2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Основы здорового образа жизни_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы здорового образа жизни
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доц., Смирнова А.В. _________________
 
 
Основы здорового образа жизни
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование представлений о здоровье на основе гигиенических знаний, воспитание навыков культуры здоровья, повышение образования будущих специалистов в вопросах научных основ здоровья и ЗОЖ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представление о здоровье, здоровом образе жизни и его составляющих;
1.4
показать место и роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья и безопасности жизнедеятельности человека;
1.5
рассмотреть факторы среды, формирующие и разрушающие здоровье человека;
1.6
обучить основам организации здорового образа жизни и профилактике заболеваний
1.7
формирование знаний и практических умений у обучающихся о методах оценки количества и качества здоровья.
1.8
развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья обучающимися через овладение принципами здорового образа жизни.
1.9
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методический практикум
2.1.3
Микробиология с основами вирусологии
2.1.4
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.5
Общая экономическая и социальная география
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Теория и методика обучения географии
2.1.8
Физиология человека и животных
2.1.9
Физическая география России
2.1.10
Анатомия и морфология человека
2.1.11
Ландшафтоведение
2.1.12
Общее землеведение
2.1.13
Физическая география материков и океанов
2.1.14
Географические информационные системы
2.1.15
Гистология с основами эмбриологии
2.1.16
Зоология позвоночных
2.1.17
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.18
Физиология растений
2.1.19
Анатомия и морфология растений
2.1.20
Геология
2.1.21
Зоология беспозвоночных
2.1.22
Картография с основами топографии
2.1.23
Систематика растений и грибов
2.1.24
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.25
Цитология
2.1.26
Биотехнологии
2.1.27
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методы биометрии
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Этногеография и география религий
2.2.5
География населения
2.2.6
Методы биологических исследований
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.2
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Человек и его здоровье

 
1.1
Современные проблемы состояния здоровья человека  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.2
Здоровье и факторы его определяющие  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.3
Определение индивидуального уровня физического здоровья  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.4
Физиолого-гигиенические основы сохранения здоровья подростков и молодежи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.5
Проблема здоровьесбережения детей в современном обществе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.6
Оценка физического здоровья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.7
Технологии сбережения физического здоровья детей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.8
Оценка психического здоровья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.9
Оценка социального здоровья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.10
Нормативно-правовая база сохранения 3доровья населения России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.11
Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.12
Влияние экологических и социальных факторов на здоровье детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.13
Здоровье и наследственность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.14
Профилактика инфекций дыхательных путей

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.15
Детские инфекции и их профилактика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.16
Пути формирования здоровья школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.17
Формирование здорового образа жизни у детей на разных возрастных этапах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.18
Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Меры воздействия на кровообращение

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
1.19
Первая помощь при отравлениях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
 
Раздел 2. Составляющие здорового образа жизни

 
2.1
Образ жизни и здоровье /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.2
Основы двигательной активности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.3
Закаливание в системе ЗОЖ  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.4
Основы рационального питания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.5
Организация рационального режима дня  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.6
Понятие о функциональных и естественных факторах оздоровления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.7
Роль оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.8
Составляющие здорового образа жизни  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.9
Современная парадигма питания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.10
Фитотерапия  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.11
Сокотерапия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.12
Оздоровление средствами массажа и самомассажа, массаж рефлекторных зон /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.13
Дыхание как способ оздоровления. Характеристика оздоровительных систем дыхательных упражнений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.14
Основные направления здоровьесбережения студентов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.15
Основы сохранения здоровья в профессиональной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.16
Стресс как биологическая и психологическая категория. Методы оптимизации уровня стресса. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.17
Характеристика оздоровительных систем физических упражнений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
2.18
Мониторинг здоровья педагогов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
 
Раздел 3. Факторы, разрушающие здоровье

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.1
Вредные привычки и здоровье   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.2
Факторы среды ,разрушающие здоровье /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.3
Наркомания и токсикомания. Профилактика употребления подростками  психоактивных веществ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.4
СПИД и его профилактика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.5
Заболевания, передающиеся половым путем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.6
Вредные привычки и их профилактика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.7
Роль школы и семьи в профилактике заболеваний и  сохранении и укреплении здоровья детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.8
Роль учителя в сохранении здоровья детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
3.9
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Понятие здоровья. Основные определения. Здоровье как норма, как отсутствие болезни, как успешная адаптация. Многомерная модель здоровья. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

2.Факторы, определяющие здоровье. Их вклад.

3.Индивидуальное здоровье, его показатели. Критерии здоровья. Пять групп здоровья.

4.Методы количественной и качественной диагностики здоровья.

5.Социально- психологические аспекты здорового образа жизни.

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.  

7.Популяционное здоровье, его показатели. Роль медицинской статистики в оценке популяционного здоровья.

8.Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

9.Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки.

10.Профилактика соматических и инфекционных заболеваний.

11.Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся.

12.Инфекционные заболевания и их профилактика.

13.Повышение сопротивляемости организма. Иммунитет, его виды.

