2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Курсовая работа по методикам обучения_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по методикам обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Сам. работа
70
70
70
70
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доц., Матвеев С.Н. _________________
 
 
Курсовая работа по методикам обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2018-2019 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель выполнения курсовой работы по методике обучения математике заключается в освоении обучающимися методики научного исследования, приобретении опыта работы с источниками и научной литературой, а также навыков публичной защиты результатов своей научно-исследовательской деятельности по математике.
1.2
Задачи выполнения курсовой работы: самостоятельно разработать избранную тему и обосновать актуальность исследования и методических гипотез; углубить знания обучающихся в области математики; овладеть навыками самостоятельной работы с первоисточниками, научной литературой; понимать предметную область исследования, излагать материал на современном математическом языке; формировать умение применять полученные теоретические знания и практические умения и навыки в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базы данных
2.1.2
Высокоуровневые методы программирования
2.1.3
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.4
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.5
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.6
Профессиональная этика
2.1.7
Теория рядов
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.9
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.10
Логическое программирование
2.1.11
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.12
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.13
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.14
Проективная геометрия
2.1.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.18
Архитектура компьютера
2.1.19
Дискретная математика
2.1.20
Дифференциальные уравнения
2.1.21
Конструктивная геометрия
2.1.22
Объектно-ориентированное программирование
2.1.23
Педагогические технологии
2.1.24
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.25
Числовые системы
2.1.26
Аналитическая геометрия
2.1.27
Естественнонаучная картина мира
2.1.28
Начала алгебры
2.1.29
Основы математического анализа
2.1.30
Основы математической обработки информации
2.1.31
Теоретические основы информатики
2.1.32
Теория преобразований плоскости
2.1.33
Теория чисел
2.1.34
Элементарная математика
2.1.35
Алгоритмы и структуры данных
2.1.36
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.37
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.38
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.39
Теория обучения
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.40
Вводный курс математики
2.1.41
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.42
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.43
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.44
Системы компьютерной алгебры
2.1.45
Методы научного исследования
2.1.46
Интернет-программирование
2.1.47
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.2
Математические основы физики
2.2.3
Методы и средства защиты информации
2.2.4
Моделирование в системах компьютерной математики
2.2.5
Проектирование информационных систем
2.2.6
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.7
Разработка WEВ-приложений
2.2.8
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.9
Технологии программирования
2.2.10
Избранные главы методики обучения математике
2.2.11
История математики
2.2.12
Компьютерное моделирование
2.2.13
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.14
Мультимедийные технологии
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.17
Теория функций комплексной переменной
2.2.18
Автоматизированные системы управления
2.2.19
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.20
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.21
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.22
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.23
Производственная преддипломная практика
2.2.24
Уравнения математической физики
2.2.25
Численные методы
2.2.26
Избранные главы элементарной математики
2.2.27
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.28
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.29
Специальные методы решения математических задач
2.2.30
История информатики
2.2.31
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.32
3D-моделирование
2.2.33
Вычислительная математика
2.2.34
Управление информационными системами
2.2.35
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.36
Математическое моделирование в физике
2.2.37
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.38
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.39
Разработка Интернет-приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие методы и способы самоорганизации и самообразования по методике математики;
3.1.2
современные методы и технологии исследования по методике математики;
3.1.3
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
3.1.4
теорию и практику обучения математике для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать результаты процесса самосовершенствования по математике;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.2.2
использовать методы и технологии обучения математике и диагностики результатов обучения;
3.2.3
анализировать средства и технологии достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при решении исследовательских задач в области образования;
3.2.4
применять теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач по математике.
3.2.5
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки и реализации программы самоорганизации и самообразованию по математике;
3.3.2
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.3
основными средствами, методами, формами, технологиями создания образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, их оценке, коррекции и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при решении исследовательских задач в области образования; систематизированными теоретическими и практическими знаниями для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цель, задачи, структура и требования к выполнению курсовых работ

