2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Лечебная физическая культура_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лечебная физическая культура
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
8
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
120
120
120
120
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Доцент, Парамонова Д.Б. _________________
 
 
Лечебная физическая культура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными средствами физической культуры, применяемыми с профилактической и лечебной целью, различными видами массажа и другими методами восстановительной терапии, а также обучение будущих специалистов использованию полученных знаний в своей практической деятельности при разработке корригирующих, реабилитационных и оздоровительных программ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Получение знаний по применению средств ЛФК для профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний и травм;
1.4
Изучение сущности и механизмов влияния массажа на различные органы, системы и организм в целом в зависимости от исходного состояния массируемого, применяемых приемов и характера их проведения; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Социальные опасности, профилактика и защита от них
2.1.3
Гражданская оборона
2.1.4
Охрана труда в образовательной организации
2.1.5
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.6
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.7
Комплексная безопасность образовательной организации
2.1.8
Методика преподавания предмета "Физическая культура"
2.1.9
Плавание с методикой преподавания
2.1.10
Теория и методика физического воспитания
2.1.11
Безопасный отдых туризм
2.1.12
Гимнастика с методикой преподавания
2.1.13
Информационная безопасность
2.1.14
Пожарная безопасность
2.1.15
Техногенные опасности и защита от них
2.1.16
Психологическая безопасность
2.1.17
Спортивная метрология
2.1.18
Учебная практика по физической культуре
2.1.19
Физическая рекреация
2.1.20
Лыжная подготовка с методикой преподавания
2.1.21
Первая помощь пострадавшим
2.1.22
Природные опасности и защита от них
2.1.23
Дорожная безопасность
2.1.24
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.25
Гигиена физического воспитания и спорта
2.1.26
Основы хореографии в спорте
2.1.27
Устойчивое развитие и планирование в туризме
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность патологических изменений, характерных для наиболее распространенных заболеваний и травм;
3.1.2
физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений;
3.1.3
показания и противопоказания к применению ЛФК;
3.1.4
основные методики ЛФК при наиболее распространенных заболеваниях и травмах;
3.1.5
историю развития массажа, механизмы физиологического действия приемов массажа и сеанса массажа на организм спортсмена;
3.1.6
гигиенические основы работы массажиста;
3.1.7
характеристику и основные принципы назначения различных видов массажа;
3.1.8
методику сочетания массажа с другими восстановительными средствами (сауной, русской баней, физиотерапией, психорегулирующей тренировкой)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
подбирать упражнения для решения специальных задач при наиболее распространенных заболеваниях и травмах;
3.2.2
разрабатывать и составлять комплексы физических упражнений на тот или иной период заболевания;
3.2.3
проводить самостоятельно занятия ЛФК при наиболее распространенных заболеваниях и травмах;
3.2.4
выполнять технически правильно все разновидности основных приемов массажа;
3.2.5
самостоятельно без подсказок со стороны преподавателя сделать общий сеанс восстановительного массажа
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
гигиеническими основами ЛФК;
3.3.2
навыками проведения комплексов ЛФК при различных заболеваниях;
3.3.3
способами оценки эффективности воздействия занятий ЛФК на больных;
3.3.4
навыками проведении занятий ЛФК с людьми, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы ЛФК. 

 
1.1
Введение в предмет. Классификация физических упражнений, применяемых с лечебной целью. Двигательные режимы в системе ЛФК. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.2
ЛФК в травматологии и ортопедии. ЛФК при диафизарных переломах конечностей /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.3
ЛФК при нарушениях осанки и сколиотической болезни. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.4
ЛФК при заболеваниях внутренних органов. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.5
ЛФК при заболеваниях органов дыхания. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.6
ЛФК при заболеваниях органов пищеварения. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.7
ЛФК при травмах и заболеваниях нервной системы. ЛФК при травмах и заболеваниях ЦНС. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.8
История развития. ЛФК на этапах восстановительного лечения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.9
Классификация и характеристика травм. Понятие о травматической болезни /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.10
Общеразвивающие и специальные упражнения. Значение гимнастических упражнений в ЛФК /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.11
Анатомо-биомеханические особенности функции позвоночника. Классификация травм позвоночника /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.12
Понятие об осанке. Причины и виды нарушения осанки

