2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Организация дополнительного образования (по второму профилю) Техническое творчество
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Техническое творчество
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пед.наук, Зав.к., Валиева Р.З. _________________
 
 
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Техническое творчество
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование знаний и умений в области методики проведения занятий в системе дополнительного технологического образования обучающихся; в развитии культуры труда подрастающих поколений, становления у обучающихся системы технических и технологических знаний и умений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умения планировать творческую деятельность обучающихся в системе дополнительного образования;
1.4
приобретение знаний об основных технологических понятиях и характеристиках в системе дополнительном оразования;
1.5
знакомство с назначением и технологическими свойствами материалов;
1.6
приобретение умений для работы с ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием, применяемыми в дополнительном технологическом образовании обучающихся;
1.7
приобретение знаний  о видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций;
1.8
приобретение умений в  разработке творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"  
2.1.2
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
2.1.3
Основы ландшафтного дизайна
2.1.4
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.1.5
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.6
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.7
Экономика
2.1.8
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.9
Иностранный язык
2.1.10
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.11
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.12
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.13
Учебная ознакомительная практика
2.1.14
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.15
Русский язык и культура речи
2.1.16
2.1.17
2.1.18
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обработка конструкционных материалов
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы создания индивидуальной траектории саморазвития;
3.1.2
основные компоненты основных и дополнительных программ;
3.1.3
основные  технологические понятия и характеристики в системе дополнительного оразования;
3.1.4
назначение и технологические свойства материалов;
3.1.5
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
создавать и достраиват индивидуальную траекторию саморазвития;
3.2.2
разрабатывать программы дополнительного образования по техническому творчеству обучающихся;
3.2.3
планировать творческую деятельность обучающихся в системе дополнительного образования;
3.2.4
работать с ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием, применяемыми в дополнительном технологическом образовании обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами построения индивидуальной траектории;
3.3.2
навыками моделирования объектов технического творчества: условно графических изображений-схем, чертежей, технических рисунков и т.п.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика обучения в системе дополнительного технологического образования

 
1.1
Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.2
Классификация методов обучения в системе дополнительного технологического образованияобучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

4
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.3
Анализ методов обучения в системе дополнительного технологического образования (на примере программ доп. образования).  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.4
Особенности воспитательной работы в системе дополнительного технологического образования детей /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.5
Принципы обучения в системе дополнительного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

4
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.6
Анализ средств трудового воспитания обучающихся в системе доп. образования детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.7
Методы, средства и принципы трудового воспитания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

4
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.8
Профессиональное и социальное воспитание обучающихся в системе дополнительного технологического образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.9
Анализ содержания практических работ обучающихся, их характеристика, перечень объектов технологической деятельности обучающихся на примере конкретной программы кружка /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

4
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.10
Методы досуговой педагогики

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Требования к учебному занятию детского объединения /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.11
Принципы трудового воспитания обучающихся в системе технологического образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
1.12
Правила ТБ  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
 
Раздел 2. Техническое творчество 

 
2.1
Особенности организации пространства учебного кабинета технического творчества /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
2.2
Разработка схемы (плана)кабинета технического творчества /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

6
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
2.3
Направления технического творчества и примеры разрабатываемых объектов техники:

Техническая игрушка. Игрушки и игры: статические и динамические, механические, электрические, электронные, электромеханические, оптические и др.; уникальные и для массового изготовления; индивидуальные и коллективные; атрибуты для демонстрации физических эффектов и фокусов и т.п. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
2.4
Моделирование технической игрушки (условно графические изображения: схемы, чертежи, технические рисунки и т. п.) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

6
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.5
Технические виды спортивного моделизма: авиамодельный, судомодельный, космический, автомодельный, радиотехнический и др. Изделия: макеты, модели-копии, модели-схемы, спортивные модели, экспериментальные (оригинальные) модели и средства технологического оснащения для их изготовления, сборки, испытаний, регулировки и др. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
2.6
Условно-графическая модель технологического оснащения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

6
ОПК-2.1 УК-6.2
5
0
 
2.7
Транспортная техника. Изделия: велосипед, вездеход, аэросани, самокат, дельтаплан, карт, средства передвижения инвалидов, а также отдельные функциональные узлы, принадлежности и модели этой техники и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
5
0
 
2.8
Моделирование транспортной техники средствами графических программ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

4
ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
5
0
 
2.9
Техника и технология для дома, приусадебного участка и домашней мастерской. Изделия: мотоплуг, мини-трактор, косилка, транспортная тележка, подъемник, насос, сеялка, светильник, деревообрабатывающее устройство, устройство для сбора, переработки и хранения урожая, приспособления для ухода за животными, устройства охраны и сигнализации для дома, автомобиля и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
5
0
 
