Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.
/Ср/
Э2 Э4 Э9
2.Росписи Вологодской области.
3.Карельская роспись
4.С.-Петербургский район (Волховская, петербургская росписи).
/Ср/
Э1 Э7 Э8 Э9
1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)
2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)
Л/З № 2. Освоение двухфазного мазка в живописной манере росписей Русского Севера
1.Карельская (Петрозаводская) роспись
2.Волховская роспись (С.- Петербургский район).
/Пр/
Э7 Э9
Э9
Э7 Э10
Э3
Э11
Э4
Э3 Э10 Э11
Э2
Э11
Э7 Э10 Э11
Э3 Э4 Э7 Э10 Э11
Вопросы к экзамену:
Раздел 1. Художественная роспись по дереву в России и в Ближнем Зарубежье
1.Художественная роспись по дереву северных районов России.
2.Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири
3.Художественная роспись по дереву центральных районов России.
4.Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.
Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.
1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)
2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)
Раздел 3. Народные росписи Прикамья, Приуралья и Урала
1.Приуральский регион (Обвинская роспись Прикамья Пермской области, Краснокамская роспись игрушек, Вятская роспись Кировской области).
2. Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская).
Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья
1.Петриковская и Киевская роспись (Украина).
Раздел 5. Технология точечной росписи.
1.Закономерности декоративной композиции и цветовая палитра контурной росписи (орнаментально- композиционные построения, нюансная и контрастная роспись).
2.Особенности орнаментальной композиции в точечной росписи (точка, разметка поверхности.
3.Стилевые направления.
Раздел 6. Художественная обработка ткани
1.Художественная роспись ткани. Русская набойка.
2.Технология холодной росписи ткани
3.Технология горячего батика
4.Смешанная техника в батике
5.Узелковый батик.
6.Лоскутное шитьё. История возникновения лоскутной техники (Англия, Северная Америка, Россия). Квилт.
Раздел 7. Керамика
1. Виды керамики, разновидности
2.История
3.Керамика в России
4.Технология производства керамических изделий
5.Гончарное производство, материалы
6.Роспись керамических изделий.
7.Виды керамики. Основные промыслы.
8. Глиняная игрушка
9. Виды художественной обработки текстильных материалов (вышивка, роспись, кружево, аппликация, гобелен).
10.Вышивка, художественное ткачество (машинное, ручное).
11.Кружевоплетение. Способы плетения, места распространения.
12. Художественная роспись ткани.
13.Художественная обработка дерева. Основные виды и направления.
14 . Северные росписи по дереву.
Примерные темы контрольных заданий:
Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.
Задание 1. Изучение основных элементов северных росписей Архангельского и Вологодского края. Выполнение традиционных элементов графических росписей по отдельным областям северных районов России:
А) Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)
Б) Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)
В) Освоение двухфазного мазка в живописной манере росписей Русского Севера
-Волховская роспись (С.- Петербургский район).
Раздел 5. Технология точечной росписи.
Задание 2. Выполнение точечной росписи на изделии (керамика, дерево).
Раздел 6. Художественная обработка ткани.
Задание 3. Выполнение упражнений на создание различных эффектов в росписи ткани: "эфекта лепестка", "эффекта жилок", "дождевых капель".
Задание 4. Создание эскиза в цвете и шаблона росписи. Выполнение росписи ткани в технике "холодный" батик.
Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья.
Задание 1. Изучение выразительных возможностей Петриковской и Киевской росписи. Выполнение основных элементов росписи.
Задание 2. Выполнение эскиза композиции росписи изделия. Выполнение росписи на изделии (на выбор).
Раздел 5. Технология точечной росписи.
Задание 3. Выполнение (создание «жемчужин) на гладких и пористых поверхностях при помощи специальных красок и контуров
Задание 4. Составление конструктивно- линейного рисунка орнаментальной (декоративной) композиции для будущего изделия с выбором определённого стилевого направления (этнического, филигранного и т.д.).
Задание 5. Выбор цветовой гаммы и составление 2 эскизов в цвете (монохромной нюансной с плавным переходом и контрастной росписи)
Задание 6. Подготовка поверхности (грунтовка, разметка) и нанесение рисунка на изделие по выбору обучающегося.
Раздел 6. Художественная обработка ткани.
Задание 7. Практическое изучение русской набойки (работа с резервом, имитация русской набойки.
Задание 8. Выполнение эскиза орнаментальной композиции "пэчворка" с использованием традиционных узоров и техник -"соты", "гексагон", "квилт", "крейзи" и др.
Задание 9. Подготвка ткани, раскрой, пошив изделия в технике лоскутного шиться с использованием традиционных узоров и техник (панно).
Раздел 7. Керамика.
Задание 10. Выполнение эскиза глинянного изделия.
Задание 11. Изучение основных приёмов в лепке. Практическая работа по созданию лепного изделия (народная глиняная игрушка) с последующим обжиком, грунтовкой и росписью.
Темы рефератов:
1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.
2.Организационно-методические основы организации занятий по декоративно-прикладному творчеству в школе.
3.Исходные принципы при художественном конструировании.
4.Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве.
5.Орнамент. Виды и структура орнамента.
6.Резьба по дереву – как вид декоративно-прикладного творчества.
7.Виды резьбы по дереву.
8.Русская деревянная игрушка.
9.Русские художественные лаки.
10.Технология работы с соломой.
11.Технология лепки по мотивам народных игрушек.
12.Технология работы с бисером.
13.Пэчворк.
14.Бумажная пластика.
15.Макрамэ.
16.Работа с природными материалами.
17.Бисероплетение.
18.Искусство войлоковаляния.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.