2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Микробиология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Микробиология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Микробиология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: ознакомление обучающихся с современными научными представлениями об основных биологических свойствах микроорганизмов, их роли в круговороте веществ в природе, в производстве, в возникновении заболеваний людей, животных и растений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать представление о микроорганизмах, их систематике, роли в природе и жизни человека;
1.4
ознакомить со способами питания и особенностями обмена веществ прокариот.
1.5
познакомить с техникой микробиологических исследований:
1.6
оптической микроскопией для анализа материала, содержащего микроорганизмы;
1.7
фиксацией и окраской препаратов микроорганизмов и клеточных структур;
1.8
методами приготовления и стерилизации сред для микроорганизмов и современными способами их культивирования;
1.9
методами выделения микроорганизмов из различных субстратов и определение их численности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методика обучения биологии
2.1.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.4
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.5
Основы экологической культуры
2.1.6
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.7
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.8
Анатомия и морфология человека
2.1.9
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.10
Зоология
2.1.11
Общая и социальная психология
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Учебная практика. Практика  по зоологии
2.1.14
Экология
2.1.15
Ботаника
2.1.16
История (история России, всеобщая история)
2.1.17
Концепции современного естествознания
2.1.18
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.19
Учебная практика. Практика  по ботанике
2.1.20
Философия  
2.1.21
Цитология
2.1.22
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.23
Основы биометрии
2.1.24
Учебная практика  по зоологии
2.1.25
Учебная практика по ботанике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная  практика. Преддипломная практика
2.2.4
Производственная  преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные термины и понятия, нормативные величины;
3.1.2
строение и морфологические особенности микроорганизмов;
3.1.3
физиологию и биохимию микроорганизмов;
3.1.4
влияние  внешних факторов  на микробиологический состав окружающей среды;
3.1.5
генетические изменения микроорганизмов;
3.1.6
микрофлору окружающей среды;
3.1.7
биогеохимическую роль микроорганизмов,
3.1.8
безопасные приемы работы в микробиологической лаборатории. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить мониторинг научной литературы, средств массовой информации в соответствии с заданной научной темой;
3.2.2
систематизировать научную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.3
делать выводы о научных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.4
работать  с микроскопом;
3.2.5
готовить препараты живых и фиксированных микроорганизмов;
3.2.6
различать основные группы микроорганизмов;
3.2.7
проводить мониторинг научной литературы, средств массовой информации в соответствии с заданной научной темой;
3.2.8
систематизировать научную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.9
делать выводы о научных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.10
работать  с микроскопом, готовить препараты живых и фиксированных микроорганизмов;
3.2.11
различать основные группы микроорганизмов;
3.2.12
осуществлять отбор проб для микробиологического анализа;
3.2.13
проводить лабораторный эксперимент, определять качественный и количественный состав микрофлоры окружающей среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, обработки и структурирования научной информации;
3.3.2
владеть методами сбора и обработки данных;
3.3.3
техникой микробиологического исследования;
3.3.4
техникой приготовления препаратов микроорганизмов;
3.3.5
методами стерилизации;
3.3.6
методами составления питательных сред,
3.3.7
техникой культивирования различных групп микроорганизмов,
3.3.8
методами микробиологического контроля воздуха, воды, сырья.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.1
Введение

Предмет, цели и задачи дисциплины

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.2
Краткая история микробиологии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.3
Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
 
Раздел 2. Общая микробиология

 
2.1
Морфология и систематика микроорганизмов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.2
Физиология микроорганизмов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.3
Изучение морфологии бактерий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.4
Изучение культуральных свойств и морфологии мицелиальных грибов и дрожжей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.5
Культивирование микроорганизмов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.6
Влияние условий внешней среды на микроорганизмы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.7
Способы стерилизации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.8
Накопительные культуры и методы получения чистых культур микроорганизмов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.9
Приготовление питательных сред /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.10
Взаимоотношения микроорганизмов с микро- и макро организмами  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.11
Методы количественного учета микроорганизмов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.12
Сходства и различия клеточной организации прокариот и эукариот /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.13
Простые и сложные методы окраски. Окраска по Граму

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.14
Важнейшие биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами, их значение в природе и практическое использование /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.15
Важнейшие группы прокариот /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
 
