2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Основы правовой защиты детства и инвалидов_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы правовой защиты детства и инвалидов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А.;канд.пед.наук, доц., Садыкова Л.Р. _________________
 
 
Основы правовой защиты детства и инвалидов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области основ правовой защиты детства и инвалидов, формирование у обучающихся на этой основе способности использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах, готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах;
1.4
формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;
1.5
формирование знаний законодательства о правах ребенка, о правах инвалидов;
1.6
формирование знаний законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность;
1.7
формирование знаний федеральных государственных образовательных стандартов;
1.8
формирование умения соблюдать правовые нормы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в логопедическую специальность
2.1.2
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.3
Правоведение
2.1.4
Противодействие коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.2
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.3
Экономика
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.7
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
 
Знать:
 
базовые правовые аспекты специального образования;
 
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в сфере образования;
 
сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе  знаний.
 
 
Уметь:
 
соблюдать законы и нормативные акты в социальной и профессиональной сферах;
 
замечать взаимодействие правовых явлений, их роль в целостной системе социально-экономических знаний;
 
использовать правовые знания в коррекционно-педагогической деятельности с детьми ОВЗ и инвалидами.
 
 
Владеть:
 
методами использования правовых знаний  с участниками образовательных отношений;
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач;
 
навыками использования нормативно-правовой базы в социальной и профессиональной сферах.
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
структуру и виды нормативно-правовых актов, регламентирующих  профессиональную деятельность в сфере специального образования;
 
требования к качеству реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере специального образования.
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания документов при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ;
 
оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
 
применять законы и другие нормативно-правовые акты в различных видах профессиональной деятельности.
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы специального образования;
 
навыками подбора пакета нормативно-правовых документов сферы специального образования для решения конкретных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ;
 
навыками работы с нормативными актами и их применения, с правовыми институтами в практических целях профессиональной деятельности.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые правовые аспекты специального образования;
3.1.2
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в сфере образования;
3.1.3
сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний;
3.1.4
структуру и виды нормативно-правовых актов, регламентирующих  профессиональную деятельность в сфере специального образования;
3.1.5
требования к качеству реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
3.1.6
нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере специального образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
соблюдать законы и нормативные акты в социальной и профессиональной сферах;
3.2.2
замечать взаимодействие правовых явлений, их роль в целостной системе социально-экономических знаний;
3.2.3
использовать правовые знания в коррекционно-педагогической деятельности с детьми ОВЗ и инвалидами;
3.2.4
использовать базовые правовые знания документов при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ;
3.2.5
оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
3.2.6
применять законы и другие нормативно-правовые акты в различных видах профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами использования правовых знаний  с участниками образовательных отношений;
3.3.2
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач;
3.3.3
навыками использования нормативно-правовой базы в социальной и профессиональной сферах;
3.3.4
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы специального образования;
3.3.5
навыками подбора пакета нормативно-правовых документов сферы специального образования для решения конкретных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ;
3.3.6
навыками работы с нормативными актами и их применения, с правовыми институтами в практических целях профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативные основы правового статуса несовершеннолетнего. Обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

 
1.1
Основные права детей и их отражение в нормативных актах. /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.2
Правовой статус несовершеннолетнего. Государственная политика РФ по обеспечению прав несовершеннолетних. Основные субъекты системы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
1.3
Исторические аспекты правового положения детей. Современное законодательство в отношении прав детей. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 2. Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита.

 
2.1
Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита. /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
2.2
Реализация личных неимущественных прав ребенка. Защита прав ребенка в гражданском праве. /Пр/
Л1.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
2.3
Защита прав ребенка в семейном праве. Защита прав несовершеннолетнего на участие в трудовой деятельности. /Ср/
Л1.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

24
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 3. Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей.

 
3.1
Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
3.2
Правовое положение детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке и защите. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
3.3
Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей. Защита прав несовершеннолетних с девиантными формами поведения. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
3.4
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-4 ОПК-2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Теоретические вопросы:

1. Основные права детей и их отражение в нормативных актах.

