(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.
ции
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1.Борьба за объединение Японии в XVI веке. Установление сегуната Токугава.
2.Социально-экономическое развитие Японии в эпоху Токугава ( XVII-XVIII вв.).
3.Внутренняя и внешняя политика сегуната.
4.Реставрация Мэйдзи.
5.Политические преобразования последней трети XIX в.
6.Социально-экономическое развитие Японии в XIX – начале XX вв.
7.Культура Японии периода сегуната.
8.Буддизм, синтоизм и конфуцианство в Японии.
9.Установление циньской династии в Китае.
10.Государственный строй Цинской империи в XVII–XIX вв.
11.Внутренняя и внешняя политика Китая в XVII–XVIII вв. .
12.Опиумные войны в Китае.
13.Восстание тайпинов 1850-1864 гг.
14.Движение за реформы в Китае в 1890-е гг. Кан Ю Вэй.
15.Восстание ихэтуаней ( боксеров 1898-1900 гг. ).
16.Сунь Ятсен – лидер китайского революционного движения.
17.Свержение монархии в Китае
18.Конфуцианство и даосизм.
19.Государственные культы в Китае. Gраво. Традиции и образ жизни.
21.Завоевание Бабуром северной Индии и возникновение Империя Великих Моголов.
22.Внутренняя и внешняя политика Империя Великих Моголов.
23.Причины распада империи Великих Моголов в XVIII в.
24.Войны Ост-Индской компании в XVIII – перв. полов. XIX вв.
25.Антиколониальное восстание 1857-1858 гг. в Индии и его итоги.
26.Индия в конце XIX – начале XX вв. Деятельность ИНК.
27.Англо-афганские войны в XIX веке.
28.Культура Индии периода Великих Моголов.
29.Основы индуистского учения, направления и боги.
30.Основные индуистские традиции и обряды.
31.Иран при Сефевидах.
32.Внутренняя и внешняя политика Надир-шаха и его приемников.
33.Иран в первой половине XIX века. Реформы Таги хана.
34.Восстание бабидов.
35.Иранская революция 1906-1911 гг.
36.Шиизм и суннизм в Иране XVI– начале XXвв.
37.Бехкаизм
38.Османская империя при султанах Селиме Явузе и Сулеймане Кануни.
39.Великолепная Порта в XVIII веке.
40.Танзимат в Турции.
41.Младотурецкая революция.
42.Традиции мусульманских народов.
43.Северная Африка.
44.Западная Африка.
45.Восточная Африка.
46.Южная Африка.
47.Религиозный фактор в развитии африканских территорий.
48.Начало крушения колониальной системы в Азии и Африки.
49.Китай в годы Первой мировой войны.
50.Национально-освободительное и советское движение в Китае в межвоенный период.
51.Китай в годы Второй мировой войны.
52.Япония в годы Первой мировой войны и послевоенный период.
53.Фашизация страны в 30-е г. г. ХХ в
54.Япония в конце 30-40 гг. XX в.
55.Индия в годы Первой мировой войны и послевоенный период. Мохандас Ганди.
56.Национально-освободительное движение в Индии 1925-1945 гг.
57.Участие индийцев на фронтах Второй мировой войны.
58.Афганистан в 20-40 гг XX вв.
59.Иран в 1914-1945 гг.
61.Арабские страны Северной Африки (Тунис, Ливия, Марокко, Алжир).
62.Национально-освободительная война Эфиопии против итальянских завоеваний.
63.Подготовка и участие колонии во Второй мировой войне.
64.Национально - буржуазная» революция и бразование Турецкой республики.
65.Внутренняя и внешняя политика Турецкой республики в 20-30 гг. XX в. Сближение Турции и фашисткой Германии
66.Турция в годы Второй мировой войны.
67.Япония в 1945-1970 гг.
68.Экономическое чудо в Японии.
69.Япония в конце XX – начале XXI вв.
70.Образование ДВР и начало войны в Индокитае.
71.Борьба народов Индокитая против американской агрессии в 1954—1973 г. г. Образование СРВ.
72.Народная революция 1945 г. и образование КНР.
73.Маоизм и становление китайского варианта социализма. Культурная революция и движение хунбейвинов.
74.Реформы Дэн Сяопина и экономические преобразования в конце XX в.
75.Превращения Китая в мировую сверхдержаву.
76.Истоки еврейско-арабского противостояния.
77.Арабо-израильские войны во второй половине XX в.
78.Палестинская проблема в конце XX в.
79.Движения “Моджахетдин ал-ислами” и Талибан в Афганистане.
80.Братья мусульмане на Ближнем Востоке.
81.Движение «Аль-Кайда» и Исламское государство Ирака и Леванта.
82.Индия после получения независимости. Индийско-пакистанские войны.
83.Внутренняя и внешняя политика Индии. Движение неприсоединения.
84.Индия в современном мире.
85.Развитие Афганистана во второй половине XX в.
86.Демократические и социалистические преобразования в государстве в 70-80 гг. XX в.
Темы рефератов:
1.Традиционное общество Китая в XVII- начале XX века.
2.Китай в период политики «самоусиления».
3.Генезис капитализма в Китае и его особенности.
4.Императрица Цыси: политический портрет.
5.Канн Ювэй – реформатор Китая. Политический портрет.
6.Традиционное сословное общество Японии в XVII - первой половине XIX в.
7.Японская деревня в новое время.
8.Сословие самураев в новое время.
9.Генезис японского капитализма и его особенности.
10.Культ императора в Японии.
11.Иранский просветитель Малькольм-хан.
12.Реформы Таги-хана в Иране.
13.Роль шиитского духовенства в Иране в новое время.
14.Реформы танзимата в Турции.
15.Роль армии в Османской империи.
16.Младотурецкая революция.
17.Английская Ост-Индская компания.
18.Голландская Ост-Индская компания.
19.Русско-китайские торговые отношения в XVIII — первой половине XIX вв.
20.Территориальное разграничение между Цинской и Российской империей.
21.Пекинская духовная миссия.
22.Оппозиционное движение в Китае в конце XIX в.
23.“Фрегат Паллада” Г.П.Гончарова: Восток середины XIX в. в описаниях русского путешественника.
24.Русские публицисты середины XIX в. о Китае.
25.Самураи в Токугавской Японии.
26.Крестьяне Токугавской Японии.
27.Портсмутский мирный договор 1905 г.
28.Привилегированные сословия в конфуцианских странах в новое время.
29.Городские сословия в традиционных конфуцианских обществах.
30.Становление японского парламентаризма.
31.Организация колониального управления Индией.
32.Русские публицисты середины XIX в. о британской колониальной политике в Индии.
33.Становление индийского национального движения.
34.Русско-индийские культурные связи в первой половине XIX в.
35.Россия и мусульманские княжества Индии в XIX — начале XX в.
36.Дипломатические связи России и Британской Индии в начале XX в.
37.Миссия А.С.Грибоедова в Иране.
39.Янычары в Османской империи.
40.Реформы Селима III.
41.Русско-турецкие отношения в начале XIX в.
42.Русско-турецкие отношения в 30-е гг. XIX в.
43.Официальные доктрины в политике Османской империи.
44.Религиозные меньшинства в мусульманских странах.
45.Политика Российской империи в Средней Азии в 60-70 гг. XIX в.
46.Присоединение казахских жузов к Российской империи.
47.Судебная политика Российской империи в Средней Азии.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами,
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.