2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_История физической культуры_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История физической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании  у студентов целостного представления об историческом развитии физическоу культуры и складывание на основе полученных знаний профессиональных навыков и умений их применения на практике.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, этапах истории физическоу культуры, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в мировой и европейской цивилизации;
1.4
овладение навыками получения, анализа и обобщения исторической информации, умения выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
1.5
формирование высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культурного многообразия мира, активной жизненной позиции в личностном и социальном планах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.1.2
Охрана труда на производстве и ОО
2.1.3
Пожарная безопасность
2.1.4
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.5
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.6
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.7
Социология
2.1.8
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.9
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.10
История (история России, всеобщая история)
2.1.11
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.12
Оценка уровня здоровья
2.1.13
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.14
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.15
Безопасность жизнедеятельности
2.1.16
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.17
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.1.18
Педагогическая практика
2.1.19
Практика по внеурочной деятельности (БЖ)
2.1.20
Практика по внеурочной деятельности (ФК)
2.1.21
Практика по воспитательной работе
2.1.22
Учебная практика по физической культуре
2.1.23
Производственная педагогическая практика
2.1.24
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.25
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.26
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Первая помощь пострадавшим
2.2.2
Природные опасности и защита от них
2.2.3
Психология
2.2.4
Русский язык и культура речи
2.2.5
Финансово-экономический практикум
2.2.6
Педагогика
2.2.7
Плавание с методикой преподавания
2.2.8
Психологическая безопасность
2.2.9
Теория и методика физического воспитания
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
2.2.10
Учебная практика по основам безопасности жизнедеятельности
2.2.11
Учебная технологическая практика
2.2.12
Философия  
2.2.13
Безопасный отдых туризм
2.2.14
Пожарная безопасность
2.2.15
Техногенные опасности и защита от них
2.2.16
Учебная технологическая практика
2.2.17
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.18
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.19
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
2.2.20
Производственная педагогическая  практика
2.2.21
Социальные опасности, профилактика и защита от них
2.2.22
Спецкурс по курсовой работе (методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности)
2.2.23
Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания
2.2.24
Учебная практика по видам спорта
2.2.25
Легкая атлетика с методикой преподавания
2.2.26
Организация внеурочной деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Туризм в школе
2.2.29
Физиология физкультурно-спортивной деятельности
2.2.30
Производственная педагогическая практика
2.2.31
Современные средства обучения основ безопасности жизнедеятельности
2.2.32
Экологическая безопасность
2.2.33
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Повышение спортивного мастерства (игровые виды спорта)
2.2.36
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры
2.2.37
Международное олимпийское движение
2.2.38
Национальные виды спорта
2.2.39
Правовые основы организации соревновательной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Движущие силы и закономерности исторического процесса в области ФКиС
3.1.2
Основные исторические периоды в развитии ФКиС
3.1.3
Причины возникновения различных систем физического воспитания
3.1.4
Термины и понятия по ФКиС в рамках изучаемой дисциплины;
3.1.5
Основные этапы развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания;
3.1.6
Историю развития основных форм международного спортивного движения;
3.1.7
Становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе дореволюционной России, СССР и РФ.
3.1.8
Эстетические, нравственные и духовные ценности основных систем физического воспитания и международного спортивного движения
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.2.1
Организовывать процесс олимпийского образования школьников в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию;
3.2.2
Составлять вопросы по Истории ФКиС к экзаменационным билетам школьников выпускных классов;
3.2.3
Подбирать вопросы по Истории ФКиС для школьников всех возрастов при проведении физкультурно-спортивных викторин, классных часов и т.п.;
3.2.4
Объяснять причины ныне происходящих явлений в сфере ФКиС
3.2.5
Объяснять происхождение тех или иных физических упражнений (видов спорта).
3.2.6
Подготовить и провести культурно-просветительское мероприятие по вопросам из истории ФКиС
3.2.7
Различать политические организации разных стран
3.2.8
С уважением относиться к исторически-сложившимся традициям в спорте
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Теоретическими сведениями для формирования у детей потребности к физкультурно-спортивной деятельности;
3.3.2
Организационными основами проведения бесед, консультаций с учащимися и родителями, конкурсов-игр по типу «Что, где, когда?»
3.3.3
Основной информацией по вопросам истории ФКиС
3.3.4
Патриотическими убеждениями
3.3.5
Политической организацией в своем отечестве.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину. Физическая культура в первобытном обществе.

