(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
занятиях по ФЭМП
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на
занятиях по ФЭМП
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.
2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.
3. Понятие «множество»
4. Понятие «величина», «измерение»
6. Понятие «пространство», «время»
7. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
8. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
9. Принцип наглядности
10. Принцип доступности
11. Принцип научности
12. Принцип систематичности и последовательности
13. Принцип сознательности и активности
14. Принцип индивидуального подхода
15. Принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой
16. Принцип развивающего обучения. Принцип воспитывающего обучения.
17. Принципы математического развития
18. Практические методы обучения дошкольников элементам математики.
19. Словесные методы обучения детей математике.
20. Наглядные методы обучения детей математике.
21. Игровые методы обучения детей математике.
22. Гностические методы
23. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.
24. Основные средства математического развития
25. Дополнительные средства математического развития детей.
26. Индивидуальная и дифференцированная формы обучения дошкольников математике
27. Совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей
28. Организация занятий по ФЭМП
29. Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей
30. Формы обучения элементам математики
31. Условия и содержание работы по математическому развитию детей
32. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).
Вопросы и задания к зачёту (3 семестр)
1. Особенности восприятия множеств с детьми раннего возраста
2. Особенности восприятия множеств с детьми дошкольного возраста
3. Особенности восприятия чисел детьми дошкольного возраста
4. Особенности восприятия представлений о величине
5. Особенности восприятия представлений о форме
6. Особенности восприятия представлений о пространстве
7. Особенности восприятия представлений о времени
8. Методы и приёмы ознакомления с множеством детей раннего возраста
9. Формрование умений составлять множества в младшей группе
10. Работа с множествами в средней группе
11. Работа с множествами в старшей группе
12. Работа с множествами в подготовительной к школе группе
13. Методика обучения счёту
14. Методы и приёмы обучения порядковому счёту
15. Методы и приёмы обучения приёмам отсчитывания
16. Методы и приёмы обучения счёту с помощью анализаторов
17. Ознакомление детей с составом числа из единиц
18. Ознакомление детей с составом числа из двух меньших чисел
19. Методы и приёмы ознакомления детей с арифметической задачей и структурой задачи
20. Методы и приёмы обучения детей рассуждать по задаче и выбору арифметического действия
21. Методы и приёмы обучения присчитыванию и отсчитыванию при решении задач
22. Методы и приёмы обучения называнию чисел в обратном порядке
23. Ознакомление детей с монетами
24. Методика ознакомления с размерами предметов в младшей группе
25. Методика ознакомления с размерами предметов в средней группе
26. Методика ознакомления с размерами предметов в старшей группе
27. Методика обучения измерению протяженностей
28. Методика обучения измерению сыпучих веществ и жидкостей
29. Ознакомление детей с формой предметов
30. формирование у дошкольников геометрических понятий
Вопросы и задания к экзамену
1. Основные идеи, задачи, предмет учебного курса.
2. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.
3. Понятие «множество»
4. Понятие «величина», «измерение»
5. Понятие «форма», «геометрическая фигура»
6. Понятие «пространство», «время»
7. Отечественные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
8. Зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
10. Принцип доступности
11. Принцип научности
12. Принцип систематичности и последовательности
13. Принцип сознательности и активности
14. Принцип индивидуального подхода
15. Принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой
16. Принцип развивающего обучения. Принцип воспитывающего обучения.
17. Принципы математического развития
18. Практические методы обучения дошкольников элементам математики.
19. Словесные методы обучения детей математике.
20. Наглядные методы обучения детей математике.
21. Игровые методы обучения детей математике.
22. Гностические методы
23. Средства обучения элементам математики детей дошкольного возраста.
24. Основные средства математического развития
25. Дополнительные средства математического развития детей.
26. Индивидуальная и дифференцированная формы обучения дошкольников математике
27. Совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей
28. Организация занятий по ФЭМП
29. Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей
30. Формы обучения элементам математики
31. Условия и содержание работы по математическому развитию детей
32. Особенности организации работы по математике в малокомплектном ДОО (разновозрастные группы).
33. Развитие представлений о множестве.
34. Формирование представлений о числе и развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.
35. Развитие представлений о величине.
36. Развитие представлений о форме.
37. Развитие представлений о пространстве.
38. Развитие представлений о времени.
39. Особенности математического развития и взаимосвязь с формированием математических представлений.
40. Математические способности и их влияние на математическое развитие
41. Дидактические условия математического развития детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).
42. Формирование умения составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы в младшей группе
43. Формирование умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
44. Методика обучения детей счёту.
45. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.
46. Счёт с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах.
47. Ознакомление детей со счётом групп.
48. Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах.
49. Обучение дошкольников приёмам отсчитывания
50. Приёмы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.
51. Приёмы ознакомления детей с цифрами.
52. Приёмы ознакомления детей с монетами.
53. Методика подготовки дошкольников к обучению решению арифметических задач.
54. Использование моделей в обучении решению простых арифметических задач
55. Задач-иллюстрации в обучении детей решению простых арифметических задач
56. Приём работы «со скрытой» наглядностью в решении простых арифметических задач
57. Знакомство дошкольников с двузначными числами.
58. Развитие у дошкольников представлений о значении счётной деятельности в жизни человека
59. Роль устного народного творчества в развитии количественных представлений у детей.
60. Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей детей
Задания:
Используя сюжет, приключения, сказочную историю, разработать план-конспект фрагмента занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО по следующим программным задачам и определить в какой возрастной группе решаются данные задачи при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулировать воспитательную задачу. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности?
