2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Педагогический контроль и оценка результатов освоения образовательной программы_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогический контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Педагогический контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся в сфере осуществления педагогического контроля и оценки результатов образовательного процесса, формирование компетенций, необходимых для осуществления различных видов контроля и аттестации, предусмотренных профессиональной образовательной программой для разработки оценочных средств для разных видов оценивания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся  с современной методологией оценивания;
1.4
формирование у обучающихся знаний о способах и видах организации контроля и оценки в ходе осуществления образовательного процесса;
1.5
формирование у обучающихся умений выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определять этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов;
1.6
формирование у обучающихся умений находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации;
1.7
формирование  у обучающихся готовности к использованию полученных теоретических знаний и практических умений при решении профессиональных задач. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и практика организации профессиональных олимпиад и конкурсов
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Реализация профессиональных стандартов в профессиональном образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять проектирование и управление реализацией учебных программ профессионального образования
 
ПК-2.1: Знает: инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритм проектирования программ; инструментарий управления и экспертной оценки содержания программ
 
ПК-2.2: Умеет: определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся
 
ПК-2.3: Владеет: современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы системного подхода для выработки стратегий действий, критического анализа проблемных ситуаций
3.1.2
инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритм проектирования программ; инструментарий управления экспертной оценки содержания программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определять этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
3.2.2
находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратении действий по разрешению проблемной ситуации
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.2.3
определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа пробемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов, стратегиями действий по разрешению проблемной ситуации, знаниями различных вариантов решения проблемной ситуации на основе системного подхода,
3.3.2
современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами  управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Научно-методические и нормативные основания процедур контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ

 
1.1
Нормативно- правовые документы,регламентирующие ключевые вопросы контроля и промежуточной аттестации образовательного процесса в образовательных организациях на федеральном уровне /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1
2
0
 
1.2
Виды оценивания профессиональных образовательных программ /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
1.3
Мониторинг как важнейший фактор эффективной управленческой деятельности  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.4
Современная методология оценивания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ПК-2.1
2
0
 
1.5
Формы, методы и приемы организации контроля и оценки  /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э5

4
ПК-2.1 ПК-2.3
2
0
 
1.6
ГОсударственная и независимая оценка качества профессионального образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

8
ПК-2.1 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
1.7
Нормативно-правовые основы и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

8
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
1.8
Методологический инструментарий мониторинга /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
 
Раздел 2. Технология диагностирования и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам

 
2.1
Методы оценивания. Фонд оценочных средств для различных видов контроля и промежуточной аттестации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.2
Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-2.1 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.3
Разработка оценочных средств для различных видов  педагогического контроля и оценки /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.3 УК-1.2
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
2.4
Современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и обучения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.5
Сущность и содержание педагогической диагностики как технологии профессиональной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1
2
0
 
2.6
Инструменты независимой оценки качества реализации образовательных программ /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.7
Педагогические измерения. Технология осуществления. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

8
ПК-2.1 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.8
Методика разработки контрольно-измерительных материалов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.9
Разработка процедуры контроля и оценки профессиональных образовательных программ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.10
Современные средства педагогической диагностики результатов обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1
2
0
 
2.11
Проектирование контрольно-оценочных мероприятий  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.12
Роль оценивания в процедурах управления качеством профессионального образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.13
Цели, функции и методология оценивания /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2

8
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.14
Общие и профессиональные компетенции как предмет оценивания /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
2.15
Методы оценивания. Фонд оценочных средств для различных видов контроля и промежуточной аттестации /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

11
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.16
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестации

Вопросы к экзамену.

1. Нормативно- правовые документы,регламентирующие ключевые вопросы контроля и промежуточной аттестации образовательного процесса в образовательных организациях на федеральном

уровне.

2. Научно-методические и нормативные основания процедур контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ.

3. Виды оценивания профессиональных образовательных программ.

4. Мониторинг как важнейший фактор эффективной управленческой деятельности.

5. Современная методология оценивания.

