2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Теория и технологии развития речи детей_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии развития речи детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
экзамен 6 зачет 3, 4, 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
146
аудиторные занятия
142
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
15 4/6
16 4/6
13 4/6
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
12
12
14
14
56
56
Практические
14
14
32
32
26
26
14
14
86
86
Итого ауд.
28
28
48
48
38
38
28
28
142
142
Кoнтактная рабoта
28
28
48
48
38
38
28
28
142
142
Сам. работа
44
44
60
60
34
34
8
8
146
146
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
72
72
72
72
324
324
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Теория и технологии развития речи детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления педагогической деятельности по речевому развитию и речевому общению детей в дошкольной образовательной организации
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать знания о научно-методических основах речевого развития и речевого общения  детей дошкольного возраста
1.4
формировать систему научных знаний о современных концепциях и технологиях речевого развития и речевого общения детей дошкольного возраста
1.5
формировать умение осуществлять педагогическую деятельность по развитию речи и речевому общению детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.2
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.3
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.4
Технологии цифрового образования
2.1.5
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.6
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.2
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.3
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.2.4
Производственная педагогическая  практика
2.2.5
Теория и технологии начального математического образования
2.2.6
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.7
Искусство и технология в начальной школе
2.2.8
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.9
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.10
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.11
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Работа с одаренными детьми
2.2.14
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.17
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.18
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.19
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.20
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.21
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.22
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.23
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.24
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.25
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО; ФГОС НОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в области речевого развития детей дошкольного возраста
3.1.2
основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО
3.1.3
специфику использования педагогических (в том числе инклюзивных) и информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности
3.1.4
теоретические и методические основы развития речи детей (в том числе инклюзивных)дошкольного возраста
3.1.5
основные направления речевого развития детей дошкольного возраста на занятиях и вне занятий
3.1.6
технологии по развитию речи детей дошкольного возраста и способы их реализации в дошкольной образовательной организации
3.1.7
методы научно-педагогического исследования в области речевого развития детей дошкольного возраста
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять разработку отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ  по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
3.2.2
реализовать основные и дополнительные образовательные программы по речевому развитию детей дошкольного возраста
3.2.3
использовать педагогические (в том числе инклюзивные)и  информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
3.2.4
осуществлять педагогическую деятельность по речевому развитию детей (в том числе инклюзивных) дошкольного возраста на занятиях и вне занятий в соответствии с образовательной программой  с требованиями ФГОС ДО
3.2.5
адаптировать специальные научные знания для применения их в процессе осуществления педагогической деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
3.2.6
диагностировать уровень речевого развития детей дошкольного возраста
3.2.7
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО
3.3.2
технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста
3.3.3
навыками использования педагогических (в том числе инклюзивных), информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
3.3.4
навыками анализа и отбора оптимального содержания речевого развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организациис требованиями ФГОС ДО
3.3.5
навыками осуществления   педагогического процесса по развитию речи и речевому общению детей (в том числе инклюзивных) дошкольного возраста на занятиях и вне занятий
3.3.6
методами научно-педагогического исследования в области развития речи детей дошкольного возраста
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы развития речи у детей

 
1.1
Теория и технологии развития речи детей как наука. Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.2
Научные основы технологии развития речи  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.3
Профессиональная готовность к работе по развитию речи детей /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Роль родного языка и речи в развитии ребёнка  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.5
Методы исследования в методике развития речи /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.6
Особенности применения методов исследования по проблемам развития речи детей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. История методики развития речи детей 

 
2.1
Развитие методики в России /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
2.2
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
2.3
Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
2.5
Роль Е.А.Флёриной в становлении методики развития речи детей   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 3. Дидактические основы развития речи детей 

 
3.1
Реализация дидактических принципов в процессе речевого развития детей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Программа развития речи /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Вариативные программы развития речи   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.4
Средства развития речи /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.5
Изобразительное искусство, музыка, театр в речевом развитии детей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.6
Роль общения в речевом развитии детей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.7
Формы организации речевого развития детей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.8
Организация организованной образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию в ДОО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.9
Методы и приёмы развития речи  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 4. Методика и технологии  развития речи детей дошкольного возраста 