2. Правовой статус несовершеннолетнего.

3. Государственная политика РФ по обеспечению прав несовершеннолетних.

4. Основные субъекты системы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних. Исторические аспекты правового положения детей.

5. Современное законодательство в отношении прав детей.

6. Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита.

7. Реализация личных неимущественных прав ребенка.

8. Защита прав ребенка в гражданском праве.

9. Защита прав ребенка в семейном праве.

10. Защита прав несовершеннолетнего на участие в трудовой деятельности.

11. Правовое положение детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке и защите.

12. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

13. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей.

14. Защита прав несовершеннолетних с девиантными формами поведения.

Практические задания:

Задание 1. Приведите примеры действующих источников правовой защиты детства: федеральных законов; указов 

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Президента РФ; постановлений правительства РФ; нормативно-правовых актов министерства здравоохранения и социального развития РФ; нормативно-правовых актов централизованных внебюджетных фондов; нормативно-правовых актов бывшего СССР.

Задание 2. Приведите примеры действующих источников правовой защиты детства, где фигурируют (определяются) следующие понятия: «материнство», «отцовство», «ребенок», «ребенок-инвалид», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «семья», «молодая семья», «многодетная семья», «семья особого риска».

Задание 3. Приведите примеры норм семейного, трудового, гражданского, уголовного, жилищного, административного, налогового права, посвященных защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Задание 4. Перечислите Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда, посвященные вопросам правовой защиты детства. Отметьте те из них, которые были ратифицированы в Российской Федерации (с указанием года ратификации).

Задание 5. Условие: Миша Тюлькин 16-ти лет, студент художественного колледжа, находясь на пленере, заканчивал эскиз к своей картине, над которой работал длительное время. Около него остановились две девушки. Из их разговора он понял, что эскиз им очень понравился и решил подарить его одной из них – Ане. Девушка была очень рада подарку, и молодые люди обменялись адресами и телефонами. На вопрос родителей о том, как обстоят дела с эскизом, Миша ответил, что он подарил его Ане. Родители не одобрили поступок сына и сказали, что он не вправе был этого делать без их согласия. Они решили позвонить Ане и просить ее вернуть эскиз, сославшись на то, что Миша, как несовершеннолетний, не мог самостоятельно решать судьбу этого эскиза. Миша возражал против такого звонка, полагая, что он уже достаточно взрослый, что бы осуществлять самостоятельно подобные действия. Задание: можно ли рассматривать дарение эскиза как осуществление каких-либо гражданских прав? Необходимо ли было Мише спросить согласие родителей?

Задание 6. Условие: после смерти родителей восьмилетнего Сашу Зырянова забрал к себе дядя. Квартиру, в которой Саша жил с родителями, он сдал в аренду сроком на год. На предложение органов опеки и попечительства оформить усыновление или опеку дядя ответил отказом, объяснив, что ему материально тяжело содержать мальчика. Через пять месяцев Саша был устроен в школу-интернат для детей-сирот. Опекуном Саши назначили учительницу школы-интерната, которая в интересах подопечного, обратилась в суд с иском о расторжении договора аренды и выселении из квартиры проживающих там граждан. Суд ее требование удовлетворил, и Саша с опекуном вселился в квартиру. Через год в Екатеринбург для усыновления ребенка приехали граждане США, супруги Фишер. При посещении школы-интерната им понравился Саша, и они обратились с заявлением об усыновлении к директору школы-интерната и в департамент образования. Мальчик против усыновления не возражал и сказал, что ему очень хотелось бы побывать в Америке. Опекун Саши дала письменное согласие на усыновление лишь при условии закрепления за ней права на занимаемое жилое помещение, в котором она была прописана по разрешению органов опеки и попечительства. Дядя Саши, считая свои имущественные интересы и интересы племянника нарушенными, потребовал передать квартиру ему в доверительное управление, чтобы Саша, когда станет взрослым, мог вернуться в Россию, где у него есть собственное жилье. Задание: решите спор.