6. Формы, методы и приемы организации контроля и оценки.

7. ГОсударственная и независимая оценка качества профессионального образования.

8. Нормативно-правовые основы и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.

9. Методологический инструментарий мониторинга.

10. Технология диагностирования и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.

11. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.

12. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.

13. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
14. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.

15. Разработка оценочных средств для различных видов  педагогического контроля и оценки.

16. Современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и обучения

17. Сущность и содержание педагогической диагностики как технологии профессиональной деятельности.

18. Инструменты независимой оценки качества реализации образовательных программ.

19. Педагогические измерения. Технология осуществления.

20. Методика разработки контрольно-измерительных материалов.

21. Разработка программы контроля и оценки профессиональных образовательных программ.

22. Современные средства педагогической диагностики результатов обучения.

23. Проектирование контрольно-оценочных мероприятий мероприятий.

24. Роль оценивания в процедурах управления качеством профессионального образования.

25. Цели, функции и методология оценивания.

26. Общие и профессиональные компетенции как предмет оценивания.

27. Методы оценивания. Фонд оценочных средств для различных видов контроля и промежуточной аттестации.

29. Место оценивания в организации образовательного процесса.

30. Оценка эффективности и рейтингование образовательных организаций.     

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Задание: подготовить реферат на одну из предложенных тем:

1. Понятие "контроль", "мониторинг", "оценивание" в педагогическом дискурсе.

2. Роль оценивания в личностно-профессиональном развитии обучающихся.

3. Место оценивания в организации образовательного процесса.

4. Предметы и обекты оценивания.

5. Современная методология оценивания.

6. Формы, методы и приемы организации контроля и оценки.

7. ГОсударственная и независимая оценка качества профессионального образования.

8. Нормативно-правовые основы и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.

9. Методологический инструментарий мониторинга.

10. Технология диагностирования и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.

11. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.

12. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.

13. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.

14. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.

15. Разработка оценочных средств для различных видов  педагогического контроля и оценки.

16. Современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и обучения

17. Сущность и содержание педагогической диагностики как технологии профессиональной деятельности.

18. Инструменты независимой оценки качества реализации образовательных программ.

19. Педагогические измерения. Технология осуществления.

20. Методика разработки контрольно-измерительных материалов.

21. Разработка программы контроля и оценки профессиональных образовательных программ.

22. Современные средства педагогической диагностики результатов обучения.

23. Проектирование контрольно-оценочных мероприятий мероприятий.

24. Роль оценивания в процедурах управления качеством профессионального образования.

25. Цели, функции и методология оценивания.

26. Общие и профессиональные компетенции как предмет оценивания.

27. Методы оценивания. Фонд оценочных средств для различных видов контроля и промежуточной аттестации.

29. Место оценивания в организации образовательного процесса.

30. Оценка эффективности и рейтингование образовательных организаций.

Задание: разработать фонд оценочных средств для контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся     

 
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов, В.И.
Педагогика 2. 0. Организация учебной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14773-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497174 : учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фуряева, Т. В.
Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/427570 : учебное пособие
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.2
Воробьева, С. В. 
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491786
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Валиева, Р. З.
Учебно-методическое пособие по освоению дисциплин (модулей) по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)и 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] / Авторы-составители Р. З. Валиева, М. М. Гумерова, Т. А. Магсумов, И. Н. Федекин, Ф. В. Хазратова, Н. Г. Хакимова .— Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020 .— 360 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/УМП по освоению дисциплин (модулей)_Пед образование-магистратура _Образование и пед науки_подготовка кадров высш квалиф_руковод кол. И.Н. Федекин.pdf>.
Красноярск :  Научно-Инновационный  центр, 2020.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Педагогическая диагностика. Презентация – URL: https://uchitelya.com/pedagogika/23738-prezentaciya-pedagogicheskaya-diagnostika.html
 
Э2
Психолого-педагогическая диагностика. Презентация. URL: :https://mypresentation.ru/presentation/61612_psixologopedagogicheskaya_diagnostika
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение проектного задания.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор выполненного проектного задания (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.