 
4.1
Слово в языке и речи  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.2
Сущность словарной работы, её задачи и содержание /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.3
Особенности освоения словаря детьми дошкольного возраста /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.4
Ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.5
Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.6
Методика словарной работы в группах раннего возраста /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.7
Методика словарной работы в младшей группе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.8
Методика словарной работы в средней группе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.9
Методика словарной работы в старшей  группе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.10
Методика словарной работы в подготовительной к школе  группе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.11
Анализ исследований и публикаций по проблеме развития словаря у детей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.12
Составление плана-конспекта занятия по словарной работе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.13
Составление плана-конспекта занятия по ознакомлению со смысловой стороной слова  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.14
Грамматический строй языка, его значение /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.15
Особенности освоения детьми грамматического строя речи  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.16
Механизмы формирования грамматического строя речи детей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.17
Принципы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.18
Методика формирования грамматического строя речи у детей раннего возраста /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.19
Методика формирования морфологической речи у детей  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.20
Методика формирования синтаксической стороны речи  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.21
Методика формирования способов словообразования  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.22
Анализ исследований и публикаций по проблеме формирования грамматического строя речи у детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.23
Составление плана-конспекта занятия по формированию грамматического строя речи у детей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.24
Подготовка дидактического материала для формирования грамматического строя речи у детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.25
Организация работы по обучению на занятиях дошкольников грамматически правильной речи  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.26
Сущность звуковой культуры речи, её значение /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.27
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.28
Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.29
Формы работы, средства и методические приёмы воспитания звуковой культуры речи  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.30
Этапы обучения правильному звукопроизношению  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.31
Принципы работы по воспитанию ЗКР с детьми младшей группы  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.32
Принципы работы по воспитанию ЗКР с детьми средней  группы  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.33
Принципы работы по воспитанию ЗКР с детьми старшего дошкольного возраста   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.34
Формирование звуковой выразительности речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
4.35
Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи, её механизмы  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.36
Значение связной речи для развития ребёнка. Особенности развития связной речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.37
Методика обучения дошкольников диалогической речи. Беседа как метод диалогической речи /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.38
Формирование умений речевого этикета у детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.39
Задачи и содержание монологической речи детей /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.40
Методика развития связной речи у детей младшей группы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.41
Методика развития связной речи у детей средней группы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.42
Развитие связной речи у детей старшей группы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.43
Методика развития связной речи у детей подготовительной к школе группы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.44
Современные подходы к методике развития связной речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.45
Пересказ литературных произведений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.46
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.47
Методика художественного чтения и рассказывания детям /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.48
Методика заучивания стихотворений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.49
Сущность подготовки к обучению грамоте. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.50
Анализ исследований и публикаций по проблеме подготовки детей к обучению грамоте  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.51
Анализ ФС ДО и образовательных программ по подготовке детей к обучению грамоте  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.52
Ознакомление со словом, с предложением, со словесным составом предложений, со слоговым строением слова /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.53
Дидактические игры и пособия как одно из эффективных средств по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраст /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.54
Ознакомление со звуковым строением слова /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
4.55
Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.56
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по речевому развитию

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.57
Технологии диагностики речевого развития детей  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.58
Контроль речевого развития: проведение мониторинга /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.59
Технологии игрового обучения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.60
Деятельностные технологии. Технологии проблемного и развивающего обучения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.61
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.62
Технологии моделирования в речевом развитии детей /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.63
Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.64
Особенности использования ИКТ в речевом развитии детей /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.65
Методическое руководство речевым развитием детей в ДОО  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.66
Современные подходы к организации методической деятельности дошкольного образовательного учреждения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.67
Организация работы при проведении занятий по развитию речи в ДОО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.68
Предметная среда в разных возрастных группах и ее влияние на развитие речи детей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.69
Планирование работы по речевому развитию в ДОО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
4.70
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э5 Э6

36
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачёту (3 семестр)

Вопросы:

1. Теория и технологии развития речи детей как наука

2. Методы научного исследования

3. Методологическая основа методики развития речи

4. Лингвистическая и психологическая основы методики развития речи

5. Естественнонаучная и физиологическая основы методики развития речи

6. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка

7. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
8. Вклад   Е.И. Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста

9. Методические принципы развития речи

10. Обучение на занятиях как средство развития речи детей

11. Методы и приёмы развития речи детей

12. Программы развития речи детей

13. Обучение детей родному языку на занят

Вопросы и задания к зачёту (4 семестр)

1. Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим мир2. Роль экскурсий и методика их проведений в развитии словаря детей.

2. Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению их с качествами и свойствами предметов.

3. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.

4. Приёмы работы над многозначными словами.

5. Приёмы рассматривания и обследования предметов для развития словаря.

6. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.

7. Занятия по формированию родовых понятий.

8. Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии словаря.

9. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

10. Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников.

11. Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

12. Методика и технологии формирования способов словообразования.

13. Общение со взрослыми и детей друг с другом как средство развития речи детей.

14. Роль устного народного творчества в развитии словаря детей дошкольного возраста.

15. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей.

16. Различные виды искусства как средство развития речи детей.

Задания:

1. Используя малые жанры фольклора разработать план-конспект фрагмента занятия по развитию речи в младшей группе по ознакомлению с предметами и развитию словаря с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

2. Разработать план-конспект фрагмента занятия по ознакомле¬нию с качествами и свойствами предметов для одной из возрастных групп с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

3. Разработать план-конспект фрагмента занятия по развитию словаря в процессе видовых и родовых обобщений с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

4.  Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработайте план-конспект фрагмента занятия по развитию смысловой стороны слова для детей старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО и ответьте на вопрос: Отражен ли в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Если «да», то в какой форме? Предложите другие варианты подведения детей к цели деятельности.

5. Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработайте конспект фрагмента занятия по обучению детей грамматически правильной речи с учётом требований ФГОС ДО и ответьте на вопрос: как отражен в них момент рефлексии и оценивания результатов работы детей? Предложите другие варианты оценки применительно к данному занятия.

Вопросы и задания к экзамену:

Вопросы:

1. Теория и технологии развития речи детей как наука

2. Методы научного исследования

3. Методологическая основа методики развития речи

4. Лингвистическая и психологическая основы методики развития речи

5. Естественнонаучная и физиологическая основы методики развития речи

6. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка

7. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского

8. Вклад   Е.И. Тихеевой в методику развития речи

9. Методические принципы развития речи

10. Средства развития речи детей

11. Методы и приёмы развития речи детей

12. Программы развития речи детей

13. Обучение детей родному языку на занятиях.

14. Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.

15. Роль экскурсий и методика их проведений в развитии словаря детей.

16. Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению их с качествами и свойствами предметов.

17. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.

18. Приёмы работы над многозначными словами.

19.Приёмы рассматривания и обследования предметов для развития словаря.

20. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.

21. Занятия по формированию родовых понятий.

22. Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии словаря.

23. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.  

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
24. Методика и технологии формирования морфологической стороны речи дошкольников.

25. Методика и технологии формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

26. Методика и технологии формирования способов словообразования.

27. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

28. Методика обучения звукопроизношению в младшей и средней группах.

29. Методика обучения звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте. Формирование звуковой выразительности речи.

30. Беседа как метод диалогической речи.

31. Приёмы обучения рассказыванию.

32. Разговор с детьми - основной путь формирования связной речи детей дошкольного возраста.

33. Методика обучения рассказыванию о предметах и игрушках.

34. Методика обучения рассказыванию по картине.

35. Методика обучения рассказыванию из личного опыта.

36. Методика обучения творческому рассказыванию.

37. Методика обучения детей рассуждениям.

38. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.

39. Методика художественного рассказывания и чтения детям.

40. Методика заучивания стихотворений.

41. Использование художественной литературы вне занятий.

42. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.

43. Ознакомление со словом, с предложением.

44. Ознакомление со словесным составом предложения.

45. Ознакомление со слоговым строением слова.

46. Ознакомление со звуковым строением слова.

47. Подготовка к обучению письму.

48. Диагностика речевого развития детей.

49. Организация методической работы по развитию речи детей.

50. Планирование речевой работы в ДОО.

Задания:

1. Разработать план-конспект занятия, предусматривающий решение всех задач по воспитанию звуковой культуры речи у детей с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор).  и ответьте на вопросы: Отражен ли в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Если «да», то в какой форме? Предложите другие варианты подведения детей к цели деятельности.

2. Разработать план-конспект занятия для младшей группы (дидактическая игра с игрушками или рассказ-драматизация) с целью обучения произношению звука ц с учётом требований ФГОС ДО и ответьте на вопросы: Отражен ли в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Если «да», то в какой форме? Предложите другие варианты подведения детей к цели деятельности.

