Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
1.Предмет эмбриологии. Онтогенез. Периоды развития: предзародышевый, эмбриональный, постэмбриональный. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза.
2.Гаметогенез. Происхождении половых клеток в онтогенезе. Структура и функция половых клеток.
3.Сперматогенез. Особенности стадий сперматогенеза. Оогенез. Периоды оогенеза и их продолжительность. Сравнительная характеристика спермато- и оогенеза.
4.Оплодотворение. Общая характеристика процесса оплодотворения. Его биологическое значение. Стадии оплодотворения.
5.Общая характеристика процесса дробления. Пространственные закономерности и виды дробления
6.Общая характеристика процессов гаструляции. Образование зародышевых листков. Морфогенетические движения: инвагинация, эпиболия, имиграция, деламинация.
7.Общая характеристика развития экто- , энто- и мезодермы. Взаимодействие зародышевых листков в формировании органов и тканей.
9.Общие принципы организации тканей. Клеточные производные (симпласт, синцитий). Межклеточное вещество.
10.Клетки и клеточные популяции, понятие о стволовых клетках. Регенерация тканей.
11.Понятия детерминация, дифференциация и гистогенетический ряд.
12.Происхождение тканей в онто- и филогенезе. Значение тканевого уровня организации в эволюции многоклеточных организмов.
13.Морфологическая и функциональная классификация тканей.
14.Общая характеристика эпителиев. Принципы морфофункциональной организации эпителиального пласта. Регенерация эпителия.
15.Особенности эпителиальных клеток, виды и функции межклеточных соединений. Базальная мембрана, ее структура и функция.
16.Морфологическая классификация эпителия. Производные эпителиальных тканей.
17.Железистый эпителий. Классификация желез. Типы секреции.
18.Особенности морфологии железистой клетки. Секреторный цикл железистых клеток.
19.Общая характеристика тканей внутренней среды. Классификация тканей внутренней среды.
20.Кровь и лимфа, особенности организации и функции. Состав плазмы.
21.Эритроциты особенности морфофункциональной организации.
22.Классификация лейкоцитов их морфология и функции.
23.Лейкоцитарная формула, ее клиническое значение и изменение при различных состояниях организма.
24.Особенности строения тромбоцитов. Механизм свертывания крови.
25.Общая характеристика кроветворения (гемопоэз, гемоцитопоэз). Развитие клеток миелоидного и лимфоидного рядов. Эмбриональный постэмбриональный гемоцитопоэз.
26.Функции, развитие собственно соединительной ткани. Происхождение, структура и функциональное значение межклеточного вещества и клеток рыхлой волокнистой соединительной ткани.
27.Клеточные основы аллергической и воспалительной реакций.
28.Соединительные ткани со специфическими свойствами. Ретикулярная ткань ее строение и функции. Пигментная и слизистая соединительная ткань.
29.Жировая ткань, ее разновидности, структура и функция. Образование жировых клеток.
30.Строение, функции плотной оформленной соединительной ткани.
31.Особенности организации хрящевой ткани. Морфофункциональная характеристика различных видов хрящевой ткани.
32.Регенерация, гистогенез и возрастные изменения хрящевой ткани. Организация суставного хряща.
33.Особенности организации костной ткани. Особенности структурно-функциональной организации межклеточного вещества различных видов кости.
34.Строение кости как органа. Остеон- морфофункциональная единица пластинчатой кости. Надкостница, ее строение, функции, развитие.
35.Прямой и непрямой остеогенез. Резорбция костной ткани. Особенности организации костной ткани.
36.Классификация и морфофункциональная характеристика мышечной ткани.
37.Соматическая поперечно-полосатая мышечная ткань позвоночных. Структура мышечного волокна и их функции. Строение мышцы как органа.
38.Особенности строения и функционирования гладкой мышечной ткани.
39.Строение сердечной мышцы. Виды кардиомицетов, их функция.
40.Морфофункциональная характеристика нервной ткани. Морфологическая, функциональная и биохимческая классификации нейронов.
41.Морфофункциональные особенности нейронов. Перикарион и отростки нейронов.
42.Особенности строения нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности.
43.Нейроглия, ее виды, строение и функции. Макроглия (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) и микроглия.
44.Нервные окончания. Их виды и распространение. Афферентные нервные окончания, виды, структура, функция.
45.Гистогенез нервной ткани. Строение нервной трубки.
46.Дегенерация и регенерация нервной ткани. Влияние токсических веществ, алкоголя, никотина, наркотиков на морфофункциональную организацию нервной ткани.
1. Дифференцировка зародышевых листков и классификация тканей позвоночных.
2. Система покровных тканей и их производные.
3. Возрастные изменения и реактивность крови.
4. Механизмы гомеостаза и тканевой регуляции, а также возрастной динамики тканей.
5. Механизмы молекулярно-генетической регуляции клеточной дифференировки.
6. Разработка методов генной терапии и трансплантации стволовых эмбриональных клеток.
7. Эмбриональное развитие человека, критические периоды развития.
8. Методы гистологических исследований.
9. Морфофункциональные системы клетки.
10. Образование зародышевых листков и эмбриональных зачатков тканей в эмбриогенезе у некоторых позвоночных.
11. Эндокринные клетки в составе неэндокринных органов. Диффузная эндокринная система (APUD- серия).
12. Регенерация в нервной системе.
13. Клеточные основы кооперации в иммунных реакциях.
14. Гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система.
16. Рост и регенерация скелетных мышц.
17. Методы диагностики и меры профилактики аномалий развития человека.
18. Производные зародышевых листков и пути их развития.
19. Гисто- и органогенез в ряду позвоночных животных.
20. Иммунный комплекс органов. Способы регуляции иммунных реакций.
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью,
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен
Методические указания к зачету.
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.