2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Основы правовой защиты детства_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы правовой защиты детства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Садыкова Л.Р. _________________
 
 
Основы правовой защиты детства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области основ правовой защиты детства, формирование у обучающихся на этой основе способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, способности к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формирование знаний о технологии проектирования образовательных программ  и систем; нормативно-правовых основ профессиональной  деятельности; условий, способов и средств личностного и профессионального саморазвития;
1.5
формирование навыка определять совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, исходя из действующих правовых норм.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходима предварительная подготовка в рамках освоения предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.2.2
Основы экономических знаний в профессиональной деятельности
2.2.3
Производственная педагогическая  практика
2.2.4
Социально-педагогическое проектирование
2.2.5
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.6
Формирование учебной деятельности в начальной школе
2.2.7
Организационная психология
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся
 
ПК-1.1: Знает: технологии проектирования образовательных программ и систем; нормативно-правовые основы профессиональной деятельности; условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Определяет совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, исходя из действующих правовых норм
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы определения совокупности взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, исходя из действующих правовых норм;
3.1.2
технологии проектирования образовательных программ и систем; нормативно-правовые основы профессиональной деятельности; условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять ресурсное обеспечение для достижения поставленной цели;
3.2.2
анализировать подходы и модели к проектированию образовательных программ с учетом норм правовой защиты детства.
3.2.3
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком оценивания вероятных рисков и ограничений в решении поставленных задач;
3.3.2
навыком проектирования образовательных программ для разных категорий обучающихся с учетом норм правовой защиты детства;
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.3.3
навыком проектирования программы  личностного и профессионального саморазвития.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативные основы правового статуса несовершеннолетнего. Обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

 
1.1
Правовой статус несовершеннолетнего. Государственная политика РФ по обеспечению прав несовершеннолетних. Основныесубъектысистемыобеспечения и защитыправнесовершеннолетних /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
1.2
Исторические аспекты правового положения детей. Современное законодательство в отношении прав детей.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

17
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
 
Раздел 2. Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита.

 
2.1
Реализация личных неимущественных прав ребенка. Защита прав ребенка в гражданском праве.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
2.2
Защита прав ребенка в семейном праве. Защита прав несовершеннолетнего на участие в трудовой деятельности.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
 
Раздел 3. Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей

 
3.1
Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
3.2
Правовое положение детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке и защите.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
3.3
Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
3.4
Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей. Защита прав несовершеннолетних с девиантными формами поведения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

15
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-2.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

1. Понятие, состав и виды правового статуса несовершеннолетних.

2. Юридические гарантии прав, свобод и защиты законных интересов несо-вершеннолетних.

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3. Государственные органы и организации как субъекты профилактического воздействия на несовершеннолетних.

4. Негосударственные органы и организации как субъекты профилактического воздействия на несовершеннолетних.

5. Образовательные учреждения как субъекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

6. Несовершеннолетний как субъект семейного права и профилактика семей-ного насилия.

7. Основные права детей и их отражение в нормативных актах.

8. Правовой статус несовершеннолетнего.

9. Государственная политика РФ по обеспечению прав несовершеннолетних.

10. Основные субъекты системы обеспечения и защиты прав несовершеннолет-них. Исторические аспекты правового положения детей.

11. Современное законодательство в отношении прав детей.

12. Система гарантий гражданских прав и свобод ребенка.

13. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений гражданских прав и свобод несовер-шеннолетних.

14. Система гарантий права несовершеннолетнего на образование.

15. Профилактика нарушений образовательных прав и свобод несовершенно-летних, органы, ее осуществляющие.

16. Система гарантий трудовых прав несовершеннолетних.

17. Профилактика нарушений трудовых прав несовершеннолетних, органы, ее осуществляющие.

18. Система гарантий жилищных прав несовершеннолетних

19. Профилактика нарушений жилищных прав несовершеннолетних, органы, ее осуществляющие.

20. Органы, осуществляющие профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

21. Образовательные учреждения и органы управления образованием как субъ-екты профилактики правонарушений и безнал, зоркости несовершеннолетних.

22. Гарантии обеспечения занятости несовершеннолетних.

23. Рабочее время несовершеннолетних, совмещение работы с обучением.

24. Охрана труда несовершеннолетних.

25. Социально-педагогическая защита прав детей на участие в трудовой дея-тельности.

26. Понятие «дети, нуждающиеся в государственной защите».

27. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект госу-дарственной защиты.

28. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями как объект госу-дарственной защиты.

29. Дети в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях, дети-беженцы и эмигранты.

30. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей.

31. Понятие усыновления; юридические основания и нормативная база по во-просам усыновления.

32. Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних.

