Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
Вопросы для подготовки к зачету
1.Цели и задачи, принципы Функциональная диагностика в физической культуре и спорте.
2.Организация и содержание Функциональная диагностика в физической культуре и спорте.
3.История развития отечественной спортивной медицины.
4.Задачи кабинета врачебного контроля.
5.Медицинские группы для занятий физической культурой.
6.Врачебно-педагогический контроль и врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) в процессе тренировочных занятий: понятие, основные задачи врачебно-педагогических наблюдений, организация ВПН.
7.Место ВПН в определении функциональных изменений состояния спортсмена.
8.Оценка влияния тренировочных занятий на организм спортсмена с помощью функциональных проб.
9.Наружный осмотр, наблюдение за массой тела. Анамнез. Перкуссия.
10.Внешние признаки отдельных заболеваний. Параклинические методы обследования. Антропометрия.
11.Термомометрия. Инструментально-функциональные методы обследования.
12.Основные методы исследования нервной системы и нервно-мышечной систем. Рефлексы. Функциональные пробы.
13.Наблюдение за состоянием сердечнососудистой системы. Основные методы обследования. Функциональные пробы.
14.Исследование показателей внешнего дыхания. Параклинические методы обследования. Клинико-биохимические методы исследования.
15.Обследование опорно-двигательного аппарата. Осмотр. Метод функционально-мышечного тестирования.
16.Соматотипирование. Антропометрический профиль. Методы индексов.
17.Самоконтроль спортсмена. Роль самоконтроля при наблюдении за здоровьем и физическим развитием спортсмена.
18.Навык проведения самоконтроля. Системность самоконтроля Дневник самоконтроля. Анкета здоровья.
19.Типы перетренированности. Клинические симптомы.
20.Перенапряжение органов и систем. Острое и хроническое переутомление. Острое и хроническое физическое перенапряжение.
21.Антидопинговый контроль. Понятие допинга. История использования допинга. Опасность допинга для спортсмена.
22.Запрещенные фармакологические препараты, отнесенные к допингу.
23.Методы и показатели исследования состояния системы крови.
24.Методы исследования сенсорных систем.
25.Методы исследования энергетических возможностей организма.
26.Тесты для оценки критериев аэробной биоэнергетической системы.
27.Тесты для оценки критериев анаэробных биоэнергетических систем.
27.Методы оценки общей работоспособности.
30.Методы и показатели оценки срочного функционального состояния организма.
31.Понятие о физиологических нагрузках. Понятие о чрезмерных, Повреждающих и разрушающих нагрузках.
32.Основные функциональные состояния при занятиях физическими упражнениями.
Тематика рефератов с презентациями
1.Врачебный контроль как составная часть системы адаптивной физической культуры.
2.Необходимость врачебного контроля в процессе медико-социальной реабилитации инвалидов.
3.Задачи и объём мероприятий врачебного контроля за инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
4.Контроль на половую принадлежность.
5.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора.
6.Медицинский контроль в массовой физической культуре.
7.Применение тредмил-теста в практике врачебного контроля.
8.Велоэргометрический метод тестирования физической работоспособности.
9.Физическая работоспособность человека и факторы на неё влияющие.
10.Контроль за факторами внешней среды.
11.Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.
12.Биоритмологический контроль функций организма человека.
13.Врачебный контроль за юньми спортсменами.
14.Влияние допинга на здоровье спортсмена, его спортивную карьеру.
15.История развития и содержание допинг-контроля на Олимпийских/ Паралимпийских Играх. Антидопинговый контроль во время соревнований. Санкции МОК, международных федераций.
16.Острые патологические состояния и травмы у спортсменов характеристика средств восстановления работоспособности спортсменов.
17.Медицинский контроль во время тренировок, соревнований, массовых физкультурных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
18.Травматизм как медико-социальная проблема современности.
19.Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.
20.Эпидемиология спортивных травм. Изменения опорно-двигательного аппарата у спортсменов: классификация, этиология, клиника.
21.Ошибки в методике проведения занятий по физической культуре.
22.Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований.
23.Характеристика повреждений в легкой атлетике.
24.Характеристика травм в спортивной гимнастике.
25.Травмы у футболистов, баскетболистов, хоккеистов, волейболистов.
26.Спортивные травмы в лыжном спорте.
27.Характерные повреждения при занятиях теннисом.
28.Характеристика повреждений в велосипедном спорте.
29.Повреждения при занятиях борьбой и боксом.
30.Характеристика спортивных травм в тяжелой атлетике.
31.Профилактика спортивных травм. Роль спортивного врача в предупреждении травматизма.
32.Роль страховки и самостраховки в предупреждении спортивных травм. Значение разминки перед тренировкой или соревнованием для предупреждения спортивных травм.
33.Средства и меры предупреждения травм в легкой атлетике, гимнастике.
34.Средства и меры предупреждения травм в футболе.
35.Средства и меры предупреждения травм в лыжном и конькобежном спорте.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.