2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат  исторических наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________
 
 
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области нормативно-правового обеспечения профессионального образования, формирование у обучающихся на этой основе способности осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний и представлений о приоритетных направлениях развития системы образования Российской Федерации, законах и иных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
1.4
формирование умения применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики, выявлять актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения исследования;
1.5
формирование навыка владения действиями по соблюдению правовых, нравственныхи этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций; действиями по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплин  предыдущего уровня образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Знает: приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации
 
ОПК-1.2: Умеет: применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики, выявлять актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения научного исследования
 
ОПК-1.3: Владеет: действиями по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций; действиями по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применяет основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики, выявляет актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения исследования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
действиями по соблюдению правовых, нравственныхи этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций; действиями по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Раздел 1. Общая характеристика нормативно-правового регулирования профессионального образования.

 
1.1
Образовательное право и образовательная политика в Российской Федерации в сфере профессионального образования. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОПК-1.1
1
0
 
1.2
Предмет, метод, система образовательного права. Источники образовательного права. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОПК-1.1
1
0
 
1.3
Профессиональное образование как объект правового регулирования. Правовые аспекты информатизации профессионального образования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
ОПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Общие правила функционирования профессионального образования и осуществления образовательной деятельности.

 
2.1
Регулирование содержания профессионального образования и образовательных отношений. Государственная регламентация образовательной деятельности. Правовые основы управления и финансирования в сфере профессионального образования. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-1.1
1
0
 
2.2
Правовые основы экономической деятельности, финансового обеспечения в сфере профессионального образования, управления системой профессионального образования. Государственная регламентация и правоотношения в сфере профессионального образования. Организация образовательного процесса и реализация образовательных программ. Правовые основы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

26
ОПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере профессионального образования.

 
3.1
Права, обязанности и ответственность лиц, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-1.1
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.2
Правовой статус образовательной организации. Обучающиеся и их родители: права и меры социальной поддержки. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере профессионального образования. Правовое регулирование информационной безопасности и информационных отношений в области обработки персональных данных в сфере профессионального образования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

22
ОПК-1.1
1
0
 
3.3
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

1. Предмет, метод, система нормативно-павового регулирования профессионального образования.

2. Источники образовательного права в сфере профессионального образования.

3. Локальные акты, регламентирующие деятельность профессиональной образовательной организации.

4. Правовые аспекты информатизации образования и внедрения цифровой образовательной среды.

5. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

6. Право на образование в системе прав и свобод человека.

7. Государственная политика в области профессионального образования.

8. Система образования в Российской Федерации и место профессионального образования в ней.

9. Правовые основы управления системой профессионального образования в Российской Федерации.

10. Государственно-общественное управление в сфере профессионального образования.

11. Государственная регламентация в сфере профессионального образования.

12. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере профессионального образования.

13. Организация образовательного процесса в профессиональном образовании.

14. Регулирование содержания профессионального образования в Российской Федерации.

15. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования: правовой статус.

16. Образовательные отношения.

17. Правовое регулирование отношений в сфере высшего образования.

18. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения.

19. Правовое регулирование дополнительного профессионального образования.

20. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации профессиональных образовательных программ.

21. Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность.

22. Правовой статус образовательной организации. Информационная открытость системы образования. Требования к сайту образовательной организации.

23. Правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

24. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере профессионального образования.

25. Аттестация педагогических работников.

26. Основные положения законодательства Российской Федерации, связанные с регулированием вопросов профессиональной этики педагогических работников.

27. Защита прав и законных интересов работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

28. Правовое регулирование информационных отношений в области обработки персональных данных работников и обучающихся образовательных организаций.

29. Правовой статус руководителя профессиональной образовательной организации.

30. Права, обязанности и ответственность обучающихся.

31. Правовой статус родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

32. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

33. Правовое регулирование цифровой безопасности детей и обучающихся образовательных организаций.

34. Формы и направления международного сотрудничества в сфере профессионального образования.

