2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_История Татарстана_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История Татарстана
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 4, 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
14
14
32
32
Практические
18
18
14
14
32
32
Итого ауд.
36
36
28
28
64
64
Кoнтактная рабoта
36
36
28
28
64
64
Сам. работа
36
36
44
44
80
80
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
История Татарстана
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний по истории нашего края с древнейших времен до начала XXI столетия в неразрывном контексте с отечественной историей, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "История России. Всеобщая история" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, способностей организовывать взаимодействие с обучающимися с учетом национальных и социокультурных особенностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выявлять на конкретном историческом материале закономерностей исторического развития нашего края, в неразрывной связи с историей Отечества в целом;
1.4
рассмотреть историю Татарстана как многонационального края;
1.5
изучать все стороны социально-экономического и общественно-политического развития в тесном единстве и взаимосвязи;
1.6
ознакомить обучающихся с наиболее значительными концепциями ученых ХIХ-ХХ веков, раскрытие дискуссионных вопросов;
1.7
воспитать чувства интернационализма, уважения к культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний истории Татарстана;
1.8
сформировать патриотизм на героических примерах из истории народов, населявших территорию края;
1.9
проанализировать современно политическое, социально-экономическое, культурное состояние Татарстана с целью прогнозирования возможных тенденций его дальнейшего развития;
1.10
понимаь межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах на основе щнаний истории Татарстана
1.11
осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
1.12
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования/
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.2.2
Методика обучения истории
2.2.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.5
Основы вожатской деятельности
2.2.6
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.7
Практикум по организации работы с родителями
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
История мировой культуры
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.12
Этнология и социальная антропология
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.2.16
Мировая экономика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.1
сущность основных процессов в истории Татарстана XIX по XX вв. на основе изучения всей совокупности фактов, событий и явлений прошлого;
3.1.2
особенности исторического процесса в евразийском пространстве, место Татарстана в общероссийском и мировом исторических процессах;
3.1.3
содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению истории Татарстана;
3.1.4
основные типы и виды источников по истории Татарстана XIX по XX вв.;
3.1.5
историографию дискуссионных проблем по истории Татарстана;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.3
применять различные методологические подходы к изучению истории Татарстана;
3.2.4
использовать различные приемы и методы критического анализа источников по истории Татарстана
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Татарстана;
3.3.2
навыками использования знаний по истории Татарстана в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Ранний период в истории Татарстана и татарского народа

 
1.1
Держава Хунну /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
3
0
 
1.2
Древние люди на территории Татарстана /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
3
0
 
1.3
Тюркский каганат /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
3
0
 
1.4
Великая Болгария и Хазарский каганат /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-2.1
3
0
 
1.5
Духовная культура Волжской Болгарии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
3
0
 
1.6
Социально-политическое и экономическое развитие Волжской Болгарии в X –начале XIII вв. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
3
0
 
1.7
Государственное устройство Улуса Джучи в XIII – XV вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
3
0
 
1.8
Хозяйственно-экономическое развитие Улуса Джучи в XIII – XV вв. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
3
0
 
1.9
Внутренняя и внешняя политика Улус Джучи в XIII – XV вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
3
0
 
1.10
Улус Джучи в XIII – XV вв. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
3
0
 
1.11
Казанское ханство в XV – первой половине XVI вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
3
0
 
1.12
Внутренняя и внешняя политика Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
3
0
 
1.13
Казанское ханство в XV – первой половине XVI вв. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1
3
0
 
 
Раздел 2. Казанский край во второй половине XVI-XVIII вв.

 
2.1
Административно-территориальные преобразования в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-2.1
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2
Экономические преобразования в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
3
0
 
2.3
Казанский край в XVII в. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
3
0
 
2.4
Политика самодержавия по христианизации народов Поволжья в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
3
0
 
2.5
Казанский край в первой половине XVIII века /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
3
0
 
2.6
Участие народов Поволжья и Приуралья в крестьянских войнах в XVII-XVIII вв. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
3
0
 
2.7
Казанский край во второй половине XVIII века /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
3
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-2.1
3
0
 
 
Раздел 3. Казанская губерния в XIX в. - начале ХХ в.

 
3.1
Казанская губерния накануне и в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
3.2
Культура и просвещение в Казанской губернии в первой половине XIX века /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
4
0
 
3.3
Казанская губерния в пореформенный период  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
3.4
Культура и просвещение в Казанской губернии во второй половине XIX в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
3.5
Крестьянское, рабочее и революционно-демократическое движение в Казанской губернии в 70-90-е гг. XIX в. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
4
0
 
3.6
Татарское просветительство /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
3.7
Формирование и развитие джадидисткого движения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
3.8
Просветительское и джадидисткое движение среди татар /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
4
0
 
3.9
Казанская губерния накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-2.1
4
0
 
3.10
Казанская губерния в 1907 - начале 1917 гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
 
Раздел 4. Татарстан в ХХ - начале XXI в.

