2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Гистология с основами эмбриологии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гистология с основами эмбриологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет с оценкой 2
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Смирнова А.В. _________________
 
 
Гистология с основами эмбриологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать необходимый объем теоретических знаний и практических навыков по курсу «Гистология».
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с методами гистологических исследований;
1.4
дать понятие об общих принципах организации тканей;
1.5
сформировать представления о морфофункциональной организации тканей;
1.6
ознакомить с основными  стадиями зародышевого развития животных;
1.7
дать представления о происхождение тканей в онто- и филогенезе;
1.8
привить практические умения и навыки работы с гистологическими препаратами.
1.9
овладеть умениями и навыками работы с микроскопической техникой: изучить типы микроскопов, устройство микроскопа, различные методы наблюдения под микроскопом, измерение микроскопических объектов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология растений
2.1.2
Введение в профессию
2.1.3
Геология
2.1.4
Зоология беспозвоночных
2.1.5
История (история России, всеобщая история)
2.1.6
Картография с основами топографии
2.1.7
Русский язык и культура речи
2.1.8
Систематика растений и грибов
2.1.9
Технологии цифрового образования
2.1.10
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.11
Финансово-экономический практикум
2.1.12
Цитология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анатомия и морфология человека
2.2.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.3
Ландшафтоведение
2.2.4
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.5
Методы математической обработки данных
2.2.6
Теория и методика обучения географии
2.2.7
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.8
Учебная технологическая практика
2.2.9
Физиология человека и животных
2.2.10
Физическая география материков и океанов
2.2.11
Биогеография
2.2.12
Методика обучения биологии
2.2.13
Методический практикум
2.2.14
Микробиология с основами вирусологии
2.2.15
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.16
Общая экономическая и социальная география
2.2.17
Производственная педагогическая  практика
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.2.20
Физическая география России
2.2.21
Экономическая и социальная география России
2.2.22
Генетика
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.23
Геоэкология
2.2.24
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.25
Общая экология
2.2.26
Основы экологической культуры
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.29
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.30
Теория эволюции
2.2.31
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.32
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.33
Экономическая и социальная география мира
2.2.34
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.35
Методы биометрии
2.2.36
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.37
Этногеография и география религий
2.2.38
Методы географических исследований
2.2.39
Биотехнологии
2.2.40
География РТ
2.2.41
Основы здорового образа жизни
2.2.42
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.43
Туризм в школе
2.2.44
География населения
2.2.45
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности системного и критического мышления;
3.1.2
способы аргументации  суждений и оценки информации
3.1.3
содержание предметной области; психолого-педагогических дисциплин;
3.1.4
научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.1.5
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология;
3.1.6
образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии;
3.1.7
способы интеграции учебных предметов для организации учебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять логические формы и процедуры;
3.2.2
аргументированно формировать собственные суждения и оценивать информацию, принимать обоснованное решение;
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.2.3
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области;
3.2.4
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.2.5
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности;
3.3.2
методами анализа источников информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
3.3.3
проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.3.4
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.5
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными;
3.3.6
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Основы эмбриологии

 
1.1
Гаметогенез и оплодотворение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.2
Дробление, образование бластулы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.3
Гаструляция и закладка осевых органов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.4
Развитие производных зародышевых листков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.5
Стадии сперматогенеза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.6
Оогенез. Периоды оогенеза и их продолжительность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.7
Эмбриология человека. Этапы эмбриогенеза /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.8
Влияние факторов среды на эмбриональное развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 2. Основы гистологии

 
2.1
Гистология, ее предмет, цели и задачи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.2
Эпителиальные ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Ткани внутренней среды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.4
Мышечные ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.5
Нервные ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.6
Эпителиальная ткань  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.7
Железистый эпителий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.8
Кровь. Кроветворение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.9
Скелетные соединительные ткани /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.10
Мышечные ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.11
Нейроглия, ее виды, строение и функции. Нервные окончания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.12
Клетки и клеточные популяции, понятие о стволовых клетках. Клеточные производные. Межклеточное вещество. Регенерация тканей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.13
Кроветворные органы. Стволовые и полустволовые клетки крови. Депо клеток крови. Факторы регуляции гемопоэза.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.14
Клеточные основы аллергической и воспалительной реакций  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.15
Надкостница, ее строение, функции, развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.16
Дегенерация и регенерация нервной ткани. Влияние токсических веществ, алкоголя, никотина, наркотиков на морфофункциональную организацию нервной ткани /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.17
Предмет эмбриологии. Онтогенез. Периоды развития: предзародышевый, эмбриональный, постэмбриональный. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.18
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
УК-1.3 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1.Предмет эмбриологии. Онтогенез. Периоды развития: предзародышевый, эмбриональный, постэмбриональный. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза.

2.Гаметогенез. Происхождении половых клеток в онтогенезе. Структура и функция половых клеток.

3.Сперматогенез. Особенности стадий сперматогенеза. Оогенез. Периоды оогенеза и их продолжительность. Сравнительная характеристика спермато- и оогенеза.

4.Оплодотворение. Общая характеристика процесса оплодотворения. Его биологическое значение. Стадии оплодотворения.

5.Общая характеристика процесса дробления. Пространственные закономерности и виды дробления

6.Общая характеристика процессов гаструляции. Образование зародышевых листков. Морфогенетические движения: инвагинация, эпиболия, имиграция, деламинация.

7.Общая характеристика развития  экто- , энто- и мезодермы. Взаимодействие зародышевых листков в формировании органов и тканей.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
8.Гистология, ее предмет, цели и задачи. Методы гистологических исследований

9.Общие принципы организации тканей. Клеточные производные (симпласт, синцитий). Межклеточное вещество.

10.Клетки и клеточные популяции, понятие о стволовых клетках. Регенерация тканей.