 
1.1
Структурные элементы и их краткая характеристика /Курс пр/

2
ОК-3 ПК-11
7
0
 
1.2
Ход выполнения курсовых работ /Ср/

10
ПК-11
7
0
 
1.3
Требования к выполнению курсовых работ по методикам обучения /Ср/

10
ОК-3 ПК-11
7
0
 
1.4
Требования к выполнению курсовых  работ по методикам обучения /Ср/

10
ПК-11
7
0
 
1.5
Требования к выполнению курсовых работ по методикам обучения /Ср/

10
ОК-3 ПК-11
7
0
 
 
Раздел 2. Основные требования к оформлению курсовых работ

 
2.1
Требования к оформлению курсовых работ /Ср/

10
ОК-3 ПК-11
7
0
 
2.2
Требования к оформлению презентации /Ср/

10
ПК-11
7
0
 
 
Раздел 3. Защита курсовых работ

 
3.1
Подготовка доклада /Ср/

5
ОК-3
7
0
 
3.2
Оценка курсовых работ /Ср/

5
ОК-3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Предварительная проверка  научным руководителем выполняемой работы обучающегося на соответствие стандартам образования: согласно стандартам образования курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы. При этом введение должно содержать следующие структурные элементы: актуальность темы, цель работы, решаемые задачи, методику исследований, новизну (при наличии), апробацию работы (при наличии), публикации (при наличии), краткое изложение содержания КР. Заключение, как правило, включает в себя основные результаты работы и описание личного вклада соискателя в данную работу. В целях большего кругозора соискателя в рамках выполняемой темы и полноты работы желательно использовать множество литературных источников (12-17 наименований). Солидный список литературы по выбранной тематике является одним из показателей разработанности темы, если к тому же ссылки на литературные источники содержатся во введении, внутри глав и параграфов работы.

12.Камеральная обработка и оформление полученных материалов.

13.Требования к выполнению курсовых работ по методикам обучения.

14.Анализ объекта исследования.

15.Основные требования к оформлению курсовых работ.

16.Порядок защиты дипломных работ.

17.Оценка курсовой работы.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика  курсовых работ по (математическому анализу, алгебре и геометрии) математике

1. Методика преподавания математики и ее задачи. Основные профессиональные умения учителя математики.

2. Цели обучения математике в общеобразовательной школе. Анализ программы по математике для 5-9 и 10-11 классов средней школы. Содержание обучения.

3. Методы обучения математики, их классификация.

4. Методы научного познания в школьном курсе математики.

5. Анализ и синтез как методы научного познания, их применение при обучении математике.

6. Индукция и дедукция в преподавании математики.

7. Урок – основная форма обучения. Основные требования к уроку.

8. Типы уроков по математике и их структура.

9. Проблемный метод обучения математике. Примеры.

10. Дифференцированное обучение математике. Виды дифференциации обучения математике.

11. Формы и методы оценки и контроля знаний по математике. Тестовые формы контроля.

12. Требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся.

13. Планирование работы учителя. Этапы подготовки учителя  к уроку.

14. Факультативные курсы по математике. Основные формы и методы проведения факультативов. Пример одного из факультативов.

15. Роль наглядности в обучении математике. Оборудование современного урока математики.

16. Математические понятия и методика работы над определениями и понятиями. Примеры.

17. Методика изучения теорем и аксиом. Методы доказательства.

18. Задачи в обучении математике. Классификация задач. Обучение поиску решения задачи.

19. Расширение понятия числа в школьном курсе.

20. Математические выражения и тождественные преобразования.

21. Методика изучения уравнений и неравенств.

22. Изучение функций в школьном курсе математики.

23. Методика изучения функций в 7-9 классах.

24. Методика изучения функций в 10-11 классах.

25. Методика изучения тригонометрических функций.

26. Производная в школьном курсе математики

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к выполнению курсовой работы

Курсовая работа определяет уровень научной и профессиональной готовности выпускника и является важнейшим итогом обучения на соответствующем уровне образования. Тематика курсовой работы устанавливается в соответствии с профилем направления подготовки (специальности), ФГОСВО, с учетом предложений от работодателя. За актуальность, соответствие тематики курсовой работы  профилю направления подготовки (специальности), структуру, руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая кафедра и непосредственно руководитель работы. За все сведения, изложенные в курсовой работе , принятые решения и за правильность всех данных, ответственность несет

УП: ab44.03.05 МиИ п521 гр..plx стр. 8

непосредственно обучающийся – её автор.  Курсовая работа  бакалавра выполняется на базе теоретических знаний, практических навыков, общекультурных, универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, полученных студентом в период обучения, прохождения учебной, производственной, в том числе преддипломной практики, научно-исследовательской работы. Направленность курсовой работы должна носить, как правило, практико- ориентированный и научно математический характер.  Для подготовки курсовой работы  требуется синтез научных знаний, в т.ч. инновационных в определенной области (или) на стыке областей, оценка и отбор профессиональной информации, создание на ее основе новой. В процессе подготовки и защиты курсовой работы  обучающийся должен продемонстрировать: способность к самостоятельному творческому мышлению; владение методами и методиками исследований, выполняемых в процессе работы; способность к научному анализу полученных результатов, разработке защищаемых положений и выводов, полученных в работе;  умение оценить возможности использования полученных результатов в научной и практической деятельности. Курсовая работа  выполняется обучающимся непосредственно на выпускающей кафедре с предоставлением ему необходимых условий для работы или в научных, научно-производственных организациях, с которыми было связано выполнение научно-исследовательской работы.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.