Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Предмет, цели и задачи дисциплины
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для экзамена
1.Предмет микробиологии. Понятие о микроорганизмах. Распространение микроорганизмов в природе и их роль в круговороте веществ в природе, медицине и в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Краткая история развития микробиологии.
2.Понятие о различных методах микроскопии (оптической, флюоресцентной, электронной).
3.Положение микроорганизмов среди других организмов. Прокариотные и эукариотные микроорганизмы, основные различия в строение клетки. Особенности строения бактериальной клетки.
4.Морфология бактерий: форма клетки, строение, подвижность, размножение. Кривая размножения.
5.Классификация прокариот. Принципы классификации. Правила номенклатуры. Значение морфологических, физиологических и культуральных признаков для классификации.
6.Принципы классификации мицелиальных грибов. Характеристика основных классов.
7.Характеристика дрожжей сахаро и не сахаромицетов. Их применение в отраслях пищевой промышленности.
8.Химический состав и строение клеточных стенок прокариот и эукариот. Клеточные стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. Функции клеточной стенки.
9.Химический состав микроорганизмов. Элементарный состав клеток. Содержание и роль воды. Важнейшие органические соединения клеток и их функции.
10.Биологические факторы: симбиоз, метабиоз и паразитизм у микроорганизмов. Значение в природе и практике.
11.Влияние реакции среды (рН) на микроорганизмы и использование этого фактора в пищевой промышленности.
12.Влияние температурных условий на развитие микроорганизмов (психрофилы, мезофилы, термофилы) границы развития.
13.Отношение микроорганизмов к кислороду воздуха: аэробы, и анаэробы (строгие и факультативные). Способы получения энергии микроорганизмами.
14.Применение и роль консервантов и дезинфицирующих средств (антисептиков) в пищевой промышленности.
15.Влияние условий влажности на развитие микроорганизмов (гидрофиты, мезофиты, ксерофиты).
16.Влияние разных типов лучистой энергии на микроорганизмы. Использование УФ-лучей, токов СВЧ, УЗ-волн и др. для обеззараживания воды, продуктов и др. объектов.
17.Типы питания микроорганизмов. Источники углерода и азота. Автотрофия и гетеротрофия. Понятия: фототрофия, хемотрофия. Сапрофиты, паразиты.
18.Оценка качества воды на основании микробиологических показателей (микробное число, коли-титр и коли индекс).
19.Молочнокислое (гомо - и гетероферментативное) брожение. Возбудители. Химизм. Значение процесса в пищевой промышленности.
20.Маслянокислое брожение, его химизм. Характеристика бактерий. Значение процесса в природе и в пищевой промышленности.
21.Уксуснокислое брожение, его возбудители и промышленное использование.
22.Спиртовое и глицериновое брожение: химизм, возбудители, использование в отраслях пищевой промышленности.
23.Превращение микроорганизмами соединений азота. Возбудители, химизм, значение процессов аммонификации в природе и практике.
24.Разложение целлюлозы и пектиновых веществ микроорганизмами в аэробных и анаэробных условиях. Химизм, возбудители значение в природе и практике.
25.Разложение белковых веществ микроорганизмами (аммонификация) в аэробных и анаэробных условиях. Значение процесса в природе и практике.
26.Механизм поступления питательных веществ в клетку (пассивная, облегчённая диффузия, активный транспорт). Тургор, плазмолиз, плазмоптиз.
27.Патогенные микроорганизмы. Инфекционный процесс, источники инфекции, пути передачи. Инкубационный период. Бациллоносительство.
28.Пищевые интоксикации (токсикозы) – ботулизм, стафилококковые интоксикации, возбудители, условия развития, меры предупреждения.
30.Микозы и микотоксикозы грибкового происхождения, возбудители, меры предупреждения.
31.Санитарно-микробиологический контроль воды (микробное число, коли-титр, коли-индекс), воздуха (метод оседания), оборудования (метод смыва), чистоты рук, тары и др. объектов.
32.Взаимоотношение микроорганизмов с высшими растениями и животными. Типы взаимоотношений.
33.Бактериальные токсины, их классификация, химическая природа и свойства. Механизм токсинообразования. Действие токсинов на восприимчивый организм.
34.Резистентность высших организмов к патогенным бактериям. Конститутивные и индуцибельные механизмы резистентности.
35.Химическая природа и свойства антигенов. Полноценные и неполноценные антигены. Специфичность антигенов. Антигены микроорганизмов.
36.Фототрофные бактерии: систематика, биологические свойства, распространение в природе и значение.
37.Хемолитотрофные бактерии. Механизм окисления неорганических веществ хемолитотрофными бактериями. Нитрифицирующие бактерии, железобактерии, водородные бактерии.
38.Миксобактерии. Риккетсии и их особенности.
39.Спирохеты. Псевдомонады; их биохимические особенности и практическое значение.
40.Свободноживущие и симбиотические азотфиксирующие микроорганизмы; их характеристика и роль в круговороте азота.
41.Энтеробактерии; их систематика, характеристика и значение отдельных представителей для человека. Бактерии Е.со1i как санитарный показатель загрязнения внешней среды. Коли-титр и коли-индекс.
42.Спорообразующие бактерии; их характеристика, практическое значение и распространение в природе.
43.Актиномицеты; структурная организация, систематика, физиолого-биохимические свойства, роль в природе, практическое использование.
44.Архебактерии. Отличие архебактерий от эубактерий. Характеристика групп архебактерий.
45.Микоплазмы.
46. Распространенность микроорганизмов в природе. Биогеохимическая деятельность микроорганизмов: рудообразование, почвообразование, формирование состава атмосферы.
47. Значение микроорганизмов в первичной продукции водоёмов и минерализации органических веществ.
48. Решение проблем продовольствия, энергетики, здравоохранения и охраны окружающей среды современными биотехнологическими производствами на базе микроорганизмов.
Примерная тематика рефератов с презентациями
1.Практическое использование фагов. Проблемы фагии в различных производствах.
2.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: стимуляторы роста.
3.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: токсины.
4.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: витамины.
5.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: аминокислоты.
6.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: гормоны.
7.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: алкалоиды.
8.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: ферменты.
9.Физиологически активные соединения синтезируемые прокариотами: антибиотики.
10.Ферменты микроорганизмов, их свойства и классификация.
11.Уксуснокислое брожение: характеристика возбудителей, химизм, практическое значение. Уксуснокислы бактерии-возбудители порчи пищевых продуктов.
12.Спиртовое брожение. Условия и химизм брожения. Промышленное использование.
13.Микробиологические основы современных способов хранения продуктов. Методы хранения, основанные на принципах биоза, анабиоза, ценоанабиоза и абиоза (привести примеры).
14.Маслянокислое брожение. Его возбудители, их свойства и местообитание. Условия и химизм брожения. Промышленное значение.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.