2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Образовательное право_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Образовательное право
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Садыкова Л.Р.;к.ист.н., доц., Магсумов Т.А. _________________
 
 
Образовательное право
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области образовательного права, формирование у обучающихся на этой основе способности использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности, готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно- правовыми актами в сфере образования, готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
1.4
формирование готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
1.5
формирование готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
1.6
формирование знаний нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, включая Конвенцию о правах ребенка и трудовое законодательство;
1.7
формирование знаний о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
1.8
формирование умения строить образовательные отношения с соблюдением правовых и этических норм профессиональной деятельности;
1.9
формирование навыка осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Детская практическая психология
2.1.2
Методика семейного воспитания
2.1.3
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.4
Тренинг педагогического общения
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.6
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность, теория обучения
2.1.7
Противодействие коррупции
2.1.8
Этнопедагогика
2.1.9
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Коммуникативный практикум
2.2.3
Методическая работа в дошкольной образовательной организации
2.2.4
Организация дошкольного образования
2.2.5
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования
2.2.8
Адаптация детей к школе
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Подготовка ребенка к школе в условиях детской образовательной организации
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.14
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.15
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.16
Коммуникативный практикум
2.2.17
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7:      способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности 
 
Знать:
 
основы теории образовательного права, основные понятия и институты образовательного права;
 
содержание отечественного образовательного права и характер правовых институтов;
 
сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в сфере профессиональной деятельности.
 
 
Уметь:
 
анализировать законы и другие нормативные правовые акты в сфере образования;
 
анализировать отечественное образовательное право и практику его применения, ориентироваться в характере правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности;
 
использовать полученные знания при анализе государственных и правовых явлений в сфере профессиональной деятельности.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в сфере образования;
 
навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной деятельности;
 
навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов для понимания государственных и правовых явлений в сфере профессиональной деятельности.
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования;
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно- правовых актов в сфере образования;
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования.
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач;
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования.

 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования;

 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач;

 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.

 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса.
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей;
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды.
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития;

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия;
 
навыками проектирования направлений взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание отечественного образовательного права и характер взаимодействия правовых явлений, их значение для реализации права в сфере профессиональной педагогической деятельности;
3.1.2
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования;
3.1.3
требования к образовательным программам, к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность в сфере образования;
3.1.4
основы проектирования успешного взаимодействия со всеми  участниками образовательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать отечественное образовательное право и практику его применения;
3.2.2
использовать полученные знания при анализе государственных и правовых явлений в сфере профессиональной педагогической деятельности;
3.2.3
использовать знание нормативных правовых актов при решении различных профессиональных задач;
3.2.4
оценивать качество реализуемых образовательных программ, образовательные результаты на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.2.5
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды;
3.2.6
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями), определяя основные задачи взаимодействия для достижения образовательных целей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной педагогической деятельности;
3.3.2
навыками подбора пакета нормативных правовых актов и работы с ними в практических целях профессиональной педагогической  деятельности;
3.3.3
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере профессиональной педагогической деятельности;
3.3.4
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных образовательных задач;
3.3.5
навыками проектирования направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая характеристика образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека.

 
1.1
Образовательное право и законодательство в Российской Федерации. Образовательная политика в Российской Федерации. Право на образование.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
1.2
Образовательная политика в Российской Федерации. Право на образование.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
1.3
Право на образование в системе прав и свобод человека. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.4
Предмет, метод, система образовательного права. Источники образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
1.5
Образование как объект правового регулирования. Образовательное право: понятие, общая характеристика. Конституционное право граждан на образование. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 2. Общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.

 
2.1
Система образования в Российской Федерации. Правовое регулирование в сфере образования необразовательных отношений. Правовое регулирование образовательных отношений.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
2.2
Регулирование содержания образования в Российской Федерации. Особенности правового регулирования образовательных отношений при реализации отдельных образовательных программ. Образовательные отношения. Государственная регламентация образовательной деятельности. Правовые основы управления и финансирования в сфере образования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
2.3
Правоотношения в сфере образования. Организация образовательного процесса. Правовое регулирование общего образования.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
2.4
Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации. Государственная регламентация в сфере образования. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования. Правоотношения в сфере образования. Организация образовательного процесса. Реализация общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Правовое регулирование общего образования. Дополнительное образование.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере образования.

