2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Декоративно-прикладное искусство
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративно-прикладное искусство
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доц., Валиева Р.З.; _________________
 
 
Декоративно-прикладное искусство
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины:
1.2
сформировать у обучающихся систему знаний, умений и навыков в области использования средств выразительности декоративных техник и технологий при создании предметов декоративно-прикладного искусства , применения их возможностей в организации образовательной и выставочной среды;
1.3
формирование  навыков практического применения знаний о декоративных технологиях в профессиональной педагогической деятельности в образовательных учреждениях.
1.4
Задачи освоения дисциплины:
1.5
углубление знаний обучающихся, развитие их умений, навыков в декоративно-прикладной деятельности;
1.6
обучение использованию приемов декоративных технологий и средств выразительности декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности педагога в области изобразительного и декоративно прикладного искусства;
1.7
развитие у обучающихся профессиональных творческих умений;
1.8
ознакомиться с закономерностями и средствами композиции в декоративном искусстве,с основополагающими принципами формообразования предметно-пространственной   среды на современном этапе развития научно- технического прогресса и культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Композиция в живописи и графике
2.1.2
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.3
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.4
Технология обработки металла
2.1.5
Возрастная и педагогическая психология
2.1.6
Общая и социальная психология
2.1.7
История (история России, всеобщая история)
2.1.8
Концепции современного естествознания
2.1.9
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Художественная роспись
2.2.2
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.3
Курсовая по теории и методике преподавания технологии
2.2.4
Основы ландшафтного дизайна
2.2.5
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.6
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.7
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.8
История изобразительного искусства
2.2.9
Обработка конструкционных материалов
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
практические формы реализации произведений декоративно-прикладного искусства (технологию, инструменты и материалы);
3.1.2
закономерности построения декоративной композиции в народном декоративно-прикладном искусстве;
3.1.3
современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве (применение различных новых способов декорирования предметов декоративно-прикладного искусства, использование интерактивных технологий в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства);
3.1.4
принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения своего творческого замысла;
3.1.5
основные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства России и Ближнего Зарубежья;
3.1.6
способы применения элементов декоративно-прикладного искусства на практике;
3.1.7
выразительные средства и спектр их применения в различных видах ДПИ;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания о  декоративно-прикладном искусстве в  практической работе, в  курсовых работах и проектах, а также  и  в профессиональной деятельности (умение применять знания на практике, вводить элементы ДПИ в учебное содержание предметов художественного цикла в школе);
3.2.2
использовать знания для дальнейшей разработки оригинальных  авторских проектов (в том числе в итоговой выпускной квалификационной работе) с содержанием декоративно-прикладного искусства;
3.2.3
способствовать формированию у обучающихся школ творческого воображения, образного мышления, воспитанию у них художественно-эстетической культуры и художественного вкуса  средствами декоративного искусства;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
техническими навыками владения различных видов  ДПИ, использования технологических особенностей изготовления изделий декоративно-прикладного искусства (профессионального и народного);
3.3.2
навыками использования  композиционных закономерностей, декоративных возможностей,  художественно- образной целостности формы, стилевой общности; в  национальном декоративно-прикладном искусстве (виды, специфические особенности, область применения, центры народных промыслов в регионе и т.д.), а также о декоративно-прикладном искусстве зарубежных стран.
3.3.3
навыками в передаче художественного опыта в образовательном учреждении.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Художественная роспись по дереву в России и в Ближнем Зарубежье

 
1.1
Художественная роспись по дереву северных районов России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-8.1
4
0
 
1.2
Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ОПК-8.1
4
0
 
1.3
Художественная роспись по дереву центральных районов России.

Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э4 Э9

10
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.

 
2.1
Самостоятельное изучение раздела:    1.Росписи Архангельской области

2.Росписи Вологодской области.

3.Карельская роспись

4.С.-Петербургский район (Волховская, петербургская росписи).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э7 Э8 Э9

20
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.2
Изучение основных элементов северных росписей Архангельского и Вологодского края.Выполнение традиционных элементов графических росписей по отдельным областям северных районов России

1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)

2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)

Л/З № 2. Освоение двухфазного мазка в живописной  манере росписей Русского Севера

1.Карельская (Петрозаводская) роспись

2.Волховская роспись (С.- Петербургский район).

