержание занятий и методические особенности.
29. Содержание занятий и специфика гимнастики в режиме учебного дня школьников.
30. Содержание занятий и специфика производственной гимнастики.
31. Специфика обучения в степ-аэробике.
32. Структура и организация занятий восточной и современной дыхательной гимнастикой.
33. Структура функциональных компонентов профессионально-педагогической деятельности инструктора по оздоровительным видам гимнастики (гностический, конструктивный, коммуникативный и т.д.).
34. Терминология оздоровительных видов гимнастики. Использование команд и жестов.
35. Тестирование функциональных возможностей занимающихся.
36. Техника выполнения базовых шагов аэробики: характеристика, обучение, безопасность выполнения.
37. Правила составления комплексов упражнений оздоровительной гимнастики.
38. Урочные формы занятий оздоровительной гимнастикой. Общие методические положения. Подготовительная, основная и заключительная части занятия оздоровительной гимнастикой.
Примерные задания для самостоятельной/творческой работы:
1. Выполнение зачётных комбинаций по парной акробатике на учебных соревнованиях (3 разряд).
3. Составление схемы обучения гимнастическому элементу.
4. Составление презентации по методике обучения гимнастическим элементам школьной программы.
5. Подготовка проведения и проведение обучения гимнастическому элементу школьной программы.
6. Составление план-конспекта части урока гимнастики по заданию преподавателя.
7. Подготовка проведения и проведение части урока по заданию преподавателя.
8. Составление план-конспекта урока гимнастики по заданию преподавателя.
9. Подготовка проведения и проведение урока гимнастики.
10. Организация и проведение соревнований по одному из видов спорта любого уровня
11. Разработать тесты по правилам соревнований для проведения аттестационного судейского семинара по избранному виду спорта.
12. Составить по принципу блоковой хореографии комплекс из двух блоков по оздоровительной базовой аэробике и провести его на практике.
13. Составление презентации: один из видов оздоровительной гимнастики, его характеристика и отличительные особенности, специфика методики проведения занятия, показания и противопоказания к занятиям данной направленности.
14. Составление презентации о технике безопасности и предупреждения травматизма на занятиях оздоровительной гимнастикой, о запрещенных движениях на занятиях оздоровительной направленности.
15. Провести мастер-класс по одному из видов оздоровительной гимнастики (по выбору студента или преподавателя).
16. Составление план-конспекта и проведение урока/части урока физической культуры с использованием одного или нескольких видов оздоровительной гимнастики.
17. Разработать рабочую программу для внеурочной деятельности в школе или для учреждения дополнительного образования на основе одного из видов оздоровительной гимнастики.
Примерные темы практических заданий:
1. Составление комплекса гимнастических упражнений, используя различные и.п.
2. Подготовка проведения и проведение ОРУ из различных и.п.
3. Подготовка карточек с методикой обучения строевым упражнениям.
4. Подготовка проведения и проведение строевых упражнений.
5. Подготовка карточек с прикладными упражнениями разных видов.
6. Проведение прикладных упражнений с учащимися.
7. Подготовка к выполнению и выполнение на оценку отдельных акробатических упражнений школьной программы (кувырок (вперед/назад), стойка на лопатках, гимнастический мост, равновесие на правой/левой, стойка на голове и руках, переворот правым/левым боком и др.).
8. Овладение приемам страховки и помощи при выполнении акробатических упражнений.
9. Подготовка к выполнению и выполнение отдельных гимнастических упражнений на снарядах (брусья, бревно, конь с ручками, перекладина, опорный прыжок).
10. Самостоятельное выполнение зачётных комбинаций вольных упражнений и упражнений на снарядах (3 разряд).
11. Оформление тетради по гимнастике.
12. Проведение обучения гимнастическому элементу школьной программы.
13. Педагогический анализ урока гимнастики и его письменное оформление.
14. Подготовка к выполнению и выполнение хронометрирования и пульсометрии урока по гимнастике.
15. Составление комплексов физкультминуток, физкультпауз, игры на внимание для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
16. Составление комбинации для школьников из элементов школьной программы.
17. Составление массового номера для школьников из элементов гимнастики школьной программы.
18. Участие в соревнованиях по гимнастике в качестве организатора, помощника организатора или судьи.
19. Овладение приемам страховки и помощи при выполнении упражнений на снарядах.
20. Написание сценария торжественного окрытия/закрытия соревнований.
21. Подготовка предварительной, текущей и документации по соревнованиям.
