Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э5
Э5
Э3 Э5
Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э5
Э5
Э3 Э5
Э1 Э2
Э1 Э2
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э5
Э3 Э4 Э5
Э1 Э2
Э2 Э3 Э5
Э1 Э5
Э2
Э2 Э5
Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к экзамену.
1. Нормативно- правовые документы,регламентирующие ключевые вопросы контроля и промежуточной аттестации образовательного процесса в образовательных организациях на федеральном
уровне.
2. Научно-методические и нормативные основания процедур контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ.
3. Виды оценивания профессиональных образовательных программ.
4. Мониторинг как важнейший фактор эффективной управленческой деятельности.
5. Современная методология оценивания.
6. Формы, методы и приемы организации контроля и оценки.
7. ГОсударственная и независимая оценка качества профессионального образования.
8. Нормативно-правовые основы и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.
9. Методологический инструментарий мониторинга.
10. Технология диагностирования и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
11. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.
12. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.
13. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.
15. Разработка оценочных средств для различных видов педагогического контроля и оценки.
16. Современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и обучения
17. Сущность и содержание педагогической диагностики как технологии профессиональной деятельности.
18. Инструменты независимой оценки качества реализации образовательных программ.
19. Педагогические измерения. Технология осуществления.
20. Методика разработки контрольно-измерительных материалов.
21. Разработка программы контроля и оценки профессиональных образовательных программ.
22. Современные средства педагогической диагностики результатов обучения.
23. Проектирование контрольно-оценочных мероприятий мероприятий.
24. Роль оценивания в процедурах управления качеством профессионального образования.
25. Цели, функции и методология оценивания.
26. Общие и профессиональные компетенции как предмет оценивания.
27. Методы оценивания. Фонд оценочных средств для различных видов контроля и промежуточной аттестации.
29. Место оценивания в организации образовательного процесса.
30. Оценка эффективности и рейтингование образовательных организаций.
Задание: подготовить реферат на одну из предложенных тем:
1. Понятие "контроль", "мониторинг", "оценивание" в педагогическом дискурсе.
2. Роль оценивания в личностно-профессиональном развитии обучающихся.
3. Место оценивания в организации образовательного процесса.
4. Предметы и обекты оценивания.
5. Современная методология оценивания.
6. Формы, методы и приемы организации контроля и оценки.
7. ГОсударственная и независимая оценка качества профессионального образования.
8. Нормативно-правовые основы и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.
9. Методологический инструментарий мониторинга.
10. Технология диагностирования и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
11. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.
12. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.
13. Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном материале.
14. Разработка оценочных средств, обеспечивающих оценку результатов подготовки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных программ.
15. Разработка оценочных средств для различных видов педагогического контроля и оценки.
16. Современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и обучения
17. Сущность и содержание педагогической диагностики как технологии профессиональной деятельности.
18. Инструменты независимой оценки качества реализации образовательных программ.
19. Педагогические измерения. Технология осуществления.
20. Методика разработки контрольно-измерительных материалов.
21. Разработка программы контроля и оценки профессиональных образовательных программ.
22. Современные средства педагогической диагностики результатов обучения.
23. Проектирование контрольно-оценочных мероприятий мероприятий.
24. Роль оценивания в процедурах управления качеством профессионального образования.
25. Цели, функции и методология оценивания.
26. Общие и профессиональные компетенции как предмет оценивания.
27. Методы оценивания. Фонд оценочных средств для различных видов контроля и промежуточной аттестации.
29. Место оценивания в организации образовательного процесса.
30. Оценка эффективности и рейтингование образовательных организаций.
Задание: разработать фонд оценочных средств для контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение проектного задания.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор выполненного проектного задания (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.