2.10
Техника для спорта и здоровья. Изделия: массажеры, спортивные снаряды, спортивно-развлекательные устройства для дома и мест отдыха и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
5
0
 
2.11
Радиотехника. Изделия: радиоприемник, радиопередатчик, магнитофон, телевизор, калькулятор, часы, блок управления зажиганием автомобиля, сигнальное устройство, радиоэлектронная игра, система радиоуправления, игровая приставка к телевизору и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
5
0
 
2.12
/Зачёт/

Э3

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Мультимедиа и IT технологии

2.Техническое конструирование

3 Моделирование и макетирование

4.Техническое творчество и инновационное предпринимательство

5 Производственные технологии

 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.Робототехника

7. 3D-моделирование и прототипирование

8.3D-графика и 2Dдизайн

9. web-дизайн и Photoshop

10.Авиамоделирование и конструирование

11.Особенности программ технической направленности

12.Выработка трудовых навыков и обучение приемам работы с инструментами

13.Приёмы разметки

14 Фото- и видеомастерские

15.Особенности простейших летательных моделей

16. Изготовлении изделий: моделей «Вертолёт-муха», «Миг-29» , «Плоский воздушный змей» по эскизам и технологическим картам, разметка, вырезание, подгонка, сборка.

17. Устройство и назначение электровыжигателя, рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески.

19. Формирование рациональных приемов работы с ручными инструментами.

20. Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях по техническому творчеству

21.Модели различных машин и технических сооружений.

22.Модели транспортной техники.

23. Электричество на моделях.

24 Двигатели на моделях.

25 Техническая эстетика

26  Машины, использующие энергию воды, ветра, топлива,электричества

27 Модели технических сооружений.

28 Основы подготовки мультимедийной презентации

29.Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластилин, древесина, фанера, металл.

30. Использование бросового материала. Пластиковые бутылки, различная упаковка, оберточная бумага.

Контрольное задание:

Правила представления проектов

Машины, использующие энергию воды: водяные мельницы, водяные турбины.Виды, назначение.

Изготовить упрощенную модель парохода

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Рефераты:

1. Техника в жизни человека.

2.Конструирова ние из плоских деталей.

3.Конструирова ние из объемных деталей

4.Конструирование из подручных материалов.

5.Электричество на моделях.

6.Двигатели на моделях

7. Художественно-эстетическое оформление изделий.

8. Особенности проектирования моделей транспортной техники.

9. Особенности проектирования моделей технических сооружений

10.Творческое конструирование как введение в проектную деятельность.

11.Теоретические основы создания робототехнических устройств

12.Программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов и программного обеспечения.

13.Работа с конструктором и основами программирования в среде Lego Education WeDo.

14.Единая классификация моделей кораблей и судов .

15. Модели, глиссирующие судов на подводных крыльях, воздушной подушке

16. Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей внутреннего сгорания.

17. Типы корпусов судов и технология их постройки.

18.Трехмерное моделирование и дизайн

19.Изготовление моделей бумерангов, парашютов, воздушных змеев, ракетопланов.

20. Бумажное конструирование.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Отв. ред. Байбородова Л. В.
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2: учебник для бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Отв. ред. Золотарева А. В. 
Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для  бакалавриата / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06301-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436482:  учебное пособие для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06162-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437113: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.4
Москва : Издательство Юрайт
Техническое творчество : учебное пособие для вузов / А. В. Проворов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 ; Ярославль : Издат. дом ЯГТУ. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12681-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-9914-0398-6 (Издат. дом ЯГТУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448356 : учебное пособие для вузов 
Издат. дом ЯГТУ, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пахомова Ю.В., Орлова Н.В., Орлов А.Ю., Пахомов А.Н.
Основы технического творчества и научных исследований : учебное пособие / Ю. В. Пахомова, Н. В. Орлова, А. Ю. Орлов, А. Н. Пахомов. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8265-1419-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64156.html : учебное пособие
Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Иванов Н.Г., Иванова И.В., Лукьянов И.А., Азаев В.А.
Научно-техническое творчество : cборник программ внеурочной деятельности технической направленности / Н. Г. Иванов, И. В. Иванова, И. А. Лукьянов, В. А. Азаев. — Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. — 139 c. — ISBN 978-5-88725-445-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57859.html: cборник программ внеурочной деятельности технической направленности
Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,, 2016
 
Л3.2
Иванов Н.Г., Иванова И.В.
Техническое творчество : методические рекомендации для руководителей творческих объединений технического профиля / Н. Г. Иванов, И. В. Иванова. — Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. — 206 c. — ISBN 978-5-88725-444-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57862.html : методические рекомендации для руководителей творческих объединений технического профиля 
Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Э1
Техносфера (дети, наука. техника, образоваине) - URL:http://tehnosfera.68edu.ru/o-sajte.html
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э3
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и выполнение (конструирование)изделия. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ  информационных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических 

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.