2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Анатомия и морфология растений_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия и морфология растений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
153
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
153
153
153
153
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Анатомия и морфология растений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся научные представления о морфологическом и анатомическом строении растений и грибов, географическом распространении и эволюции.
1.2
Задачи освоения дисциплины::
1.3
создание у обучающихся четкой системы знаний о целостном растительном организме, его макро- и микроструктуре, приспособительных особенностях, изменениях в ходе онтогенеза, способах размножения;
1.4
приобретение обучающимися знаний о громадном разнообразии растений и других групп организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), принципах их классификации, родственных отношениях систематических групп и возможных путях их эволюции, о значении конкретных групп организмов в природных экосистемах и в хозяйстве, их экологических особенностях, принципах рационального использования и охраны.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Ботаника" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образованияя.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Географические информационные системы
2.2.2
Гистология с основами эмбриологии
2.2.3
Зоология позвоночных
2.2.4
Общее землеведение
2.2.5
Педагогика
2.2.6
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Физиология растений
2.2.9
Философия  
2.2.10
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.2.11
Анатомия и морфология человека
2.2.12
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.13
Ландшафтоведение
2.2.14
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.15
Методы математической обработки данных
2.2.16
Теория и методика обучения географии
2.2.17
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.18
Учебная технологическая практика
2.2.19
Физиология человека и животных
2.2.20
Физическая география материков и океанов
2.2.21
Биогеография
2.2.22
Методика обучения биологии
2.2.23
Методический практикум
2.2.24
Микробиология с основами вирусологии
2.2.25
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.26
Общая экономическая и социальная география
2.2.27
Производственная педагогическая  практика
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.2.30
Физическая география России
2.2.31
Экономическая и социальная география России
2.2.32
Генетика
2.2.33
Геоэкология
2.2.34
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.35
Общая экология
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.36
Основы экологической культуры
2.2.37
Производственная педагогическая практика
2.2.38
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.39
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.40
Теория эволюции
2.2.41
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.42
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.43
Экономическая и социальная география мира
2.2.44
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.45
Методы биометрии
2.2.46
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.47
Этногеография и география религий
2.2.48
Методы географических исследований
2.2.49
Биотехнологии
2.2.50
География РТ
2.2.51
Основы здорового образа жизни
2.2.52
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.53
Туризм в школе
2.2.54
География населения
2.2.55
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности системного и критического мышления;
3.1.2
способы аргументации  суждений и оценки информации
3.1.3
содержание предметной области; психолого-педагогических дисциплин;
3.1.4
научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.1.5
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология);
3.1.6
образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии;
3.1.7
способы интеграции учебных предметов для организации учебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять логические формы и процедуры;
3.2.2
аргументированно формировать собственные суждения и оценивать информацию, принимать обоснованное решение;
3.2.3
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области;
3.2.4
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.2.5
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности;
3.3.2
методами анализа источников информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
3.3.3
проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.3.4
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.5
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными;
3.3.6
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение Организация типичной растительной клетки 

 
1.1
Введение. Предмет, задачи, методы изучения. Краткий очерк истории развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Общая характеристика эукариотической клетки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Вакуоли. Состав клеточного сока

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Клеточная оболочка: химический состав и биологическая роль. Вторичные изменения химического состава и свойств оболочек /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Поры, их типы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Запасные вещества. Форма запасных углеводов, жиров, белков. Кристаллы.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Сходства и различия растительной и животной клеток /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Физиологически активные вещества клетки: ферменты, витамины, антибиотики и фитонциды, пигменты, дубильные вещества

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Классификация и строение тканей

 
2.1
Понятие о тканях. Принципы классификации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Характеристика растительных тканей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.3
Меристематическик и покровные ткани /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Механические ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Основные ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Проводящие ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.7
Выделительные ткани

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Вегетативные органы растений

 
3.1
Корень. Строение и функции. Зоны корневого окончания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Первичное и вторичное строение корня  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
Метаморфозы корней. Микориза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.4
Побег. Стебель: характеристика и функции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.5
Почки.Строение и типы почек.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.6
Метамерия, ветвление побега /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.7
Анатомическое строения стебля   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.8
Строения стебля однодольных растений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.9
Метаморфозы побегов: подземные и надземные /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.10
Лист: функции, морфологическое строения. Разнообразие форм листьев /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.11
Жилкование. Листорасположение. Листовая мозаика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.12
Анатомическое строение листа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.13
Метаморфозы листьев /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4. Воспроизведение и размножение растений

 
4.1
Бесполое и половое размножение, их биологическое значение. Понятие о цикле воспроизведения. Чередование ядерных фаз и поколений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.2
Цветок: строение и функции частей. Андроцей.Гинецей. ародышевый мешок. Опыление. Оплодотворение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.3
Соцветия: простые и сложные  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.4
Плоды. Биологическое значение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.5
Строение околоплодника. Классификация плодов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.6
Строение семяни двудольных и однодольных растений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.7
Распространение семян и плодов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
4.8
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

9
ПК-1.1 ПК-3.1 УК-1.3 ОПК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.История развития ботаники.

