(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
поражения /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
организациях. /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы для подготовки зачету.
1. Гражданская оборона (определение). Задачи ГО.
2. Основные этапы создания и развития ГО Российской Федерации. Их краткое содержание.
3. Организационная структура ГО Российской Федерации.
4. Права и обязанности граждан в области ГО.
5. Принципы организации и ведения ГО.
6. Руководство ГО. Органы управления ГО. Силы ГО и их функции.
7. Структура ГО на объектах экономики. Основные задачи ГО объекта (организации).
8. Порядок отнесения территорий к группам по ГО. Основные критерии.
9. Порядок отнесения организаций к категориям по ГО. Основные показатели.
10. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия на объекты и человека. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды. Защита от ядерного оружия.
11.Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Поражающие факторы химического оружия. Воздействие отравляющих веществ на организм человека. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Защита от химического оружия.
12. Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов. Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Защита от биологического оружия.
13. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Воздействие поражающих факторов обычных средств нападения.
14. Номенклатура аварийных химически опасных веществ, используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне. Защита от АХОВ.
15. Службы ГО. Основные задачи и организационная структура. База создания.
16. Степени готовности ГО. Краткая характеристика и проводимые по ним мероприятия.
17. Система оповещения ГО объекта. Действия населения по сигналам оповещения ГО.
18. Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.
19. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
20. Организация радиационной, химической и биологической защиты населения и персонала организаций.
21. Классификация средств индивидуальной защиты. Устройство и принцип действия фильтрующего и изолирующего противогаза.
22. Организация медицинской защиты населения и персонала организаций.
23. Защита населения путем эвакуации.
24. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
25. Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты в организации (на объекте).
26. Структура и основные задачи ГО учреждения образования. Руководство ГО учреждения образования. Органы управления ГО. Формирования ГО и их функции.
27. Структура и содержание плана ГО учреждения образования. Особенности организации и ведения ГО в учреждении образования.
28. Роль и место преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности в системе ГО учреждения образования. Обязанности преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности в области ГО.
29. Цели проверки и оценки состояния гражданской обороны. Перечень элементов проверок. Проведение проверок и подготовка отчетных материалов по их итогам.
30. Задачи пропаганды мероприятий ГО. Организация пропаганды среди населения. Планирование пропаганды, ее организаторы и исполнители, формы и методы.
Темы рефератов с презентацией
1. История возникновения ГО. Определение ГО.
2. Предназначение и задачи гражданской обороны.
3. Организация и ведение гражданской обороны Российской Федерации.
4. Руководство гражданской обороны.
5. Силы гражданской обороны. Режимы функционирования.
6. Права граждан в области защиты от ЧС.
7. Обязанности граждан в области защиты от ЧС.
8.План ГО, основные требования, задачи, структура.
10. Химическое оружие. Виды химического оружия. Классификация и характеристика отравляющих веществ.
11.Защитные сооружения гражданской обороны, алгоритм поведения в защитных сооружениях при угрозе возникновения ЧС
12.Средства индивидуальной защиты органов дыхания
13.Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания.
14.Средства индивидуальной защиты кожи:назначение, устройство, комплектация.
15.Простейшие средства индивидуальной защиты кожи.
16.Медицинские средства индивидуальной защиты (апте чка АИ-2, индивидуальные противохимической пакет).
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.