Раздел 3. Основы гигиены и санитарии 

 
3.1
Патогенные микроорганизмы. Пищевые заболевания микробной природы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.2
Общая характеристика пищевых заболеваний /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.3
Токсикоинфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.4
Понятие об инфекции, инфекционном процессе и инфекционном заболевании. Источники и механизмы передачи возбудителей инфекции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.5
Микрофлора почвы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.6
Микрофлора воды и воздуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.7
Зоонозные болезни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.8
Понятие о санитарно-показательных микроорганизмах, их характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.9
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для экзамена

1.Предмет микробиологии. Понятие о микроорганизмах. Распространение микроорганизмов в природе и их роль в круговороте веществ в природе, медицине и в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Краткая история развития микробиологии.

2.Понятие о различных методах микроскопии (оптической, флюоресцентной, электронной).

3.Положение микроорганизмов среди других организмов. Прокариотные и эукариотные микроорганизмы, основные различия в строение клетки. Особенности строения бактериальной клетки.

4.Морфология бактерий: форма клетки, строение, подвижность, размножение. Кривая размножения.

5.Классификация прокариот. Принципы классификации. Правила номенклатуры. Значение морфологических, физиологических и культуральных признаков для классификации.

6.Принципы классификации мицелиальных грибов. Характеристика основных классов.

7.Характеристика дрожжей сахаро и не сахаромицетов. Их применение в отраслях пищевой промышленности.

8.Химический состав и строение клеточных стенок прокариот и эукариот. Клеточные стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. Функции клеточной стенки.

9.Химический состав микроорганизмов. Элементарный состав клеток. Содержание и роль воды. Важнейшие органические соединения клеток и их функции.

10.Биологические факторы: симбиоз, метабиоз и паразитизм у микроорганизмов. Значение в природе и практике.

11.Влияние реакции среды (рН) на микроорганизмы и использование этого фактора в пищевой промышленности.

12.Влияние температурных условий на развитие микроорганизмов (психрофилы, мезофилы, термофилы) границы развития.

13.Отношение микроорганизмов к кислороду воздуха: аэробы, и анаэробы (строгие и факультативные). Способы получения энергии микроорганизмами.

14.Применение и роль консервантов и дезинфицирующих средств (антисептиков) в пищевой промышленности.

15.Влияние условий влажности на развитие микроорганизмов (гидрофиты, мезофиты, ксерофиты).

16.Влияние разных типов лучистой энергии на микроорганизмы. Использование УФ-лучей, токов СВЧ, УЗ-волн и др. для обеззараживания воды, продуктов и др. объектов.

17.Типы питания микроорганизмов. Источники углерода и азота. Автотрофия и гетеротрофия. Понятия: фототрофия, хемотрофия. Сапрофиты, паразиты.

18.Оценка качества воды на основании микробиологических показателей (микробное число, коли-титр и коли индекс).

19.Молочнокислое (гомо - и гетероферментативное) брожение. Возбудители. Химизм. Значение процесса в пищевой промышленности.

20.Маслянокислое брожение, его химизм. Характеристика бактерий. Значение процесса в природе и в пищевой промышленности.

21.Уксуснокислое брожение, его возбудители и промышленное использование.

22.Спиртовое и глицериновое брожение: химизм, возбудители, использование в отраслях пищевой промышленности.

23.Превращение микроорганизмами соединений азота. Возбудители, химизм, значение процессов аммонификации в природе и практике.

24.Разложение целлюлозы и пектиновых веществ микроорганизмами в аэробных и анаэробных условиях. Химизм, возбудители значение в природе и практике.

25.Разложение белковых веществ микроорганизмами (аммонификация) в аэробных и анаэробных условиях. Значение процесса в природе и практике.

26.Механизм поступления питательных веществ в клетку (пассивная, облегчённая диффузия, активный транспорт). Тургор, плазмолиз, плазмоптиз.

27.Патогенные микроорганизмы. Инфекционный процесс, источники инфекции, пути передачи. Инкубационный период. Бациллоносительство.