11.Понятия детерминация, дифференциация и гистогенетический ряд.

12.Происхождение тканей в онто- и филогенезе. Значение тканевого уровня организации в эволюции многоклеточных организмов.

13.Морфологическая и функциональная классификация тканей.

14.Общая характеристика эпителиев. Принципы морфофункциональной организации эпителиального пласта. Регенерация эпителия.

15.Особенности эпителиальных клеток, виды и функции межклеточных соединений. Базальная мембрана, ее структура и функция.

16.Морфологическая классификация эпителия. Производные эпителиальных тканей.

17.Железистый эпителий. Классификация желез. Типы секреции.

18.Особенности морфологии железистой клетки. Секреторный цикл железистых клеток.

19.Общая характеристика тканей внутренней среды. Классификация тканей внутренней среды.

20.Кровь и лимфа, особенности организации и функции. Состав плазмы.

21.Эритроциты особенности морфофункциональной организации.

22.Классификация лейкоцитов их морфология и функции.

23.Лейкоцитарная формула, ее клиническое значение и изменение при различных состояниях организма.

24.Особенности строения тромбоцитов. Механизм свертывания крови.

25.Общая характеристика кроветворения (гемопоэз, гемоцитопоэз). Развитие клеток миелоидного и лимфоидного рядов. Эмбриональный постэмбриональный гемоцитопоэз.

26.Функции, развитие собственно соединительной ткани. Происхождение, структура и функциональное значение межклеточного вещества и клеток рыхлой волокнистой соединительной ткани.

27.Клеточные основы аллергической и воспалительной реакций.

28.Соединительные ткани со специфическими свойствами. Ретикулярная ткань ее строение и функции. Пигментная и слизистая соединительная ткань.

29.Жировая ткань, ее разновидности,  структура и функция. Образование жировых клеток.

30.Строение, функции плотной оформленной соединительной ткани.

31.Особенности организации хрящевой ткани. Морфофункциональная характеристика различных видов хрящевой ткани.

32.Регенерация, гистогенез и возрастные изменения  хрящевой ткани. Организация суставного хряща.

33.Особенности организации костной ткани. Особенности структурно-функциональной организации межклеточного вещества различных видов кости.

34.Строение кости как органа. Остеон- морфофункциональная единица пластинчатой кости. Надкостница, ее строение, функции, развитие.

35.Прямой и непрямой остеогенез. Резорбция костной ткани. Особенности организации костной ткани.

36.Классификация и морфофункциональная характеристика мышечной ткани.

37.Соматическая поперечно-полосатая мышечная ткань позвоночных. Структура мышечного волокна и их функции. Строение мышцы как органа.

38.Особенности строения и функционирования гладкой мышечной ткани.

39.Строение сердечной мышцы. Виды кардиомицетов, их функция.

40.Морфофункциональная характеристика нервной ткани. Морфологическая, функциональная и биохимческая классификации нейронов.

41.Морфофункциональные особенности нейронов. Перикарион и отростки нейронов.

42.Особенности строения нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности.

43.Нейроглия, ее виды, строение и функции. Макроглия (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) и микроглия.

44.Нервные окончания. Их виды и распространение. Афферентные нервные окончания, виды, структура, функция.

45.Гистогенез нервной ткани. Строение нервной трубки.

46.Дегенерация и регенерация нервной ткани. Влияние токсических веществ, алкоголя, никотина, наркотиков на морфофункциональную организацию нервной ткани.

 
5.2. Темы письменных работ
Тематика рефератов

1. Дифференцировка зародышевых листков и классификация тканей позвоночных.

2. Система покровных тканей и их производные.

3. Возрастные изменения и реактивность крови.

4. Механизмы гомеостаза и тканевой регуляции, а также возрастной динамики тканей.

5. Механизмы молекулярно-генетической регуляции клеточной дифференировки.

6. Разработка методов генной терапии и трансплантации стволовых эмбриональных клеток.

7. Эмбриональное развитие человека, критические периоды развития.

8. Методы гистологических исследований.

9. Морфофункциональные системы клетки.

10. Образование зародышевых листков и эмбриональных зачатков тканей в эмбриогенезе у некоторых позвоночных.

11. Эндокринные клетки в составе неэндокринных органов. Диффузная  эндокринная система (APUD- серия).

12. Регенерация в нервной системе.

13. Клеточные основы кооперации в иммунных реакциях.

14. Гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система.

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
15. Клеточные основы регенерации и дифференцировки тканей.

16. Рост и регенерация скелетных мышц.

17. Методы диагностики и меры профилактики аномалий развития человека.

18. Производные зародышевых листков и пути их развития.

19. Гисто- и органогенез в ряду позвоночных животных.

20. Иммунный комплекс органов. Способы регуляции иммунных реакций.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Методика обучения географии"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Самусев, Р.П.
Общая и частная гистология:конспект лекций:  Р. П. Самусев, М. Ю. Капитонова ; под редакцией С. Л. Кузнецов. — Москва : Мир и Образование, Оникс, 2010. — 336 c. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/14569. Самусев
Оникс, , 2010
 
Л1.2
Мищенко, В. А
Общая гистология:  учебно-методическое пособие / В. А. Мищенко, И. М. Петрова, С. Ю. Медведева ; под редакцией В. А. Мищенко. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — 84 c. — ISBN 978-5-7996-2196-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106468.html 
Издательство Уральского университета,, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Журавлева, С. А
Гистология : практикум.: Учебное пособие / С. А. Журавлева. — Минск : Вышэйшая школа, 2013. — 320 c. — ISBN 978-985-06-2317-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/24054.html  
Вышейшая школа, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Изучение строения и методика исследования тканей человека и животных
 
Э2
Аудиолекции
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, 

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.