33. Детский социальный приют как форма временного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задания:

Задание 1. Приведите примеры действующих источников правовой защиты детства: федеральных законов; указов Президента РФ; постановлений правительства РФ; норма-тивно-правовых актов министерства здравоохранения и социального развития РФ; норма-тивно-правовых актов централизованных внебюджетных фондов; нормативно-правовых актов бывшего СССР.

Задание 2. Приведите примеры действующих источников правовой защиты детства, где фигурируют (определяются) следующие понятия: «материнство», «отцовство», «ребе-нок», «ребенок-инвалид», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «семья», «молодая семья», «многодетная семья», «семья особого риска».

Задание 3. Приведите примеры норм семейного, трудового, гражданского, уголовно-го, жилищного, административного, налогового права, посвященных защите семьи, мате-ринства, отцовства и детства.

Задание 4. Перечислите Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда, посвященные вопросам правовой защиты детства. Отметьте те из них, которые бы-ли ратифицированы в Российской Федерации (с указанием года ратификации).

Задание 5. Условие: Миша Тюлькин 16-ти лет, студент художественного колледжа, находясь на пленере, заканчивал эскиз к своей картине, над которой работал длительное время. Около него остановились две девушки. Из их разговора он понял, что эскиз им очень понравился и решил подарить его одной из них – Ане. Девушка была очень рада подарку, и молодые люди обменялись адресами и телефонами. На вопрос родителей о том, как обстоят дела с эскизом, Миша ответил, что он подарил его Ане. Родители не одобрили поступок сына и сказали, что он не вправе был этого делать без их согласия. Они решили позвонить Ане и просить ее вернуть эскиз, сославшись на то, что Миша, как несовершеннолетний, не мог самостоятельно решать судьбу этого эскиза. Миша возражал против такого звонка, полагая, что он уже достаточно взрослый, что бы осуществлять са-мостоятельно подобные действия. Задание: можно ли рассматривать дарение эскиза как осуществление каких-либо гражданских прав? Необходимо ли было Мише спросить со-гласие родителей?

Задание 6. Условие: после смерти родителей восьмилетнего Сашу Зырянова забрал к себе дядя. Квартиру, в которой Саша жил с родителями, он сдал в аренду сроком на год. На предложение органов опеки и попечительства оформить усыновление или опеку дядя ответил отказом, объяснив, что ему материально тяжело содержать мальчика. Через пять месяцев Саша был устроен в школу-интернат для детей-сирот. Опекуном Саши назначили учительницу школы-интерната, которая в интересах подопечного, обратилась в суд с ис-ком о расторжении договора аренды и выселении из квартиры проживающих там граж-дан. Суд ее требование удовлетворил, и Саша с опекуном вселился в квартиру. Через год в Екатеринбург для усыновления ребенка приехали граждане США, супруги Фишер. При посещении школы-интерната им понравился Саша, и они обратились с заявлением об усыновлении к директору школы-интерната и в департамент образования. Мальчик про-тив усыновления не возражал и сказал, что ему очень хотелось бы побывать в Америке. Опекун 

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Саши дала письменное согласие на усыновление лишь при условии закрепления за ней права на занимаемое жилое помещение, в котором она была прописана по разреше-нию органов опеки и попечительства. Дядя Саши, считая свои имущественные интересы и интересы племянника нарушенными, потребовал передать квартиру ему в доверительное управление, чтобы Саша, когда станет взрослым, мог вернуться в Россию, где у него есть собственное жилье. Задание: решите спор.

Задание 7. Семья Ивановых в течение длительного времени брала детей разного воз-раста на воспитание в приемную семью. В 2008 г. один из детей, принятых на воспитание (5 лет), погиб при неизвестных обстоятельствах. В 2009 г. погиб другой ребенок (3 года) в результате несчастного случая. В 2010 г. погиб ребенок (1 год) вследствие тяжелого забо-левания (порок сердца). Задание: как вы считаете, может ли смерть детей в данной семье быть неслучайной? Возможно ли привлечение приемных родителей к ответственности? Если возможно, то к какой? Ответ мотивируйте. Если будет установлено, что имеют место виновные действия родителей, какие последствия для всей семьи это повлечет?

Задание 8. Условие: Вскоре после удочерения семилетней Тани Осиповой супругами Беловыми (отец девочки был признан недееспособным) в орган опеки и попечительства обратились ее дед и бабушка по линии умершей матери с просьбой разрешить им видеться с внучкой. Они хотели бы и впредь поддерживать отношения с единственной внучкой, за-ботиться о ней. К тому же у Тани есть тетя, своих детей у которой нет, а племянницу она очень любит. Она могла бы помочь в развитии художественных способностей ребенка (девочка явно талантлива, а тетя – дизайнер по профессии, ее материальная обеспечен-ность позволяет отправить девочку на учебу за границу). Задание: определите права род-ственников в данной ситуации.