 
3.1
Права, обязанности и ответственность обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2
Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Права, обязанности и ответственность обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
3.3
Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
3.4
Правовой статус образовательной организации.  Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
3.5
Правовой статус образовательной организации. Обучающиеся и их родители: основные права и меры их социальной поддержки и стимулирования. Правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-7 ОПК-4 ПК-6
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Теоретические вопросы:

1. Образовательное право как комплексная отрасль права.

2. Источники образовательного права.

3. Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации.

4. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.

5. Право на образование в системе прав и свобод человека.

6. Государственная политика в области образования.

7. Система образования в Российской Федерации.

8. Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации.

9. Государственно-общественное управление в сфере образования.

10. Государственная регламентация в сфере образования.

11. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

12. Организация образовательного процесса.

13. Регулирование содержания образования в Российской Федерации.

14. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования: правовой статус.

15. Образовательные отношения.

16. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

17. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения.

18. Правовое регулирование дополнительного образования.

19. Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (образовательные организа-ции и организации, осуществляющие обучение). Правовой статус индивидуальных предпринимателей в сфере образования. Особенности правового статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений.

20. Правовой статус образовательной организации.

21. Правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
22. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.

23. Аттестация педагогических работников.

24. Основные положения законодательства Российской Федерации, связанные с регулированием вопросов профессиональной этики педагогических работников.

25. Защита прав и законных интересов работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

26. Правовой статус руководителя общеобразовательной организации

27. Права, обязанности и ответственность обучающихся.

28. Правовой статус родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

29. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

30. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.

Практические задания:

Задание 1. Условие: негосударственное образовательное учреждение «Краснодарский институт бизнеса и права» в течение двух лет с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальности «Маркетинг» не приступило к ее осуществлению. Подготовка бакалавров юриспруденции велась с нарушением установленных сроков. Была превышена численность обучающихся, предусмотренная лицензией. Задание: каковы возможные последствия в случае выявления указанных нарушений?

Задание 2. Условие: дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 реализует помимо программы дошкольного образования также образовательную программу начального общего образования. При прохождении очередной аттестации комиссия Управления образования города, основываясь на наблюдениях в группах и анализе документов, пришла к выводу о том, что в учреждении не созданы необходимые условия для реализации программы начального общего образования. В связи с тем, что наполняемость групп была намного ниже нормы, местная администрация приняла решение о ликвидации образовательного учреждения. Через некоторое время родители воспитанников, узнав о том, что освободившееся здание детского сада было передано коммерческой компании «Интел», обратились с жалобой в Управление администрации области. Задание: составьте письменный ответ по жалобе.

Задание 3. Условие: на собрании родителей учеников второго класса гимназии № 14 г. Екатеринбурга было подписано обращение к директору гимназии с требованием обеспечить здоровые и безопасные условия для обучения младших школьников. В частности, в обращении указывалось, что занятия физкультурой проводятся в спортивном зале, в котором во второй половине дня делают ремонт, поэтому в зале пахнет краской. Учитель физкультуры после занятий рекомендует детям выпить дома по стакану молока для улучшения самочувствия. Родители также просили установить для детей более щадящий режим обучения, указав, что дети учатся шесть дней в неделю, причем два раза в неделю по пять уроков, в остальные дни – по четыре урока, а в субботу проводится «подвесной» урок информатики (до начала первого урока первой смены). В результате дети не высыпаются, у некоторых участились головные боли, ослаблен иммунитет. Задание: какие меры должен предпринять директор?

Задание 4. Условие: в общеобразовательных учреждениях г. Омска в феврале был объявлен карантин по гриппу. Он продолжался в течение двух недель. Для восполнения пропущенных занятий директор школы № 126 предложила на педагогическом совете отменить весенние каникулы и организовать дополнительные занятия (по одному – два урока сверх обычного расписания). Задание: оцените предложения директора с точки зрения их соответствия законодательству об образовании.

Задание 5. Условие: при составлении расписания занятий в педагогическом колледже диспетчер по просьбе преподавателя риторики Кожевниковой поставила дополнительные занятия для студентов дневного отделения. По истечении семестра Кожевникова потребовала оплаты дополнительно проведенных часов. Директор и бухгалтер колледжа, возражая против этих требований, ссылались на то, что предмет «Риторика» не предусмотрен федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, а является частью регионального компонента, который финансируется за счет средств бюджета субъекта федерации. Поскольку дополнительного финансирования не предусмотрено, в требованиях Кожевниковой было отказано. Задание: правомерен ли отказ? Оцените аргументы, приведенные директором и бухгалтером в обоснование своей позиции.