Задания:

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Задание 1. Условие: негосударственное образовательное учреждение «Краснодарский институт бизнеса и права» в течение двух лет с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальности «Маркетинг» не приступило к ее осуществлению. Подготовка бакалавров юриспруденции велась с нарушением установленных сроков. Была превышена численность обучающихся, предусмотренная лицензией. Задание: каковы возможные последствия в случае выявления указанных нарушений?

Задание 2. Условие: дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 реализует помимо программы дошкольного образования также образовательную программу начального общего образования. При прохождении очередной аттестации комиссия Управления образования города, основываясь на наблюдениях в группах и анализе документов, пришла к выводу о том, что в учреждении не созданы необходимые условия для реализации программы начального общего образования. В связи с тем, что наполняемость групп была намного ниже нормы, местная администрация приняла решение о ликвидации образовательного учреждения. Через некоторое время родители воспитанников, узнав о том, что освободившееся здание детского сада было передано коммерческой компании «Интел», обратились с жалобой в Управление администрации области. Задание: составьте письменный ответ по жалобе.

Задание 3. Условие: на собрании родителей учеников второго класса гимназии № 14 г. Екатеринбурга было подписано обращение к директору гимназии с требованием обеспечить здоровые и безопасные условия для обучения младших школьников. В частности, в обращении указывалось, что занятия физкультурой проводятся в спортивном зале, в котором во второй половине дня делают ремонт, поэтому в зале пахнет краской. Учитель физкультуры после занятий рекомендует детям выпить дома по стакану молока для улучшения самочувствия. Родители также просили установить для детей более щадящий режим обучения, указав, что дети учатся шесть дней в неделю, причем два раза в неделю по пять уроков, в остальные дни – по четыре урока, а в субботу проводится «подвесной» урок информатики (до начала первого урока первой смены). В результате дети не высыпаются, у некоторых участились головные боли, ослаблен иммунитет. Задание: какие меры должен предпринять директор?

Задание 4. Условие: в общеобразовательных учреждениях г. Омска в феврале был объявлен карантин по гриппу. Он продолжался в течение двух недель. Для восполнения пропущенных занятий директор школы № 126 предложила на педагогическом совете отменить весенние каникулы и организовать дополнительные занятия (по одному – два урока сверх обычного расписания). Задание: оцените предложения директора с точки зрения их соответствия законодательству об образовании.

Задание 5. Условие: при составлении расписания занятий в педагогическом колледже диспетчер по просьбе преподавателя риторики Кожевниковой поставила дополнительные занятия для студентов дневного отделения. По истечении семестра Кожевникова потребовала оплаты дополнительно проведенных часов. Директор и бухгалтер колледжа, возражая против этих требований, ссылались на то, что предмет «Риторика» не предусмотрен федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, а является частью регионального компонента, который финансируется за счет средств бюджета субъекта федерации. Поскольку дополнительного финансирования не предусмотрено, в требованиях Кожевниковой было отказано. Задание: правомерен ли отказ? Оцените аргументы, приведенные директором и бухгалтером в обоснование своей позиции.

Задание 6. Условие: родители ученицы 11 класса лицея № 45 Хвостовой подали на имя директора лицея заявление с просьбой освободить их дочь от итоговой аттестации по химии и математике, ссылаясь на то, что она является победительницей Всероссийской Олимпиады школьников по этим предметам. Директор в беседе с ними порекомендовала взять медицинскую справку о том, что сдача экзаменов не возможна по состоянию здоровья, мотивируя это тем, что так будет легче добиться разрешения Управления образования округа. Присутствующая при разговоре завуч посоветовала девочке сдать экзамены, подчеркнув, что лицей участвует в эксперименте по проведению единых государственных экзаменов и Хвостовой легче будет поступить в медицинскую академию, сдав экзамены в лицее. Задание: соответствуют ли законодательству разъяснения директора и завуча? Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Хвостовой?

