2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Образовательное право _Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Образовательное право   
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Садыкова Л.Р. _________________
 
 
Образовательное право   
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области образовательного права, формирование у обучающихся на этой основе способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, способности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о нормативно-правовых актах в сфере образования и нормах профессиональной этики;
1.4
формирование умения строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
1.5
формирование знаний нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, Конвенции о правах ребенка, трудового законодательства;
1.6
формирование знания приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
1.7
формирование умения осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
1.8
формирование навыков работы с правовыми актами, регулирующими образовательные отношения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.2
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.3
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.4
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Организация внеучебной деятельности
2.2.7
Производственная педагогическая практика (дошкольное образование)
2.2.8
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Демонстрирует знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта;
3.1.2
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, Конвенцию о правах ребенка, трудовое законодательство;
3.1.3
действующие правовые нормы и ограничения, оказывающие регулирующее воздействие на проектную деятельность;
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.1.4
нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
3.1.5
правовые основы деятельности образовательной организации;
3.1.6
основные принципы построения образовательных отношений в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.1.7
нормативные правовые акты в сфере образования; нормы профессиональной этики;
3.1.8
сущность и специфику основных компонентов педагогической культуры.
3.1.9
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования;
3.2.2
строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.2.3
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
3.2.4
ориентироваться в профессиональной терминологии;
3.2.5
раскрывать сущность и специфику основных компонентов педагогической культуры.
3.2.6
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
3.3.2
навыками работы с правовыми актами, регулирующими образовательные отношения;
3.3.3
принципами построения образовательных отношений в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.3.4
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
3.3.5
нормотворческими способностями при составлении документов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая характеристика образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека.

 
1.1
Образовательное право и законодательство в Российской Федерации. Образовательная политика в Российской Федерации. Право на образование.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
1.2
Предмет, метод, система образовательного права. Источники образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
1.3
Образование как объект правового регулирования. Образовательное право: понятие, общая характеристика. Конституционное право граждан на образование.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
 
Раздел 2. Общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.

 
2.1
Система образования в Российской Федерации. Правовое регулирование в сфере образования необразовательных отношений. Правовое регулирование образовательных отношений.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.2
Регулирование содержания образования в Российской Федерации. Особенности правового регулирования образовательных отношений при реализации отдельных образовательных программ. Образовательные отношения. Государственная регламентация образовательной деятельности. Правовые основы управления и финансирования в сфере образования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
2.3
Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации. Государственная регламентация в сфере образования. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования. Правоотношения в сфере образования. Организация образовательного процесса. Реализация общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Правовое регулирование общего образования. Дополнительное образование.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
 
Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере образования.

 
3.1
Правовой статус и защита прав участников образовательных отношений.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
3.2
Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Права, обязанности и ответственность обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
3.3
Правовой статус образовательной организации. Обучающиеся и их родители: основные права и меры их социальной поддержки и стимулирования. Правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Основные положения законодательства Российской Федерации, связанные с регулированием вопросов профессиональной этики педагогических работников.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-2.2
2
0
 
3.4
/Зачёт/

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

1. Образовательное право и законодательство в Российской Федерации: предмет, метод, система и источники 

 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
образовательного права.

2. Право на образование в системе прав и свобод человека.

3. Образовательные отношения.

4. Система образования в Российской Федерации. Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации.

5. Государственная регламентация образовательной деятельности. Нормативные документы, регламентирующие работу учителя-логопеда (логопеда) в системе образования.

6. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

7. Регулирование содержания образования в Российской Федерации.

8. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовые основы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

9. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения. Дополнительное образование.

10. Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов.

12. Участие родителей (законных представителей) обучающихся в образовательном процессе.

13. Правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

14. Правовой статус учителя-логопеда (логопеда).

15. Профессиональная этика логопеда.

16. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса.

17. Гарантии реализации права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

19. Особенности правового положения подростков с девиантным поведением, граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

20. Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности: особенности их статуса в сфере образования.

21. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

22. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

23. Правовой статус педагогических работников. Академические права и свободы педагогических работников.

24. Трудовые права педагогических работников. Социальные гарантии. Условия труда педагогических работников.

25. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время педагогических работников. Аттестация педагогических работников.

26. Обязанности и ответственность работников образовательной организации.

27. Осуществление ведения логопедом нормативной документации, включая электронный документооборот.

28. Требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам.

29. Региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-логопеда (логопеда).

30. Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда.

31. Документация логопеда детского сада.

32. Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Задания:

Задание 1. Условие: негосударственное образовательное учреждение «Краснодарский институт бизнеса и права» в течение двух лет с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальности «Маркетинг» не приступило к ее осуществлению. Подготовка бакалавров юриспруденции велась с нарушением установленных сроков. Была превышена численность обучающихся, предусмотренная лицензией. Задание: каковы возможные последствия в случае выявления указанных нарушений?

Задание 2. Условие: дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 реализует помимо программы дошкольного образования также образовательную программу начального общего образования. При прохождении очередной аттестации комиссия Управления образования города, основываясь на наблюдениях в группах и анализе документов, пришла к выводу о том, что в учреждении не созданы необходимые условия для реализации программы начального общего образования. В связи с тем, что наполняемость групп была намного ниже нормы, местная администрация приняла решение о ликвидации образовательного учреждения. Через некоторое время родители воспитанников, узнав о том, что освободившееся здание детского сада было передано коммерческой компании «Интел», обратились с жалобой в Управление администрации области. Задание: составьте письменный ответ по жалобе.

Задание 3. Условие: на собрании родителей учеников второго класса гимназии № 14 г. Екатеринбурга было подписано обращение к директору гимназии с требованием обеспечить здоровые и безопасные условия для обучения младших школьников. В частности, в обращении указывалось, что занятия физкультурой проводятся в спортивном зале, в котором во второй половине дня делают ремонт, поэтому в зале пахнет краской. Учитель физкультуры после занятий рекомендует детям выпить дома по стакану молока для улучшения самочувствия. Родители также просили установить для детей более щадящий режим обучения, указав, что дети учатся шесть дней в неделю, причем два раза в неделю по пять уроков, в остальные дни – по четыре урока, а в субботу проводится «подвесной» урок информатики (до начала первого урока первой смены). В результате дети не высыпаются, у некоторых участились головные боли, ослаблен иммунитет. Задание: какие меры должен предпринять директор?

Задание 4. Условие: в общеобразовательных учреждениях г. Омска в феврале был объявлен карантин по гриппу. Он продолжался в течение двух недель. Для восполнения пропущенных занятий директор школы № 126 предложила на педагогическом совете отменить весенние каникулы и организовать дополнительные занятия (по одному – два урока сверх обычного расписания). Задание: оцените предложения директора с точки зрения их соответствия законодательству об 

 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
образовании.

Задание 5. Условие: при составлении расписания занятий в педагогическом колледже диспетчер по просьбе преподавателя риторики Кожевниковой поставила дополнительные занятия для студентов дневного отделения. По истечении семестра Кожевникова потребовала оплаты дополнительно проведенных часов. Директор и бухгалтер колледжа, возражая против этих требований, ссылались на то, что предмет «Риторика» не предусмотрен федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, а является частью регионального компонента, который финансируется за счет средств бюджета субъекта федерации. Поскольку дополнительного финансирования не предусмотрено, в требованиях Кожевниковой было отказано. Задание: правомерен ли отказ? Оцените аргументы, приведенные директором и бухгалтером в обоснование своей позиции.

Задание 6. Условие: родители ученицы 11 класса лицея № 45 Хвостовой подали на имя директора лицея заявление с просьбой освободить их дочь от итоговой аттестации по химии и математике, ссылаясь на то, что она является победительницей Всероссийской Олимпиады школьников по этим предметам. Директор в беседе с ними порекомендовала взять медицинскую справку о том, что сдача экзаменов не возможна по состоянию здоровья, мотивируя это тем, что так будет легче добиться разрешения Управления образования округа. Присутствующая при разговоре завуч посоветовала девочке сдать экзамены, подчеркнув, что лицей участвует в эксперименте по проведению единых государственных экзаменов и Хвостовой легче будет поступить в медицинскую академию, сдав экзамены в лицее. Задание: соответствуют ли законодательству разъяснения директора и завуча? Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Хвостовой?

