2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Мехатроника и робототехника_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мехатроника и робототехника
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 9 зачет с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
90
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
13 3/6
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
10
10
22
22
Практические
38
38
30
30
68
68
Итого ауд.
50
50
40
40
90
90
Кoнтактная рабoта
50
50
40
40
90
90
Сам. работа
58
58
68
68
126
126
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Мехатроника и робототехника
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является - введение в мехатронику и робототехники с использованием робототехнического образовательного конструктора VEX IQ.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
изучение основных понятий мехатроники и робототехники и областей ее применения;
1.4
формирование навыков конструирования робототехнических систем;
1.5
формирование навыков программирования робототехнических механизмов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.2
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.5
Учебная технологическая практика
2.1.6
Дизайн
2.1.7
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.8
Учебная технологическая практика
2.1.9
Прикладная механика
2.1.10
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.11
2.1.12
Академический рисунок
2.1.13
Декоративное искусство
2.1.14
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.1.15
Мультимедийные технологии в СОШ
2.1.16
История визуально-пространственных искусств
2.1.17
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.18
Живопись
2.1.19
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.20
Пластическая анатомия
2.1.21
Рисунок
2.1.22
Педагогика
2.1.23
Психология
2.1.24
Психология воспитательных практик
2.1.25
Философия
2.1.26
Иностранный язык
2.1.27
История (история России, всеобщая история)
2.1.28
Материаловедение и новые материалы
2.1.29
Русский язык и культура речи
2.1.30
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.31
Введение в профессию
2.1.32
Перспектива
2.1.33
Стилизация в живописи и графике
2.1.34
Финансово-экономический практикум
2.1.35
Академическая живопись
2.1.36
Скульптура
2.1.37
Бумагопластика
2.1.38
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные информационные источники в области мехатроники, методы решения проблемных ситуаций для решения поставленных; задач в рамках научного мировоззрения
3.1.2
возможности применения робототехники в технологической подготовке школьников
3.1.3
научные основы предметной области "Мехатроника и робототехника";
3.1.4
основные компоненты конструкторов VEX IQ;
3.1.5
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
3.1.6
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
3.1.7
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
3.1.8
как передавать программы VEX IQ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять поиск информации по мехатронике  для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения;
3.2.2
использовать теоретические знания основ мехатроники и робототехники для организации технологической подготовки школьников
3.2.3
осуществлять анализ педагогических ситуаций с применением специальных научных знаний, в том числе в предметной области "Мехатроника и робототехника";
3.2.4
использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
3.2.5
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
3.2.6
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
3.2.7
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования источников информации для решения проблемных ситуаций в области мехатроники;
3.3.2
навыками разработки учебных заданий и фрагментов занятий по робототехнике для школьников;
3.3.3
навыками профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.3.4
навыками работы с методами построения моделей и процессов управления роботами и программных средств;
3.3.5
навыками работы с методами проектирования программного обеспечения для управления робототехническими системами;
3.3.6
инструментами и методами робототехники.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Мехатроника

 
1.1
Мехатроника как наука. Понятие и структура мехатронной системы и модуля.  /Лек/
Л1.2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.2
История развития мехатроники /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.3
Понятие моделирования. Классификация, структура и принципы построения математических моделей. Фундаментальные законы физических объектов.  /Ср/
Л1.2

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.4
Элементы управления мехатронными модулями.Связь мехатроники с робототехникой.  /Лек/
Л1.2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.5
Мехатронные модули движения  /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.6
Интеллектуальные мехатронные модули движения /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.7
Сферы применения мехатронных систем /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.8
Приводы мехатронных систем и их способы управления /Пр/
Л1.2

0
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.9
Применение мехатронных систем (мс) в автоматизированном технологическом оборудовании /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.10
Применение мехатронных систем на автомобильном, водном и воздушном транспорте /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.11
Мехатроника в медицине /Пр/
Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.12
Тенденции практического применения мехатронных изделий. Бытовые, медицинские, транспортные, полиграфические и другие мехатронные объекты. Мехатронные технологии в роторных машинах. /Ср/
Л1.2

20
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.13
История робототехники. Виды роботов.  /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.14
Промышленные и мобильные роботы /Пр/
Л1.1 Л1.2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.15
Мехатронные системы и модули робота. /Ср/
Л1.1 Л1.2

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 2. Робототехника в образовании.