Задание 7. Условие: классный руководитель 5 «в» класса гимназии № 6 Самсонова, когда ей стало известно о том, что ученика ее класса Ильина систематически избивают родители, мальчик голодает, не получает медицинской помощи, обратилась за разъяснениями в окружное управление образования. Ее интересовал вопрос, может ли школа обратиться в суд с заявлением о лишении родителей Ильина родительских прав. Задание: в каком порядке это должно быть осуществлено? Какие документы необходимы для этого и в чем заключается ее участие в процессе как классного руководителя? Ответьте на поставленные Самсоновой вопросы. Охарактеризуйте систему мер, направленных на обеспечение развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Задание 8. Условие: суд признал несовершеннолетнего Воронова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, но, учитывая то, что Воронов ранее не привлекался к уголовной ответственности, назначил ему принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения и ограничения досуга. Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Ленинского округа г. Кемерово, на которую был возложен контроль за осуществлением этих ограничений, обязала Воронова также не пропускать уроков в школе, а родителей не реже одного раза в неделю контролировать присутствие сына на занятиях. Родители Воронова пытались присутствовать на уроках, но учителя запрещали им это, ссылаясь на то, что это поставит их сына в неловкое положение перед товарищами по учебе, поэтому они были вынуждены обратиться за консультацией в коллегию адвокатов. Задание: какие разъяснения Вороновым дали бы вы?

Задание 9. Условие: родители Насти Поварцовой не дали согласия на то, чтобы их дочери были сделаны профилактические прививки. Когда родители обратились в окружное управление образования за путевкой в дошкольное учреждение, им было отказано на том основании, что ребенку не сделаны необходимые прививки и посещать детский сад он не может. Задание: правомерен ли отказ? Свой ответ объясните.

Задание 10. Условие: в колледже студентам предложили приобрести учебники и учебно-методические пособия за собственный счет. Задание: оцените данную ситуацию с точки зрения законодательства об образовании. В каком случае обучающимся предоставляются учебники и учебно-методические пособия бесплатно, в каких случаях платно? Зависит ли обеспечение литературой от вида осваиваемой образовательной программы и формы обучения?

Задание 11. Условие: в одной из школ города на родительском собрании было объявлено о введении школьной формы с 1 

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
сентября. Задание: поясните, какими нормативными актами устанавливается обязанность к одежде обучающихся на территории Российской Федерации? Какие последствия могут наступить в случае, если кто-то из школьников не будет носить школьную форму?

Задание 12. Условие: школьник 9-класса имел задолженность по 3 предметам по итогам промежуточной аттестации. Задание: можно ли его перевести в следующий класс? Если да, то при каких условиях , если нет то почему? Имеет ли решение задача если у обучающегося была всего одна задолженность?

Задание 13. Условие: администрация школы объявила родителям учеников 3-го класса о том, что питание детей будет осуществляться на платной основе. Задание: в каких случаях питание в образовательной организации осуществляется на платной основе, а в каких случаях на бесплатной? Какие категории обучающихся вправе получать бесплатное питание?

Задание 14. Условие: Советом Дошкольного образовательного учреждения №52 г. Валамаз Удмуртской Республики было принято решение о ведении воспитания на удмуртском языке, однако учредитель(органы управления образованием г. Валамаз) наложил запрет на данное решение и потребовал устранить нарушение. Задание: Правомерны ли требования учредителя? Кто определяет язык, на котором ведётся воспитание и обучение в образовательном учреждении?

Задание 15. Условие: Работодатель отказывается принимать вас на работу, так как считает диплом бакалавра «неполноценным» (или называя его неполным высшим образованием). Задание: Какие доводы Вы приведете в свою защиту?

Задание 16. Условие: Изучить Информационную правовую систему Гарант. – URL: http://www.garant.ru Задание: составить перечень нормативно-правовых актов, регулирующих информатизацию образования. Перечень должен включать все виды нормативных правовых актов. Перечень выстраивается по уровню действия правовых актов – от Федерального закона – к локальным актам организации. Число НПА в Перечне должно быть не менее 15. Текст оформляется 14 кеглем, одинарным интервалом. Библиографическое описание дается согласно ГОСТ Р 7.0.100–2018.