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7 Э9

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
2.3
Выполнение эскиза росписи изделия в традициях русского Севера. Роспись изделия. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э9

10
ОПК-8.1 ОПК-8.3
4
0
 
 
Раздел 3. Народные росписи Прикамья, Приуралья и Урала

 
3.1
Самостоятельное изучение раздела:  Приуральский регион (Обвинская роспись Прикамья Пермской области, Краснокамская роспись игрушек, Вятская роспись Кировской области). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7 Э10

10
ОПК-8.1
4
0
 
3.2
Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

10
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 4. Технология точечной росписи. 

 
4.1
Выполнение точечной росписи на изделии (керамика, дерево) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э11

6
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 5. Керамика

 
5.1
История развития гончарного искусства. Виды керамики и ее разновидности. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
5.2
Самостоятельное изучение раздела:           Керамика в России                    Технология производства керамических изделий Гончарное производство, материалы          Роспись керамических изделий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э3 Э10 Э11

6
ОПК-8.1
4
0
 
5.3
Выполнение эскиза глинянного изделия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э2

6
ОПК-8.1 ОПК-8.3
4
0
 
5.4
Изучение основных приёмов в лепке /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
5.5
Практическая работа по созданию лепного изделия (народная глиняная игрушка) с последующим обжиком, грунтовкой и росписью. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э11

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
5.6
Проект изделия ДПИ:                   1.Выбор изделия                         2.Ход работы                       3.Технология                      4.Обоснование                                5.Контроль качества /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э7 Э10 Э11

19
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
5.7
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4 Э7 Э10 Э11

9
ОПК-8.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

Раздел 1. Художественная роспись по дереву в России и в Ближнем Зарубежье

1.Художественная роспись по дереву северных районов России.

2.Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири

3.Художественная роспись по дереву центральных районов России.

4.Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.

Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.

1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)

2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)

Раздел 3. Народные росписи Прикамья, Приуралья и Урала

1.Приуральский регион (Обвинская роспись Прикамья Пермской области, Краснокамская роспись игрушек, Вятская роспись Кировской области).

2. Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская).

Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья

1.Петриковская и Киевская роспись (Украина).

Раздел 5. Технология точечной росписи.

1.Закономерности декоративной композиции и цветовая палитра контурной росписи (орнаментально- композиционные построения, нюансная и контрастная роспись).

2.Особенности орнаментальной композиции в точечной росписи (точка, разметка поверхности.

3.Стилевые направления.

Раздел 6. Художественная обработка ткани

1.Художественная роспись ткани. Русская набойка.

2.Технология холодной росписи ткани

3.Технология горячего батика

4.Смешанная техника в батике           

5.Узелковый батик.

6.Лоскутное шитьё. История возникновения лоскутной техники (Англия, Северная Америка, Россия). Квилт.                   

Раздел 7. Керамика

1. Виды керамики, разновидности

2.История                     

3.Керамика в России        

4.Технология производства керамических изделий

5.Гончарное производство, материалы

6.Роспись керамических изделий.

7.Виды керамики. Основные промыслы.

8. Глиняная игрушка

9. Виды художественной обработки текстильных материалов (вышивка, роспись, кружево, аппликация, гобелен).  

10.Вышивка, художественное ткачество (машинное, ручное).  

11.Кружевоплетение. Способы плетения, места распространения.             

12. Художественная роспись ткани.  

13.Художественная обработка дерева. Основные виды и направления.

14 . Северные росписи по дереву.

Примерные темы контрольных заданий:

Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.

Задание 1. Изучение основных элементов северных росписей Архангельского и Вологодского края. Выполнение традиционных элементов графических росписей по отдельным областям северных районов России:

А) Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)

Б) Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)

В) Освоение двухфазного мазка в живописной манере росписей Русского Севера

 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
-Карельская (Петрозаводская) роспись

-Волховская роспись (С.- Петербургский район).

Раздел 5. Технология точечной росписи.

Задание 2. Выполнение точечной росписи на изделии (керамика, дерево).

Раздел 6. Художественная обработка ткани.

Задание 3. Выполнение упражнений на создание различных эффектов в росписи ткани: "эфекта лепестка", "эффекта жилок", "дождевых капель".

Задание 4. Создание эскиза в цвете и шаблона росписи. Выполнение росписи ткани в технике "холодный" батик.

Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья.

Задание 1. Изучение выразительных возможностей Петриковской и Киевской росписи. Выполнение основных элементов росписи.

Задание 2. Выполнение эскиза композиции росписи изделия. Выполнение росписи на изделии (на выбор).

Раздел 5. Технология точечной росписи.

Задание 3. Выполнение (создание «жемчужин) на гладких и пористых поверхностях при помощи специальных красок и контуров

Задание 4. Составление конструктивно- линейного рисунка орнаментальной (декоративной) композиции для будущего изделия с выбором определённого стилевого направления (этнического, филигранного и т.д.).

