Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1.Анатомия как наука. Классификация анатомических наук. Задачи анатомии и ее связь с другими науками о человеке.
2.Краткая история развития анатомии. Значение работ русских анатомов И.И. Пирогова, Н.Ф. Лестгафта, М.Р. Иваницкого.
3.Методы исследования в анатомии.
4.Общая организация клетки. Строение и функции органоидов. Межклеточное вещество.
5.Плазмолемма: строение, химический состав и функции.
6.Ткани. Классификация тканей. Морфо-функциональная характеристика эпителиальных тканей. Классификация. Особенности строения эпителиальных тканей. Строение и роль базальной мембраны.
7.Особенности организации хрящевой ткани. Морфофункциональная характеристика различных видов хрящевой ткани.
8.Особенности организации костной ткани. Особенности структурно-функциональной организации межклеточного вещества различных видов кости.
9.Классификация и морфофункциональная характеристика мышечной ткани.
10.Морфофункциональная характеристика нервной ткани. Морфологическая, функциональная и биохимческая классификации нейронов.
11.Особенности строения нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности.
12.Общий обзор внешней формы тела человека, плоскости симметрии, оси вращения и области тела человека.
13.Строение кости как органа. Классификация костей.
14.Соединения костей. Виды непрерывных соединений. Прерывные соединения. Виды и строение прерывных соединений.
15.Скелет. Функции скелета. Фило- и онтогенез скелета человека.
16.Скелет головы. Кости мозгового и лицевого отделов, топография черепа.
17.Позвоночник. Особенности строения позвонков разных отделов позвоночника человека.
19.Скелет верхней конечности. Строение костей плечевого пояса свободной верхней конечности.
20.Скелет нижней конечности. Строение костей тазового пояса свободной нижней конечности.
21.Учение о мышцах. Общее строение мышц.
22.Мышца как орган. Классификация, строение мышц, вспомогательный аппарат мышц и его роль.
23.Мышцы головы. Топография и функции.
24.Мышцы туловища: груди, живота, спины. Функции мышц туловища.
25.Мышцы верхней конечности: плечевого пояса; плеча; предплечья; кисти. Функции мышц верхней конечности.
26.Мышцы нижней конечности: тазового пояса; бедра; голени; стопы. Функции мышц нижней конечности.
27.Внутренние органы. Топография внутренних органов, разделение на системы, особенности строения.
28.Ротовая полость. Строение и функциональное значение.
29.Глотка, пищевод, желудок. Топография, строение и функциональное значение.
30.Желудок. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции желудка.
31.Тонкий кишечник. Особенности микро и макроскопического строения тонкого кишечника, функции.
32.Толстый кишечник. Топография, отделы, особенности микро и макроскопического строения, функции.
33.Печень, топография, особенности строения и функции. Микроскопическое строение и функции печени.
34.Поджелудочная железа. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции.
35.Гортань, трахея, бронхи. Строение, функции.
36.Легкие. Особенности микро и макроскопического строения.
37.Функциональная анатомия легких. Строение бронхиального и альвеолярного дерева.
38.Почки. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции почек. Функциональная анатомия почек.
39.Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Топография, строение, функции.
40.Органы женской половой системы, их строение, функциональное значение.
41.Органы мужской половой системы, их строение, функциональное значение.
42.Закономерности распределения артерий и вен в организме человека. Строение стенок артерий, вен, капилляров.
43.Сердце, топография, строение, влияние факторов среды на анатомическую изменчивость сердца.
44.Сосуды малого круга кровообращения и область их кровоснабжения. Сосуды сердца.
45.Понятие о системе крови. Кровь как ткань. Форменные элементы крови и их количество, размеры, форма, строение, функции, продолжительность жизни.
46.Эндокринная система, ее значение.
47.Гипофиз: строение (адено- и нейрогипофиз). Их функциональная характеристика. Связь гипофиза с гипоталамусом и ее значение.
48.Щитовидная и паращитовидная железы: строение и функции.
49.Надпочечники: строение и функции.
50.Понятие рефлекса. Морфологическая основа рефлекса (рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо).
51.Внешнее строение спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга.