Задание 7. Условие: классный руководитель 5 «в» класса гимназии № 6 Самсонова, когда ей стало известно о том, что ученика ее класса Ильина систематически избивают родители, мальчик голодает, не получает медицинской помощи, обратилась за разъяснениями в окружное управление образования. Ее интересовал вопрос, может ли школа обратиться в суд с заявлением о лишении родителей Ильина родительских прав. Задание: в каком порядке это должно быть осуществлено? Какие документы необходимы для этого и в чем заключается ее участие в процессе как классного руководителя? Ответьте на поставленные Самсоновой вопросы. Охарактеризуйте систему мер, направленных на обеспечение развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Задание 8. Условие: суд признал несовершеннолетнего Воронова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, но, учитывая то, что Воронов ранее не привлекался к уголовной ответственности, назначил ему принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения и ограничения досуга. Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Ленинского округа г. Кемерово, на которую был возложен контроль за осуществлением этих ограничений, обязала Воронова также не пропускать уроков в школе, а родителей не реже одного раза в неделю контролировать присутствие сына на занятиях. Родители Воронова пытались присутствовать на уроках, но учителя запрещали им это, ссылаясь на то, что это поставит их сына в неловкое положение перед товарищами по учебе,поэтому они были вынуждены обратиться за консультацией в коллегию адвокатов. Задание: какие разъяснения Вороновым дали бы вы?

Задание 9. Условие: родители Насти Поварцовой не дали согласия на то, чтобы их дочери были сделаны профилактические прививки. Когда родители обратились в окружное управление образования за путевкой в дошкольное учреждение, им было отказано на том основании, что ребенку не сделаны необходимые прививки и посещать детский сад он не может. Задание: правомерен ли отказ? Свой ответ объясните.

Задание 10. Условие: в колледже студентам предложили приобрести учебники и учебно-методические пособия за собственный счет. Задание: оцените данную ситуацию с точки зрения законодательства об образовании. В каком случае обучающимся предоставляются учебники и учебно-методические пособия бесплатно, в каких случаях платно? Зависит ли обеспечение литературой от вида осваиваемой образовательной программы и формы обучения?

Задание 11. Условие: в одной из школ города на родительском собрании было объявлено о введении школьной формы с 1 сентября. Задание: поясните, какими нормативными актами устанавливается обязанность к одежде обучающихся на территории Российской Федерации? Какие последствия могут наступить в случае, если кто-то из школьников не будет носить школьную форму?

Задание 12. Условие: школьник 9-класса имел задолженность по 3 предметам по итогам промежуточной аттестации. Задание: можно ли его перевести в следующий класс? Если да, то при каких условиях , если нет то почему? Имеет ли решение задача если у обучающегося была всего одна задолженность?

Задание 13. Условие: администрация школы объявила родителям учеников 3-го класса о том, что питание детей будет осуществляться на платной основе. Задание: в каких случаях питание в образовательной организации осуществляется на платной основе, а в каких случаях на бесплатной? Какие категории обучающихся вправе получать бесплатное питание?

Задание 14. Условие: Советом Дошкольного образовательного учреждения №52 г. Валамаз Удмуртской Республики было принято решение о ведении воспитания на удмуртском языке, однако учредитель(органы управления образованием г. Валамаз) наложил запрет на данное решение и потребовал устранить нарушение. Задание: Правомерны ли требования учредителя? Кто определяет язык, на котором ведётся воспитание и обучение в образовательном учреждении?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Общая характеристика образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека.

1. Место норм, регулирующих отношения в сфере образования, в системе российского права.

2. Основные значения термина «образовательное право».

3. Образовательное право как комплексная отрасль права.

4. Понятие и виды общественных отношений, образующих предмет образовательного права.

5. Методы правового регулирования общественных отношений в сфере образования.

6. Принципы образовательного права: общеправовые и отраслевые.

7. Источники образовательного права. Международные документы об образовании.

 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
9. Сущность права на образование. Право на образование и свобода образования. Место права на образование в системе прав и свобод человека. Международные документы о праве на образование.

10. Государственные гарантии реализации права на образование. Ограничение права на образование.

11. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

Раздел 2. Общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.

1. Понятие системы образования. Структура системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

2. Уровни общего образования. Уровни профессионального образования. Дополнительное образование.

3. Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных программ. Сетевая форма реализации образовательных программ. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Формы получения образования. Формы обучения. Семейное образование, самообразование.

4. Язык образования.

5. Нормативные требования к управлению образовательной организацией. Структура образовательной организации. Органы управления образовательной организацией. Органы, участвующие в управлении образовательной организацией. Государственно-общественное управление образовательной организацией.

