2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Мировая экономика_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мировая экономика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Несмеянова Елена Ивановна _________________
 
 
Мировая экономика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в ознакомлении обучающихся с ключевыми проблемами мировой экономики, основными факторами, определяющими развитие мировой экономики в исторической перспективе, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
1.4
формировать готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
1.5
познакомить с основными вопросами развития и состояния мирового хозяйства;
1.6
формирование знаний и обеспечение понимания структуры мирового хозяйства;
1.7
экономических процессов движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов на мировом рынке, а также способов их регулирования;
1.8
установление связей между факторами и основными теориями, целями и методами политики экономического развития в условиях открытой экономики, актуальными глобальными проблемами, оказывающими все большее влияние на мировую экономику, для успешной профессиональной деятельности в качестве учителя;
1.9
решения исследовательских задач в области образования;
1.10
приобретение  ими  практических  навыков  анализа  характерных  черт  и  особенностей различных  компонентов  мировой экономики,  факторов,  влияющих  на успешное осуществление  экономической  политики  или,  наоборот,  блокирующих  ее реализацию  и ведущих  к  кризисам,  безработице,  ухудшению  социально-экономического  положения населения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Практикум по организации работы с родителями
2.1.3
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.4
Методика обучения истории
2.1.5
Основы вожатской деятельности
2.1.6
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.7
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.8
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.9
История Татарстана
2.1.10
Психология воспитательных практик
2.1.11
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.1.12
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
причины формирования мирового хозяйства и основные этапы развития мировой  экономики;
3.1.2
классификацию  основных  форм  международных  экономических  связей;
3.1.3
наиболее существенные эффекты воздействия международных экономических связей на мировую и национальные экономики;
3.1.4
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.5
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.6
технологии социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.7
систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
3.1.8
основные тенденции развития мировой экономики, особенности их проявления на современном этапе
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
количественно оценить результаты воздействия международных экономических связей на национальную экономику;
3.2.2
количественно оценить последствия участия отдельно взятой страны в мировой  экономике;
3.2.3
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.4
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.5
подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.6
применять теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
3.2.7
ориентироваться в условиях и факторах развития мирохозяйственных связей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методом классификации, выделения главного, сравнения;
3.3.2
методом представления информации в виде схем, таблиц, графиков;
3.3.3
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.3.4
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
3.3.5
навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач;
3.3.6
навыками анализа и педагогического сопровождения процесса  формирования теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
3.3.7
навыками систематизации, обобщения статистической информации;
3.3.8
навыками использования основных формул и моделей для проведения расчетов и решения практических задач;
3.3.9
навыками применения изученных в курсе моделей экономической теории в аналитических целях;
3.3.10
практическими навыками для использования полученных знаний в педагогической деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Базовые теории мировой  экономики

 
1.1
Базовые теории мировой  экономики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э4

4
ПК-2.2
9
0
 
1.2
Базовые теории мировой  экономики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.2
9
0
 
1.3
Базовые теории мировой  экономики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 2. Природно-ресурсный  потенциал мировой  экономики

 
2.1
Природно-ресурсный  потенциал мировой  экономики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э4

2
ПК-2.2
9
0
 
2.2
Природно-ресурсный  потенциал мировой  экономики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.3
Природно-ресурсный  потенциал мировой  экономики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 3. Финансовые  ресурсы  мировой  экономики

 
3.1
Финансовые  ресурсы  мировой  экономики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.2
9
0
 
3.2
Финансовые  ресурсы  мировой  экономики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э4

4
ПК-2.2
9
0
 
3.3
Финансовые  ресурсы  мировой  экономики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 4. Трудовые  ресурсы  и  неселение мирового  хозяйства

 
4.1
Трудовые  ресурсы  и  население мирового  хозяйства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э4

4
ПК-2.2
9
0
 
4.2
Трудовые  ресурсы  и  население мирового  хозяйства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.2
9
0
 
4.3
Трудовые  ресурсы  и  население мирового  хозяйства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-2.2
9
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
ПК-2.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

1. Понятие мировой экономики и суть международных экономических отношений.

2. Плюсы и минусы глобализации мировой экономики

3. Международная интеграция: понятие, цели, основные группировки

4. Основные признаки зрелой рыночной экономики

5. Основные признаки экономики развивающихся стран

6. Отраслевая структура экономики, различия в отраслевой структуре развитых и развивающихся стран

7. Основные черты современной научно-технической революции

8. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.

9. Концепция устойчивого развития

10. Динамика соотношения факторов производства в мировой экономике

11. ВВП как основной показатель экономического развития

12. Кондратьевские циклы: теория и практика

13. Влияние глобальных изменений климата на мировую экономику. Основные меры по противодействию им

14. Проблема дефицита пресной воды с точки зрения мирового хозяйства.

15. Глобальная продовольственная проблема на современном этапе

16. Распределение энергетических ресурсов по территории Земли

17. Энергобаланс мира в прошлом и настоящем. Различия по странам

18. Возобновляемые источники энергии и их роль в мировой экономике

19. Понятие энергобезопасности. Угрозы энергобезопасности

20. «Ресурсное проклятие» и его причины

21. Институты: понятие и роль в мировой экономике

22. Формальные и неформальные институты как регуляторы экономической деятельности

23. Коррупция и бюрократия как тормоз экономического развития

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
24. Уровень дифференциации доходов в развитых и развивающихся странах.

