(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кандидат филологических наук, доцент Садриева Г.А.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Зачет (1 семестр)
Вопросы для подготовки к зачету:
1.Phonetics as a branch of linguistics
2.Branches of phonetics
3.Methods of phonetic investigation
4.Classification of sounds: the articulatory classification of English vowels
5.Classification of sounds: the articulatory classification of English consonants
6.Modifications of sounds in connected speech; coarticulation
7.Phoneme: its definition features and functions
8.Classification of phonemes
9.Theories on syllable division and formation
10.The structure and functions of syllable in English
Зачет с оценкой (2 семестр)
1.Phonetics as a branch of linguistics
2.Branches of phonetics
3.Methods of phonetic investigation
4.Classification of sounds: the articulatory classification of English vowels
5.Classification of sounds: the articulatory classification of English consonants
6.Modifications of sounds in connected speech; coarticulation
7.Phoneme: its definition features and functions
8.Classification of phonemes
9.Theories on syllable division and formation
10.The structure and functions of syllable in English
11.Word stress in English. Sentence stress in English.
12.Intonation: its definition, functions, components, spheres of application
13.Components of intonation and phonological aspect of intonation
14.Types and styles of pronunciation in English
15.Similarities and differences in pronunciation in the UK and the USA.
Темы письменных работ:
1 семестр
1.Понятие фонема. Артикулярно-акустическая характеристика фонем английского языка. Физиологические и акустические различия между гласными и согласными. Принципы классификации английских гласных и согласных фонем. (Письменный тест №1).
2. Звуки в слитной речи. Понятие коартикуляции. Причины возникновения коартикуляции. Типы коартикуляцинных процессов. Основные коартикуляционные тенденции в английском языке. Коартикуляции гласных и согласных. (Письменная контрольная работа)
3. Слог как фонетическая единица. Слогообразование и слогоделение в современном английском языке. Слогообразующие и неслогообразующие звуки в английском языке. Типы слогов: открытые – закрытые, долгие – краткие, ударные – безударные. (Письменная контрольная работа)
2 семестр
4. Понятие и природа ударения. Типы словесного ударения. Место словесного ударения. Градация словесного ударения по силе (главное, второстепенное, третьестепенное, слабое, или отсутствие ударения). Акцентная структура слов современного английского языка. (Письменная контрольная работа)
5.Понятие интонации. Основные интонационные модели изучаемого языка. Классификации интонационных моделей. Интонация различных коммуникативных типов предложения. Интонация как текстообразующее средство языка. Ритм и темп речи. (Письменный тест №2, письменная контрольная работа).
Знание всех тонкостей в произнесении звуков и интонационного оформления высказываний помогает созданию хорошего английского произношения. Чем точнее иностранное произношение говорящего, тем лучше он понимает то, что говорится на иностранном языке. Сложности в восприятии иностранной речи на слух возникают только от того, что говорящий не
Овладение правильным интонационным оформлением высказываний не менее важно, чем знание всех тонкостей в произношении звуков иностранного языка. Ошибки в произнесении звуков ведут к простому непониманию иностранной речи, ошибки в интонации имеют более широкий спектр последствий – от простого непонимания до недоумения и даже обиды.
Средства обеспечения освоения дисциплины
При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:
− рекомендуемую основную и дополнительную литературу;
− методические указания и пособия;
− контрольные задания для закрепления изученного материала;
− аудиовизуальные источники информации.
Процесс работы над фонетическим материалом строится по следующему алгоритму:
1) фонетический анализ с указанием процессов адаптации звуков в потоке речи и их модификации, который на начальном этапе осуществляется преподавателем, а затем обучающимися под контролем преподавателя;
2) отработка звуков и звуковых сочетаний, наиболее часто встречающихся в тексте или вызывающих особенные трудности в произнесении;
3) объяснение правил чтения отдельных слов;
4) прослушивание и имитирование фонетического текста;
5) анализ интонационных средств, представленных в изучаемом тексте;
6) прослушивание контрольного чтения фонетического текста;
7) анализ ошибок и их исправление;
8) интонирование и транскрибирование отдельных предложений, вызывающих затруднение в имитировании;
9) прослушивание фонетического материала наизусть с учётом как можно более точной его имитации;
10) составление собственных речевых произведений с воспроизведением интонационных моделей, представленных в текстах образцах.