52.Строение спинномозговых нервов.
53.Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Внешнее строение головного мозга.
54.Продолговатый мозг. Строение, функции. Нервы, отходящие от продолговатого мозга, области их иннервации.
55.Задний мозг. Топография, строение, функции. Нервы заднего мозга, области их иннервации.
56.Средний мозг. Топография, строение, функциональное значение. Нервы среднего мозга, области их иннервации.
57.Промежуточный мозг. Топография, строение, функциональное значение.
58.Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий мозга: доли, борозды, извилины.
59.Головные нервы, их число, состав волокон. Ядра, узлы. Место отхождения от мозга и места выхода из черепа, области иннервации.
60.Корковые концы анализаторов. Цитоархитектоника коры больших полушарий.
61.Вегетативная нервная система. Классификация, строение и функциональное значение.
62.Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Строение и функции.
63.Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Строение и функции.
64.Зрительный анализатор. Строение глаза. Преломляющие среды глазного яблока: роговица, хрусталик, стекловидное тело.
65.Слуховоай анализатор. Строение наружного, среднего (барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба)и внутреннего уха.
66.Кожа. Ее морфо-функциональная характеристика. Строение кожи и ее производных – кожных желез, волос, ногтей. Возрастные и половые особенности кожи. Регенерация.
67.Вкусовой и обонятельный анализаторы.
68.Орган равновесия. Строение, развитие, функции. Морфо- функциональная характеристика сенсоэпителиальных (волосковых) клеток.
Примерная тематика рефератов
1. Особенности строения опорно-двигательного аппарата.
Кость как орган.
Возрастные и профессиональные особенности строения костей.
Функциональная зависимость между формой суставных поверхностей и объемом движений.
Половые и возрастные особенности таза.
2. Анатомическая характеристика костей верхней конечности.
Строение костей плечевого пояса.
Соединения костей верхней конечности.
Мышцы верхней конечности.
Кровоснабжение и иннервация мышц верхней конечности.
Возрастные изменения костей верхней конечности.
3. Анатомическая характеристика скелета нижней конечности.
Строение костей тазового пояса.
Соединения костей нижней конечности.
Мышцы нижней конечности.
Кровоснабжение и иннервация мышц нижней конечности.
Возрастные изменения костей нижней конечности.
4. Анатомическая характеристика скелета головы.
Развитие черепа в фило- и онтогенезе.
Особенности развития и формирования костей мозгового и лицевого черепа.
Возрастные, индивидуальные и половые особенности строения черепа человека.
5. Анатомическая характеристика скелета туловища.
Развитие костей туловища в фило- и онтогенезе.
Строение костей скелета туловища.
Соединение костей скелета туловища.
Мышцы туловища.
Иннервация и кровоснабжение мышц туловища.
Возрастные изменения костей скелета туловища.
6. Строение скелетной мышцы как органа.
Классификация мышц.
Вспомогательные аппараты мышц.
Кровоснабжение, эфферентная и афферентная иннервация скелетных мышц.
7. Функциональная характеристика мышц.
Сила мышцы. Синергизм и антагонизм мышц.
Преодолевающая, уступающая и удерживающая работа мышц. Элементы биомеханики мышц.
Возрастные, половые, индивидуальные особенности развития скелетных мышц. Зоны роста мышц. Рост мышц в длину и толщину. Гетерохрония в развитии скелетной мускулатуры.
8. Мышцы и фасции туловища.
Мышцы груди собственные и пришельцы. Фасции груди.
Мышцы и фасции живота.
Слабые участки брюшной стенки. Поверхностные и глубокие мышцы шеи. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Функциональная характеристика мышц туловища.
9. Движения в суставах туловища.
Движения ребер. Основные и вспомогательные мышцы вдоха и выдоха.
Движение позвоночного столба.
10. Мышцы и фасции головы.
Мимические мышцы.
Жевательные мышцы и их фасции.
Участие мимической мускулатуры в речевом акте человека. Движение шеи и головы. Движения в височно-нижнечелюстных суставах.
11. Мышцы и фасции верхней конечности.
Обзор мышц верхней конечности. Мышцы пояса верхней конечности, плеча, предплечья и кисти.
