Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к экзамену
1. Предмет, методы и задачи генетики.
2. Представления о наследственности до Г. Менделя.
3. Особенности работы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Возвратные скрещивания.
4. Дигибридное скрещивание. Статистический характер расщепления.
5. Теория наследственности Г. Менделя. Законы наследования.
6. Полигибридное скрещивание.
7. Условия выполнения законов Г. Менделя. Тетрадный анализ.
8. Множественный аллелизм. Типы взаимодействия аллелей.
9. Гипотезы «один ген - один фермент», «один ген - одна полипептидная цепь».
10. Плейотропное действие генов. Пенетрантность. Экспрессивность.
11. Взаимодействие генов по типу комплементарности. Эпистаз.
12. Полимерное взаимодействие генов.
13. Особенности наследования количественных признаков. Понятие о генах-модификаторах.
14. Наследование, сцепленное с полом.
15. Наследование при нерасхождении половых хромосом и сцеплении Х-хромосом.
16. Типы хромосомного определения пола. Особенности половых хромосом. Зависимое и ограниченное полом наследование.
17. Сцепленное наследование.
18. Цитологические доказательства перекреста хромосом. Опыт К. Штерна и Х. Крейтона и Б. Мак-Клинток.
19. Принципы построения генетических карт. Явление генетической интерференции. Значение построения генетических карт.
20. Наследование сцепленное и независимое.
21. Хромосомная теория наследственности.
22. Доказательства роли ДНК как носителя генетической информации.
23. Доказательства полуконсервативного способа репликации ДНК. Свойства молекулы носителя генетической информации.
24. Ферменты, участвующие в процессе репликации ДНК. Репликационная вилка. Полимеразная цепная реакция.
25. Модель ДНК Д. Уотсона и Ф. Крика.
26. Свойства генетического кода. Таблица кода.
27. Эксперименты, доказывающие свойства генетического кода.
28. Расшифровка генетического кода с помощью биохимических методов.
29. Особенности цитоплазматического наследования.
30. Комбинативная изменчивость.
31. Хромосомные перестройки. Особенности мейоза при хромосомных перестройках.
32. Автополиплоидия.
33. Аллополиплоидия.
34. Гетероплоидия.
35. Генные мутации. Критерии аллелизма. Внутригенная рекомбинация.
36. Сравнение мутационной и модификационной изменчивости.
37. Механизмы модификаций.
38. Основные методы изучения модификационной изменчивости. Норма реакции.
39. Кариотип. Строение хромосом.
40. «Поведение» хромосом в митозе. Значение митоза.
41. «Поведение» хромосом в мейозе. Значение мейоза.
42. Генетическая рекомбинация в процессе гаметогенеза у животных.
43. Генетическая рекомбинация в процессе гаметогенезе у растений.
44. Политенные хромосомы. Цитологические карты.
45. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
46. Центры происхождения культурных растений.
47. Предмет селекции. Порода, сорт, штамм. Успехи селекции.
48. Селекция. Системы скрещивания.
49. Селекция. Методы отбора. Наследуемость признаков.
50. Селекция. Явление гибридной мощности. Пути преодоления нескрещиваемости при отдаленной гибридизации.
51. Биосоциальная сущность человека. Человек как объект генетических исследований.
52. Близнецовый, онтогенетический и популяционный методы изучения генетики человека.
53. Генеалогический и цитогенетический методы изучения генетики человека.
54. Популяционная генетика. Генофонд. Закон Харди-Ванберга.
56. Факторы динамики популяции. Мутационное давление. Миграции.
57. Факторы динамики популяции. Генетический дрейф. Естественный отбор.
58. Инбредная депрессия и гетерозис.
59. Переносы генетической информации. Центральная догма молекулярной биологии.
60. Оценка генетической изменчивости в популяции.
Примерная тематика рефератов
1. Значение генетики для медицины. Типы и распространённость наследственной патологии у человека.
2. Роль наследственности и среды в развитии патологии. Болезнь как фактор естественного отбора.
3. Составление родословной. Условные обозначения и способы регистрации семей.
4. Определение типа наследования на основе отдельной родословной и пристатистической обработке выборки.
5. Характеристика, классификация и эпидемиология генных болезней.
6. Общие особенности патогенеза наследственных болезней.
7. Клинический полиморфизм, генетическая гетерогенность наследственных болезней и их причины.
8. Талассемии и серповидно-клеточная анемия. Клиника, генетика, распространённость и профилактика.
9. Гемофилии. Клиника, генетика, терапия.
10. Синдром Марфана. Клиника, генетика.
11. Фенилкетонурия. Клиника, генетика, лечение. Диагностика и профилактика.
12. Синдром умственной отсталости с ломкой Х-хромосомой.
13. Синдром Дауна. Синдром Шерешевского-Тернера. Синдром Патау.
14. Синдром Клайнфельтера. Синдромы поли-Х и поли-Y.
15. Факторы повышенного риска рождения детей с хромосомными болезнями.
16. Генетические механизмы канцерогенеза.
17. Генетические факторы в развитии алкоголизма наркомании.
18. Методы изучения генетики человека.
19. Медико - генетическое консультирование.
20. Генеалогический метод генетики человека.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические
В ходе подготовки к практическим работам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторное занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен.
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.