2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся системных знаний в области информационно- цифровых технологий для решения педагогических задач в школьном образовании.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение компьютерных технологий, и их возможностей для совершенствования художественных способностей обучающихся;
1.4
внедрение информационных технологии как основы профессионального роста обучающегося в предметной области "Изобразительное искусство"
1.5
развитие навыков самообучения и непрерывного профессионального роста с помощью информационно-цифровых технологий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.2
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.3
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.4
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.5
Экономика
2.1.6
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.9
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.10
История изобразительного искусства РТ
2.1.11
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.12
Русский язык и культура речи
2.1.13
2.1.14
2.1.15
2.1.16
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.2
Организация внеучебной деятельности
2.2.3
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.4
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
Искусство национального костюма
2.2.6
Обработка конструкционных материалов
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Искусство современного костюма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрирует умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности и основные сферы использования современной компьютерной техники в области художественного образования;
3.1.2
основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
3.1.3
современные информационно-цифровые методики и компьютерные технологии для обеспечения учебно- воспитательного процесса;
3.1.4
способы осуществления обмена информацией с другими членами команды, презентаций результатов работы;
3.1.5
способы поиска информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
3.1.6
инструменты оценки планируемых результатов обучения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять информационные технологии для решения профессиональных изобразительно-творческих и технологических задач;
3.2.2
использовать информационные технологии для поиска информации, и оптимальной организации учебно- творческого процесса;
3.2.3
использовать дистанционные технологии в образовательном процессе;
3.2.4
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.2.5
разрабатывать программы развития универсальных учебных действий средствами дисциплин художественно- эстетического цикла, в том числе с применением ИКТ;
3.2.6
оценивать планируемые результаты обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения компьютерных технологий в педагогической деятельности;
3.3.2
навыками работы с информационно-цифровой средой в сфере художественного  образования;
3.3.3
навыками организации коллективной деятельности и общения с применением и нформационно-цифровых технологий;
3.3.4
информационно-технологическими методиками для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в школьном образовании;
3.3.5
навыками владения различными средствами информатизации учебно-воспитательного процесса;
3.3.6
опытом деятельности в использовании возможностей информационной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сущность и функции современных

мультимедиа систем и технологий

 
1.1
Классификация в области применения мультимедиа-технологий. Мультимедиа в художественном образовании. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э7 Э9

2
ОПК-2.3
7
0
 
1.2
Текст в мультимедиа-системах. Основное назначение текста и его параметры. Характеристики текстового потока. Гипертекст. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э7 Э9

1
ОПК-2.3
7
0
 
1.3
Физиологические основы восприятия цвета Физические основы цвета.Особенности восприятия цвета. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э7 Э9

1
ОПК-2.4
7
0
 
1.4
Изучение возможностей инструментов работы с цветом: Color,Method of Action,Color Hunt,Colorful Gradients,Adobe Color CC и др. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э7 Э9

10
УК-3.3
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.5
Векторнаяи растровая  графика. Многообразие форматов графических файлов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9

3
УК-3.3
7
0
 
1.6
Обзор форматов TIFF. JPEG. GIF.

PNG, WMF, PSD и др. Сетевые

графические форматы /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э7 Э9

2
УК-3.3
7
0
 
1.7
Работа с сетевыми графическими форматами.Изучение возможностей работы с различными графическими стандартами.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

4
УК-4.6
7
0
 
1.8
Компьютернаяграфика. Типы компьютерной графики. Понятие растра ипикселя. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

2
УК-4.6
7
0
 
1.9
Основы работы с растровой графикой /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

4
УК-4.6
7
0
 
1.10
Основные понятия звука. Форматы звуковых файлов.Возможность преобразования форматов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

1
ОПК-2.4
7
0
 
1.11
Работа со звуком. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

2
ОПК-2.4
7
0
 
1.12
Основные подходы. принципы и методы анимации.Анимаця в мультимедиа-системах. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

1
УК-3.3
7
0
 
1.13
Понятие мультимедиа-презентации. Основные типы презентаций.Инструментальные средства создания мультимедиа-презентаций. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э8 Э9

1
УК-4.6
7
0
 
1.14
Разработкамультимедиа-презентаций /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

2
ОПК-2.4
7
0
 
1.15
Назначение и применение Java Script.Основы синтаксиса Java Script.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

6
ОПК-2.4
7
0
 
1.16
Работа с цифровым видео. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

2
УК-3.3
7
0
 
1.17
Цифровое видео.Обработка видео.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

6
УК-3.3 УК-4.6
7
0
 
1.18
Основы работы с HTML и принципы сайтостроения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

4
УК-4.6
7
0
 
1.19
Язык HTML.Разработка HTML-страниц.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

6
ОПК-2.3
7
0
 
1.20
Разработкамультимедиа-проигрывателя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

4
ОПК-2.4
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.21
Основы работы c технологией Flash /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

4
ОПК-2.4
7
0
 
1.22
Создать небольшой интерактивный анимированный флеш-ролик или «флеш-урок» на

выбранную тему. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9

4
ОПК-2.4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для зачета:

1. Что такое Impress?

