2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Средства оценивания результатов обучения истории и обществознанию_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Средства оценивания результатов обучения истории и обществознанию
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преп. , Альменеев А.Г. _________________
 
 
Средства оценивания результатов обучения истории и обществознанию
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в ознакомлении с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения ОГЭ и ЕГЭ
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- дать представление о понятии «качество образования» и контрольно-оценочной деятельности педагога как элементе управления качеством образования, о современных средствах оценивания учебных достижений обучающихся, о содержании и организационно-технологическом обеспечении ОГЭ и ЕГЭ;
1.4
- рассмотреть методы конструирования и использования педагогических тестов; методы шкалирования и интерпретации полученных результатов; компьютерные технологии, используемые в тестировании;
1.5
- развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по истории и обществознанию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.2
Методика обучения истории
2.1.3
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.4
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.5
Педагогика
2.1.6
Учебная технологическая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные документы в сфере образования (в т.ч. ФГОС общего образования, структуру и содержание экзаменационных работ ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию), возрастные особенности обучающихся, дидактические задачи урока как основы проектирования результатов обучения истории и обществознанию и способов их оценивания;
3.1.2
основные методы и приемы организации контроля и оценки (в т.ч. с использованием ИКТ) в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся по истории и обществознанию;
3.1.3
принципы проектирования оценочных средств по истории, обеспечивающие их объективность и достоверность;
3.1.4
способы выявления и коррекции трудностей в обучении истории и обществознанию
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
средства оценивания в соответствии с планируемыми предметными и метапредметными результатами обучения истории и обществознанию;
3.2.2
проектировать задания различных типов и форм для текущего и тематического контроля по истории и обществознанию, в т.ч. на проверку функциональной грамотности, включая критерии их оценивания;
3.2.3
конструировать комплект материалов (КИМ) для тематической проверочной работы по истории и обществознанию, включающий кодификатор и спецификацию;
3.2.4
проводить экспертизу комплекта материалов для тематической проверочной работы по истории и обществознанию на основе требований к составлению КИМ и критериев качества тестовых измерений;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.2.5
проектировать средства подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) по истории и обществознанию
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основами организации систематического контроля и диагностики результатов обучения истории и обществознанию для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
способами обеспечения объективности и достоверности оценки образовательных результатов обучающихся по истории и обществознанию
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение оценки качества подготовки обучающихся в условиях модернизации российского образования и требований компетентностного подхода ФГОС.

 
1.1
Становление представлений о качестве образования в аспекте требований современных международных стандартов и российского законодательства. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
1.2
Оценка качества образования как необходимый элемент системы менеджмента качества и требований ФГОС.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
1.3
Особенности компетентностного подхода при оценке качества образования в условиях реализации ФГОС. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
 
Раздел 2. Историко-социальные и научно-практические сведения о становлении тестирования в отечественной и зарубежной образовательных системах.

 
2.1
Становление педагогического тестирования в России (конец XIX – начало XXI века). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
2.2
Становление педагогического тестирования в зарубежных странах (конец XIX – начало XXI века). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
2.3
Положительные и отрицательные эффекты использования стандартизированного тестирования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
 
Раздел 3. Основные понятия и тенденции современного этапа развития тестирования в аспекте стандартизации и информатизации.

 
3.1
Современный этап развития педагогического тестирования: на пути к стан-дартизации, надёжности и достоверности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
3.2
Информационно-компьютерные технологии в тестировании. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
3.3
Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты как основные методы интерпретации стандартизи-рованных отчётов об успеваемости. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Раздел 4. Организация процедуры стандартизированного педагогического тестирования и подготовка обучающихся к прохождению тестовых испытаний.

 
4.1
Администрирование процедуры тестирования: стандарты поведения и организации условий.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
4.2
Практика развития навыков тестирования как средство повышения эффективности и результативности тестирования.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
4.3
Методы практической подготовки обучающихся к тестированию: приемлемые и неприемлемые стратегии. Влияние подготовки на результаты тестирования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
 
Раздел 5. Теоретические и практические основы разработки оценочных средств на основе тестовых заданий для проведения различных форм педагогического контроля.

 
5.1
Виды тестов в системе профессионального образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
5.2
Основные формы тестовых заданий (задания с альтернативными вариантами ответа; задания закрытого типа с выбором одного варианта ответа; задания закрытого тапа с множественным выбором; задания открытого типа; задания на установление правильной последовательности; кейс-задания). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
5.3
Логические, педагогиче-ские и стилистические принципы определения содержания тестового задания стандартизированного педагогического теста. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

7 семестр

1 Почему проблема управления качеством проблемой XXI века?