28.Пищевые интоксикации (токсикозы) – ботулизм, стафилококковые интоксикации, возбудители, условия развития, меры предупреждения.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
29.Пищевые инфекции: кишечные заболевания, бактериальная дизентерия, брюшной тиф, холера, бруцеллезы и др. Распространение, роль пищевых продуктов, профилактика.

30.Микозы и микотоксикозы грибкового происхождения, возбудители, меры предупреждения.

31.Санитарно-микробиологический контроль воды (микробное число, коли-титр, коли-индекс), воздуха (метод оседания), оборудования (метод смыва), чистоты рук, тары и др. объектов.

32.Взаимоотношение микроорганизмов с высшими растениями и животными. Типы взаимоотношений.

33.Бактериальные токсины, их классификация, химическая природа и свойства. Механизм токсинообразования. Действие токсинов на восприимчивый организм.

34.Резистентность высших организмов к патогенным бактериям. Конститутивные и индуцибельные механизмы резистентности.

35.Химическая природа и свойства антигенов. Полноценные и неполноценные антигены. Специфичность антигенов. Антигены микроорганизмов.

36.Фототрофные бактерии: систематика, биологические свойства, распространение в природе и значение.

37.Хемолитотрофные бактерии. Механизм окисления неорганических веществ хемолитотрофными бактериями. Нитрифицирующие бактерии, железобактерии,  водородные бактерии.

38.Миксобактерии. Риккетсии и их особенности.

39.Спирохеты. Псевдомонады; их биохимические особенности и практическое значение.

40.Свободноживущие и симбиотические азотфиксирующие микроорганизмы; их характеристика и роль в круговороте азота.

41.Энтеробактерии; их систематика, характеристика и значение отдельных представителей для человека. Бактерии Е.со1i как санитарный показатель загрязнения внешней среды. Коли-титр и коли-индекс.

42.Спорообразующие бактерии; их характеристика, практическое значение и распространение в природе.

43.Актиномицеты; структурная организация, систематика, физиолого-биохимические свойства, роль в природе, практическое использование.

44.Архебактерии. Отличие архебактерий от эубактерий. Характеристика групп архебактерий.

45.Микоплазмы.

46. Распространенность микроорганизмов в природе. Биогеохимическая деятельность микроорганизмов: рудообразование, почвообразование, формирование состава атмосферы.

47. Значение микроорганизмов в первичной продукции водоёмов и минерализации органических веществ.

48. Решение проблем продовольствия, энергетики, здравоохранения и охраны окружающей среды современными биотехнологическими производствами на базе микроорганизмов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов с презентациями

1.Практическое использование фагов. Проблемы фагии в различных производствах.

2.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: стимуляторы роста.

3.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: токсины.

4.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: витамины.

5.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: аминокислоты.

6.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: гормоны.

7.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: алкалоиды.

8.Физиологически активные соединения синтезируемые бактериями: ферменты.

9.Физиологически активные соединения синтезируемые прокариотами: антибиотики.

10.Ферменты микроорганизмов, их свойства и классификация.

11.Уксуснокислое брожение: характеристика возбудителей, химизм, практическое значение. Уксуснокислы бактерии-возбудители порчи пищевых продуктов.

12.Спиртовое брожение. Условия и химизм брожения. Промышленное использование.

13.Микробиологические основы современных способов хранения продуктов. Методы хранения, основанные на принципах биоза, анабиоза, ценоанабиоза и абиоза (привести примеры).

14.Маслянокислое брожение. Его возбудители, их свойства и местообитание. Условия и химизм брожения. Промышленное значение. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Нетрусов, А. И. 
Микробиология: теория и практика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / А. И. Нетрусов, И. Б. Котова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03805-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450147
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Нетрусов, А. И.  
Микробиология: теория и практика в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / А. И. Нетрусов, И. Б. Котова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03806-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451769
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. Б. Леонова
Основы микробиологии: учебник и практикум для вузов / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04265-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451367
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Емцев, В. Т. 
Микробиология : учебник для вузов / В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06081-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449960
Москва : Издательство Юрайт,, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Классическая и молекулярная биология. - URL:  http://www.molbiol.ru/
 
Э3
Межрегиональное микробиологическое общество.- URL: http://microbiosociety.ru/
 
Э4
Биомолекула. - URL:  https://biomolecula.ru/
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
стр. 11
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.