Задание 9. Условие: Вишнякова родила и воспитала до 8 лет четверых детей, пятого ребенка от первого брака мужа усыновила в возрасте 6 лет, что подтверждено решением суда. Задание: с какого возраста ей будет назначена пенсия?

Задание 10. Условие: Семина уволена из организации по соглашению сторон. В ян-варе 2009 года она зарегистрирована в качестве безработной. Срок беременности Семиной 28 недель, она ожидает двойню. Задание: на какие пособия она может рассчитывать, и в каком размере?

Задание 11. Условие: Ратова обратилась по месту работы с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей: сына в возрасте 16 лет (работает в свободное от учебы время) и дочери - 17 лет (ребенок-инвалид, учащаяся общеобразовательной школы). Зада-ние: имеет ли Ратова право на пособие? В каком размере?

Задание 12. Условие: ребенок Васильевых умер, не пережив первые пять суток. За-дание: на какие пособия могут рассчитывать супруги?

Задание 13. Условие: выпускнику средней школы Кудимову, прошедшему первичную регистрацию для признания безработным, было предложено либо выполнять временную неквалифицированную работу, либо пройти обучение по специальности слесаря-сборщика; 25-летней Петровой, зарегистрированной в качестве безработной, была пред-ложена работа на местной кролиководческой ферме, связанная с санитарной обработкой мест содержания животных. Задание: опишите варианты трудоустройства, предложенные службой занятости, с точки зрения их соответствия признакам «подходящей работы».

Задание 14. Условие: родители Насти Поварцовой не дали согласия на то, чтобы их дочери были сделаны профилактические прививки. Когда родители обратились в окруж-ное управление образования за путевкой в дошкольное учреждение, им было отказано на том основании, что ребенку не сделаны необходимые прививки и посещать детский сад он не может. Задание: правомерен ли отказ? Свой ответ объясните.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

Раздел 1. Нормативные основы правового статуса несовершеннолетнего. Обес-печение прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

1. Проблемы защиты прав детей в современных условиях

2. Деятельность международных организаций по защите прав детей

3. Основные направления государственной политики по защите прав детей в РФ.

4. Конституционные основы прав детей в законодательстве Российской Федерации.

5. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в системе защиты прав детей.

6. Конвенция о правах ребенка: единство прав и обязанностей.

7. Ювенальная политика и ювенальная юстиция в современном государстве.

8. Ювенальное право в социально-педагогической деятельности.

9. Международные стандарты защиты прав детей.

Раздел 2. Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита.

10. Проблема отношений «учитель-ученик» с позиции Конвенции о правах ребенка.

11. Защита детей от экономической эксплуатации.

12. Личные права ребенка.

13. Право ребенка на жизнь и развитие.

14. Право на воспитание в семье.

15. Право ребенка на частную жизнь.

16. Право ребенка на образование.

17. Специальные права ребенка.

18. Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Охрана и защита прав детей-инвалидов.

Раздел 3. Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей.

20. Правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
21. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершен-нолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

22. Социально-правовые аспекты работы с несовершеннолетними осужденными в условиях воспитательной колонии.

23. Социально-правовые аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

24. Формы оказания помощи детям, оказавшимся в социально-опасном положении.

25. Деятельность органов опеки и попечительства по охране детства.

26. Нормативно-правовые аспекты организации и функционирования патронатного воспитания.

27. Нормативно-правовые и психолого-педагогические критерии подбора замещаю-щей семьи.

28. Создание сети учреждений по профилактике социального сиротства, новых форм устройства на воспитание детей-сирот.

29. Ответственность родителей и педагогических работников за нарушение прав де-тей.

30. Деятельность КДН по охране детства. Роль негосударственных организаций в защите и охране детства.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств см. в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шульга, А. А.
Шульга, А. А.  Социально-правовая защита детей : учебное пособие для вузов / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09626-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517190
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. 
Социальная защита инвалидов : учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — 98 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05572-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515196 
Москва : Издательство Юрайт, 2023. , 
 
Л2.2
Т. А. Анбрехт
Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06506-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494057
Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 
 
Л2.3
Д. З. Мутагиров. 
Права и свободы человека : учебник для вузов / — 2-е изд., испр. и доп. — 516 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07141-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516518
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
О.В. Кузнецова
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (2-е издание переработанное и дополненное). - 147 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPRBOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21714.html
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный правовой портал «Юридическая Россия»
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э4
Школьникам о правах человека: проект Пермской региональной организации «Гражданское участие»
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.