2 В чем заключаются различия между педагогическими и психологическими тестами? Можно ли говорить об однозначности этих различий?

3 В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников?

4 Дайте определение критериально-ориентированным ориентированным тестам.

5 Каковы причины введения ЕГЭ?

6 Охарактеризуйте основные принципы теории тестов, предложенные Ф. Гальтоном. Как данные принципы используются в настоящее время?

7 Охарактеризуйте современные подходы к определении понятия «тест». Как Вы трактуете данное определение?

8 Охарактеризуйте современные подходы школьников.

9 Перечислите показатели надежности тестов как измерительного инструмента.

10 Какова стратегия психолого-педагогической поддержки детей различных «групп риска» при проведении тестирования?

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
11 Раскройте смысл проблемы угадывания правильного ответа.

12 Дайте определение валидности теста.

13 Охарактеризуйте основные виды валидности (содержательная, конструктивная. критериальная).

14 Раскройте основные виды валидности с точки зрения количественного оценивания.

15 Охарактеризуйте значение невербальных материалов в тестировании.

16 Дайте определение выборки, назовите признаки выборки.

17 Как Вы трактуете понятия «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отметка»?

18 Какие основные понятия характеризуют теорию педагогических измерений?

19 Какие требования тестирования, выдвинутые Дж. Кеттелом. положены в основу современной тестологии?

20 Каковы преимущества использования тестов достижений (педагогических тестов)?

21 Назовите основные недостатки и преимущества критериально-ориентированных и нормативно-ориентированных тестов.

22 Охарактеризуйте порядок проведения Единого государственного экзамена.

23 Попытайтесь охарактеризовать качество Вашего школьного образования? В каких единицах, показателях можно его измерить?

24 Что такое КИМ?

25 Дайте определение педагогического задания, Теста,

26 Как можно и нужно влиять на повышение качества школьного образования? Каковы структурные компоненты системы обеспечения качества образовательного процесса в школе?

27 Каковы ограничения при использовании педагогических тестов?

28 Каковы принципы создания КИМ?

29 Назовите основные компоненты обучаемости

30 Назовите особенности содержания деятельности органов управления образованием и школы по подготовке и проведению ЕГЭ.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контрль успеваемости

Доклад с презентацией

Темы докладов:

1 Подготовьте краткое сообщение на тему «Традиционные средства педагогических измерений результатов обучения в общеобразовательной школе: достоинства и недостатки».

2 Составьте программу микроисследования отношения школьников к традиционным средствам оценивания результатов обучения. Проведите беседу со старшеклассниками с целью изучения их мнения совершенствовании системы оценивания результатов обучения в школе.

4 Разработайте технологическую карту мониторинга качества освоения образовательной программы по конкретному учебному предмету.

5 Проанализируйте результаты образовательной деятельности в Вашем образовательном учреждении за последний год. Какие проблемы обеспечения качества школьного образования Вы можете назвать?

6 Подготовьте сценарий организационно-деятельностной игры «Система обеспечения качества образовательного процесса в школе». Разработайте план методической подготовки учителей к новой форме оценки качества школьного образования.

Темы самостоятельных работ

1 Дайте определение выборки, назовите признаки выборки.

2 Как Вы трактуете понятия «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отметка»?

3 Какие основные понятия характеризуют теорию педагогических измерений?

4 Какие требования тестирования, выдвинутые Дж. Кеттелом. положены в основу современной тестологии?

5 Каковы преимущества использования тестов достижений (педагогических тестов)?

6 Назовите основные недостатки и преимущества критериально-ориентированных и нормативно-ориентированных тестов.

7 Охарактеризуйте порядок проведения Единого государственного экзамена.

8 Попытайтесь охарактеризовать качество Вашего школьного образования? В каких единицах, показателях можно его измерить?

9 Что такое КИМ?

10 Дайте определение педагогического задания, Теста

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Любичанковский, С.В. 
Методика обучения истории: трудные вопросы истории России: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11121-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444507
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Соболева, О.Б.
Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498863
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бахмутова, Л.С.
Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432897 (дата обращения: 29.03.2019).
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Соколова, М. В.
Устная история. Теоретические и педагогические основания: учебное пособие / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 124 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10128-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437271 (дата обращения: 29.03.2019).
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Куклина, Е. Н., . 
Организация самостоятельной работы студента:: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437654
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.