2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Проектирование образовательных программ профессионального образования_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование образовательных программ профессионального образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.Н., доц., Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Проектирование образовательных программ профессионального образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие у обучающихся  компетентности в области проектирования основных и дополнительных образовательных программ и научно-методического обеспечения их реализации.
1.2
Задачи освоения дисциплины:  
1.3
- формирование у обучающихся знаний в области проектирования профессиональных образовательных программ;
1.4
- формирование у обучающихся способности разрабатывать учебные программы дисциплин, профессиональных модулей, программ практик;
1.5
- формирование у обучающихся  готовности использовать принципы проектного подхода при разработке образовательных программ.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
 
ОПК-2.1: Знает: содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
 
ОПК-2.2: Умеет: учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП
 
ОПК-2.3: Владеет: опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.1: Знает: педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
 
ОПК-7.2: Умеет: использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
 
ОПК-7.3: Владеет: технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования образовательных программ
3.1.2
сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся
3.1.3
сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции
3.1.4
особенности проектной деятельности по разработке образовательных программ, способы проектной деятельности в образовании
3.1.5
педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса
3.1.6
методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.2.1
применять основные нормативные документы,необходимые для проектирования образовательных программ
3.2.2
учитывать различные контексты, в которых протекает процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании образовательных программ
3.2.3
использовать методы педагогической диагностики
3.2.4
осуществлять проектную деятельность по разработке образовательных программ; проектировать отдельные структурные компоненты
3.2.5
выявлять различные контексты в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации
3.2.6
использовать методы диагностики учащихся на практике
3.2.7
использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов
3.2.8
составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы
3.2.9
 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации
3.3.2
опытом использования методов диагностики особенностей учащихся на практике
3.3.3
способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
3.3.4
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся
3.3.5
приемами индивидуального подхода  к разным участникам образовательных отношений.
3.3.6
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Проектирование образовательного процесса

 
1.1
Профессиональная образовательная программа: нормативно-правовые основы проектирования /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-2.1
1
0
 
1.2
Требования ФГОС к разработке профессиональных образовательных программ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
ОПК-2.1
1
0
 
1.3
Сущность педагогического проектирования. Цели и ожидаемые результаты.Проектирование содержания образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
 
1.4
Примерная основная профессиональная образовательная программа. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ОПК-2.1
1
0
 
1.5
Типы образовательных программ: Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э4

6
ОПК-2.1
1
0
 
1.6
Программы профессиональной переподготовки. Способы реализации. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
 
1.7
Программы повышения квалификации /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
 
1.8
Структура образовательной программы профессионального образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1
1
0
 
1.9
Программы учебных дисциплин и их проектирование. Требования к разработке /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

6
ОПК-2.1
1
0
 
1.10
Программы профессиональных модулей и их проектирование /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ОПК-2.1
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
1.11
Программы практик и их проектирование. Учебная и производственная практика /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2
1
0
 
 
Раздел 2. Проектирование условий и средств реализации образовательных программ

 
2.1
Организационно-педагогические условия обеспечения образовательного процесса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2
1
0
 
2.2
Организационно-методические условия обеспечения образовательного процесса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-7.2
1
0
 
2.3
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-7.2
1
0
 
2.4
Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-7.1
1
0
 
2.5
Образовательная среда и средства обучения /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.6
Проектирование образовательных программ /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-2.1
1
0
 
2.7
Инновационные подходы, требования к содержанию и проектированию образовательных программ  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-7.1
1
0
 
2.8
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2

6
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.9
Научно-методическое и нормативные процедуры контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2

4
ОПК-2.1
1
0
 
2.10
Педагогические основы взаимодействия с субъектами образовательного процесса. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2

3
ОПК-2.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену.

1. Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования.

2. Типы, структура профессиональных образовательных программ..

3. Основные структурные компоненты профессиональной образовательной программы.

4. Профессиональная образовательная программа: нормативно-правовые основы проектирования.

5. Научно-методическое сопровождение.

6. Требования ФГОС к разработке профессиональных образовательных программ.

7. Сущность педагогического проектирования. Цели и ожидаемые результаты. Проектирование содержания образования.

8. Инновационные методы и технологии проектирования образовательной  среды .

9. Этапы разработки и реализации профессиональной образовательной программы.

10. Типы образовательных программ: Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования.

11. Программы профессиональной переподготовки. Способы реализации.

12. Структура образовательной программы профессионального образования.

13. Программы учебных дисциплин и их проектирование. Требования к разработке.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
14. Программы профессиональных модулей и их проектирование.

15. Программы практик и их проектирование. Учебная и производственная практика.

16. Организационно-педагогические условияобеспечения образовательного процесса.

17. Организационно-методические условия обеспечения образовательного процесса.

18. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

19. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.

20. Образовательная среда и средства обучения.

21. Проектирование образовательных программ.

22. Инновационные подходы, требования к содержанию и проектированию образовательных программ.

23. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

24. Научно-методическое и нормативные процедуры контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ.

25. Педагогические основы взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

 
5.2. Темы письменных работ
Задание: подготовить реферать на одну из предложенных тем:

Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования.

2. Типы, структура профессиональных образовательных программ..

3. Основные структурные компоненты профессиональной образовательной программы.

4. Профессиональная образовательная программа: нормативно-правовые основы проектирования.

5. Научно-методическое сопровождение.

6. Требования ФГОС к разработке профессиональных образовательных программ.

7. Сущность педагогического проектирования. Цели и ожидаемые результаты. Проектирование содержания образования.

8. Инновационные методы и технологии проектирования образовательной  среды .

9. Этапы разработки и реализации профессиональной образовательной программы.

10. Типы образовательных программ: Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования.

11. Программы профессиональной переподготовки. Способы реализации.

12. Структура образовательной программы профессионального образования.

13. Программы учебных дисциплин и их проектирование. Требования к разработке.

14. Программы профессиональных модулей и их проектирование.

15. Программы практик и их проектирование. Учебная и производственная практика.

16. Организационно-педагогические условияобеспечения образовательного процесса.

17. Организационно-методические условия обеспечения образовательного процесса.

18. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

19. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.

20. Образовательная среда и средства обучения.

21. Проектирование образовательных программ.

22. Инновационные подходы, требования к содержанию и проектированию образовательных программ.

23. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

24. Научно-методическое и нормативные процедуры контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ.

25. Педагогические основы взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Задание: подготовить рабочую программу профессионального модуля.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов, В.И.
Образовательный процесс в профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00080-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492378: учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Блинов, В.И.
Педагогика 2. 0. Организация учебной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14773-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497174 : учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
Л2.2
Москвин, С. Н.
Управление проектами в сфере образования : учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11817-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496072: учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Валиева, Р. З.
Учебно-методическое пособие по освоению дисциплин (модулей) по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)и 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] / Авторы-составители Р. З. Валиева, М. М. Гумерова, Т. А. Магсумов, И. Н. Федекин, Ф. В. Хазратова, Н. Г. Хакимова .— Красноярск : Научно-инновационный центр, 2020 .— 360 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/УМП по освоению дисциплин (модулей)_Пед образование-магистратура _Образование и пед науки_подготовка кадров высш квалиф_руковод кол. И.Н. Федекин.pdf>.
Красноярск :  Научно-Инновационный  центр, 2020.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российское образование: федеральный образовательный портал URL: http://www.edu.ru/
 
Э2
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок URL: https://infourok.ru/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus. – Текст: электронный.
 
Э4
КонсультантПлюс. Справочная правовая система: http://www.consultant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение проектного задания.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор выполненного проекного задания (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.