В ходе подготовки к занятиям обучающимся рекомендуется пользоваться литературой, указанной в рабочей программе и в планах лабораторных занятий. При подготовке заданий творческого характера приветствуется использование любой соответствующей теме литературы на родном и иностранном языках, а также Internet.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся состоит:
- в изучении ими рекомендуемой литературы по данной дисциплине и новейших публикаций периодической печати при подготовке к лабораторным занятиям;
- в аудировании текстов, диалогов, записанных на аудиокассеты, на внеаудиторных занятиях (в домашних условиях), с целью приобретения навыков слушания устной речи, тренировки произношения, развития разговорных навыков и быстроты реакции.
Методические рекомендации по выполнению заданий в ходе самостоятельной работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с заданиями.
2. Внимательно прочтите предлагаемый текст с целью снятия всех лексико-грамматических трудностей.
3. Проанализируйте предлагаемый текст с целью выявления фонетических трудностей.
4. Внимательно прослушайте текст (несколько раз) и повторите за диктором, стараясь как можно точнее имитировать произношение и интонацию.
5. Прочитайте текст вслух и сделайте запись своей речи.
6. Прослушайте свое чтение и проанализируйте его с целью выявления произносительных ошибок.
7. Подготовьте образцовое чтение.
8. При выполнении заданий делайте краткие записи о возникающих у Вас трудностях, которые позволят Вам решить ваши произносительные проблемы на занятиях с преподавателем.
9. Обязательно записывайте вопросы, которые у Вас возникают в ходе подготовки, и на которые Вы самостоятельно не можете найти ответ.
Для достижения оптимального результата овладения знаниями, умениями и навыками рекомендуется организовывать свою работу над фонетическим и теоретическим материалом по определённому алгоритму:
1) перед прослушиванием фонетического текста или работой над теоретическим тестом необходимо прочесть его и удостовериться, что вам понятно его содержание и перевод не представляет для вас никакой трудности;
2) чтение слов, вызывающих сомнение в произнесении следует проверить по словарю;
3) фонетический текст задаётся на первичное прослушивание, и должен анализироваться с точки зрения его фонетических особенностей и мелодического оформления, таким образом, после 2-3 прослушиваний текста, необходимо провести его фонологический и интонационный анализ;
4) на практическом занятии проходит более детальный анализ материала, его звуковая отработка и исправление допущенных ошибок;
5) работа над фонетическим материалом сопровождается заданиями на транскрибирование отдельных слов, объяснением правил их чтения, интонированием отдельных предложений, что должно формировать у обучающихся целостное представление об изучаемом тексте, снимать трудности в его воспроизведении;
6) при подготовки к контрольному чтению текст необходимо прослушивать от 5 до 10 раз в зависимости от его сложности; режим работы: прослушивание аудиозаписи – чтение по синтагмам, предложениям, более крупным отрывкам; для более эффективной отработки можно использовать аудиозапись собственного чтения и анализировать ёе, можно работать в группе, менять режимы прослушивания и проговаривания текста;
8) заучивание текста наизусть необходимо для формирования устойчивого фонетического навыка, автоматизации речевых умений и должно также сопровождаться многократным прослушиванием изучаемого материала;
9) финальным этапом работы над многими фонетическими текстами является создание собственных речевых произведений, основанных на интонационной модели образца, что также способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, автоматизации фонетического навыка;
10) работа над некоторыми фонетическими текстами сопровождается фоностилистическим анализом, который требует систематизации и синтезирования полученных ранее знаний и умений и выводит обучающихся на новый, более высокий уровень владения коммуникативными умениями, а также позволяет развивать и проявлять свои творческие способности.
В качестве произносительного стандарта берется британский вариант. Этот выбор обусловлен тем, что британский произносительный стандарт признан общенациональной учебной нормой, достаточно изучен и зафиксирован в большинстве произносительных, толковых и двуязычных словарях; большая часть основных элементов британского произношения перешла во все остальные произносительные стандарты английского языка: американский, австралийский, новозеландский и другие, что служит гарантией понимания речи на базе любого из них. Многие британские словари, среди которых учебные словари, такие как Oxford Advanced Learner's Dictionary и Cambridge Advanced Learner's Dictionary, используют для передачи произношения слов международный фонетический алфавит. При возникновении трудностей с произношением слов рекомендуется также обратиться к орфоэпическим словарям английского языка (Cambridge English Pronouncing Dictionary, Longman Pronunciation Dictionary, Oxford Dictionary of Pronunciation for Current English).
Наиболее эффективно работа по формированию фонетических навыков проходит в том случае, если ведётся систематически, соблюдается её поэтапность, используется основная и дополнительная литература по дисциплине, выполняются все рекомендации и задания преподавателя.
Методические указания к зачету
Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.
Методические указания к зачету (с оценкой)
Зачет с оценкой является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.