Особенности методики ЛФК при видах нарушений осанки

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.13
Виды и причины плоскостопия. Особенности методики ЛФК при различных видах плоскостопия /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.14
Физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений при заболеваниях сердечно-сосудистой системы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.15
Физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.16
Особенности занятия физической культурой лиц пожилого и старческого возраста. Классификация возрастных групп. Возрастные физиологические изменения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.17
Двигательные режимы в системе ЛФК /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.18
ЛФК при диафизарных переломах конечностей /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.19
ЛФК при переломах позвоночника /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.20
ЛФК при нарушениях осанки и сколиотической болезни /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.21
ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.22
ЛФК при заболеваниях органов дыхания /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.23
ЛФК при заболеваниях органов пищеварения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.24
ЛФК при травмах и заболеваниях ЦНС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.25
ЛФК при травмах и заболеваниях периферической нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.26
Физическая культура с лицами пожилого и старческого возраста /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.27
/Зачёт/

8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.Характеристика различных форм проведения ЛФК.

2.Характеристика игр, используемых с лечебной целью.

3.Понятие и классификация двигательных режимов, используемых в ЛФК.

4.Характеристика двигательных режимов на этапах клинического выздоровления (щадящий и тонизирующий режимы).

5.Характеристика двигательных режимов на этапах функционального выздоровления (восстановительный и тренирующий режимы).

6.Принципы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

7.Оценка эффективности занятий ЛФК.

8.ЛФК при диафизарных переломах плечевой кости в нижней трети (щадящий и тонизирующий режимы).

9.ЛФК при диафизарных переломах плечевой кости в нижней трети (восстановительный и тренирующий режимы).

10.ЛФК при диафизарных переломах костей предплечья в нижней трети (щадящий и тонизирующий режимы).

11.ЛФК при диафизарных переломах костей предплечья в нижней трети (восстановительный и тренирующий режимы).

12.ЛФК при диафизарных переломах бедра в нижней трети (щадящий и тонизирующий режимы).

13.ЛФК при диафизарных переломах бедра в нижней трети (восстановительный и тренирующий режимы).

14.ЛФК при диафизарных переломах костей голени в нижней трети (щадящий и тонизирующий режимы).

15.ЛФК при диафизарных переломах костей голени в нижней трети (восстановительный и тренирующий режимы).

16.ЛФК при переломах костей таза без нарушения целостности тазового кольца.

17.ЛФК при компрессионном переломе поясничного отдела позвоночника.

18.ЛФК при компрессионном переломе поясничного отдела позвоночника на щадящем режиме.

19.ЛФК при компрессионном переломе поясничного отдела позвоночника на восстановительном режиме.

20.ЛФК при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости.

21.ЛФК при нарушениях осанки во фронтальной плоскости.

22. ЛФК при сколиотической болезни.

23.ЛФК при плоскостопии.

24.Обоснование ЛФК у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

25.ЛФК у больных с инфарктом миокарда на щадящем и тонизирующем режимах.

26.ЛФК у больных с инфарктом миокарда на восстановительном и тренирующем режимах.

27.ЛФК при ишемической болезни сердца.

28.ЛФК при гипертонической болезни.

29.Обоснование ЛФК у больных с заболеваниями дыхательной системы.

30.ЛФК при острой пневмонии.

31.ЛФК при хроническом деформирующем бронхите.

32.ЛФК при бронхиальной астме.

33.Обоснование ЛФК у больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

34.ЛФК при гастритах.

35.ЛФК при язвенной болезни желудка.

36.ЛФК при опущении внутренних органов.

37.ЛФК при ожирении.

38.Обоснование ЛФК при заболеваниях и травмах ЦНС.

39.ЛФК при инсульте.

40.Этиопатогенез и клинические проявления остеохондроза поясничного отдела позвоночника.