3. Разработать план-конспект обобщающей беседы (возраст на выбор). Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

4. Разработать план-конспект занятия в подготовительной группе   по обучению пересказу с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.  

5. Разработайте план-конспект занятия по обучению детей рассказыванию о предмете по плану с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор).  Сформулируйте обучающие, развивающие, воспитательные задачи.  Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности?  Покажите приёмы и последовательность работы с детьми. Как отражен в конспекте момент рефлексии и оценивания результатов работы детей?

6. Разработать план-конспект занятия в старшей группе по составлению детьми сюжетных рассказов по игрушке с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

7. Разработать план-конспект занятия по составлению описательных рассказов по игрушке с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

8. Разработать план-конспект занятия обучения детей (возраст на выбор) рассказыванию по картине (любой тип высказывания). Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

9. Разработать план-конспект занятия обучения рассказыванию из личного опыта в подготовительной группе с учётом требований ФГОС ДО.  Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

10. Разработать план-конспект занятия по обучению творческому рассказыванию с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Определить в какой возрастной группе решается данная задача? Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

11. Разработать план-конспект занятия по обучению рассуждениям с учётом требований ФГОС ДО (возраст на выбор). Определить в какой возрастной группе решается данная задача? Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

12. Разработайте план-конспект занятия по обучению рассказыванию с использованием моделирования (возраст на выбор). 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Каковы, на Ваш взгляд, возможности содержания данного занятия для использования приема моделирования? Приведите примеры моделей, используемых в обучении рассказыванию. Определите последовательность их использования в работе педагога в соответствии с возрастом детей и учебными задачами. 
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы письменных сообщений:

1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.

2. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.

3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

4. Роль Л.Н. Толстого в методике развития речи детей.

5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.

6. Вклад К.Д. Ушинского в методику развития речи детей.

7. Роль Е.И. Водовозовойв методике развития речи детей.

8. Влияние педагогической системы Е.И. Тихеевой на современную теорию и технологию речевого развития детей.

9. Вклад Е.И. Флёринойв теорию и методику развития речи детей.

10. Значение работ А.Н. Гвоздева в становлении теории и технологии развития речи детей.

11. Значение работ А.М. Леушиной в становлении теории и технологии развития речи детей.

12. Значение работ М.М. Кониной в становлении теории и технологии развития речи детей.

13. Значение работ Ф.А. Сохина в становлении теории и технологии развития речи детей.

14. Значение работ В.И. Логиновой в становлении теории и технологии развития речи детей.

15. Вклад О.С. Ушаковой в теорию и методику развития речи детей.

16. Вклад А.Г. Арушановой в теорию и методику развития речи детей.

17. Вклад А.П. Усовой в теорию и методику развития речи детей.

18. Вклад Р.И. Жуковской в теорию и методику развития речи детей.

19. Вклад JI.A. Пеньевской в теорию и методику развития речи детей.

20. Вклад О.И. Соловьевой в теорию и методику развития речи детей.

21. Вклад В.И. Логиновой в теорию и методику развития речи детей.

22. Вклад Э.П. Коротковой в теорию и методику развития речи детей.

23. Вклад Л.В. Ворошниной в теорию и методику развития речи детей.

24. Вклад М.М. Кольцовой в методику развития речи.

25. А.Р. Лурия – исследователь речевого развития детей.

26. А.А. Леонтьев – исследователь детской речи.

27. Роль Л.Е. Журовой в разработке проблем обучения детей грамоте.

28. Роль Д.Б. Эльконина в разработке проблем обучения детей грамоте.

29. Речевое развитие детей в детских садах в Англии и в США.

30. Речевое развитие детей в детских садах в Канаде и во Франции.

31. Речевое развитие детей в детских садах в Японии и в Китае.

Перечень творческих заданий

Творческое задание 1

1. Сделать подборку статей из периодической печати о роли обучения родному языку в развитии личности детей дошкольного возраста.

2. Составить тестовые задания по изученному материалу.

3. Подготовить консультацию для воспитателей по теме «Особенности занятий в разных возрастных группах».

4. Подготовить методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по руководству с развитием речи в процессе общения детей друг с другом.