2.Цитоплазма Особенности строения биологических мембран. Сходства и различия в строении растительной и животной клеток.

3.Строение и функции одномембранных органелл.

4.Митохондрии. Субмикроскопическое строение, форма, размеры, функции. Пластиды. Типы пластид, их строение, функции. Онтогенез и взаимопревращение пластид. Симбиогенез.

5.Вакуоль. Строение, химический состав и функции клеточного сока.

6.Клеточная оболочка, ее химическое строение и физические свойства.

7.Клеточное ядро. Химический состав, морфологическое строение, функции.

8.Меристемы. Классификация. Особенности строения клеток меристем.

9.Эпидерма и ее строение. Типы устьичного аппарата. Принципы действия устричного аппарата. Перидерма. Особенности строения, функции.

10.Основная паренхими: ассимиляционные, запасающие, воздухоносные ткани. Особенности строения клеток, функции. Выделительные ткани.

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
11.Механические ткани. Особенности строения клеток колленхимы и склеренхимы. Расположение механических тканей в теле растений.

12.Флоэма: ткани, входящие в ее состав. Цитологические особенности строения и гистогенез ситовидных элементов.

13.Ксилема: ткани, входящие в ее состав. Особенности строения клеток трахеальных элементов, их гистогенез, эволюция. Проводящие пучки и их типы.

14.Корень, его функции. Зоны молодого корня. Строение и функции корневого чехлика. Апикальное нарастание корня. Теория гистогенов. Типы корневых систем. Видоизменения и метаморфозы корней.

15.Первичное строение корня.

16.Вторичное строение корня.

17.Побег. Типы нарастания (ветвления) побега. Строение и деятельность апикальной меристемы побега (теория "туники и корпуса").

18.Почка. Строение, функции. Типы почек. Процесс распускания почек.

19.Стебель. Функции. Морфологические типы стебля.

20.Последовательность развития постоянных тканей в стебле. Первичное строение стебля.

21.Вторичное строение стебля. Типы вторичных утолщений. Анатомическое строение ствола древесных растений.

22.Лист. Морфологические типы листьев. Разнообразие листьев (листовые формации, гетерофиллия). Явление листопада, его биологическое значение.

23.Анатомическое строение листа. Различия в строении листа растений различных экологических групп.

24.Типы видоизменений побега. Вегетативное размножение растений. Его биологическое значение.

25.Типы полового размножения. Его биологическое значение. Строение гаметангиев. Оогамия и ее биологическое значение.

26.Цветок. Морфологические типы цветков. Формула и диаграмма цветка. Строение околоцветника и его типы.

27.Андроцей. Происхождение и эволюция. Морфологическое и анатомическое строение тычинки. Микроспорогенез. Развитие мужского гаметофита. Микрогаметогенез.

28.Гинецей. Происхождение и эволюция гинецея. Типы и эволюция гинецея. Образование завязи и ее биологическое значение.

29.Строение семяпочки. Мегаспорогенез. Развитие женского гаметофита. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений и его биологический смысл. Отклонения от нормального оплодотворения.

30.Классификация соцветий. Их биологическое значение. Биологическая роль соцветий.

31.Опыление растений. Типы опыления. Самоопыление и перекрестное опыление. Приспособления растений к перекрестному опылению. Биологическое значение перекрестного опыления. Приспособления растений к опылению насекомыми. Приспособления растений к опылению ветром.

32.Строение и развитие семени. Условия, необходимые для прорастания семян. Покой семян. Типы семян по скорости прорастания и сохранению всхожести. Надземное и подземное прорастание семян. Преимущества растений с крупными и с мелкими семенами. Привести примеры.

33.Развитие и строение плодов. Классификация плодов по типу гинецея.

34.Систематика растений. Практическое и теоретическое значение классификации органического мира. Искусственные системы. Бинарная номенклатура. Понятие о таксономических категориях. Вид, род, семейство, класс, порядок, отдел, царство. Современная система органического мира.

35.Прокариоты. Отдел Бактерии. Общая характеристика. Строение клетки. Морфологические типы бактерий, размножение. Значение бактерий.

36.Отдел Сине-зеленые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

37.Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека). Классификация. Класс Вольвоксовые. Хламидомонада.

38.Отдел Красные водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

39.Отдел Диатомовые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

40.Отдел Бурые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

41.Отдел Грибы. Морфологические особенности, размножение (бесполое и половое). Типы плодовых тел. Основные семейства и представители.

42.Класс Базидиомицеты. Особенности размножения. Краткая характеристика порядка Гастеромицеты и семейств Трутовиков, Болетусовых, Пластинковых.

43.Отдел Лишайники. Жизненные формы: накипные, листоватые, кустистые. Анатомическое строение таллома лишайников: гомеомерное и гетеромерное. Размножение. Распространение и практическое значение.

