2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Теория и технологии математического развития детей_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии  математического развития детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
экзамен 4 зачет 3, 1 зачет с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
146
аудиторные занятия
142
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
17 2/6
17 5/6
15 4/6
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
14
14
16
16
62
62
Практические
34
34
16
16
14
14
16
16
80
80
Итого ауд.
50
50
32
32
28
28
32
32
142
142
Кoнтактная рабoта
50
50
32
32
28
28
32
32
142
142
Сам. работа
58
58
40
40
44
44
4
4
146
146
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
72
72
72
72
324
324
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Теория и технологии  математического развития детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления педагогической деятельности по математическому  развитию детей в дошкольных образовательных организациях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать знания о методологических основах математического образования детей дошкольного возраста
1.4
формировать у обучающихся знания о концепциях математического образования  детей, о технологиях и способах их реализации в дошкольной образовательной организации
1.5
формировать умение разрабатывать программы и планы-конспекты занятий   по математическому развитию детей дошкольного возраста
1.6
формировать умение использовать информационно-коммуникационные технологии по математическому развитию детей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знания, умения и навыки формируются на предыдущей ступени образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.2
Теория и технологии физического развития детей
2.2.3
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.4
Учебная технологическая практика
2.2.5
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.6
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.2.7
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.8
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.9
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.10
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.11
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.12
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.13
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.2.14
Производственная педагогическая  практика
2.2.15
Теория и технологии начального математического образования
2.2.16
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.17
Искусство и технология в начальной школе
2.2.18
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.19
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.20
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.21
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.22
Производственная педагогическая практика
2.2.23
Работа с одаренными детьми
2.2.24
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.27
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.28
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.29
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.30
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.31
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.32
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.33
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.34
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.35
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО; ФГОС НОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в области математического развития детей дошкольного возраста
3.1.2
основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ по математическому развитию детей
3.1.3
специфику использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности
3.1.4
теоретические и методические основы математического развития детей дошкольного возраста (в том числе инклюзивных)с требованиями ФГОС ДО
3.1.5
основные направления математического развития детей дошкольного возраста на занятиях и вне занятий
3.1.6
технологии по математическому развитию детей дошкольного возраста и способы их реализации в дошкольной образовательной организации
3.1.7
методы научно-педагогического исследования в области математического развития детей дошкольного возраста
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять разработку отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ по математическому развитию детей дошкольного возраста
3.2.2
реализовать основные и дополнительные образовательные программы по математическому развитию детей дошкольного возраста с требованиями ФГОС ДО
3.2.3
использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
3.2.4
осуществлять педагогическую деятельность по математическому развитию детей дошкольного возраста  (в том числе инклюзивных)на занятиях и вне занятий в соответствии с образовательной программой в ДОО
3.2.5
адаптировать специальные научные знания для применения их в процессе педагогической деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
3.2.6
диагностировать уровень математического развития детей дошкольного возраста
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ по математическому развитию детей дошкольного возраста
3.3.2
технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ по математическому развитию детей дошкольного возраста  с требованиями ФГОС ДО
3.3.3
навыками использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста
3.3.4
навыками анализа и отбора оптимального содержания математического развития детей дошкольного возраста (в том числе инклюзивных)в дошкольной образовательной организации
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.3.5
навыками осуществления   педагогического процесса по математическому развитию детей дошкольного возраста на занятиях и вне занятий в соответствии с ФГОС ДО
3.3.6
методами научно-педагогического исследования в области математического развития детей дошкольного возраста
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1 Теоретические и методические основы математического развития детей

 
1.1
Теория и технологии математического развития как наука /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.2
Роль формирования математических представлений в развитии детей дошкольного возраста    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.3
Профессиональная компетентность педагога в области теории и технологии развития математических представлений  /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.4
Основные математические понятия  /Лек/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.5
Теоретические основы понятия натурального числа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.6
Виды письменной нумерации. Системы счисления  /Ср/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 2. История становления учебной дисциплины

 
2.1
Теоретические основы возникновения математики и её развития как науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
2.2
Становление методики развития математических представлений у детей  и современные концепции математического развития  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
2.3
Современные концепции  математического развития детей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 3. Дидактические основы математического образования дошкольников

