2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_ Система гражданской защиты населения_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Система гражданской защиты населения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Система гражданской защиты населения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:ознакомление обучающихся основными  задачами,  структурой  и принципами  организации и ведения гражданской защиты населения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить систему гражданской защиты, её организационную структуру, принципы организации и ведения,
1.4
выявить роль гражданской защиты в обеспечении национальной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.1.2
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.1.3
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.1.4
Охрана труда на производстве и ОО
2.1.5
Пожарная безопасность
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Методика обучения  физической культуры   
2.1.8
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.9
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.10
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.11
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.12
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.13
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.14
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.15
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.16
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.17
Педагогика и психология физической культуры
2.1.18
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.19
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.20
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.21
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.22
Психолого-педагогический практикум
2.1.23
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.24
Учебная ознакомительная практика
2.1.25
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.26
Общая и социальная психология
2.1.27
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.28
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.29
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.30
История (история России, всеобщая история)
2.1.31
Концепции современного естествознания
2.1.32
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.33
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.34
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.35
Физиология человека
2.1.36
Анатомия человека
2.1.37
Безопасность жизнедеятельности
2.1.38
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.39
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.40
Философия  
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы законодательства и нормативных документов Российской Федерации по вопросам ГО и ЧС;
3.1.2
порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС и их ликвидации;
3.1.3
основные способы защиты людей от опасных химических веществ, отравляющих веществ, радиоактивных веществ и бактериальных средств;
3.1.4
правила действий в условиях угрозы и проведения террористических актов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
прогнозировать последствия ЧС;
3.2.2
планировать мероприятия по защите людей, материальных ценностей и окружающей среды в ЧС;
3.2.3
выбирать и планировать эффективное применение средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях;  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками расчетного прогнозирования последствий  ЧС;
3.3.2
методами выбора рациональных методов и средств защиты людей и материальных ценностей в ЧС.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Система гражданской обороны

 
1.1
История гражданской обороны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
1.2
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
1.3
Нормативноправовое обеспечение гражданской обороны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
1.4
Международное сотрудничество в области ГО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.5
Современное положение ГО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
УК-8.2
9
0
 
 
Раздел 2. Организация защиты населения

 
2.1
Организация эвакомероприятий для населения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.2
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах

поражения /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
2.3
Средства индивидуальной защиты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.4
Отработка применения средств индивидуальной защиты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
2.5
Средства коллективной защиты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.6
Отработка правил нахождения в защитных сооружениях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
2.7
Средства обеззараживания и санобработки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.8
Практическое закрепление способов обеззараживания и санитарной обработки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
2.9
Защита населения и территорий от современных средств поражения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.10
Мероприятия радиационной и химической защиты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
2.11
Организация ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.12
Технические средства разведки и контроля /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-8.2
9
0
 
2.13
Организация мероприятий в области гражданской обороны в образовательных

организациях.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.2
9
0
 
2.14
Устойчивость функционирования образовательной организации, промышленного и

сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

28
УК-8.2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.15
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-8.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки зачету.

1. Гражданская оборона (определение). Задачи ГО.

2. Основные этапы создания и развития ГО Российской Федерации. Их краткое содержание.

3. Организационная структура ГО Российской Федерации.

4. Права и обязанности граждан в области ГО.

5. Принципы организации и ведения ГО.

6. Руководство ГО. Органы управления ГО. Силы ГО и их функции.

7. Структура ГО на объектах экономики. Основные задачи ГО объекта (организации).

8. Порядок отнесения территорий к группам по ГО. Основные критерии.

9. Порядок отнесения организаций к категориям по ГО. Основные показатели.

10. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия на объекты и человека. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды. Защита от ядерного оружия.

11.Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Поражающие факторы химического оружия. Воздействие отравляющих веществ на организм человека. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Защита от химического оружия.

12. Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов. Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Защита от биологического оружия.

13. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Воздействие поражающих факторов обычных средств нападения.

14. Номенклатура аварийных химически опасных веществ, используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне. Защита от АХОВ.

15. Службы ГО. Основные задачи и организационная структура. База создания.

16. Степени готовности ГО. Краткая характеристика и проводимые по ним мероприятия.

17. Система оповещения ГО объекта. Действия населения по сигналам оповещения ГО.

18. Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.

19. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

20. Организация радиационной, химической и биологической защиты населения и персонала организаций.

21. Классификация средств индивидуальной защиты. Устройство и принцип действия фильтрующего и изолирующего противогаза.

22. Организация медицинской защиты населения и персонала организаций.

23. Защита населения путем эвакуации.

24. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

25. Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты в организации (на объекте).

26. Структура и основные задачи ГО учреждения образования. Руководство ГО учреждения образования. Органы управления ГО. Формирования ГО и их функции.

27. Структура и содержание плана ГО учреждения образования. Особенности организации и ведения ГО в учреждении образования.

28. Роль и место преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности в системе ГО учреждения образования. Обязанности преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности в области ГО.

29. Цели проверки и оценки состояния гражданской обороны. Перечень элементов проверок. Проведение проверок и подготовка отчетных материалов по их итогам.

30. Задачи пропаганды мероприятий ГО. Организация пропаганды среди населения. Планирование пропаганды, ее организаторы и исполнители, формы и методы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией

1. История возникновения ГО. Определение ГО.

2. Предназначение и задачи гражданской обороны.

3. Организация и ведение гражданской обороны Российской Федерации.

4. Руководство гражданской обороны.

5. Силы гражданской обороны. Режимы функционирования.

6. Права граждан в области защиты от ЧС.

7. Обязанности граждан в области защиты от ЧС.

8.План ГО, основные требования, задачи, структура.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
9. Ядерное оружие. Общая характеристика. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва.

10. Химическое оружие. Виды химического оружия. Классификация и характеристика отравляющих  веществ.  

11.Защитные сооружения гражданской обороны, алгоритм поведения в защитных сооружениях при угрозе возникновения ЧС

12.Средства индивидуальной защиты органов дыхания

13.Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания.

14.Средства индивидуальной защиты кожи:назначение, устройство, комплектация.

15.Простейшие средства индивидуальной защиты кожи.

16.Медицинские средства индивидуальной защиты (апте чка АИ-2, индивидуальные противохимической пакет).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд  оценочных средств представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Николенко С.Д.
Защитные сооружения в системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] :  :  учебное пособие/ С.Д.Николенко-  — Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59112.html.— ЭБС «IPRbooks»
ЭБС АСВ, ,  2016.
 
Л1.2
Гражданская оборона [Электронный ресурс]: :  учебное пособие: : направление подготовкиПедагогическое образование / Направленность программы Образование в области безопасности жизнедеятельности/ — Электрон. текстовые данные.— Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86986.html.— ЭБС «IPRbooks»
Сургутский государственный педагогический университет, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ю.С. Рысин, С.Л. Яблочников.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 122 c. — ISBN 978-5-4486-0158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70759.html 
Саратов: Ай Пи Эр Медиа,, 2018
 
Л2.2
Евсеев В.О.
Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 453 c. — ISBN 978-5-394-03216-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85210.html 
Дашков и К, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова Г.Р.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие
Н.Челны: НИСПТ�, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гражданская оборона РФ - http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/grazhdanskaya-oborona-rf.html
 
Э2
МЧС России - http://www.mchs.gov.ru/activities/Grazhdanskaja_oborona/Istorija
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.