2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Ст. преп., Чегодаева Е.Г. _________________
 
 
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в овладении обучающимися методикой подготовки к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ в учреждениях основного общего и полного (среднего) общего образования на основе систематизации, углубления и обобщения знаний и умений обучающихся в рамках формирования способностей по применению предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
1.4
углубление и закрепление знаний для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.5
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
1.6
совершенствование умений проектировать образовательный процесс по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на основании образовательной программы с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.7
ознакомление обучающихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
1.8
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
1.9
овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
1.10
формирование навыков проведения учебных занятий по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Методика обучения обществознанию
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Учебная музейная практика
2.1.5
Производственная педагогическая  практика
2.1.6
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.7
Методика обучения истории
2.1.8
Педагогика
2.1.9
Учебная технологическая практика
2.1.10
Архивоведение
2.1.11
Психология
2.1.12
Учебная архивная практика
2.1.13
Учебная технологическая практика
2.1.14
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.15
Логика
2.1.16
Музееведение
2.1.17
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.1
способы формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно проектировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
творческим подходом при проектировании развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Актуальные вопросы организации образовательного процесса в соответствии с форматом ОГЭ и ЕГЭ 

 
1.1
ОГЭ и ЕГЭ как современные средства оценивания результатов. Специфика ОГЭ и ЕГЭ

как формы контроля и оценки исторической и обществоведческой подготовки.  /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1
10
0
 
1.2
Требования к результатам освоения основной образовательной программы полного общего образования /Пр/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.1
10
0
 
1.3
Современные средства обучения по предмету /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-3.1
10
0
 
 
Раздел 2. Особенности процедуры проведения ОГЭ и ЕГЭ

 
2.1
Современные средства обучения и передовые направления развития методики обучения истории и обществознания в свете подготовки к ОГЭ и ЕГЭ /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.1
10
0
 
2.2
Особенности экзаменационной работы по предмету, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ) /Пр/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.1
10
0
 
2.3
Правила заполнения бланков /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-3.1
10
0
 
2.4
Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведенияОГЭ и ЕГЭ /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.1
10
0
 
 
Раздел 3. ОГЭ и ЕГЭ: особенности проведения и подготовки к экзамену 

 
3.1
Структура, содержание КИМов государственной итоговой аттестации  /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3.1
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.2
Кодификатор элементов

содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ /Пр/

Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3.1
10
0
 
3.3
Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ПК-3.1
10
0
 
3.4
Спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Открытый банк заданий ЕГЭ /Пр/
Л1.1Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3.1
10
0
 
3.5
Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э3 Э4 Э5

4
ПК-3.1
10
0
 
3.6
Повторение содержания по основным блокам /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-3.1
10
0
 
 
Раздел 4. Технологии подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ 

 
4.1
Формы и методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ /Лек/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3.1
10
0
 
4.2
Формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-3.1
10
0
 
4.3
Литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-3.1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного  и среднего  (полного)общего образования.

2. Цели и задачи школьного образования в современных условиях.

3. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ.

4. Бланки ЕГЭ и правила заполнения бланков.

5. Спецификация, кодификатор, демоверсии КИМов.

6. Литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

7. Формы и методы  подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

8. Основы информационной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

9. Содержание информационной работы с педагогами:

10. Содержание информационной работы с учащимися:

11. Содержание информационной работы с родителями учащихся:

12. Основы предметной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

13. Основные принципы подготовки учащихся к ГИА: тематический принцип.

14. Основные принципы подготовки учащихся к ГИА: принцип сложности.

15. Основные принципы подготовки учащихся к ГИА: принцип синусоиды.

16. Основные принципы подготовки учащихся к ГИА: принцип интуиции,решение по аналогии,мозговой штурм,визуализация.

17. Основы психологической подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ: подготовка к экзамену, приемы и подходы к изучению учебного материала перед экзаменом.

18.Основы психологической подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:поведение накануне экзамена.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
19.Основы психологической подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:поведение во время экзамена.

20. Анализ практико-ориентированных заданий.

21. Формирования у учащихся метапредметных навыков.

22. Определение преемственности экзаменационной модели ОГЭ с КИМом ЕГЭ,основа эффективной подготовки к ЕГЭ.

23. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

24. Распределение заданий по разделам содержания предметного курса.

25. Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий.

26. Выявление самых «слабых» тем и разделов.

27. Определение наиболее понятных и известных тем.

28. Изучение структуры экзамена и решение демоверсии.

29. Чередование повторения хорошо известных тем с изучением забытых и непонятных.

30. Самостоятельное составлене себе мини-экзаменов: основы применения методики.

Задания к зачету.

Решение одного варианта ОГЭ и ЕГЭ. Практическая часть

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Тематика контрольных работ

1. Организация факультативов по истории и обществознанию

2. организация элективных курсов

3. Проведение тематических контрольных работ по истории и обществознанию

4. Формы и методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Контрольные задания

1. Разработка контрольной работы для промежуточной аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.

2. Разработка программы факультативного курса для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

3. Решений заданий ЕГЭ (5 вариантов).

4. Подготовка списка литературы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание ФОС представлено в приложении РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ануфриева, Е. В.
История России. Схемы, таблицы, события, факты VI-XX вв: Учебное пособие / Е. В. Ануфриева, Г. Б. Щеглова. — Волгоград : Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008. — 202 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/11323.html
Волгоград : Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кузнецов, И. Н.
История России. Тесты к ЕГЭ : Справочник для подготовки к ЕГЭ /И,И,Кузнецов.- Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 222 c. — ISBN 978-5-222-19061-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58938.html 
Ростов-на-Дону : Феникс, 2012
 
Л2.2
Нагаева, Г.
История России. Готовимся к ОГЭ : Справочник для подготовки к ЕГЭ / Г. Нагаева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. — 303 c. — ISBN 978-5-222-24519-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59360.html
Ростов-на-Дону : Феникс, 2015
 
Л2.3
Хуторской, В. Я. 
История России. Даты и события, причины и следствия : Справочник для подготовки к ЕГЭ / В. Я. Хуторской. — Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2014. — 128 c. — ISBN 978-5-19-010979-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54630.html 
Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2014
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Нагаева, Г. 
История России в формате ЕГЭ. Древность и Средневековье: Справочник по подготовке к ЕГЭ / Г. Нагаева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 96 c. — ISBN 978-5-222-26698-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59357.html 
Ростов-на-Дону : Феникс, 2016
 
Л2.5
Нагаева, Г.
История России в формате ЕГЭ. Новейшее время : Справочник по подготовке к ЕГЭ/ Г. Нагаева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 96 c. — ISBN 978-5-222-26710-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59358.html 
Ростов-на-Дону : Феникс, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки- URL: http://gia.edu.ru/
 
Э2
Федеральный институт педагогических измерений- URL: http://www.obrnadzor.gov.ru
 
Э3
Портал информационной поддержки ЕГЭ. - URL: http://www.fipi.ru
 
Э4
Федеральный центр тестирования.- URL: http://ege.edu.ru
 
Э5
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале "Российское образование. - URL: http://www.rustest.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.- URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, магистранты должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.