Обзор движений в суставах верхней конечности. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхней конечности. Функциональные группы мышц, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе, предплечья в локтевом суставе и кисти в лучезапястном суставе. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти.
12. Мышцы и фасции нижней конечности.
Мышцы пояса нижней конечности, бедра, голени и стопы.
Группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, в движениях голени в коленном суставе, в движениях стопы в голеностопном суставе и суставах стопы и движения пальцев стопы.
Мышцы, поддерживающие свод стопы.
13. Вариации мышц и их эволюция в процессе антропогенеза.
Специфические особенности опорно-двигательного аппарата человека.
Особенности развития скелета и мускулатуры нижней конечности в связи с приспособлением к вертикальному положению тела человека.
Прогрессивная дифференцировка скелета и мускулатуры руки в связи с трудовой деятельностью. Влияние профессии на строение руки.
14. Центр тяжести
Общий центр тяжести тела и его положение в организме человека.
Возрастные, половые, индивидуальные особенности расположения общего центра тяжести тела.
15. Анализ положений и движений человека
Площадь опоры. Соотношение общего центра тяжести тела и площади опоры.
Виды равновесия и вертикального положения тела.
16. Анатомическая характеристика пищеварительной системы.
Строение, функциональное значение органов пищеварительной системы.
Кровоснабжение и иннервация органов пищеварительной системы.
17. Анатомическая характеристика дыхательной системы.
Эмбриогенез органов дыхательной системы.
Строение и функции воздухоносных путей.
Строение, положение и функции легких.
Кровоснабжение и иннервация органов дыхательной системы.
Возрастные особенности строения дыхательной системы.
18. Анатомическая характеристика мочевой системы.
Развитие органов мочевой системы.
Строение, положение и функции органов мочевой системы.
Кровоснабжение и иннервация органов мочевой системы.
Возрастные и половые различия органов мочевой системы.
19. Анатомическая характеристика сердца.
Развитие сердечно-сосудистой системы в фило- и онтогенезе.
Топография, формы и размеры сердца.
Строение сердца.
Проводящая система сердца и ее функциональное значение.
Кровоснабжение и иннервация сердца.
Возрастные особенности строения и функционирования сердца.
20. Осанка тела человека.
21. Особенности роста и развития организма.
Периодизация индивидуального развития.
Биологический возраст.
Закономерности роста и развития.
Факторы роста и развития организма. Влияние факторов среды на процессы роста и развития.
22. Анатомическая характеристика проводящих путей головного и спинного мозга.
Восходящие пути, их характеристика.
Нисходящие пути, их характеристика.
23. Анатомическая характеристика головного мозга.
Развитие головного мозга в онтогенезе.
Отделы головного мозга, их строение.
Возрастные изменения головного мозга.
24. Лимбическая система мозга.
Структурная организация и функциональное значение.
Проводящие пути головного и спинного мозга.
25. Вегетативная (автономная) нервная система.
Общий план строения и функции вегетативной нервной системы.
Морфологические особенности вегетативной нервной системы в сравнении с соматической.
Рефлекторная дуга и локализация центров вегетативной нервной системы
26. Анатомическая характеристика зрительного анализатора.
Анатомия органа зрения
Проводящие пути зрительного анализатора и их функции
Расположение зрительной коры и ее функции.
27. Анатомическая характеристика слухового анализатора.
Анатомия органа слуха.
Проводящие пути слухового анализатора и их функции
Расположение слуховой коры и ее функции.
28. Анатомическая характеристика вкусового анализатора.
Анатомия органа вкуса
Проводящие пути вкусового анализатора и их функции
Расположение вкусовой коры и ее функции.
29. Анатомическая характеристика обонятельного анализатора.
Анатомия органа обоняния
Проводящие пути обонятельного анализатора и их функции
Расположение обонятельной коры и ее функции.
30. Анатомическая характеристика лимфатической системы.
Развитие лимфатической системы в филогенезе.
Лимфа. Состав и образование в организме человека.
Пути оттока лимфы от верхних и нижних конечностей, головы, шеи, туловища.
Органы кроветворения и иммунологической защиты.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.