Задание 6. Условие: родители ученицы 11 класса лицея № 45 Хвостовой подали на имя директора лицея заявление с просьбой освободить их дочь от итоговой аттестации по химии и математике, ссылаясь на то, что она является победительницей Всероссийской Олимпиады школьников по этим предметам. Директор в беседе с ними порекомендовала взять медицинскую справку о том, что сдача экзаменов не возможна по состоянию здоровья, мотивируя это тем, что так будет легче добиться разрешения Управления образования округа. Присутствующая при разговоре завуч посоветовала девочке сдать экзамены, подчеркнув, что лицей участвует в эксперименте по проведению единых государственных экзаменов и Хвостовой легче будет поступить в медицинскую академию, сдав экзамены в лицее. Задание: соответствуют ли законодательству разъяснения директора и завуча? Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Хвостовой?

Задание 7. Условие: классный руководитель 5 «в» класса гимназии № 6 Самсонова, когда ей стало известно о том, что ученика ее класса Ильина систематически избивают родители, мальчик голодает, не получает медицинской помощи, обратилась за разъяснениями в окружное управление образования. Ее интересовал вопрос, может ли школа обратиться в суд с заявлением о лишении родителей Ильина родительских прав. Задание: в каком порядке это должно быть осуществлено? Какие документы необходимы для этого и в чем заключается ее участие в процессе как классного руководителя? Ответьте на поставленные Самсоновой вопросы. Охарактеризуйте систему мер, направленных на обеспечение развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Задание 8. Условие: суд признал несовершеннолетнего Воронова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, но, учитывая то, что Воронов ранее не привлекался к уголовной ответственности, назначил ему принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения и ограничения досуга. Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Ленинского округа г. Кемерово, на которую был возложен контроль за осуществлением этих ограничений, обязала Воронова также не пропускать уроков в школе, а родителей не реже одного раза в неделю контролировать присутствие сына на занятиях. Родители Воронова пытались присутствовать на уроках, но 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
учителя запрещали им это, ссылаясь на то, что это поставит их сына в неловкое положение перед товарищами по учебе, поэтому они были вынуждены обратиться за консультацией в коллегию адвокатов. Задание: какие разъяснения Вороновым дали бы вы?

Задание 9. Условие: родители Насти Поварцовой не дали согласия на то, чтобы их дочери были сделаны профилактические прививки. Когда родители обратились в окружное управление образования за путевкой в дошкольное учреждение, им было отказано на том основании, что ребенку не сделаны необходимые прививки и посещать детский сад он не может. Задание: правомерен ли отказ? Свой ответ объясните.

Задание 10. Условие: в колледже студентам предложили приобрести учебники и учебно-методические пособия за собственный счет. Задание: оцените данную ситуацию с точки зрения законодательства об образовании. В каком случае обучающимся предоставляются учебники и учебно-методические пособия бесплатно, в каких случаях платно? Зависит ли обеспечение литературой от вида осваиваемой образовательной программы и формы обучения?

Задание 11. Условие: в одной из школ города на родительском собрании было объявлено о введении школьной формы с 1 сентября. Задание: поясните, какими нормативными актами устанавливается обязанность к одежде обучающихся на территории Российской Федерации? Какие последствия могут наступить в случае, если кто-то из школьников не будет носить школьную форму?

Задание 12. Условие: школьник 9-класса имел задолженность по 3 предметам по итогам промежуточной аттестации. Задание: можно ли его перевести в следующий класс? Если да, то при каких условиях , если нет то почему? Имеет ли решение задача если у обучающегося была всего одна задолженность?

Задание 13. Условие: администрация школы объявила родителям учеников 3-го класса о том, что питание детей будет осуществляться на платной основе. Задание: в каких случаях питание в образовательной организации осуществляется на платной основе, а в каких случаях на бесплатной? Какие категории обучающихся вправе получать бесплатное питание?

Задание 14. Условие: Советом Дошкольного образовательного учреждения №52 г. Валамаз Удмуртской Республики было принято решение о ведении воспитания на удмуртском языке, однако учредитель(органы управления образованием г. Валамаз) наложил запрет на данное решение и потребовал устранить нарушение. Задание: Правомерны ли требования учредителя? Кто определяет язык, на котором ведётся воспитание и обучение в образовательном учреждении?