 
2.1
Робототехника в образовании.   /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.2
Межпредметные связи робототехники. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.3
Робототехнические конструкторы. /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.4
Принцип работы электронных компонентов робототехнического конструктора (микрокомпьютер, датчики). /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.5
Изучение принцип работы электронных компонентов робототехнического конструктора (микрокомпьютер, датчики). /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.6
Системы манипуляции и системы передвижения. Основы управления роботом. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.7
Кинетотроника. Пьезоэлектрические устройства. Биомеханика. Бионические мехатронные устройства. Нанотехнологии в мехатронике. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 3. Конструирование и механизмы

 
3.1
Организация проектной деятельности школьников по робототехнике.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.2
Конструирование прочного и жесткого каркаса конструкции. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.3
Колесо.Этапы технического проекта. Технический рисунок. Технический проект «Самокат».‎ /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.4
Конструирование тележки для экспериментов. Конструирование установки, демонстрирующей работу рычага первого, второго и третьего рода. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.5
Конструирование тележки для экспериментов. Конструирование установки, демонстрирующей работу зубчатых передач, редуктора и мультиплексора. резиномотора и цепной передачи. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.6
Кейсы по робототехнке /Пр/
Л1.1Л2.1

8
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.7
Язык программирования роботов Robot C.Конструкция полноприводного робота VEX IQ.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.8
Программирование поступательного и вращательного движения.Декомпозиция. Движение по лабиринту.Функциональное управление роботом.Циклы в С. Движение при помощи бесконечного цикла. Счетчики. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.9
Точные перемещения мобильного робота. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.10
Эффективное использование вложенного ветвления if else и программной конструкции switch case. Работа с пультом дистанционного управления; /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.11
Кейсы по робототехнке /Пр/
Л1.1Л2.1

8
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.12
Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления.  /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.13
Профориентационная функция робототехники в образовании.  /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
3.14
Организация конкурсов и соревнований по робототехнике.  /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 4. Мехатронные и робототехнические системы

 
4.1
Мехатронные модули технологического оборудования. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
4.2
Место мехатронных и робототехнических систем в автоматизации технологических процессов. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
4.3
Роботы-манипуляторы. Мобильные роботы. /Ср/
Л1.1Л2.1

20
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
4.4
Системы автоматического управления.   /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
4.5
Виртуальные симуляторы робототехнических систем. /Ср/
Л1.1Л2.1

8
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
4.6
От робототехники к искусственному интеллекту. /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-8.1 ПК-1.1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Что такое мехатроника?

2. Перечислите основные компоненты мехатронной системы?

3. Каково назначение информационного потока в мехатронной системе?

4. Каково назначение энергетического потока в мехатронной системе?

5. Приведите примеры механических узлов мехатронных модулей.

6. Приведите примеры электромеханических узлов мехатронных модулей.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
7. В чем отличие между мехатронным модулем и мехатронной системой?

8. Какие виды датчиков используются в мехатронной системе?

9. Что общего между роботом и мехатронной системой?

10. Области применения мехатроннных и робототехнических систем.

11. Кто и когда впервые ввел термин робототехника?

12. Что послужило началом развития робототехники?

13. Кто сформулировал “три закона робототехники”? В чем их содержание?

14. По каким признакам можно классифицировать роботов?

15. Охарактеризуйте основные системы робота.

16. Каковы причины внедрения мехатронных модулей в технологическое оборудование?

17. Приведите примеры применения мехатронных модулей в технологическом оборудовании.

18. Каковы особенности построения систем автоматического управления мехатронными модулями?

19. В чем заключаются причины тенденций применения технологий искусственного интеллекта в робототехнических системах?

20. Каковы причины и возможности внедрения робототехники в сферу образования?

21. Какие основные нормативно-правовые акты регламентируют внедрение робототехники в образовательный процесс?

22. Каковы возможности применения робототехники для реализации межпредметных связей в образовательном процессе?

23. В чем, на Ваш взгляд, состоят преимущества и недостатки визуальных и текстовых способов программирования?

24. Какие языки можно использовать для программирования робототехнических конструкторов?