 
3.1
Реализация дидактических принципов  и условий  обучения в процессе математического развития детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.2
Программа математического развития детей /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.3
Вариативные программы формирования элементарных математических представлений у детей /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.4
Принципы математического развития детей /Ср/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.5
Методы  обучения элементам математики Традиционная классификация  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.6
Современная классификация методов обучения /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.7
Основные средства  обучения элементам математики  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.8
Дополнительные средства обучения /Ср/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.9
Формы обучения математике в ДОО /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.10
Оганизация  занятий по математике в ДОО /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.11
Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
3.12
Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах ДОО /Пр/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 4. Особенности развития и формирования математических представлений у детей  

 
4.1
Предпосылки развития и формирования математических представлений у детей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.2
Восприятие и отображение множеств детьми раннего и дошкольного возрастов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.3
Возможности ознакомления детей с графическим обозначением множеств /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.4
Раннее заимствование детьми слов-числительных из речи взрослых /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.5
Особенности развития представлений о величине    /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.6
Особенности развития представлений  о форме  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.7
Особенности развития представлений о пространстве  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.8
Особенности развития представлений о времени /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.9
Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
4.10
Математические способности и их влияние на математическое развитие  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 5. Методика   математического развития детей

 
5.1
Педагогические условия формирования математических представлений в процессе математического развития детей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.2
Содержание работы по математическому развитию  детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.3
Дифференциация и интеграция целей, задач и содержания работы по математическому развитию детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.4
Комплексный подход к организации совместной и самостоятельной математической деятельности детей вне занятий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.5
Математическая предметно-развивающая и игровая среда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.6
Формирование у детей раннего и дошкольного возрастов представлений о дискретных величинах (конкретных множествах) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.7
Организация и методика работы с детьми раннего возраста по разделу "Количество" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.8
Организация и методика работы с детьми  младшей группы по разделу "Количество" /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.9
Составление плана-конспекта занятия по развитию количественных представлений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.10
Этапы изучения чисел в пределах 10  /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.11
Обучение детей счёту с помощью чисел /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
5.12
Методика работы над разделом “Количество и счёт” в средней группе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.13
Содержание и методика работы над программными задачами раздела “Количество и счёт” в старшей группе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.14
Подготовка дошкольников к вычислительной деятельности и к обучению решению задач  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.15
Методика знакомства дошкольников с двузначными числами  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.16
Задача как математическое понятие  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.17
Методика работы над разделом “Количество и счёт” в подготовительной к школе  группе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
5.18
Задачи и содержание ознакомления детей дошкольного возраста с величиной предметов /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.19
Методы и приемы формирования представлений и понятий о величине предметов /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.20
Анализ исследований по проблеме развития представлений о величине у детей /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.21
Методика работы над разделом «Величина» в младшей группе /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.22
Методика развития представлений о размере в средней группе /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.23
Методика обучения детей измерению /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.24
Методика ознакомления детей с делением целого предмета на части /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.25
Методика работы над разделом «Величина» в старшей группе /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.26
Методика организации опытных работ в обучении детей измерению /Пр/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.27
Задачи и содержание ознакомления детей с формой предметов /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
5.28
Методы и приемы развития  представлений и понятий о величине предметов /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.29
Анализ исследований по проблеме развития представлений о форме у детей /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.30
Дидактические игры и упражнения по формированию представлений и понятий о форме /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.31
Занимательный математический материал по ознакомлению детей с формой предметов /Ср/
Л1.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.32
Методика формирования геометрических понятий в старшей и подготовительной к школе группах /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.33
Задачи и методика обучения детей ориентировке в пространстве /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.34
Анализ исследований по проблеме развития представлений о пространстве у детей /Ср/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.35
Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.36
Методика развития представлений о времени у детей дошкольного возраста /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.37
Анализ исследований по проблеме развития представлений о времени у детей  /Ср/
Л1.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5.38
Последовательность и приёмы работы по ознакомлению детей с календарём  /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 6. Математическое развитие детей с ОВЗ

 
6.1
Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
6.2
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на