 
5.2. Темы письменных работ
Темы письменных докладов:

Раздел 1. Общая характеристика образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека.

1. Место норм, регулирующих отношения в сфере образования, в системе российского права.

2. Основные значения термина «образовательное право».

3. Образовательное право как комплексная отрасль права.

4. Понятие и виды общественных отношений, образующих предмет образовательного права.

5. Методы правового регулирования общественных отношений в сфере образования.

6. Принципы образовательного права: общеправовые и отраслевые.

7. Источники образовательного права. Международные документы об образовании.

9. Сущность права на образование. Право на образование и свобода образования. Место права на образование в системе прав и свобод человека. Международные документы о праве на образование.

10. Государственные гарантии реализации права на образование. Ограничение права на образование.

11. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образователь-ную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обуче-ния и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

Раздел 2. Общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.

1. Понятие системы образования. Структура системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

2. Уровни общего образования. Уровни профессионального образования. Дополнительное образование.

3. Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных программ. Сетевая форма реализации образовательных программ. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Формы получения образования. Формы обучения. Семейное образование, самообразование.

4. Язык образования.

5. Нормативные требования к управлению образовательной организацией. Структура образовательной организации. Органы управления образовательной организацией. Органы, участвующие в управлении образовательной организацией. Государственно-общественное управление образовательной организацией.

6. Общие требования к организации образовательного процесса. Учебный план, ин-дивидуальный учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий. Реализация общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Гигиенические требования к организации образовательного процесса. Предельная нагрузка обучающихся. Перерывы в учебном процессе. Перерыв для питания. Каникулы и летний отдых. Охрана здоровья обучающихся.

7. Особенности образовательного процесса при различных формах получения обра-зования (очной, очнозаочной, заочной, семейном образовании и самообразовании). Обеспечение учебными пособиями. Практика и стажировка. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

8. Правовое регулирование общего образования. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения. Дополнительное образование. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

9. Управление системой образования. Принципы управления системой образования. Лицензирование образовательной 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
деятельности. Аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Правовое регулирование качества образования.

10. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере образования.

1. Образовательная организация как юридическое лицо. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Правосубъектность образовательной организации. Типы образовательных организаций. Создание, реорганизация и ликвидация образова-тельных организаций. Компетенция образовательной организации. Права, обязанности, ответственность образовательной организации.

2. Устав и локальные акты образовательной организации. Учредитель образовательной организации: права и обязанности. Государственный контроль и надзор в сфере образования. Информационная открытость образовательной организации.

3. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

4. Правовой статус обучающихся. Обучающиеся. Права обучающихся. Меры социальной поддержки и стимулирования. Обязанности и ответственность обучающихся.

5. Гарантии реализации права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Особенности правового положения подростков с девиантным поведением, граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности: особенности их статуса в сфере образования.

6. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

7. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

8. Правовой статус педагогических работников. Академические права и свободы пе-дагогических работников. Трудовые права педагогических работников. Социальные гарантии. Условия труда педагогических работников. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Обязанности и ответственность работников образовательной организации.

9. Правовой статус руководителя образовательной организации.

10. Иные работники образовательных организаций. Научно-педагогические работники.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к рабочей программе дисциплины

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рожков, А. И.
Образовательное право : учебник для академического бакалавриата / А. И. Рожков [и др.] ; под общей редакцией А. И. Рожкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08709-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433082 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Довгяло, В. К.
Образовательное право (общая часть) : учебное пособие / В. К. Довгяло, К. Б. Егоров, М. А. Ларинова [и др.] ; под редакцией Н. В. Новиковой. — 165 c. — ISBN 978-5-85218-907-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86372.html 
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017., 
 
Л2.2
Певцова, Е.А.
Образовательное право : актуальные вопросы современной теории и практики. Учебное пособие / Е. А. Певцова. — 253 c. — ISBN 978-5-902416-54-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/34404.html 
Москва : Международный юридический институт, 2012., 
 
Л2.3
Приказчикова, О. В.
Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации : учебное пособие / О. В. Приказчикова, И. А. Терентьева, И. С. Черепова.  — 378 c. — ISBN 978-5-4486-0187-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71559.html 
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018., 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н. Г.
Педагогика : учебное пособие / Н. Г. Хакимова.  — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29868.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2010., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный правовой портал «Юридическая Россия». 
 
Э2
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э5
Министерство просвещения Российской Федерации.  
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения,конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.