 
4.1
Казанская губерния в период революционных событий 1917 г. февраль 1917 - июль 1918 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
4.2
Татарстан в период экономических, социальных, культурных преобразований 1920-1930-х гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-2.1
4
0
 
4.3
Татарстан в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1920 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
4.4
Культурное строительство в Татарстане в 1917-1941 гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
4.5
Проблема самоопределения татарского народа и ее решение в 1917-1920 гг. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
4.6
Политические репрессии 1920-1930-х годов в Татарстане /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
4.7
Татарстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1
4
0
 
4.8
Социально-экономическое развитие Татарстана во второй половине 1940-х - 1980-х гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.1
4
0
 
4.9
Татарстан на путях социально-экономического и политического обновления 1985-1996 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
4.10
Татарстан в начале XXI века: настоящее и перспективы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2.1
4
0
 
4.11
Экономические достижения современного Татарстана /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1
4
0
 
4.12
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-2.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

3 семестр

1.Теории происхождения татарского народа и прародины тюрков.

2.Древние люди на территории Татарстана.

3.Держава Хунну.

4.Тюрки на западе (II-VI вв.)

5.Тюркский каганат.

6.Великая Болгария.

7.Хазарский каганат.

8.Волжская Болгария: возникновение, территория, население и города.

9.Социально-политическое развитие Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.

10.Экономическое развитие Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.

11.Обычаи и верования волжских болгар.

12.Народные знания в Волжской Болгарии.

13.Просвещение и наука в Волжской Болгарии.

14.Устное народное творчество и литература волжских болгар.

15.Материальная культура домонгольской Болгарии.

16.Внутренняя политика Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.

17.Внешняя политика Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.

18.Борьба народов Волжской Болгарии против монгольских завоевателей.

19.Улус Джучи: возникновение, территория, население, города.

20.Социально-политическое развитие Улуса Джучи в XIII – начале XV вв.

21.Хозяйственно-экономическое развитие Улуса Джучи в XIII – начале XV вв. Семинар. 2 часа.

22.Внутренняя политика Улуса Джучи в XIII – начале XV вв.

23.Внешняя политика Улуса Джучи в XIII – начале XV вв.

24.Устное народное творчество и литература в Улусе Джучи.

25.Просвещение и наука в Улусе Джучи.

26.Архитектура и ювелирное дело золотоордынцев.

27.Казанское ханство: возникновение, территория, население, города.

28.Социально-политическое развитие Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.

29.Экономическое развитие Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.

30.Внутренняя политика Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.

31.Внешняя политика Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.

32.Культура Казанского ханства.

33.Административно-территориальные преобразования в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.

34.Экономические преобразования в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
35.Изменение состава населения в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.

36.Политика самодержавия по христианизации и русификации в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.

37.Национально-освободительная борьба народов Поволжья и Приуралья во второй половине XVI – XVIII вв.

38.Участие народов Поволжья и Приуралья в крестьянских войнах XVII – XVIII вв.

4 семестр

1.Казанская губерния в начале XIX в.

2.Участие народов Казанского края в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг.

3.Казанский губерния в 20-40-е гг.XIX в.

4.Крестьянские реформы в Казанской губернии в 60-е гг. XIX в.

5.Проведение буржуазных реформ в Казанской губернии в 60-70-е гг. XIX вв.

6.Экономическое развитие Казанской губернии в 60-90-е гг. XIX в.

7.Общественное движение в Казанской губернии в 60-90-е гг. XIX в.

8.Татарское просветительство и джадидизм в XIX в.

9.Культура в Казанской губернии в первой половине XIX в.

10.Культура в Казанской губернии во второй половине XIX в.

11.Казанская губерния в начале XX в.

12.Казанская губерния в годы Первой русской революции.

13.Казанская губерния накануне и годы Первой мировой войны.

14.Казанская губерния от февраля до октября 1917г.

15.Территория Татарстана в годы Гражданской войны.

16.Проекты национально-государственного строительства и образование ТАССР.

17.ТАССР в годы НЭПа.

18.Татарстан в первые годы индустриализации (1925-1928)

19.ТАССР в годы коллективизации.

20.Политические репрессии в ТАССР в 20-30-е XX гг.

21.Татарстан в годы первых пятилеток.