занятиях по ФЭМП

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на

занятиях по ФЭМП

/Пр/

Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
6.3
Технологии диагностики и коррекции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 7. Технологии математического развития детей 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
7.1
Диагностика математического развития детей  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.2
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребёнка: педагогическая  поддержка и сопровождение развития ребёнка  /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.3
Контроль математического развития: проведение мониторинга  /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.4
Технологии игрового обучения /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.5
Проектно-модульные технологии Технологии математического моделирования /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.6
Деятельностные технологии Технологии проблемного и развивающего обучения /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.7
Особенности использования ИКТ в математическом развитии детей /Лек/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.8
Технологии преемственности между ДОО и семьёй в математическом образовании /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.9
Современные формы помощи по математическому развитию семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.10
Методическое руководство математическим развитием воспитанников дошкольных образовательных организаций  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.11
Современные подходы к организации методической работы при организации и проведении занятий по ФЭМП в ДОО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.12
Планирование работы по математическому развитию в ДОО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.13
Технологии непрерывного дошкольного и начального школьного образования /Пр/
Л1.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
7.14
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачёту

1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.

2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.

3. Понятие «множество»

4. Понятие «величина», «измерение»

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
5. Понятие «форма», «геометрическая фигура»

6. Понятие «пространство», «время»

7. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

8. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

9. Принцип наглядности

10. Принцип доступности

11. Принцип научности

12. Принцип систематичности и последовательности

13. Принцип сознательности и активности

14. Принцип индивидуального подхода

15. Принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой

16. Принцип развивающего обучения. Принцип воспитывающего обучения.

17. Принципы математического развития

18. Практические методы обучения дошкольников элементам математики.

19. Словесные методы обучения детей математике.

20. Наглядные методы обучения детей математике.

21. Игровые методы обучения детей математике.

22. Гностические методы

23. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.

24. Основные средства математического развития

25. Дополнительные средства математического развития детей.

26. Индивидуальная и дифференцированная формы обучения дошкольников математике

27. Совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей

28. Организация занятий по ФЭМП

29. Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей

30. Формы обучения элементам математики

31. Условия и содержание работы по математическому развитию детей  

32. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).

Вопросы и задания к зачёту (3 семестр)

1. Особенности восприятия множеств с детьми раннего возраста

2. Особенности восприятия множеств с детьми дошкольного возраста

3. Особенности восприятия чисел детьми дошкольного возраста

4. Особенности восприятия представлений о величине

5. Особенности восприятия представлений о форме

6. Особенности восприятия представлений о пространстве

7. Особенности восприятия представлений о времени

8. Методы и приёмы ознакомления с множеством детей раннего возраста

9. Формрование умений составлять множества в младшей группе

10. Работа с множествами в средней группе

11. Работа с множествами в старшей группе

12. Работа с множествами в подготовительной к школе группе

13. Методика обучения счёту

14. Методы и приёмы обучения порядковому счёту

15. Методы и приёмы обучения приёмам отсчитывания

16. Методы и приёмы обучения счёту с помощью анализаторов

17. Ознакомление детей с составом числа из единиц

18. Ознакомление детей с составом числа из двух меньших чисел

19. Методы и приёмы ознакомления детей с арифметической задачей и структурой задачи

20. Методы и приёмы обучения детей рассуждать по задаче и выбору арифметического действия

21. Методы и приёмы обучения присчитыванию и отсчитыванию при решении задач

22. Методы и приёмы обучения называнию чисел в обратном порядке

23. Ознакомление детей с монетами

24. Методика ознакомления с размерами  предметов в младшей группе

25. Методика ознакомления с размерами  предметов в средней  группе

26. Методика ознакомления с размерами  предметов в старшей группе

27. Методика обучения измерению протяженностей

28. Методика обучения измерению сыпучих веществ и жидкостей

29. Ознакомление детей  с формой предметов

30. формирование у дошкольников геометрических понятий

Вопросы и задания к экзамену

1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.

2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.

3. Понятие «множество»

4. Понятие «величина», «измерение»

5. Понятие «форма», «геометрическая фигура»

6. Понятие «пространство», «время»

7. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

8. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
9. Принцип наглядности

10. Принцип доступности

11. Принцип научности

12. Принцип систематичности и последовательности

13. Принцип сознательности и активности

14. Принцип индивидуального подхода

15. Принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой

16. Принцип развивающего обучения. Принцип воспитывающего обучения.

17. Принципы математического развития

18. Практические методы обучения дошкольников элементам математики.

19. Словесные методы обучения детей математике.

20. Наглядные методы обучения детей математике.

21. Игровые методы обучения детей математике.

22. Гностические методы

23. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.

24. Основные средства математического развития

25. Дополнительные средства математического развития детей.