44.Отдел Мохообразные. Общая характеристика. Географическое распространение и экология. Своеобразие цикла воспроизведения. Класс Листостебельные мхи. Основные представители сфагнум и кукушкин лен.

45.Отдел Плауновидные. Общая характеристика и экология. Распространение, морфология, размножение. Принцип классификации. Циклы воспроизведения. Разноспоровость и равноспоровость.

46.Отдел Хвощевые. Общая характеристика. Время наибольшего расцвета. Современное распространение и экология. Общая характеристика спорофита и гаметофита. Цикл развития. Значение хвощей.

47.Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Распространение. Жизненные формы. Особенности строения и происхождения листьев папоротников. Особенности размножения. Цикл воспроизведения папоротников.

48.Отдел Голосеменные. Общая характеристика голосеменных растений. Жизненные формы. Особенности строения вегетативной сферы (корень, стебель, лист). Особенности строения репродуктивных органов. Цикл воспроизведения голосеменных растений.

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
49.Классификация Голосеменных. Класс Беннеттитовые. Класс Саговниковые. Класс Гинкговые. Класс Гнетовые. Семейства Вельвичиевые, Эфедровые.

50.Отдел Голосеменные растения. Класс Хвойные. Общая характеристика. Строение мужской и женской шишки. Мужской гаметофит, женский гаметофит. Опыление, оплодотворение. Строение семени. Цикл развития хвойных.

51.Семейство Сосновые. Общая характеристика. Географическое распространение. Значение в природе и хозяйстве.

52.Отдел Покрытосеменные. Основные признаки и общая характеристика. Проблема происхождения Покрытосеменных. Проблема происхождения цветка. Направления эволюционных изменений цветковых растений и их органов.

53.Семейство Розоцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

54.Семейство Сложноцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

55.Семейство Пасленовые. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

56.Семейство Бобовые. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

57.Семейство Крестоцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

58.Семейство Лилейные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

59.Семейство Пальмы. Географическое распространение, экология. Жизненные формы, особенности в строении вегетативных органов. Соцветие, цветок, плоды. Значение пальм в природе и в хозяйственной жизни человека.

60.Семейство Злаки. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

1.Автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы.

2.Космическая (планетарная) роль зеленых растений. Значение растений в жизни человека. Необходимость охраны и рационального подхода к использованию растительных ресурсов.

3.Понятие об апопласте и симпласте. Формирование первичной оболочки при цитокинезе. Плазмодесмы и поровые поля.

4.Состав, текстура и физические свойства вторичной оболочки. Поры, их типы.

5.Фазы развития растительных клеток. Симпластный и интрузивный рост клеток. Мацерация. Формирование межклетников и их типы.

6.Ризодерма (эпиблема). Ее формирование, строение и деятельность. Трихобласты и атрихобласты. Корневые волоски, их образование, функционирование, продолжительность жизни. Веламен как специальная покровная ткань.

7.Экзодерма и эндодерма как ткани, регулирующие прохождение веществ.

8.Выделительные ткани. Ткани наружной секреции: железистые трихомы, нектарники, гидатоды.

9.Ткани внутренней секреции: идиобласты, вместилища выделений, особенности строения и функции. Эфирномасляные каналы, смоляные ходы, млечники.

10.Анатомо-морфологические особенности строения гидатофитов и гигрофитов.

11.Способы размножение комнатных растений.

12.Лианы как жизненная форма растений.

13.Влияние загрязнений атмосферы на жизнь растений.

14.Растения водоемов, их анатомо-морфологические особенности, биология.

15.Метаморфозы корня.

16.Метаморфозы побега.

17.Метаморфозы листа.

18.Гомологичные и аналогичные органы.

19.Вегетативное размножение. Понятие о регенерации у растений. Партикуляция. Понятие о клоне.

20.Насекомоядные растения, их биология.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Викторов, В. П. 
Анатомия растений: Часть 2. Вегетативные органы : учебное пособие / В. П. Викторов, В. Н. Годин, Н. Г. Куранова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 160 c. — ISBN 978-5-4263-0560-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75798.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет,, 2017
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Гуленкова, М. А. 
Анатомия растений. : Часть 1. Клетка. Ткани : учебное пособие / М. А. Гуленкова, В. П. Викторов. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 120 c. — ISBN 978-5-4263-0239-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69996.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кищенко, И. Т. 
Полевая учебная практика по ботанике :  учебное пособие / И. Т. Кищенко. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 318 c. — ISBN 978-5-4497-0038-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83811.html
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Викторов, В. П. 
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по ботанике. Часть 1: инструктивно-методическое издание / В. П. Викторов, В. Н. Годин, Н. Г. Куранова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 92 c. — ISBN 978-5-4263-0262-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70005.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015
 
Л3.2
Жуйкова, Т. В.  
Ботаника: анатомия и морфология растений: Практикум : учебное пособие для вузов / Т. В. Жуйкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05343-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453994
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
  Природа России. Национальный портал. - URL:  http://www.priroda.ru/
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран. - URL: https://www.plantarium.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе  лабораторных занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы 

 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.