22. Подготовить комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики, вводной гимнастики, физкультпаузы, вечерней гимнастики.
23. Разработать комплексы упражнений различной направленности для занятий оздоровительной гимнастикой с людьми разного возраста, состояния здоровья и разным уровнем подготовленности (по заданию преподавателя).
24. Подобрать упражнения для занятия на тренажерах или с использованием современного фитнес-оборудования (бодибары, фитболы, BOSU и т.д.)
25. Составление комплекса на основе средств стретчинга для заключительной части занятия.
26. Разработать комплекс физических упражнений на развитие различных групп мышц, используя средства различных видов оздоровительной гимнастики.
27. Составить комплекс упражнений, используя средства одного из видов оздоровительной гимнастики, и подобрать музыкальное сопровождение.
28. Подготовить выполнение базовых шагов на оценку под музыку.
29. Составить и записать фонограмму для проведения занятия одним из видов оздоровительной гимнастики.
30. Подготовка карточек с методикой обучения упражнениям различных видов оздоровительной гимнастики.
31. Подобрать тесты для комплексного контроля на занятиях оздоровительной гимнастикой.
Примерные темы рефератов:
1. Методические особенности гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины.
3. Исторический обзор национальных систем гимнастики (немецкая, шведская, французская, Сокольская).
4. Возникновение, создатели, особенности немецкой гимнастики ХIХ века.
5. Возникновение, создатели, особенности Сокольской гимнастики.
6. Возникновение, создатели, особенности шведской гимнастики. Классификация видов гимнастики, основные средства.
7. Классификация гимнастических упражнений.
8. Классификация прыжков в гимнастике, фазы опорного прыжка.
9. Классификация спортивных видов гимнастики.
10. Общеразвивающие упражнения, их характеристика и классификация.
11. Характеристика гимнастики в советской системе физического воспитания.
12. Возникновение, развитие гимнастической терминологии.
13. Основные требования и правила терминологии.
14. Великие гимнасты России и мира.
15. Современное состояние гимнастических видов спорта (на примере одного из видов).
16. Теоретические и методические основы обучения гимнастическим упражнениям.
17. Техническая подготовка в гимнастике.
18. Понятие «спортивная техника» и закономерности, лежащие в ее основе.
19. Знания, двигательные умения и навыки в поэтапном обучении технике гимнастических упражнений.
20. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.
21. Акробатика в школьной программе.
22. Оборудование мест для занятий гимнастикой.
23. Методика исправления ошибок в гимнастике.
24. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике.
25. Урок, как основная форма проведения и организации урока в общеобразовательной школе.
26. Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой в школе.
27. Характеристика и общие требования к уроку гимнастики в школе.
28. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе.
29. Соревнования по гимнастике в спортивном и физкультурно-педагогическом процессе, Классификация соревнований и характеристика их видов и типов.
30. Организация и проведение соревнований по гимнастике в школе.
31. Правила соревнований по спортивным видам гимнастике, основные пункты и их содержание (на примере одного из видов).
32. Структура и содержание соревновательной деятельности гимнастов (на примере одного из гимнастических видов спорта).
33. Педагогический анализ урока гимнастики.
34. Гимнастика как средство оздоровительной физической культуры.
35. Классификация оздоровительных видов гимнастики.
36. Оздоровительные виды гимнастики: характеристика, современное состояние и тенденции развития.
37. Оздоровительный эффект физической тренировки.
38. Развитие двигательно-координационных качеств средствами оздоровительной гимнастики.
39. Терминология оздоровительных видов гимнастики. Использование команд и жестов.
40. Исторический обзор развития оздоровительной аэробики.
41. Особенности проведения занятий оздоровительной гимнастикой с и без оборудования.
42. Современный инструктор по оздоровительной гимнастике (гностический, конструктивный, коммуникативный и т.д. компоненты профессиональной деятельности).
43. Содержание и методические характеристики проведения занятий по одному из видов оздоровительной гимнастики.
44. Дозирование и регулирование нагрузки на занятиях оздоровительными видами гимнастики.
45. Групповая и персональная тренировка.
46. Правила подбора музыкального сопровождения для проведения занятий оздоровительной направленности.
47. Комплексный контроль на занятиях оздоровительной гимнастикой.
48. Специфика занятий оздоровительной гимнастикой с людьми разного возраста, состояния здоровья и разным уровнем подготовленности.
49. Причины и способы предупреждения травматизма на занятиях оздоровительной гимнастикой. Запрещенные движения на занятиях оздоровительной направленности.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету, экзамену
Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.