26. Индивидуальная и дифференцированная формы обучения дошкольников математике

27. Совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей

28. Организация занятий по ФЭМП

29. Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей

30. Формы обучения элементам математики

31. Условия и содержание работы по математическому развитию детей  

32. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).

33. Развитие представлений о множестве.

34. Формирование представлений о числе и развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.

35. Развитие представлений о величине.   

36. Развитие представлений о форме.

37. Развитие представлений о пространстве.

38. Развитие представлений о времени.   

39. Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений.

40. Математические способности и их влияние на математическое развитие

41. Дидактические условия математического развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).

42. Формирование умения составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы в младшей группе

43. Формирование умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

44. Методика обучения детей счёту.

45. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.

46. Счёт с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах.

47. Ознакомление детей со счётом групп.

48. Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах.

49. Обучение дошкольников приёмам отсчитывания

50. Приёмы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.

51. Приёмы ознакомления детей с цифрами.

52. Приёмы ознакомления детей с монетами.

53. Методика подготовки дошкольников к обучению решению арифметических задач.

54. Использование моделей в обучении решению простых арифметических задач

55. Задач-иллюстрации в обучении детей решению простых арифметических задач

56. Приём работы «со скрытой» наглядностью в решении простых арифметических задач

57. Знакомство дошкольников с двузначными числами.

58. Развитие у дошкольников представлений о значении счётной деятельности в жизни человека

59. Роль устного народного творчества в развитии количественных представлений у детей.

60. Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей детей

Задания:

Используя сюжет, приключения, сказочную историю, разработать план-конспект фрагмента занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО по следующим программным задачам и определить в какой возрастной группе решаются данные задачи при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулировать воспитательную задачу. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности?

1. Формировать умение различать понятия «много», «один» во второй группе раннего возраста.

2. Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы

3. Упражнять детей в нахождении «один» и «много» предметов в окружающей обстановке.

4. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

5. Формировать умение воспринимать и сравнивать количество предметов с помощью разных анализаторов

6. Дать детям представление о  том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не  прибегая к  счету).

7. Формировать умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.

8. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

9. Формировать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5

10. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от величины предметов

11.Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расстояния между предметами

12. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расположения предметов

13. Упражнять детей в счёте с помощью разных анализаторов в средней группе

14. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

15. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)

16. Знакомить с цифрой 8.

17. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10

18. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда в пределах 8

19. Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7

20. Упражнять в количественном счете в пределах 10, правильно пользуясь количественными числительными, закреплять умение отвечать на вопрос «сколько?»

21. Упражнять в счёте с помощью анализаторов в старшей группе

22. Знакомство с монетами

23. Познакомить детей со структурой задачи

24. Обучать детей выбору арифметических действий сложения и вычитания

25. Обучать детей приёмам присчитывания и отсчитывания в решении простых арифметических задач

26. Упражнять детей в обратном счёте в пределах 10

27. Знакомить детей с числами второго десятка

28. Формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп

29. Познакомить с составом числа из двух меньших в пределах 10 на конкретном материале.

30. Познакомить детей с практической значимостью счётной деятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика письменных сообщений:

1. Содержание знакомства детей с математикой в трудах Я.А. Коменского.

2. И.Г. Песталоцци об обучении детей математике до школы.

3. Вопросы знакомства детей с математикой в работах Ф. Фребеля.

4. Дидактические материалы М. Монтессори в процессе знакомства детей дошкольного возраста с математикой.

5. Взгляды Ж. Пиаже на формирование математических понятий у ребенка.

6. Вклад Елизаветы Ивановны Тихеевой в методику развития математических представлений дошкольников.

7. Вклад Фаины Наумовны Блехер в методику развития математических представлений дошкольников.

8. Вклад Анны Михайловны Леушиной в методику развития математических представлений дошкольников.

9. Вклад Людмилы Сергеевны Метлиной в методику развития математических представлений дошкольников.

10. Вклад Тамары Давидовны Рихтерман в методику развития математических представлений дошкольников.

11. Вклад Абрама Ароновича Столяра в методику развития математических представлений дошкольников.

12. Вклад Зинаиды Алексеевны Михайловой в методику развития математических представлений дошкольников.

13. Роль Анны Витальевны Белошистой в методику развития математических представлений дошкольников.

