Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1.Анатомия как наука. Классификация анатомических наук. Задачи анатомии и ее связь с другими науками о человеке.
2.Краткая история развития анатомии. Значение работ русских анатомов И.И. Пирогова, Н.Ф. Лестгафта, М.Р. Иваницкого.
3.Методы исследования в анатомии.
4.Общая организация клетки. Строение и функции органоидов. Межклеточное вещество.
5.Плазмолемма: строение, химический состав и функции.
6.Ткани. Классификация тканей. Морфо-функциональная характеристика эпителиальных тканей. Классификация. Особенности строения эпителиальных тканей. Строение и роль базальной мембраны.
7.Особенности организации хрящевой ткани. Морфофункциональная характеристика различных видов хрящевой ткани.
8.Особенности организации костной ткани. Особенности структурно-функциональной организации межклеточного вещества различных видов кости.
9.Классификация и морфофункциональная характеристика мышечной ткани.
10.Морфофункциональная характеристика нервной ткани. Морфологическая, функциональная и биохимческая классификации нейронов.
11.Особенности строения нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности.
12.Общий обзор внешней формы тела человека, плоскости симметрии, оси вращения и области тела человека.
13.Строение кости как органа. Классификация костей.
14.Соединения костей. Виды непрерывных соединений. Прерывные соединения. Виды и строение прерывных соединений.
15.Скелет. Функции скелета. Фило- и онтогенез скелета человека.
16.Скелет головы. Кости мозгового и лицевого отделов, топография черепа.
17.Позвоночник. Особенности строения позвонков разных отделов позвоночника человека.
18.Скелет туловища. Строение и функции.
19.Скелет верхней конечности. Строение костей плечевого пояса свободной верхней конечности.
20.Скелет нижней конечности. Строение костей тазового пояса свободной нижней конечности.
21.Учение о мышцах. Общее строение мышц.
22.Мышца как орган. Классификация, строение мышц, вспомогательный аппарат мышц и его роль.
23.Мышцы головы. Топография и функции.
24.Мышцы туловища: груди, живота, спины. Функции мышц туловища.
25.Мышцы верхней конечности: плечевого пояса; плеча; предплечья; кисти. Функции мышц верхней конечности.
26.Мышцы нижней конечности: тазового пояса; бедра; голени; стопы. Функции мышц нижней конечности.
27.Внутренние органы. Топография внутренних органов, разделение на системы, особенности строения.
28.Ротовая полость. Строение и функциональное значение.
29.Глотка, пищевод, желудок. Топография, строение и функциональное значение.
30.Желудок. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции желудка.
31.Тонкий кишечник. Особенности микро и макроскопического строения тонкого кишечника, функции.
32.Толстый кишечник. Топография, отделы, особенности микро и макроскопического строения, функции.
34.Поджелудочная железа. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции.
35.Гортань, трахея, бронхи. Строение, функции.
36.Легкие. Особенности микро и макроскопического строения.
37.Функциональная анатомия легких. Строение бронхиального и альвеолярного дерева.
38.Почки. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции почек. Функциональная анатомия почек.
39.Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Топография, строение, функции.
40.Органы женской половой системы, их строение, функциональное значение.
41.Органы мужской половой системы, их строение, функциональное значение.
42.Закономерности распределения артерий и вен в организме человека. Строение стенок артерий, вен, капилляров.
43.Сердце, топография, строение, влияние факторов среды на анатомическую изменчивость сердца.
44.Сосуды малого круга кровообращения и область их кровоснабжения. Сосуды сердца.
45.Понятие о системе крови. Кровь как ткань. Форменные элементы крови и их количество, размеры, форма, строение, функции, продолжительность жизни.
46.Эндокринная система, ее значение.
47.Гипофиз: строение (адено- и нейрогипофиз). Их функциональная характеристика. Связь гипофиза с гипоталамусом и ее значение.
48.Щитовидная и паращитовидная железы: строение и функции.
49.Надпочечники: строение и функции.
50.Понятие рефлекса. Морфологическая основа рефлекса (рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо).
51.Внешнее строение спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга.
52.Строение спинномозговых нервов.
53.Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Внешнее строение головного мозга.
54.Продолговатый мозг. Строение, функции. Нервы, отходящие от продолговатого мозга, области их иннервации.
55.Задний мозг. Топография, строение, функции. Нервы заднего мозга, области их иннервации.
56.Средний мозг. Топография, строение, функциональное значение. Нервы среднего мозга, области их иннервации.
57.Промежуточный мозг. Топография, строение, функциональное значение.
58.Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий мозга: доли, борозды, извилины.
59.Головные нервы, их число, состав волокон. Ядра, узлы. Место отхождения от мозга и места выхода из черепа, области иннервации.
60.Корковые концы анализаторов. Цитоархитектоника коры больших полушарий.
61.Вегетативная нервная система. Классификация, строение и функциональное значение.
62.Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Строение и функции.
63.Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Строение и функции.
64.Зрительный анализатор. Строение глаза. Преломляющие среды глазного яблока: роговица, хрусталик, стекловидное тело.
65.Слуховоай анализатор. Строение наружного, среднего (барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба)и внутреннего уха.
66.Кожа. Ее морфо-функциональная характеристика. Строение кожи и ее производных – кожных желез, волос, ногтей. Возрастные и половые особенности кожи. Регенерация.
67.Вкусовой и обонятельный анализаторы.
68.Орган равновесия. Строение, развитие, функции. Морфо- функциональная характеристика сенсоэпителиальных (волосковых) клеток.
Примерная тематика рефератов
1. Анатомическая характеристика пищеварительной системы.
2. Анатомическая характеристика дыхательной системы.
3. Анатомическая характеристика мочевой системы.
4. Анатомическая характеристика сердца.
5. Анатомическая характеристика лимфатической системы.
6. Особенности роста и развития организма.
7. Анатомическая характеристика половой системы.
8. Анатомическая характеристика проводящих путей головного и спинного мозга.
9. Анатомическая характеристика головного мозга.
10. Лимбическая система мозга.
11. Вегетативная (автономная) нервная система.
12. Анатомическая характеристика зрительного анализатора.
13. Анатомическая характеристика слухового анализатора.
14. Анатомическая характеристика вкусового анализатора.
15. Анатомическая характеристика обонятельного анализатора.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование,
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.