41.ЛФК на функциональной стадии остеохондроза поясничного отдела позвоночника.

42.Особенности ЛФК на щадящем и тонизирующем режимах при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника.

43.Особенности ЛФК на восстановительном и тренирующем режимах при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника.

44.ЛФК при неврите лицевого нерва.

45.Особенности занятий физической культурой с лицами пожилого и старческого возраста с учетом возрастных изменений ЦНС.

46. Особенности занятий физической культурой с лицами пожилого и старческого возраста с учетом возрастных изменений дыхательной системы.

47. Особенности занятий физической культурой с лицами пожилого и старческого возраста с учетом возрастных изменений сердечно-сосудистой системы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов:

1.Цели и задачи ЛФК.

2.ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

3.ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

4.ЛФК при заболеваниях органов пищеварения.

5.ЛФК при заболеваниях почек.

6.ЛФК при заболеваниях мочевыводящих путей.

7.ЛФК при заболеваниях желез внутренней секреции и обмена веществ.

8.ЛФК в травматологии ортопедии.

9.ЛФК при травмах и заболеваниях ЦНС.

10.ЛФК при плоскостопии.

11.ЛФК при нарушении осанки.

12.ЛФК при детском церебральном параличе.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
13.ЛФК при заболеваниях суставов.

14.ЛФК при остеохондрозе позвоночника.

15.ЛФК с беременными женщинами

16.ЛФК при неврозах

17.ЛФК при ампутации конечностей

Практические задания

1. Обосновать использование спортивных упражнений (соответственно специализации студента) с лечебно-оздоровительной целью.

2. Составить примерный урок ЛФК при переломе костей предплечья в средней трети на тонизирующем режиме.

3. Составить примерный урок ЛФК при переломе костей голени в верхней трети на восстановительном режиме.

4. Составить примерный перечень упражнений при переломе тазовых костей без нарушения целостности тазового кольца на тонизирующем режиме.

5. Составить комплекс физических упражнений при кругло-вогнутой спине.

6. Составить комплекс физических упражнений при плоской спине.

7. Составить примерный перечень упражнений при крыловидных лопатках.

8. Составить примерный комплекс упражнений при гипертонической болезни II степени.

9. Составить примерный комплекс упражнений при стенокардии.

10. Составить примерный перечень специальных упражнений при плеврите.

11. Составить примерный перечень специальных упражнений при эмфиземе легких.

12. Обосновать исходные положения для санации легких при хронических деструктивных бронхитах различной локализации.

13. Обосновать исходные положения и специальные упражнения при опущении внутренних органов.

14. Составить примерный перечень упражнений на растягивание при поясничном остеохондрозе на функциональной стадии.

15. Составить примерный перечень упражнений на укрепление мышц при поясничном остеохондрозе на функциональной стадии.

16. Составить примерный урок ЛФК при поясничном остеохондрозе на функциональной стадии.

17. Составить примерное занятие ЛФК при травме лучевого нерва.

18. Обосновать особенности методики занятий физической культурой с лицами пожилого и старческого возраста соответственно возрастным изменениям ЦНС.

19. Обосновать особенности методики занятий физической культурой с лицами пожилого и старческого возраста соответственно возрастным изменениям сердечно-сосудистой системы.

20. Обосновать особенности методики занятий физической культурой с лицами пожилого и старческого возраста соответственно возрастным изменениям опорно-двигательного аппарата.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Граевская, Н.Д. 
Спортивная медицина: учебное пособие. Курс лекций и практические занятия/ Граевская Н.Д., Долматова Т.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство «Спорт», Человек, 2018.— 712 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77241.html
М.: Издательство «Спорт», 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Белова, Л.В.
Спортивная медицина: учебное пособие/ Белова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016.— 149 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66109.html
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru  
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. www.iprbookshop.ru 
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/  
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.  Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам  лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающихся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает  профессиональную  работу с первоисточниками, их поиск  и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся  представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам.  Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт  дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся  может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.