Задание 7. Семья Ивановых в течение длительного времени брала детей разного возраста на воспитание в приемную семью. В 2008 г. один из детей, принятых на воспитание (5 лет), погиб при неизвестных обстоятельствах. В 2009 г. погиб другой ребенок (3 года) в результате несчастного случая. В 2010 г. погиб ребенок (1 год) вследствие тяжелого заболевания (порок сердца). Задание: как вы считаете, может ли смерть детей в данной семье быть неслучайной? Возможно ли привлечение приемных родителей к ответственности? Если возможно, то к какой? Ответ мотивируйте. Если будет установлено, что имеют место виновные действия родителей, какие последствия для всей семьи это повлечет?

Задание 8. Условие: Вскоре после удочерения семилетней Тани Осиповой супругами Беловыми (отец девочки был признан недееспособным) в орган опеки и попечительства обратились ее дед и бабушка по линии умершей матери с просьбой разрешить им видеться с внучкой. Они хотели бы и впредь поддерживать отношения с единственной внучкой, заботиться о ней. К тому же у Тани есть тетя, своих детей у которой нет, а племянницу она очень любит. Она могла бы помочь в развитии художественных способностей ребенка (девочка явно талантлива, а тетя – дизайнер по профессии, ее материальная обеспеченность позволяет отправить девочку на учебу за границу). Задание: определите права родственников в данной ситуации.

Задание 9. Условие: Вишнякова родила и воспитала до 8 лет четверых детей, пятого ребенка от первого брака мужа усыновила в возрасте 6 лет, что подтверждено решением суда. Задание: с какого возраста ей будет назначена пенсия?

Задание 10. Условие: Семина уволена из организации по соглашению сторон. В январе 2009 года она зарегистрирована в качестве безработной. Срок беременности Семиной 28 недель, она ожидает двойню. Задание: на какие пособия она может рассчитывать, и в каком размере?

Задание 11. Условие: Ратова обратилась по месту работы с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей: сына в возрасте 16 лет (работает в свободное от учебы время) и дочери - 17 лет (ребенок-инвалид, учащаяся общеобразовательной школы). Задание: имеет ли Ратова право на пособие? В каком размере?

Задание 12. Условие: ребенок Васильевых умер, не пережив первые пять суток. Задание: на какие пособия могут рассчитывать супруги?

Задание 13. Условие: выпускнику средней школы Кудимову, прошедшему первичную регистрацию для признания безработным, было предложено либо выполнять временную неквалифицированную работу, либо пройти обучение по специальности слесаря-сборщика; 25-летней Петровой, зарегистрированной в качестве безработной, была предложена работа на местной кролиководческой ферме, связанная с санитарной обработкой мест содержания животных. Задание: опишите варианты трудоустройства, предложенные службой занятости, с точки зрения их соответствия признакам «подходящей работы».

Задание 14. Условие: родители Насти Поварцовой не дали согласия на то, чтобы их дочери были сделаны профилактические прививки. Когда родители обратились в окружное управление образования за путевкой в дошкольное учреждение, им было отказано на том основании, что ребенку не сделаны необходимые прививки и посещать детский сад он не может. Задание: правомерен ли отказ? Свой ответ объясните.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Нормативные основы правового статуса несовершеннолетнего. Обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

1. Проблемы защиты прав детей в современных условиях

2. Деятельность международных организаций по защите прав детей

3. Основные направления государственной политики по защите прав детей в РФ.

4. Конституционные основы прав детей в законодательстве Российской Федерации.

5. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в системе защиты прав детей.

Раздел 2. Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита.

1. Особенности трудоустройства несовершеннолетних. Защита их прав в трудовом законодательстве.

2. Лишение и ограничение родительских прав.

3. Права и гарантии детей, находящихся под опекой или попечительством.

4. Нарушение прав детей в системе образования.

Раздел 3. Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей.

1. Правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

3. Социально-правовые аспекты работы с несовершеннолетними осужденными в условиях воспитательной колонии.