2. Назовите основные этапы создания мультимедийных презентаций.

3. Что такое слайд?

4. Что такое рабочее пространство?

5. Какие виды мультимедийного контента может включать в себя презентация?

6.Как создать многослойное изображение (коллаж), совмещающее несколько фрагментов других изображений;

7. Как создать файл gif-анимации;

8. Как создать рисунок текста с применением различных «эффектов;

9. Как создать изображение из примитивов;

10. Как создать шаблон кнопки для сайта и шаблон заголовка;

11. Как создать изображение, демонстрирующие применение различных фильтров и работу с маской.

12.Назовите основные этапы работы с цифровым звуком?

13. Что такое Audacity?

14. Что такое аудиодорожка?

15. Как разбить аудиофайл на несколько частей при помощи программы для обработки и монтажа аудиозаписей?

16. Как наложить одну аудиодорожку на другую?

17.Что такое Windows Movie Maker?

18. Как вставить статические сцены в фильм?

19. Как внедрить титры в фильм?

20. Как применить визуальные эффекты в фильме?

21. Как наложить звуковую дорожку на видеоряд?

22.то такое HTML?

23. Что такое JavaScript?

24. Что такое CSS?

25. Назовите основные раздели веб-страницы и их назначение?

26. Что такое тег, какие виды тегов Вы можете назвать?

27.Что такое символы во Flash MX?

28 Как настроить частоту кадров ролика?

29. Что делает метод Motion- tweening?

30. Что делает метод Shape-tweening?

31. Какие операции можно выполнять со сценами?

Контрольное задание:

Создать небольшой интерактивный анимированный флеш-ролик или «флеш-урок» на выбранную тему.

При этом должны выполняться следующие условия:

1. Продолжительность не менее 60 секунд;

2. Использовать не менее трех сцен;

3. Применить различные эффекты перемещения и трансформации;

4. Применить эффекты анимации к тексту;

5. Реализовать звуковое сопровождение и наличие альтернативных переходов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Рефераты:

1. Особенности содержания терминов: «Информационные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые технологии», «Современные информационные технологии», «Мультимедийные технологии», «Интерактивный режим обучения».

2. Этапы развития компьютерных технологий в системе образования.

3. Типы информационно-образовательных сред

4. Закрытые информационно-образовательные среды.

5. Открытые информационно-образовательные среды.

6. Методические цели использования компьютерных технологий в дополнительном образовании.

7. Принципы создания образовательного портала.

8. Методические цели использования программных средств учебного назначения.

9. Принципы построения компьютерных обучающих программ.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
10. Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения.

11. Основная задача и направления внедрения компьютерных технологий в обучении.

12. Виды дистанционного обучения и условия для его внедрения.

13. Основные требования, предъявляемые к обучающемуся при дистанционном обучении.

14. Типологические признаки информационных проектов.

15. Возможности глобальной сети Internet для современного образования.

16. Дидактические условия, необходимые для эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения.

17. Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий в образовании.

18. Понятие единой информационно-образовательной среды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лаврентьев А.Н.
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для СПО / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11512-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445451 : Учебник и практикум для вузов
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Черткова, Е. А. 
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437244: учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Черткова Е.А
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437244 
— М. : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
С. А. Синенко, В. А. Зиновьев
Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу "Компьютерные методы проектирования" / составители С. А. Синенко, В. А. Зиновьев. — Саратов : Вузовское образование, 2013. — 186 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/12807.html : Методические рекомендации 
Саратов : Вузовское образование, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Классификация и области применения мультимедиа приложений. studfiles.net [сайт]:-URL:https://studfiles.net/preview/2081557/page:21/ - Текст: электронный
 
Э2
Текстовая информация. Использование текста. Гипертекст. Потоки текстовой информации. Шрифт/Магеаобучалка  [сайт]:-URL:https://megaobuchalka.ru/6/32531.html - Текст: электронный
 
Э3
Физиология восприяия цвета человеком /studwood.ru [сайт]:-URL:https://studwood.ru/2046309/bzhd/fiziologiya_vospriyatiya_tsveta_chelovekom.- Текст: электронный
 