14.Здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Компоненты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, роль школы и семьи.

15.Закаливание как компонент здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

16.Достаточная физическая активность как компоненты здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

17.Сбалансированное рациональное питание, основные принципы. Особенности питания современного человека.

18.Характеристика основных пищевых продуктов с учетом их биологической ценности.

19.Злоупотребление психоактивными веществами, влияние на организм человека. Причины и механизмы формирования зависимости.

20.Особенности влияния курения на организм. Меры профилактики.

21.Особенности влияния алкоголя веществ на организм. Алкоголизм и пьянство. Меры профилактики.

22.Особенности влияния ненаркотических веществ на организм. Меры профилактики.

23.Особенности влияния токсических (ненаркотических) веществ на организм. Меры профилактики.

24.Основные способы профилактики формирования зависимости, роль школы.

25.Основные формы нарушения зрения у детей. Профилактика детской близорукости. Роль школы и семьи в профилактике нарушений зрения.

26.Осанка, ее нарушения у детей. Признаки, виды и степени нарушения осанки. Сколиоз, причины, механизм развития. Роль школы и семьи в профилактике нарушений осанки.

27.Общие вопросы профилактики. Профилактика первичная, вторичная, третичная; специфическая и неспецифическая.

28.Болезни сердечно -сосудистой системы, их причины и связь с образом жизни, профилактика.

29.Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

30.Профилактика аллергических заболеваний.

31.Профилактика болезней дыхательной системы.

32.Роль семьи в системе здорового образа жизни. Правовые и экономические аспекты взаимоотношения полов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентациями

1.Современные научные представления о здоровье человека.

2.Воспитание культуры здоровья человека.

3.Социальная обусловленность здоровья.

4.Здоровье как антропологическая проблема.

5.Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.

6.Система потребностей человека и его образ жизни»

7.Оценка и самооценка здоровья.

8.Критерии здоровья.

9.Возрастные особенности формирования стиля здорового образа жизни.

10.Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния    здоровья детей.

11.Физическая культура и здоровье.

12.Оздоровительные эффекты физической культуры.

13.Механизмы оздоровительного действия физических упражнений.

14.Особенности двигательной активности школьников.

15.Физиологические основы закаливания.

16.Система Порфирия Иванова – способ оздоровления?

17.Голодание – способ оздоровления?

18.Организация закаливания в образовательных учреждения

19.Проблема организации сбалансированного питания в школе.

20.Роль воды в жизнедеятельности человека.

21.Пальчиковая гимнастика и ёё оздоравливающий эффект.

22.Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.

23.Принципы и приемы саморегуляции.

24.Источники возникновения стресса в школьной среде

25.Особенности оздоровительной работы с ослабленными детьми.

26.Психогимнастика и её оздоравливающий эффект

27.Гигиеническая направленность учебно-воспитательного процесса школы.

28.Корригирующая гимнастика и её оздоравливающий эффект.

29.Дыхательные техники и их использование в работе с детьми и подростками.

30.Дыхательная гимнастика по Бутейко.

31.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

32.Биоритмы и их значение в режиме дня.  

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
33.Болезни цивилизации. Сердечно -сосудистые заболевания.

34.Гиповитаминозы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Завьялова, Т. П.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 167 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08622-5. — URL : urait.ru/book/profilaktika-narusheniy-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-obuchayuschihsya-438817
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Цибульникова, В. Е. 
Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании : учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова ; под редакцией Е. А. Леванова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 148 c. — ISBN 978-5-4263-0490-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75815.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р. И.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 214 c. — 978-5-379-02007-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65284.html 
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.2
Ерёмушкин, М. А. 
Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура : М. А. Ерёмушкин. — Москва : Издательство «Спорт», 2016. — 184 c. — ISBN 978-5-9907239-7-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/43906.html 
Москва : Издательство «Спорт», , 2016
 
Л2.3
Волокитин, А. В.
Здоровье в движении : учебное пособие / А. В. Волокитин, Р. С. Телегин. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2018. — 58 c. — ISBN 978-5-88247-870-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83190.html
Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2018
 
Л2.4
Орехова, И. Л.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / И. Л. Орехова. — Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 174 c. — ISBN 978-5-906908-76-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83862.html
Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович ; под общей редакцией Р. И. Айзмана.
Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович ; под общей редакцией Р. И. Айзмана. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 207 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12545-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447790
Москва : Издательство Юрайт, , 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э1
Здоровье и образование: специализированный портал.  - URL:  http://www.valeo.edu.ru/data/index.php
 
Э2
Президентская программа «Дети России».  - URL: http://www.mto.ru/Children/
 
Э3
Энциклопедия здоровья — раздел портала Кирилл и Мефодий. - URL: http://mega.km.ru/health/
 
Э4
Здоровье детей. Приложение к газете «Первое сентября».- URL: http://archive.lseptember.ru/zdd/
 
Э5
Система естественного оздоровления Г. С. Шаталовой. - URL:  http://shatalova.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, 

 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.