4. Социально-правовые аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Нормативные основы правового статуса несовершеннолетнего. Обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Задание 1. Исторические аспекты правового положения детей

1. Ребенок как участник социальных отношений, носитель прав и обязанностей.

2. Правовой статус и сего составляющие. Обусловленность правового статуса.

3. Источники средневековой Руси. Правовой обычай, Номоканон, Новый и Ветхий заветы, Кормчая книга, договоры с Византией (907, 911, 944, 971 г.г.), церковные уставы, Русская правда (1036 и 1072 г.г.), «Домосторой» (редакции XV и XVI в.в.) соборное Уложение (1649г.) о правовом положении детей.

4. Развитие правовой базы в период империи. Свод законов Российской империи, подзаконные правовые акты и особенности государственной политики в отношении детей.

5. Советский период: развитие правовой базы, государственная политика в отношении несовершеннолетних, изменение правового статуса ребенка. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., Основы законодательства о браке и семье Союза ССР 1968г., Кодекс о семье и браке РСФСР 1969г., Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей» (1967г.), «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (1985г.).

Задание 2. Основные субъекты системы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних

1. Система субъектов по обеспечению и защите прав несовершеннолетних.

2. Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Раздел 2. Права детей в различных сферах жизнедеятельности и их защита.

Задание 3. Реализация личных неимущественных прав ребенка

1. Понятие личных неимущественных прав ребенка.

2. Классификация личных неимущественных прав ребенка.

3. Особенности реализации семейных личных неимущественных прав ребенка.

4. Защита прав ребенка на жизнь, здоровье.

5. Защита прав ребенка на имя.

6. Реализация прав, обеспечивающих защиту ребенка и учет его интересов.

Задание 4. Защита прав ребенка в гражданском праве

1. Защита прав ребенка средствами семейного права.

2. Право ребенка на имущество.

3. Имущественные права ребенка.

4. Порядок защиты имущественных прав ребенка.

Задание 5. Защита прав ребенка в семейном праве

1. Защита прав ребенка на проживание в семье, знать своих родителей.

2. Защита прав ребенка выражать свое мнение.

3. Право на имя, фамилию отчество. Право изменения фамилии и имени.

4. Защита прав ребенка на получение воспитания, образования.

5. Защита прав ребенка на совместное проживание с родителями.

6. Защита прав ребенка на общение с родителями и близкими родственниками.

7. Право на медицинское обслуживание.

Раздел 3. Защита прав и законных интересов отдельных категорий детей.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Задание 6. Льготы и гарантии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

1. Материальное обеспечение детей-инвалидов.

2. Жилищные льготы.

3. Социально-бытовое обслуживание.

4. Медицинское обслуживание и санаторно-курортное обеспечение детей-инвалидов.

5. Льготы по транспортному обеспечению.

6. Льготы в области воспитания и образования.

Задание 7. Защита прав несовершеннолетних с девиантными формами поведения.

1. Определение девиантного поведения и факторы, на него влияющие.

2. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершенные ими в возрасте до 14 лет.

3. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних.

4. Причины и последствия безнадзорности и бродяжничества детей.

5. Система профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

6. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

7. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Анбрехт, Т. А.
Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 285 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06506-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442018.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л1.2
Мутагиров, Д. З. 
Права и свободы человека : учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. З. Мутагиров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 516 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07141-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442131.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Белик, В. Н. 
Конституционные права личности и их защита : учебное пособие для вузов / В. Н. Белик. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11238-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444785.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кузнецова, О. В. 
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (2-е издание переработанное и дополненное) / О. В. Кузнецова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 147 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21714.html.
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014.
 
Л3.2
Дубровская, И. А.
Права ребенка / И. А. Дубровская. — Москва : ГроссМедиа, 2008. — 126 c. — ISBN 978-5-476-00624-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/1746.html
Москва : ГроссМедиа, , 2008.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный правовой портал «Юридическая Россия». – URL: http://law.edu.ru.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э4
Школьникам о правах человека: проект Пермской региональной организации «Гражданское участие».  –  URL: https://usperm.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.