 
1.1
Предмет, задачи и методы изучения истории физической культуры:. Источники истории физической культуры.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Современное культурно-образовательное пространство. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Культурно-просветительская деятельность с учетом запросов различных возрастных, гендерных, социокультурных, этнических групп. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Значение физической культуры как специфической сферы общественной и личной деятельности человека на разных исторических этапах развития общества.        /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Возникновение физической культуры как специфической социальной сферы, исторические этапы ее развития, истоки зарождения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Исторические условия и особенности становления и развития физической культуры в рабовладельческом обществе, ее отличие от физической культуры первобытного общества.          /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Физическая культура в рабовладельческом обществе.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
2.1
Особенности физической культуры в странах Древнего Восто¬ка (Египет, Ассирия, Вавилон, Китай, Индия и др.). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Возникновение античной гимнастики и агонистики в Древней Греции, их содержание. Расцвет физической культуры в Древней Греции, спартанская и афинская системы физического воспитания рабовладельцев.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Олимпийские и другие игры (агоны) в Древней Греции, их характеристика и значение для современного олимпийского движения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Древнегреческие мыслители о физическом воспитании.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Физическая культура в Древнем Риме, ее отличие от древнегреческой физической культуры физической культуры.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Военно-физическое воспитание в Древнем Риме, его упадок в период Римской империи, развитие зрелищ, в том числе бои гладиаторов. Древнерим¬ские мыслители о физическом воспитании. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Физическая культура в средние века и эпоху Возрождения.

 
3.1
Физическая культура раннего средневековья (V-1Х вв.).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Из¬менение характера физического воспитания в период разложения рабовладельческой формации, влияние стран завоевателей», роль религии в создании феодальных форм физической культуры в период средневековья.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
Особенности физического воспитания в различных регионах мира. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.4
Физическая культура на этапе развитого средневековья (X- XIV вв.).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.5
Физические упражнения в трудовой» военной и бытовой деятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.6
Образование в Западной Европе рыцарской систе¬мы воспитания феодалов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.7
Нормы, формы и средства военно-фи¬зической подготовки рыцарей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.8
Физическая культура эпохи Возрождения и разложения фео¬дализма (XV-XVII вв.).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.9
Прогрессивная роль гуманистических идей В. Фельтре, Ф. Рабле, Т Мора, Т. Кампанеллы И. Меркуриалиса, Л. Везалия, У. Гарвея и др.  в развитии физического воспитания.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.10
Вопросы физического воспитания детей и молодежи в педагогических сочинениях ЯА. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
3.11
Первые попытки введения физического воспитания в учебные заведения.    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4. Физическая культура в новое время. Зарубежные системы физической в период с XVIII в. до настоящего времени. 

 
4.1
Движение филантропизма в Германии, роль в развитии физического воспитания в школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.2
Гимнастическое и спортивно-игровое направления — основная характерная черта развития физического воспитания в ко XVIII—начале XX в. в Германии, Швеции, Чехии, Франции, Англии, США и др. странах.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.3
Влияние национально-буржуазных гимнастических и спортивно-игровых систем на современную физическую культуру.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.4
Новые зарубежные системы физического воспитания (метод Жоржа Демени, «естественная гимнастика, спортивно-игровая система Томаса Арнольда и др.). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.5
Создание национальных, а затем и международных объединений: союзов, лиг, федераций. Разделение спорта на любительский и профессиональный. Рабочее спортивное движение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
4.6
Возникновение в 20-е годы нового направления в физичес¬ком воспитании — профессионально-прикладной физической под¬готовки: гимнастика Нильса Бука, естественный метод Жоржа Эбера и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.7
Внешкольное физическое воспитание.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.8
Усиление его милита¬ризации в период между первой и второй мировыми войнами: развитие бойскаутского движения, «спорта на местности» в Гер¬мании, создание молодежных организаций фалангистов и т.п. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.9
Физическая культура в развитых капиталистических странах после второй мировой войны.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.10
Усиление государственной формы управления физическим воспитанием молодежи, особенности содержания его программ в ряде развитых стран.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.11
Взаимодействие различных форм физического воспитания — урочных, внеуроч¬ных, внешкольных.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.12
«Спорт для всех» — направление совершен¬ствования массового физического воспитания и спорта в разви¬тых странах мира. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.13
Региональные особенности развития физического воспитания в странах Центральной Америки, Индии, Китае, Иране, Япо¬нии, Турции и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
4.14
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

9
ПК-3.2 ОПК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Предмет и задачи истории физической культуры и спорта.

2. Возникновение физической культуры в первобытном и родовом обществах.

3. Развитие физической культуры в Древней Греции.

4. Развитие физической культуры в Древнем Риме.

5. Физическое воспитание у древних народов Севера, Сибири и Закавказья.

6. Становление и развитие систем физической культуры в странах Востока.

