2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Источниковедение_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Источниковедение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев Альберт Зуфарович _________________
 
 
Источниковедение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся соответствующих современному уровню развития исторической науки систематизированных теоретических и практических знаний об основных типах источников, их информационного потенциала, методах их анализа для получения достоверной информации; применения методов источниковедения в своей профессиональной деятельности, для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с теоретическими основами источниковедения;
1.4
познакомить обучающихся с достижениями, актуальными и дискуссионными проблемами современного источниковедения;
1.5
научить формировать источниковую базу исследования, исследовать различные виды источников;
1.6
сформировать умения и навыки самостоятельной работы с источниками, учебной и научной литературой;
1.7
обучить методикам источниковедческого анализа и синтеза;
1.8
подготовить широко образованных, критически мыслящих специалистов, умеющих применять знания об исторических источниках на практике в профессиональной деятельности;
1.9
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
1.10
осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
1.11
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археология
2.1.2
История древнего мира
2.1.3
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.4
Русский язык и культура речи
2.1.5
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
2.1.7
Логика
2.1.8
Финансово-экономический практикум
2.1.9
2.1.10
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Архивоведение
2.2.2
Учебная архивная практика
2.2.3
Учебная технологическая практика
2.2.4
Философия  
2.2.5
Методика обучения истории
2.2.6
Новая история стран Европы и Америки
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.9
Курсовая работа по истории России
2.2.10
Историография
2.2.11
История философии
2.2.12
Культурология
2.2.13
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.14
Производственная педагогическая  практика
2.2.15
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
Социология
2.2.18
Учебная музейная практика
2.2.19
Курсовая работа по обществознанию
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.20
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.21
Политология
2.2.22
Правоведение
2.2.23
Производственная педагогическая практика
2.2.24
Экономика
2.2.25
Этика
2.2.26
Музееведение
2.2.27
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.28
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные теоретические и методические вопросы источниковедения;
3.1.2
особенности видовых групп источников;
3.1.3
основные конкретные исторические источники по видовым группам;
3.1.4
методики источниковедческого анализа;
3.1.5
методики извлечения из источников достоверной научно-значимой информации;
3.1.6
методы поиска источников в архивах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
классифицировать исторические источники;
3.2.2
использовать исторические источники в исследованиях;
3.2.3
применять методику поиска источников в архивах;
3.2.4
осуществлять источниковедческий синтез;
3.2.5
применять разнообразные методики источниковедческого анализа;
3.2.6
использовать полученные знания в при решении профессиональных задач
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
историческими понятиями и терминами;
3.3.2
навыками анализа исторических источников;
3.3.3
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по источниковедению;
3.3.4
приемами ведения дискуссии и полемики;
3.3.5
навыками применения полученных знаний ля постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая характеристика источников

 
1.1
Понятие исторического источника и принципы их классификации /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.2
Классификации источников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.3
Понятие исторического источника и принципы их классификации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.4
Древнерусские хронографы и летописи /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.5
Летописание XII – XVIII вв. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.6
Древнерусские хронографы и летописи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.7
Исторические трактаты /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.8
Русские исторические сочинения XVI-XVII вв. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.9
Исторические трактаты /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.10
Эпистолярные источники /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.11
Берестяные грамоты /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.12
Эпистография конца XV-XVII вв. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
1.13
Эпистолярные источники /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Источниковедческий анализ источников

 
2.1
Источники по истории права /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.2
Законодательные памятники как исторический источник и особенности их анализа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.3
Источники по истории права /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Актовые и документальные источники /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.5
Законодательные акты Русского государства XV - XVII вв. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.6
Актовые и документальные источники /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.7
Делопроизводственная документация /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.8
Особенности делопроизводственной документации в XVII - начале XXI в. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.9
Делопроизводственная документация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.10
Источники личного происхождения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.11
Понятие, разновидности и общие методы исследования источников личного происхождения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.12
Источники личного происхождения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.13
Статистика /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.14
Методы статистических исследований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
2.15
Статистика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.16
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
ОПК-8.1 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Предмет, задачи и методы источниковедения.

2.Понятие исторического источника и принципы их классификации.

3.Фольклор как исторический источник.

4.Летописи как исторический источник.

5.Древнейшие летописи на Руси.

6.Областное летописание.

7.Общерусское летописание Северо-Восточной Руси.

8.Общерусское летописание Южной Руси.

9.Местное летописание.

10.Критика русских летописей.

11.Жития святых: истоки, эволюция и основные памятники.

12.Политическая литература XII – XV вв.

13.Публицистика XV – XVII вв.

14.Периодическая печать XVIII в.

15.Периодическая печать XIX в.

16.Мемуаристика XVIII в.

17.Мемуаристика XIX в.

18.Географическая литература XIV – XVIII вв.

19.Иностранцы о России XIV – XVIII вв.

20.Русская Правда Краткой редакции

21.Русская Правда Пространной и Сокращённой редакций.

22.Актовые материалы Руси X – XVI вв.

23.Законодательные акты Русского государства XV – XVII вв.

24.Делопроизводственная документация XV-XVIII вв.

25.Географические карты как исторический источник.

26.Документы и материалы по декабрьскому восстанию 1825 г.

27.Документы по рабочему движению в XIX в.

28.Документы по крестьянской реформе 1860-х гг.

29.Религиозные сочинения как исторический источник.

30.Эпиграфические памятники как исторический источник.

Задание:Провести источниковедческий анализ источника (на выбор).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Индивидуальное творческое задание

Задание. Провести источниковедческий анализ (критику) кинофильма по двум направлениям:

1)Установить уровень достоверности исторической реконструкции, определить, насколько полно и правдоподобно в фильме представлены исторические события, персонажи, бытовые детали, колорит эпохи и т.д., какие ошибки и неточности допустили авторы кинофильма.

2)Необходимо определить на  какие исторические источники  близка концепция авторов фильма.

Фильмы для просмотра:

«Иван Грозный» (1945, реж. С. Эйзенштейн)

«Александр Невский» (1938, реж. С.Эйзенштейн)

«Викинг» (2016, реж. А. Кравчук)

«Россия молодая» (1981-1982, реж. И.Гурин)

«Евпатий Коловрат» (2017, реж. И.Шурховецкий, Д.Файзиев)

«1612» (2007, реж. В.Хотиенко)

«Андрей Рублёв» (1966, реж. А.Тарковский)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, С. В.
Источниковедение истории России: учебно-методическое пособие / С. В. Соловьева, И. Л. Гаврилюк. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 97 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87228.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пономарев, М. В. 
Источниковедение новой и новейшей истории: учебное пособие / М. В. Пономарев, О. А. Никонов, С. Ю. Рафалюк. — Москва : Прометей, 2012. — 150 c. — ISBN 978-5-4263-0127-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/23993.html
Москва : Прометей, 2012
 
Л2.2
Русина, Ю. А.
Методология источниковедения: учебное пособие / Ю. А. Русина. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 204 c. — ISBN 978-5-7996-1466-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68347.html
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.