25. Каковы возможности применения аппаратной платформы Arduino в образовательном процессе?

26. Каковы возможности применения виртуальных симуляторов робототехнических систем в образовательном процессе?

27. Каковы, на Ваш взгляд, причины широкого применения метода проектов в области образовательной робототехники?

28. В чем заключаются основные трудности применения метода проектов в области образовательной робототехники?

29. Перечислите и охарактеризуйте этапы инженерного проектирования в образовательной робототехнике.

30. Достижению каких результатов способствуют групповые проекты обучающихся?

 
5.2. Темы письменных работ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Раздел 1 . Мехатроника

Вариант 1

1) Мехатроника как наука.

2) Понятие и структура мехатронной системы и модуля.

3) История развития мехатроники

4) Понятие моделирования.

5) Классификация, структура и принципы построения математических моделей.

6) Применение мехатронных систем на автомобильном, водном и воздушном транспорте

7) Мехатроника в медицине

8) Тенденции практического применения мехатронных изделий.

Вариант 2

1) Фундаментальные законы физических объектов.

2) Элементы управления мехатронными модулями.

3) Связь мехатроники с робототехникой.

4) Мехатронные модули движения

5) Интеллектуальные мехатронные модули движения

6) Сферы применения мехатронных систем

7) Приводы мехатронных систем и их способы управления

8) Применение мехатронных систем (мс) в автоматизированном технологическом оборудовании

Раздел 2 .Робототехника в образовании.

Вариант 1

1) Вычисление угловой скорости, сравнение массы двух колес разного размера; применение измерений в реальной жизни.

2) Дайте определение понятию «сила», измерение силы при помощи динамометра.

3) Как происходит измерение силы, которую необходимо приложить для перетаскивания и толкания груза в разных условиях.

4) Как определить определение силы, с которой объект известной массы действует на опору.

5) Определение понятия «энергия», изменение потенциальной и кинетической энергии тела в зависимости от условий задачи.

6) Как работает закон сохранения энергии и как происходит передача объекту необходимого количества энергии для точного выполнения задачи.

7) Объясните как происходит преобразование одного вида энергии в другой.

8) Понятия «программирование», «алгоритм», «переменная» и «функция». Интерфейс программы ROBOT C и утилита VEX OS Utility.

9) Понятие цикла и счетчика в цикле.

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 

Вариант 2

1) Дайте определение понятию «жесткость» и «прочность».

2) Понятие «центр масс». Как рассчитать точки, где находится центр масс.

3) Назовите причины, по которым изобрели колесо. Применение колеса в зависимости от необходимого уровня маневренности.

4) Дайте определение понятию «механизм». Классифицируйте механизмы.

5) В чем состоит принцип работы рычага. Составляющие рычага: опора, место приложения силы и груз. Особенности рычага первого рода.

6) Особенности рычага второго и третьего рода. Определение, какой род рычага используется для выигрыша в силе, какой - для выигрыша в скорости.

7) Какие способы организации зубчатой передачи вы знаете. В чем значимость первого и последнего зубатых колес в зубчатой передаче; каково применение зубчатой передачи в реальной жизни.

8) Применение структуры if else для организации ветвления; применение специальных вопросов для структурирования программы.

9) Понятие двоичного кодирования. Эффективное использование вложенного ветвления if else и программной конструкции switch case.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов В.С., Дикой А.А., Галустов Р.А., Дикая И.В.
Основы робототехники :  Учебное пособие / В. С. Глухов, А. А. Дикой, Р. А. Галустов, И. В. Дикая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 308 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82448.html
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
Л1.2
Подураев Ю.В.
МЕХАТРОНИКА: ОСНОВЫ, МЕТОДЫ, ПРИМЕНЕНИЕ.: Подураев, Ю. В. Мехатроника: основы, методы, применение : учебное пособие / Ю. В. Подураев. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 256 c. — ISBN 978-5-4497-0063-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86501.html
Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Глухов В.С., Галустов Р.А., Дикой А.А., Дикая И.В.
История и современность развития роботов : учебное пособие / В. С. Глухов, Р. А. Галустов, А. А. Дикой, И. В. Дикая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 231 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82445.htm
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
дистанционных образовательных технологий.