1. Формировать умение различать понятия «много», «один» во второй группе раннего возраста.
2. Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы
3. Упражнять детей в нахождении «один» и «много» предметов в окружающей обстановке.
4. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
5. Формировать умение воспринимать и сравнивать количество предметов с помощью разных анализаторов
6. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов
7. Формировать умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.
8. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
9. Формировать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5
10. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от величины предметов
11.Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расстояния между предметами
12. Дать представлений о том, что количество предметов не зависит от расположения предметов
13. Упражнять детей в счёте с помощью разных анализаторов в средней группе
14. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
15. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)
16. Знакомить с цифрой 8.
17. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10
18. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда в пределах 8
19. Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7
20. Упражнять в количественном счете в пределах 10, правильно пользуясь количественными числительными, закреплять умение отвечать на вопрос «сколько?»
21. Упражнять в счёте с помощью анализаторов в старшей группе
22. Знакомство с монетами
23. Познакомить детей со структурой задачи
24. Обучать детей выбору арифметических действий сложения и вычитания
25. Обучать детей приёмам присчитывания и отсчитывания в решении простых арифметических задач
26. Упражнять детей в обратном счёте в пределах 10
27. Знакомить детей с числами второго десятка
28. Формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп
29. Познакомить с составом числа из двух меньших в пределах 10 на конкретном материале.
30. Познакомить детей с практической значимостью счётной деятельности.
1. Содержание знакомства детей с математикой в трудах Я.А. Коменского.
2. И.Г. Песталоцци об обучении детей математике до школы.
3. Вопросы знакомства детей с математикой в работах Ф. Фребеля.
4. Дидактические материалы М. Монтессори в процессе знакомства детей дошкольного возраста с математикой.
5. Взгляды Ж. Пиаже на формирование математических понятий у ребенка.
6. Вклад Елизаветы Ивановны Тихеевой в методику развития математических представлений дошкольников.
7. Вклад Фаины Наумовны Блехер в методику развития математических представлений дошкольников.
8. Вклад Анны Михайловны Леушиной в методику развития математических представлений дошкольников.
9. Вклад Людмилы Сергеевны Метлиной в методику развития математических представлений дошкольников.
10. Вклад Тамары Давидовны Рихтерман в методику развития математических представлений дошкольников.
11. Вклад Абрама Ароновича Столяра в методику развития математических представлений дошкольников.
12. Вклад Зинаиды Алексеевны Михайловой в методику развития математических представлений дошкольников.
13. Роль Анны Витальевны Белошистой в методику развития математических представлений дошкольников.
14. Влияние устного народного творчества в методику развития математических представлений дошкольников.
15. Вклад М. Фидлер (Польша), Э. Дум, Д. Альтхауз (Германия) в методику развития математических представлений дошкольников.
16. Вклад Р. Грин и В. Лаксон (США) в методику развития математических представлений дошкольников.
17. Вклад Л.В. Глаголевой в методику развития математических представлений дошкольников.
18. Вклад Тамары Ивановны Ерофеевой в методику развития математических представлений дошкольников.
19. Вклад Екатерины Иосифовны Щербаковой в методику развития математических представлений дошкольников.
20. Вклад А.А. Смоленцевой в методику развития математических представлений дошкольников.
21. Вклад Р. Чудновой в методику развития математических представлений дошкольников.
22. Роль исследований К.Ф. Лебединцева в методике развития математических представлений дошкольников.
23. Роль исследований Г.С. Костюка в методике развития математических представлений дошкольников.
24. Роль исследований Л.А. Венгера и Т.В. Тарунтаевой в методике развития математических представлений дошкольников.
25. Роль исследований П.М. Эрдниева в методике развития математических представлений дошкольников.
26. Вклад В.В. Даниловой в методику развития математических представлений дошкольников.
27. Вклад Н.А. Менчинской в методику развития математических представлений дошкольников.
28. Вклад Р.Л. Березиной в методику развития математических представлений дошкольников.
29. Роль исследований психологов П.Я. Гальперина, Л.С. Георгиева в методике развития математических представлений дошкольников.
30. А.П. Усова об обучении в детском саду.
31. Влияние методов обучения математике в школе (монографического и вычислительного) на становление теории и
Перечень творческих заданий
Творческое задание 1
1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли математического развития детей дошкольного возраста.
2. Составить тестовые задания по изученному материалу.
3.Составить «Календарь исторических дат методики математического развития дошкольников».
4. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:
1) История создания и развития систем единиц измерения.
2) Единицы измерения разных народов.
3) Международная система единиц SI.
5. Провести анализ методического пособия Е.А. Носовой, Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников».
Творческое задание 2
1. Разработать фрагмент плана-конспекта занятия с целью ознакомления с монетами детей подготовительной к школе группы
2. Подобрать стихи, сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д. для формирования у дошкольников количественных представлений, представлений о числе для использования в образовательном процессе.
3. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:
1) Методика обучения счету Сергея Полякова.
2) Методика «Стосчёт» Николая Александровича Зайцева.
3) Методика обучения счету Глена Домана.
4) Методика обучения счету Марии Монтессори.
5) Методика обучения счету Сесиль Лупан.
6) Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников.
4. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по изучению двузначных чисел (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.
Разработка плана-конспекта занятия
Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий
Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.
1. Разработать план-конспект занятия по формированию представлений о составе числа из двух меньших чисел, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).
2. Разработать план-конспект занятия по обучению решению простых арифметических задач, опираясь на самостоятельно разработанный наглядный материал (возрастная группа на выбор).
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теория и технологии математического развития детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачётов с
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтено».Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия, задания для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.
При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.