Задание 17. Условие: В результате прокурорской проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в образовательной организации был установлен факт трудоустройства гражданина, ранее замещавшего должность на федеральной государственной гражданской службе, где отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности гражданского служащего без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Задание: Какие действия должны последовать со стороны прокуратуры? Какие юридические меры предусмотрены законодательством в отношении гражданина (бывшего гражданского служащего) и его работодателей как бывшего (представителя нанимателя), так и нынешнего работодателя?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Общая характеристика нормативно-правового регулирования профессионального образования.

1. Место норм, регулирующих отношения в сфере образования, в системе российского права.

2. Основные значения термина «образовательное право».

3. Образовательное право как комплексная отрасль права.

4. Понятие и виды общественных отношений, образующих предмет образовательного права.

5. Методы правового регулирования общественных отношений в сфере образования.

6. Принципы образовательного права: общеправовые и отраслевые.

7. Источники образовательного права. Международные документы об образовании.

8. Правовые аспекты информатизации образования.

9. Правовые аспекты внедрения цифровой образовательной среды.

10. Законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

11. Государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда».

12. Сущность права на образование. Право на образование и свобода образования. Место права на образование в системе прав и свобод человека. Международные документы о праве на образование.

13. Государственные гарантии реализации права на образование. Ограничение права на образование.

14. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

Раздел 2. Общие правила функционирования профессионального образования и осуществления образовательной деятельности.

1. Понятие системы образования. Структура системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

2. Уровни общего образования. Уровни профессионального образования. Дополнительное образование.

3. Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных программ. Сетевая форма реализации образовательных программ. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Формы получения образования. Формы обучения. Семейное образование, самообразование.

4. Язык образования.

5. Нормативные требования к управлению образовательной организацией. Структура образовательной организации. Органы управления образовательной организацией. Органы, участвующие в управлении образовательной организацией. Государственно-общественное управление образовательной организацией.

6. Общие требования к организации образовательного процесса. Учебный план, индивидуальный учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий. Реализация общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Гигиенические требования к организации образовательного процесса. Предельная нагрузка 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
обучающихся. Перерывы в учебном процессе. Перерыв для питания. Каникулы и летний отдых. Охрана здоровья обучающихся.

7. Особенности образовательного процесса при различных формах получения образования (очной, очно-заочной, заочной, семейном образовании и самообразовании). Обеспечение учебными пособиями. Практика и стажировка. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

8. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

9. Правовое регулирование общего образования. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения. Дополнительное образование. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

10. Управление системой образования. Принципы управления системой образования. Лицензирование образовательной деятельности. Аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Правовое регулирование качества образования.

11. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере профессионального образования.

1. Образовательная организация как юридическое лицо. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Правосубъектность образовательной организации. Типы образовательных организаций. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций. Компетенция образовательной организации. Права, обязанности, ответственность образовательной организации.

2. Устав и локальные акты образовательной организации. Учредитель образовательной организации: права и обязанности. Государственный контроль и надзор в сфере образования. Информационная открытость образовательной организации.

3. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

4. Требования к сайту образовательной организации.

5. Правовой статус обучающихся. Обучающиеся. Права обучающихся. Меры социальной поддержки и стимулирования. Обязанности и ответственность обучающихся.

6. Концепция информационной безопасности детей.

7. Ограничение в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

8. Гарантии реализации права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Особенности правового положения подростков с девиантным поведением, граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности: особенности их статуса в сфере образования.

9. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

10. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

11. Правовой статус педагогических работников. Академические права и свободы педагогических работников. Трудовые права педагогических работников. Социальные гарантии. Условия труда педагогических работников. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Обязанности и ответственность работников образовательной организации.

12. Вопросы правового регулирования информационных отношений в области обработки персональных данных работников и обучающихся образовательных организаций.

13. Правовой статус руководителя образовательной организации.

14. Иные работники образовательных организаций. Научно-педагогические работники.

15. Соблюдение этических норм и требований профессиональной этики в образовательной деятельности.

16. Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Общая характеристика нормативно-правового регулирования профессионального образования.

Задание 1. Образование в современном мире. Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс.

1. Европейское образовательное пространство. Болонский процесс.

2. Образовательное пространство СНГ.

3. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. Подтверждение документов об образовании и (или) квалификации. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

Задание 2. Общая характеристика права на образование как одного из основных прав и свобод человека.

1. Содержание права на образование как фундаментального права человека. Место права на образование в системе прав и свобод человека

2. Право на образование и международные стандарты прав человека. Право на образование в Российской Федерации.

3. Основные принципы государственной политики в сфере образования.

4. Государственные гарантии реализации права на образование. Основные понятия: право на образование, свобода образования, гуманизм образования, доступность образования, светский характер образования, плюрализм образования, единство образовательного пространства, ограничение права на образование.

Задание 3. Предмет, метод, система образовательного права. Значение образовательного права, его место в правовой системе России во взаимосвязи с другими отраслями права.

1. Предмет, метод и система образовательного права.

2. Источники образовательного права. Основные нормативные акты в области цифровизации образования.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3. Принципы образовательного права.

4. Связь образовательного права с другими отраслями права.

Задание 4. Правоотношения в сфере образования: общая характеристика; классификация. Особенности возникновения, изменения и прекращения образовательных правоотношений.

1. Основания возникновения правоотношений в сфере образования.

2. Основания прекращения правоотношений в сфере образования.

3. Порядок изменений правоотношений в сфере образования.

Задание 5. Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации.

1. Место локальных актов с системе источников образовательного права. Реквизиты локального акта. Нормативные и индивидуальные локальные акты.

2. Требования к структуре и содержанию локальных актов. Порядок принятия локальных актов в образовательной организации. Процедура издания локальных нормативных актов образовательной организации. Действие локальных актов в образовательной организации.

3. Устав образовательной организации. Нормативные требования к структуре и содержанию уставов образовательных организаций. Внесение изменений и дополнений в устав образовательной организации. Правоприменение использования электронной цифровой подписи в образовательной организации.

Задание 6. Государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда»

1. Участники системы, их полномочия и ответственность.

2. Структура системы. Порядок обеспечения доступа к системе.

3. Правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе.

4. Требования к техническим и программным средствам системы. Правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами. Требования к защите информации, содержащейся в системе.

Раздел 2. Общие правила функционирования профессионального образования и осуществления образовательной деятельности.

Задание 7. Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации. Распределение полномочий по образованию: федеральный, региональный и муниципальный уровень. Проблемы управления образованием.

1. Система образования: понятие и элементы.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, виды, структура. Образовательные стандарты.

3. Понятие и виды образовательных программ. Требования к реализации образовательных программ.

4. Уровни образования, формы получения образования и формы обучения. Основные понятия: система образования, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательная программа, уровень образования, форма образования, форма обучения.

5. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

6. Распределение полномочий по образованию: федеральный, региональный и муниципальный уровень

Задание 8. Дошкольное образование. Присмотр и уход. Кадровый состав. Дополнительное образование.

1. Дошкольные образовательные организации.

2. Порядок оплаты, взимаемой с родителей за присмотр и уход за ребенком в дошкольной образовательной организации.

3. Кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации в условия реализации ФГОС дошкольного образования.

4. Программы дошкольного образования.

5. Порядок реализации дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг дошкольной образовательной организацией. Требования к техническим, в том числе информационным, условиям реализации дошкольных образовательных программ.

Задание 9. Формы образования и формы обучения. Содержание образования.

Образовательные стандарты. Образовательная программа

1. Правовая регламентация получения образования в различных формах. Академическая мобильность. Онлайн образование: основные понятия, отображенные и регулируемые в нормативных актах.

2. Получение образования в образовательной организации и вне образовательной организации.

3. Основания для выбора формы получения образования. Очная, очно-заочная и заочная формы получения образования.

4. Обучение в форме семейного образования и самообразования. Сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Задание 10. Основы правового регулирования хозяйственной деятельности образовательной организации.

1. Структура образовательной организации.

2. Органы управления образовательной организацией.

3. Государственно-общественное управление образовательной организацией.

4. Эффективность управления.

Раздел 3. Правовое положение участников отношений в сфере профессионального образования.