6. Общие требования к организации образовательного процесса. Учебный план, индивидуальный учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий. Реализация общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Гигиенические требования к организации образовательного процесса. Предельная нагрузка обучающихся. Перерывы в учебном процессе. Перерыв для питания. Каникулы и летний отдых. Охрана здоровья обучающихся.

7. Особенности образовательного процесса при различных формах получения образования (очной, очно-заочной, заочной, семейном образовании и самообразовании). Обеспечение учебными пособиями. Практика и стажировка. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

8. Правовое регулирование общего образования. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения. Дополнительное образование. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

9. Управление системой образования. Принципы управления системой образования. Лицензирование образовательной деятельности. Аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Правовое регулирование качества образования.

10. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере образования.

1. Образовательная организация как юридическое лицо. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Правосубъектность образовательной организации. Типы образовательных организаций. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций. Компетенция образовательной организации. Права, обязанности, ответственность образовательной организации.

2. Устав и локальные акты образовательной организации. Учредитель образовательной организации: права и обязанности. Государственный контроль и надзор в сфере образования. Информационная открытость образовательной организации.

3. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

4. Правовой статус обучающихся. Обучающиеся. Права обучающихся. Меры социальной поддержки и стимулирования. Обязанности и ответственность обучающихся.

5. Гарантии реализации права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Особенности правового положения подростков с девиантным поведением, граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности: особенности их статуса в сфере образования.

6. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

7. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

8. Правовой статус педагогических работников. Академические права и свободы педагогических работников. Трудовые права педагогических работников. Социальные гарантии. Условия труда педагогических работников. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Обязанности и ответственность работников образовательной организации.

9. Правовой статус руководителя образовательной организации.

10. Иные работники образовательных организаций. Научно-педагогические работники.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Общая характеристика образовательного права. Право на образование в системе прав и свобод человека.

Задание 1. Образование в современном мире. Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс.

1. Европейское образовательное пространство. Болонский процесс.

2. Образовательное пространство СНГ.

3. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. Подтверждение документов об образовании и (или) квалификации. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

Задание 2. Общая характеристика права на образование как одного из основных прав и свобод человека.

 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
1. Содержание права на образование как фундаментального права человека. Место права на образование в системе прав и свобод человека

2. Право на образование и международные стандарты прав человека. Право на образование в Российской Федерации.

3. Основные принципы государственной политики в сфере образования.

4. Государственные гарантии реализации права на образование. Основные понятия: право на образование, свобода образования, гуманизм образования, доступность образования, светский характер образования, плюрализм образования, единство образовательного пространства, ограничение права на образование.

Задание 3. Предмет, метод, система образовательного права. Значение образовательного права, его место в правовой системе России во взаимосвязи с другими отраслями права.

1. Предмет, метод и система образовательного права.

2. Источники образовательного права.

3. Принципы образовательного права.

4. Связь образовательного права с другими отраслями права.

Задание 4. Правоотношения в сфере образования: общая характеристика; классификация. Особенности возникновения, изменения и прекращения образовательных правоотношений.

1. Основания возникновения правоотношений в сфере образования.

2. Основания прекращения правоотношений в сфере образования.

3. Порядок изменений правоотношений в сфере образования.

Задание 5. Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации.

1. Место локальных актов с системе источников образовательного права. Реквизиты локального акта. Нормативные и индивидуальные локальные акты.

2. Требования к структуре и содержанию локальных актов. Порядок принятия локальных актов в образовательной организации. Процедура издания локальных нормативных актов образовательной организации. Действие локальных актов в образовательной организации.

3. Устав образовательной организации. Нормативные требования к структуре и содержанию уставов образовательных организаций. Внесение изменений и дополнений в устав образовательной организации.

Раздел 2. Общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности.

Задание 6. Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации. Распределение полномочий по образованию: федеральный, региональный и муниципальный уровень. Проблемы управления образованием.

1. Система образования: понятие и элементы.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, виды, структура. Образовательные стандарты.

3. Понятие и виды образовательных программ. Требования к реализации образовательных программ.

4. Уровни образования, формы получения образования и формы обучения. Основные понятия: система образования, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательная программа, уровень образования, форма образования, форма обучения.

5. Распределение полномочий по образованию: федеральный, региональный и муниципальный уровень

Задание 7. Дошкольное образование. Присмотр и уход. Кадровый состав. Дополнительное образование.

1. Дошкольные образовательные организации.