Э4
12 лучших инструментов для работы с цветом/Лайфхакер. -[сайт]:-URL:https://lifehacker.ru/12-tools-for-color/- Текст: электронный
 
Э5
Растровая и векторная графика/Дизайн и разработка сайтов:fotodizart.ru  -[сайт]:-URL:https://fotodizart.ru/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html- Текст: электронный
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Э6
Сетевые графические форматы/studbooks.net [сайт]:-URL:https://studbooks.net/2264537/informatika/setevye_graficheskie_formaty- Текст: электронный
 
Э7
Мультимедийные технологии в образоании/Инфоурок  -[сайт]:-URL:https://infourok.ru/material.html?mid=85142.- Текст: электронный
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э9
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям

Методические рекомендации для студентов

В результате изучения дисциплины «Компьютерные технологии в художественном образовании» студент должен иметь представление:

- об основных методах, способах и средствах получения, хранения, переработки информации;

- о способах и методах работы с информацией в глобальных компьютерных сетях Интернет;

- о современных информационных методиках и компьютерных технологиях для обеспечения высокого качества образования;

- о возможностях информационно-цифровой среды в сфере обеспечения оптимизации учебно-воспитательного процесса;

- о компьютерных программах, информационных технологиях, пспользуемых в художественном образовании.

Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к выполнению самостоятельных работ

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала для электронных разработок),

- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.

При выполнении самостоятельной работы (заданий) по дисциплине следует придерживаться следующих рекомендаций для создания компьютерных презентаций. Необходимо продумать последовательность разделов данного документа. Презентация должна состоять из двух обязательных компонентов: текстового документа, подготовленного с помощью текстового редактора MS Word, и слайд-фильма, подготовленного с помощью MS Power Point или Macromedia Flash. Работу следует начать с подготовки текста, под который подбираются различные иллюстративные материалы: рисунки, фотографии, диаграммы, музыкальные файлы и т.п. Если презентация будет использоваться в дальнейшем по частям, то необходимо  использовать гиперссылки. Таким образом, подчеркиваем, что презентация (или ее часть) может быть линейной (последовательный показ слайдов) или разветвленной. Важно не только начало презентации, но и ее окончание, где необходимо:

а) напомнить важные основные факты и аргументы, сделать выводы;

б) предоставить использованную литературу и другие источники.

Условно все используемые в презентации средства коммуникации можно разделить на три категории:

а) поясняющие (графики, схемы, фото, клипы),

б) подтверждающие (графики, таблицы, текст),

в) оказывающие воздействие (звук, цветовое оформление).

При создании учебной, тематической презентации не следует забывать, что коммуникационные средства (анимация, звук и т.п.) не являются самоцелью, они необходимы для усиления воздействия на аудиторию во время демонстрации презентации. В работе необходимо соблюдать основные правила использования средств коммуникации:

- слайд не должен быть перегружен текстом, информацией,

- в тексте не должно быть грамматических и синтаксических ошибок,

- изображение на слайде должно быть отчетливым и простым,

- при использовании видеоматериалов не затягивайте их демонстрацию, иначе снижается важность и сила воздействия всего остального,

- шрифт текста не должен быть очень мелким, очень крупным.

- старайтесь не дублировать в своем выступлении текст, представленный на слай-де.

При работе над цветовым решением презентации рекомендуется использовать толь-ко корректные цветовые схемы (не применяйте при оформлении слайдов более трех различных цветов). Исключение здесь можно сделать разве что для полутонов одного и того же цвета, применяемых, например, при контекстном выделении строк в информационных таблицах, да и то этим приемом лучше не увлекаться. Старайтесь использовать светлые, радостные сочетания цветов и избегайте мрачных.

Несколько вариантов сочетаний цветов текста и фона по мере ухудшения восприятия: - черный текст да белом фоне (отлично), - оранжевый текст на черном фоне (приемлемо, если крупный шрифт), - черный текст да пурпурном фоне (плохо), - зеленый текст на красном фоне (очень плохо).

Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания для выполнения контрольного задания к промежуточной аттестации

Для повышения эффективности контроля знаний студентов при изучении курса предполагается выполнение контрольного задания.

Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контроль-ных заданий отражает: способность студента логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобра-зительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою позицию.

Для выполнения контрольной работы студентам предлагается самостоятельно составить цикл заданий внеклассного мероприятия образовательной области «Искусство» (изобразительное искусство) для обучающихся  среднего школьного возраста.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:

– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.