7. Олимпийские игры античного мира, их характеристика и историческое значение.

8. Военно-физическая подготовка феодальной знати в странах Западной Европы. Рыцарские турниры и другие состязания.

9. Физическое воспитание крестьян и горожан в странах Западной Европы в период феодализма. Стрелковые и фехтовальные объединения (братства).

10. Теоретические обобщения и прогрессивные идеи в области физического воспитания в средние века (XV - XVII вв.).

11. Становление и развитие современного спорта в Западной Европе и других странах в новое время. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
12. Развитие теоретических основ физического воспитания в первый период нового времени в странах Запада (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Г. Фит, И. Гутс-Мутс и др.).

13. Возникновение и развитие немецкого гимнастического движения в XIX в.

14. Возникновение и развитие шведской системы гимнастики в XIX в.

15. Возникновение и развитие сокольской системы гимнастики в середине XIX века.

16. Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивно-игровой деятельности (XIX в.).

17. Модернизация систем и методов физического воспитания в Западной Европе во второй половине XIX в. Система гимнастики Г. Демени. Метод естественной гимнастики.

18. Развитие физического воспитания в учебных заведениях и общественных физкультурно-спортивных организациях в странах Западной Европы в период с XVII в. до настоящего времени.

19. Развитие физической культуры в России с древнейших времен до XVIII века.

20. Начало формирования спортивно-гимнастического движения в России со второй половины XIX в. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.

21. Становление и развитие системы физического воспитания в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях России в период с XVII в. до настоящего времени.

22. Развитие русской науки о физическом воспитании во второй половине 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика реферата

1. Периодизация античных Олимпийских игр и характеристика основных этапов их развития.

2. Эволюция спортивной программы античных Олимпийских игр.

3. Пентатлон в системах физического воспитания Древней Греции и античного олимпизма.

4. Эстетические  идеалы в произведениях античного  искусства,  посвящённых Олимпийским играм.

5. Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания в Древней Греции.

6. Роль Гиппократа в  изучении  влияния физических упражнений на здоровье человека.

7. Участие древних философов и мыслителей в агонах.

8. Основные причины упадка и гибели античных Олимпийских игр.

9. История, содержание и значение региональных игр Древней Греции.

10. Физическое воспитание и зрелищный спорт в Древнем Риме.

11. Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта. Историческая связь и взаимозависимость физической культуры с общественно-экономической формацией, религией, национальными и региональными особенностями.

12. Особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе. Зарождение элементов спорта.

13. Системы физического воспитания в Древней Греции: Спартанская и Афинская.

14. Древнегреческая (античная) гимнастика. Агонистика и участие в ней древнегреческих мыслителей и философов.

15. Олимпийские игры Древней Греции: происхождение, содержание, причины упадка и гибели.

16. Физическое воспитание и система военно-физической подготовки легионеров в Древнем Риме. Причины возникновения и развития, содержание и общественное значение зрелищного спорта в Римской империи.

17. Физические упражнения и игры в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Месопотамия и др.).

18. Военно-физическое воспитание феодалов Западной Европы в средние века (рыцарская система воспитания). Причины возникновения и упадка.

19. Физические упражнения и игры крестьян и горожан средневековой Европы. Отношение церкви к физическому воспитанию человека в средневековье.

20. Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Иероним Меркуриалис, Томас Мор, Ян Амос Коменский, Уильям Гарвей и др.).

Шкала оценивания по показателям (max – 2 балла):

Соответствует в полной мере – 2 балла,

Соответствует частично – 1 балл,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 45 баллов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мельникова, Н.Ю.
История физической культуры и спорта: учебник/ Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство «Спорт», 2017.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79433.html
Москва: Издательство «Спорт», 2017
 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
К. Пельменев, Е. В. Конеева. 
История физической культуры: Пельменев, В. К.  История физической культуры : учебное пособие для вузов / В. К. Пельменев, Е. В. Конеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11804-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455416
Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мельникова, Н.Ю., Трескин, А.В.
История физической культуры и спорта: учебник/ Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Советский спорт, 2013.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40780.html
Москва: Советский спорт, 2013
 
Л2.2
О. И. Кузьмина, Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова, И. В. Кулькова 
Олимпийское образование в 3 т. Том 3. Паралимпийские игры: Олимпийское образование в 3 т. Том 3. Паралимпийские игры : учебное пособие для вузов / О. И. Кузьмина, Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова, И. В. Кулькова ; под общей редакцией Г. Н. Германова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11112-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456652
Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru 
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. URL: www.iprbookshop.ru 
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/  
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт». URL: https://biblio-online.ru/ 
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
 
стр. 11
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, 

 
стр. 12
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, 

 
стр. 13
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.