Задание 11. Образовательные организации и их правовой статус. Проблемы изменения организационно-правовой формы образовательных учреждений.

1. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

2. Образовательная организация как юридическое лицо. Правосубъектность образовательной организации.

3. Типы образовательных организаций.

4. Создание, ликвидация и реорганизация образовательных организаций.

5. Устав и локальные акты образовательной организации.

6. Требования к сайту образовательной организации.

Задание 12. Основы правового статуса обучающегося. Участие родителей (законных представителей) обучающихся в 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
образовательном процессе.

1. Права обучающихся.

2. Социальные гарантии и меры социальной поддержки обучающихся.

3. Обязанности и ответственность обучающихся.

4. Особенности правового статуса отдельных категорий обучающихся.

5. Правовое регулирование цифровой безопасности детства и обучающихся образовательных организаций.

6. Права, обязанности, ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Задание 13. Правовой статус педагога в Российской Федерации.

1. Академические права и свободы педагогических работников.

2. Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников.

3. Заключение, изменение и прекращение трудового договора с педагогическими работниками.

4. Рабочее время и время отдыха педагогических работников.

5. Обязанности и ответственность работников образовательной организации.

6. Регламентация получения, хранения, использования и размещения персональных данных работников и обучающихся.

7. Правовой статус руководителя образовательной организации.

Задание 14. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса.

1. Обращения в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Комиссия по урегулированию споров.

3. Уполномоченный по правам ребенка.

4. Судебная защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

5. Подача жалобы на нарушение прав обучающихся портале Досудебного обжалования.

Раздел 4. Антикоррупционное поведение в образовательной сфере.

Задание 15. Стандарт антикоррупционного поведения в сфере образования.

1. Анализ опыта разработки антикоррупционных стандартов, этических кодексов образовательной организации.

2. Разновидности и сферы проявления коррупции: коррупционные преступления и правонарушения конфликт интересов.

3. Объяснение и интерпретация коррупции в сфере образования.

Задание 16. Методология предупреждения коррупции (коррупционной практики) в сфере образования.

1. Коррупционная практика в сфере образования: методы выявления коррупционных и коррупциогенных факторов.

2. Правовые механизмы противодействия коррупционным практикам и пути ликвидации коррупционных факторов.

3. Программные средства предупреждения коррупции в сфере образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Евтушенко, И. В. 
Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов : учебник для учреждений высшего профессионального образования / И. В. Евтушенко, В. В. Надвикова, В. И. Шкатулла ; под редакцией В. И. Шкатулла. — Москва : Прометей, 2017. — 578 c. — ISBN 978-5-906879-51-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94499.html
Москва : Прометей, , 2017.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Певцова, Е.А.
Образовательное право: актуальные вопросы современной теории и практики. Учебное пособие / Е. А. Певцова. — Москва : Международный юридический институт, 2012. — 253 c. — ISBN 978-5-902416-54-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/34404.html
Международный юридический институт, 2012.
 
Л2.2
Анисимов, А. П.
Правоведение : учебник и практикум для вузов / под редакцией А. Я. Рыженкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06385-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449962
Москва : Издательство Юрайт, , 2020.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сизганова, Е. Ю. 
Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие / Е. Ю. Сизганова. — Орск : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011. — 208 c. — ISBN 978-5-8424-0545-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/51590.html
Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011.
 
Л3.2
Агешкина, Н. А. 
Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н. А. Агешкина. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 116 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/1672.html

Саратов : Ай Пи Эр Медиа, , 2010.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». – URL: http://www.lexed.ru/faq/index.phtml.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL:  https://нэб.рф/.
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). – URL:  https://dlib.eastview.com/login.
 
Э6
Министерство просвещения Российской Федерации.  –  URL: https://edu.gov.ru.
 
Э7
Институт развития государственно-общественного управления образованием. –  URL: http://www.gouo.ru.
 
Э8
Право в системе среднего профессионального образования: информационный портал Лаборатории образовательного права Института права и управления Московского городского педагогического университета.  –  URL: http://pravospo.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 12
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
7.3
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 13
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их 

 
стр. 14
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.