22.Культурные достижения в ТАССР в 20-30-е гг. XX в.

23.Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги татарстанцев.

24.Социально-экономическое развитие ТАССР в 1945-1953 гг.

25.Социально-экономическое развитие ТАССР в 1953-1965 гг.

26.Социально-экономическое развитие ТАССР в 1965-1985 гг.

27.Татарстан в годы суверенитета.

28.Татарстан в XXI в.: настоящее и перспективы.

29.Культурные и образовательные достижения современного Татарстана.

Задание: подготовить творческий проект на тему: «Евразийская международная торговля в средние века».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с оценкой:

1.Периодизация истории национальной государственности Республики Татарстан: формационный и цивилизационный подходы.

2.Возникновение и сущность национального вопроса.

3.Государственно-правовые формы решения национального вопроса, их исторические формы и современные проблемы.

4.Продвижение гуннов на запад. Аттила.

5.Тюрки в истории Евразии.

6.Ранние булгары на Волге.

7.Великий Волжский путь в системе европейского Средневековья.

8.Дипломатические связи Волжской Болгарии с Арабским халифатом.

9.Волжская Болгария и Хазарский каганат.

10.Волжская Болгария и Древнерусское государство.

11.Волжская Болгария глазами современников.

12.Происхождение термина «татары».

13.Сопротивление булгар монголо-татарскому нашествию.

14.Народы Волжской Болгарии в составе Золотой Орды.

15.Ханы Золотой Орды.

16.Тарханное право.

17.Распад Улуса Джучи и образование новых государств.

18.Возникновение г. Казани.

19.Военная организация Казанского ханства.

20.Правители Казанского ханства.

21.Народы Поволжья в период Казанского ханства.

22.Завоевание Казанского ханства Московским государством.

23.Организация административного и военного управление краем во второй половине XVI в.

24.Татарское дворянство в Казанской губернии (вторая половина XVI – XVII вв.).

25.Татарская судная изба.

26.Казанская губерния в первой половине XIX в.

27.Казанская губерния накануне и в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

28.Развитие сельского хозяйства и промышленности Казанской губернии в пореформенный период /60-90-е гг. XIX в./.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
29.Крестьянское, рабочее и общественное движения в Казанской губернии в 60-90-е гг. XIX в.

30.Развитие культуры в Казанской губернии во второй половине XIX века.

31.Казанская губерния в годы первой русской революции 1905-1907 годов.

32.Казанская губерния в 1907-1914 гг.: экономическое развитие и общественное движение.

33.Просвещение и культура в Казанской губернии в начале ХХ в.

34.Казанская губерния в период Февральской буржуазно-демократической революции.

35.Татарстан в период между февралем и октябрем 1917 г.: борьба политических сил и приход большевиков к власти.

36.Татарстан в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1920 гг.

37.Национальное движение в Татарстане и поиски путей самоопределения татарского народа в 1917-1919 гг.

38.Образование Татарской АССР.

39.Татарстан в годы НЭПа /1921-1927 гг./.

40.Курс на индустриализацию народного хозяйства и его осуществление в Татарстане во второй половине 1920-х - 1930-х гг.

41.Аграрные преобразования в конце 1920-х - 1930-х гг.:  коллективизация сельского хозяйства и ее результаты.

42.Укрепление тоталитарной власти сталинского режима в 20-30-х гг.: политические репрессии в республике.

43.Культурное строительство в Татарстане в 1917-1941 гг.

44.Народное хозяйство республики в годы Великой Отечественной войны.

45.Фронтовые подвиги уроженцев Татарстана в годы Великой Отечественной войны.

46.Татарстан в послевоенный период /1945-1955 гг./.

47.Социально-экономическое развитие Татарстана в 1956-1985 гг.

48.Развитие науки и культуры в Татарстане в 1940-1980-е гг.

49.Социально-экономическое развитие Татарстана в 1986-1996 гг.

50.Татарстан на путях политического обновления в 1985-1995 гг.: основные этапы суверенизации.

51.Общественно-политическая жизнь в Республике Татарстан в первой половине 1990-х гг.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Малахова, Л. П.
История России 1900 – 1937: учебное пособие для бакалавров / Л. П. Малахова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 120 c. — ISBN 978-5-4486-0044-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69315.html
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мокроусова, Л. Г.
История России: учебное пособие для вузов / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 128 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08375-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438191
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Степанова, Л. Г.
История России. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428042
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus (дата обращения 28.08.2019)
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru (дата обращения 28.08.2019)
 
Э3
Тюрко-татарский мир. - URL: http://www.tataroved.ru/ (дата обращения 28.08.2019)
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.