25. Роль элит в современном мире

26. Средний класс и его роль в экономике

27. Бедность внутри страны и бедность стран

28. Основные направления и типы миграции в современном мире

29. Война как тормоз развития

30. Военно-технический прогресс и его приложение к гражданской экономике

31. Сущность и формы международного разделения труда.

32. Международная специализация и кооперация.

33. Международное разделение труда и факторы его определяющие.

34. Возникновение мировой экономики и этапы ее развития.

35. Проблема экономической безопасности страны.

36. Измерение масштабов развития в мировой экономике. Проблема международных сопоставлений.

37. Структура и характеристика стран в мировой экономике: промышленно развитые и развивающиеся.

38. Характеристика экономического развития промышленно развитых стран. Основные национальные модели организации экономики промышленно развитых стран.

39. Характеристика экономики развивающихся стран.

40. Новые индустриальные страны: понятие, критерии выделения, модели развития.

41. Принципы деятельности международных экономических организаций и их типы

42. Всемирная торговая организация: цель задачи и основные направления деятельности.

43. Проблемы участия России в ВТО.

44. Региональные интеграционные объединения стран в мировой экономике.

45. Меркантилистская и классическая теории мировой торговли.

46. Факторная теория мировой торговли Э. Хекшера и Б. Олина.

47. Теории мировой торговли В. Леонтьева и Т. Рыбчинского.

48. Понятие внешнеторговой политики. Протекционизм и фритредерство.

49. Понятие таможенной пошлины и способы ее начисления. Виды таможенных пошлин.

50. Нетарифные протекционистские методы во внешней торговле.

51. Международная миграция труда: понятие, причины, направления и социально-экономические последствия.

52. Международная миграция капитала: понятие, причины, факторы, влияющие на нее. Целесообразность экспорта и импорта капитала.

53. Основные формы международной миграции капитала и их отличия.

54. Показатели международной миграции капитала. Инвестиционный климат.

55. Транснациональный капитал в современной мировой экономике.

56. Развитие международной валютной системы.

57. Характеристика Ямайской валютной системы и ее противоречия.

58. Проблема стабилизации валютных курсов.

59. Понятие валютного курса, виды, факторы, влияющие на него. Конвертируемость валют.

60. Глобальные проблемы мировой экономики. Глобализация и антиглобализм.

Задание: Обоснуйте правильность и ошибочность включения определенных стран и мировых регионов к указанную  группу

Группа  стран включена в «мировой конвейер» машиностроения, выполняет функции по сборке, ремонту машин и оборудования: сюда передаются традиционные и устаревшие технологии.

Контрольные вопросы к заданию:

Обоснуйте правильность и ошибочность включения определенных стран и мировых регионов к данную  группу ?

1.Третий мир-отсталые страны.

2.Индия и НИС.

3.Развивающиеся страны и СНГ.

4.Китай.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы контрольных заданий:

Контрольная работа 1.

Вариант 1:

1. Международное разделение труда, его формы и основные тенденции развития.

2. Основные подходы к пониманию управление персоналом, их значение и взаимосвязь.

Вариант 2:

1. Соотношение сельского и городского населения. Проблемы урбанизации в мировой экономике.

2. Мировая валютная система: тенденции развития в конце ХХ века.

Контрольная работа 2.

Вариант 1:

1. Основные тенденции научно-технического развития в ведущих развитых странах.

2. НТП как определяющий фактор развития промышленности в мировой экономике.

Вариант 2:

1. Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира.

2. Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 

Эссе

Задание: Прочитать монографию (Скидельски Р. Кейнс.Возвращение мастера. – М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. – 253 с.).

На основе прочитанной монографии написать эссе на темы:

1.Джон Мейнард Кейнс- выдающийся экономист ХХ века.  

2.Проанализируйте современное состояние экономической науки.

3.Определите наиболее важные проблемы современного экономического дискурса.

4.Представте политическую доктрину Кейнса.

5.Кейсианская революция: успех или провал.

6.Дайте характеристику экономического развития Европы и Азии.

Прочитать монографию (Чанг Ха-Джун  Как устроена экономика. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 304 с.

На основе прочитанной монографии написать эссе на темы:

1.Реальные условия деятельности мировой экономики.

2.Сравниете несколько экономических теорий  в рамках анализа проблем современной экономики.

3.Предложите набор инструментов для лучшего понимания современной экономики.  

4.Сравните тенденции современного состояния экономики США,Китая и Европы.

5.Дайте оценку описанных в работе главных проблем современной  экономики  

6.Определите взаимосвязи экономик Китая и США

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хасбулатов, Р.И.
Мировая экономика в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 689 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11204-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444736 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Хасбулатов, Р. И. 
Мировая экономика в 2 ч. Часть 2.: Учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 691 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11206-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444738 
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Поляков,  В. В.
Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавриата и специалитета / В. В. Поляков [и др.] ; под редакцией В. В. Полякова, Е. Н. Смирнова, Р. К. Щенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 363 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-00868-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431976 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Губина, М. А.
Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. А. Губина, А. Г. Коваль, З. С. Подоба, С. Ф. Сутырин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-9078-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433157
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
Дерен, В. И. 
Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 588 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09249-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427506
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный  сайт  организации   стран входящих  в  ЕврАЗес. - URL: www.evrazes.com
 
Э2
Образовательно-справочный сайт по экономике. - URL: www.economicus.ru

 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-209 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-213  Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.