14. Влияние устного народного творчества в методику развития математических представлений дошкольников.

15. Вклад М. Фидлер (Польша), Э. Дум, Д. Альтхауз (Германия) в методику развития математических представлений дошкольников.

16. Вклад Р. Грин и В. Лаксон (США) в методику развития математических представлений дошкольников.

17. Вклад Л.В. Глаголевой в методику развития математических представлений дошкольников.

18. Вклад Тамары Ивановны Ерофеевой в методику развития математических представлений дошкольников.

19. Вклад Екатерины Иосифовны Щербаковой в методику развития математических представлений дошкольников.

20. Вклад А.А. Смоленцевой в методику развития математических представлений дошкольников.

21. Вклад Р. Чудновой в методику развития математических представлений дошкольников.

22. Роль исследований К.Ф. Лебединцева в методике развития математических представлений дошкольников.

23. Роль исследований Г.С. Костюка в методике развития математических представлений дошкольников.

24. Роль исследований Л.А. Венгера и Т.В. Тарунтаевой в методике развития математических представлений дошкольников.

25. Роль исследований П.М. Эрдниева в методике развития математических представлений дошкольников.

26. Вклад В.В. Даниловой в методику развития математических представлений дошкольников.

27. Вклад Н.А. Менчинской в методику развития математических представлений дошкольников.

28. Вклад Р.Л. Березиной в методику развития математических представлений дошкольников.

29. Роль исследований психологов П.Я. Гальперина, Л.С. Георгиева в методике развития математических представлений дошкольников.

30. А.П. Усова об обучении в детском саду.

31. Влияние методов обучения математике в школе (монографического и вычислительного) на становление теории и 

 
стр. 14
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
методики математического развития ребенка дошкольного возраста (Д.Л. Волковский).

Перечень творческих заданий

Творческое задание 1

1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли математического развития детей дошкольного возраста.

2. Составить тестовые задания по изученному материалу.

3.Составить «Календарь исторических дат методики математического развития дошкольников».

4. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:

1) История создания и развития систем единиц измерения.

2) Единицы измерения разных народов.

3) Международная система единиц SI.

5. Провести анализ методического пособия Е.А. Носовой, Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников».

Творческое задание 2

1. Разработать фрагмент плана-конспекта занятия с целью ознакомления с монетами детей подготовительной к школе группы

2. Подобрать стихи, сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д. для формирования у дошкольников количественных представлений, представлений о числе для использования в образовательном процессе.

3. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:

1) Методика обучения счету Сергея Полякова.

2) Методика «Стосчёт» Николая Александровича Зайцева.

3) Методика обучения счету Глена Домана.

4) Методика обучения счету Марии Монтессори.

5) Методика обучения счету Сесиль Лупан.

6) Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников.

4. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по изучению двузначных чисел (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

Разработка плана-конспекта занятия

Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий

Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.

1. Разработать план-конспект занятия по формированию представлений о составе числа из двух меньших чисел, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).

2. Разработать план-конспект занятия по обучению решению простых арифметических задач, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Абашина В.В. 
Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов /В.В. Абашина  -  Электрон. текстовые данные.  -  Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. -  118 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87043.html. -  ЭБС «IPRbooks»
Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016
 
Л1.2
Павлова Л.И. 
Теория и методика развития математических представлений у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов /Л.И. Павлова  -  Электрон. текстовые данные. -  Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. -  108 c.  -  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75827.html. -  ЭБС «IPRbooks»
Москва: Московский педагогический государственный университет,,  2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Габова, М. А
Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /М. А. Габова. - 2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 151 с.  -  (Бакалавр и магистр. Модуль).  -  ISBN 978-5-534-07666-0.  -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].  -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/434732
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 15
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет. Султанова М.Н,URL: https://www.youtube.com/watch?v=ABAr76QSgRw
 
Э2
Математика в жизни ребенка и математика для жизни. Развитие элементарных математических представлений в образовательном процессе младшей группы детского сада. URL:https://www.youtube.com/watch?v=Lo1VLnOtr-0
 
Э3
Формирование математических представлений в различных видах деятельности ребенка дошкольника URL: https://www.youtube.com/watch?v=r7sYvKnnKc0
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине Теория и технологии математического развития детей проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теория и технологии математического развития детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачётов с 

 
стр. 16
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
оценкой и экзамена.

Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтено».Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.  

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия, задания для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.