5.Проанализировать конспект комплексного занятия по развитию речи из книги «Занятия по развитию речи в детском саду» (Под ред. О.С. Ушаковой) с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей.

Творческое задание 2

1. Составьте вопросы для беседы о рассматриваемом предмете (по выбору) (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним), стимулируя речь обучаемых.

2. Подготовить мультимедийную презентацию по теме:

1) Роль дидактических игр и упражнений в усвоении лексики.

2) Роль устного народного творчества и художественного слова как источника развития словаря дошкольников.

3) Детское словотворчество.

3. Задание на выбор:

а) Составление конспекта дидактической игры по активизации словаря детей:

Подобрать и составить конспект одной  дидактической игры для одной возрастной группы, подготовить наглядный материал.

Структура составления игры:

- название игры;

- цель игры: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов; закрепление знаний детей о профессии; закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению; расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления и т.д.;

- игровой материал;

- ход проведения (от первого лица).

Подготовиться к проведению игры в группе.

б) Разработка содержания лексического упражнения:

 
стр. 14
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Подобрать и составить конспект лексического упражнения по развитию смысловой стороны речи.

Игровая задача лексических упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему.

При составлении конспекта упражнения необходимо обратить внимание на правильность объяснения его содержания, на подбор словаря для игры.

Структура оформления лексического упражнения:

- название упражнения;

- цель упражнения: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов; расширение словаря детей за счет прилагательных и т.д.;

- ход проведения (от первого лица). Подготовиться к проведению игры в группе.

4. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс до и После» и др. найти и законспектировать 2-3 статьи по ознакомлению детей с эмоционально-оценочной лексикой (указать номер журнала, год, страницы, автора, название статьи). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

Перечень заданий по разработке планов-конспектов занятий (2 плана-конспекта на выбор обучающегося)

Используя сюжет, приключения, сказочную историю разработать план-конспект занятия по развитию математических представлений с учётом требований ФГОС ДО.

1. Разработать план-конспект занятия по развитию речи в младшей группе по ознакомлению с предметами и развитию словаря с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

2. Разработать план-конспект занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов для одной из возрастных групп с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

3. Разработать план-конспект занятия по развитию словаря в процессе видовых и родовых обобщений с учётом требований ФГОС ДО. Сформулировать образовательные задачи. Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Указать продолжительность занятия в данной возрастной группе.

4. Разработать план-конспект занятия по развитию смысловой стороны слова для детей старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО и ответьте на вопрос: Отражен ли в разработке момент подведения детей к цели деятельности? Если «да», то в какой форме? Предложите другие варианты подведения детей к цели деятельности

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Газина, О. М. 
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 111 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09051-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442378 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каратаева, Н. А.  
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444501
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Н. В. Микляева 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837: учебник и практикум для вузов
Юрайт, 2023
 
стр. 15
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Ворошнина Л.В.
Ворошнина, Л. В.  Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для вузов / Л. В. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :  2023. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06209-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
Издательство Юрайт,,   2023. 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Рвзитие речи дошкольников. Новое поколение- новые образовательные маршруты Гасанова Р.Х.URL: https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM
 
Э2
Канал для педагогов. Российский учебник URL: https://www.youtube.com/channel/UCkHvYIjNfPSWU8M4CmRsg8w
 
Э3
Гущина У.В.Методика развития речи детей дошкольного возраста.Обучение дошкольников связной речи  URL: https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM
 
Э4
Развитие речи раннего дошкольного возраста. Практический аспект Брагина Е.А.URL: https://www.youtube.com/watch?v=NPxQYBekUFg
 
Э5
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.8
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.9
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.10
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.11
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине Теория и технологии развития речи  детей проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 
стр. 16
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях путем устного опроса, задания для практических занятий и самостоятельной работы;

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (разработка плана-конспекта занятия);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и проводиться в целях подведения итогов текущего контроля успеваемости обучающихся, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся с помощью оценочных средств. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине Теории и технологии развития речи  детей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме зачета и экзамена.

Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачета – «Зачтено», «Не зачтен

Экзамен проводится в процессе изучения и после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена – устное собеседование по вопросам и практическому заданию. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменное сообщение, творческое задание, разработка плана-конспекта занятия.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

- по дифференциации информации;

- по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

- по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или решение практических заданий.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

 
стр. 17
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.