2. Порядок оплаты, взимаемой с родителей за присмотр и уход за ребенком в дошкольной образовательной организации.

3. Кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации в условия реализации ФГОС дошкольного образования.

4. Программы дошкольного образования.

5. Порядок реализации дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг дошкольной образовательной организацией.

Задание 8. Формы образования и формы обучения. Содержание образования.

Образовательные стандарты. Образовательная программа

1. Правовая регламентация получения образования в различных формах. Академическая мобильность. Онлайн образование

2. Получение образования в образовательной организации и вне образовательной организации.

3. Основания для выбора формы получения образования. Очная, очно-заочная и заочная формы получения образования.

4. Обучение в форме семейного образования и самообразования. Сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Задание 9. Основы правового регулирования хозяйственной деятельности образовательной организации.

1. Структура образовательной организации.

2. Органы управления образовательной организацией.

3. Государственно-общественное управление образовательной организацией.

4. Эффективность управления. Факторы, влияющие на эффективность управления. Основные понятия: управление образовательной организацией, функции органов управления образовательной организации, филиалы, представительства, органы управления образовательной организацией, управляющий совет, эффективность управления, оценка эффективности управления.

Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере образования.

Задание 10. Образовательные организации и их правовой статус. Проблемы изменения организационно-правовой формы образовательных учреждений.

1. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

2. Образовательная организация как юридическое лицо. Правосубъектность образовательной организации.

3. Типы образовательных организаций.

4. Создание, ликвидация и реорганизация образовательных организаций.

5. Устав и локальные акты образовательной организации. Основные понятия: образовательная организация, типы образовательных организаций, правосубъектность, реорганизация, слияние, присоединение, разделение, выделение, 

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
преобразование, ликвидация, устав, положение, инструкция, правила.

Задание 11. Основы правового статуса обучающегося. Участие родителей (законных представителей) обучающихся в образовательном процессе.

1. Права обучающихся.

2. Социальные гарантии и меры социальной поддержки обучающихся.

3. Обязанности и ответственность обучающихся.

4. Особенности правового статуса отдельных категорий обучающихся.

5. Права, обязанности, ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Основные понятия: обучающиеся, права обучающихся, меры социальной поддержки и стимулирования, гарантии реализации права на образование, обязанности обучающихся, ответственность обучающихся, права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Задание 12. Правовой статус педагога в Российской Федерации.

1. Академические права и свободы педагогических работников.

2. Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников.

3. Заключение, изменение и прекращение трудового договора с педагогическими работниками.

4. Рабочее время и время отдыха педагогических работников.

5. Обязанности и ответственность работников образовательной организации.

6. Правовой статус руководителя образовательной организации.

Задание 13. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса.

1. Обращения в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Комиссия по урегулированию споров.

3. Уполномоченный по правам ребенка.

4. Судебная защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Основные понятия: защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, уполномоченный по правам ребенка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
О. В. Приказчикова, И. А. Терентьева, И. С. Черепова.
Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации : учебное пособие /  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 378 c. — ISBN 978-5-4486-0187-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71559.html (дата обращения: 19.05.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/71559
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018., 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева.
Образовательное право : учебник для вузов /  — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12877-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511356
Москва : Издательство Юрайт, 2023. , 
 
Л2.2
В. К. Довгяло, К. Б. Егоров, М. А. Ларинова [и др.] 
Образовательное право (общая часть) : учебное пособие / под редакцией Н. В. Новиковой. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 165 c. — ISBN 978-5-85218-907-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86372.html (дата обращения: 19.05.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017., 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сизганова, Е. Ю.
Нормативно-правовое обеспечение образования : учебное пособие / Е. Ю. Сизганова. — 208 c. — ISBN 978-5-8424-0545-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/51590.html.
Орск : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно- технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011., 
 
Л3.2
Орлова, С. Е.
Нормативно-правовые акты введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования : хрестоматия / сост. С. Е. Орлова. — 132 c. — ISBN 978-5-85094-381-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22285.html
Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет, 2011., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный правовой портал «Юридическая Россия». 
 
Э2
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства».
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э5
Национальная электронная библиотека (НЭБ). 
 
Э6
Школьникам о правах человека: проект Пермской региональной организации «Гражданское участие».  
 
Э7
Министерство просвещения Российской Федерации.  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

 
стр. 12
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 13
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

 
стр. 14
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.