Задание 5. Выбор цветовой гаммы и составление 2 эскизов в цвете (монохромной нюансной с плавным переходом и контрастной росписи)

Задание 6. Подготовка поверхности (грунтовка, разметка) и нанесение рисунка на изделие по выбору обучающегося.

Раздел 6. Художественная обработка ткани.

Задание 7. Практическое изучение русской набойки (работа с резервом, имитация русской набойки.

Задание 8. Выполнение эскиза орнаментальной композиции "пэчворка" с использованием традиционных узоров и техник -"соты", "гексагон", "квилт", "крейзи" и др.

Задание 9. Подготвка ткани, раскрой, пошив изделия в технике лоскутного шиться  с использованием традиционных узоров и техник (панно).

Раздел 7. Керамика.

Задание 10. Выполнение эскиза глинянного изделия.

Задание 11. Изучение основных приёмов в лепке. Практическая работа по созданию лепного изделия (народная глиняная игрушка) с последующим обжиком, грунтовкой и росписью. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.

2.Организационно-методические основы организации занятий по декоративно-прикладному творчеству в школе.

3.Исходные принципы при художественном конструировании.

4.Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве.

5.Орнамент. Виды и структура орнамента.

6.Резьба по дереву – как вид декоративно-прикладного творчества.

7.Виды резьбы по дереву.

8.Русская деревянная игрушка.

9.Русские художественные лаки.

10.Технология работы с соломой.

11.Технология лепки по мотивам народных игрушек.

12.Технология работы с бисером.

13.Пэчворк.

14.Бумажная пластика.

15.Макрамэ.

16.Работа с природными материалами.

17.Бисероплетение.

18.Искусство войлоковаляния.                       

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, М. В,  Соколова М.С.
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / М.В. Соколов, М. С. Соколова  - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017 -467 с. -  — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.htm : учебное пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л1.2
Шауро, Г. Ф., Л. О. Малахова
Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство : учебное пособие /Г.Ф. Шауро, Л.О. Малахова -Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО) - ISBN 978-985-503-539-9//URL: http://www.iprbookshop.ru/67663.html : учебное пособие
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО, 2015
 
Л1.3
Ткаченко, А. В
Художественная керамика: учебное пособие /А.В. Ткаченко -Москва:Издательство Юрайт, 2019 - 234 с. - ISBN 978-5-8154-0313-0 URL: https://biblio-online.ru/viewer/hudozhestvennaya-keramika-444724?share_image_id=#page/1 :  учеб. пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Соколов М.В.
Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие /М.В. Соколов - М.: Владос, 2013 -399 с. - ISBN 978-5-691-01930-2URL: http://www.iprbookshop.ru/18510 : учебное посоие
М.: Владос, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Борецкая роспись [сайт]- URL:http://www.artscroll.ru/page.php?id=3424 
 
Э2
Декоративно-прикладное искусство и образование. Эл. журнал: [сайт]- URL:http://dpio.ru/arxiv/v1/v2_3.htm 
 
Э3
Декоративно-прикладное искусство России  : [сайт]- URL:http://bnr.narod.ru/cat/cat_1.html  
 
Э4
Искусство /Период.  издание   : [сайт]- URL:http://art.1september.ru/index.php 
 
Э5
Кемеровская роспись. Ярмарка мастеров: [сайт]- URL:http://www.livemaster.ru/topic/104594-kak-rozhdaetsya-shkatulka-ili-o-tom-kak-ya-risuyu-romashki-i-vasilki 
 
Э6
Основные элементы народной росписи. Азбука народной росписи:  : [сайт]- URL:http://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post242287460
 
Э7
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru 
 
Э8
Уфтюжская роспись. culture-art : [сайт]- URL:https://culture-art.ru/%D1%83%D1%84%D1%82%D1%8E%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/ 
 
Э9
Виды росписей Архангельской области. Студенческая библиотека онлайн : [сайт]- URL:https://studbooks.net/1034721/kulturologiya/vidy_rospisey_arhangelskoy_oblasti
 
Э10
Эл. журнал « Наука и  жизнь»  - Декоративно-прикладное искусство: [сайт]- URL:  http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39229/
 
Э11
Электронный каталог «Орнамент всех времён и народов» (СайтJettyART)  : [сайт]- URL:http://jettyart.ucoz.ru/index/ornamenty_vsekh_vremen_i_narodov/0-9
 
Э12
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - : [сайт]-  URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э13
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - : [сайт]-  URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.