Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к экзамену
1.Предмет, задачи и методы физиологии ВНД.
2.Структурная организация мозга.
3.Учение о доминанте Ухтомского.
4.Основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова.
5.Безусловные рефлексы и их классификации.
6.Правила образования условных рефлексов.
7.Свойства и признаки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов.
8.Классификации условных рефлексов.
10.Внутреннее торможение условных рефлексов и его характеристики.
11.Понятие о функциональных состояниях. Индикаторы функционального состояния.
12.Континуум функциональных состояний. Физиологические основы сна.
13.Психофизиология и механизмы, состояние спокойного и активного бодрствования.
14.Регуляция функционального состояния.
15.Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.
16.Понятие о мотивации и её физиологических основах.
17.Эмоциональное состояние школьников. Структурная основа эмоции.
18.Кодирование сенсорной информации в нервной системе.
19.Системная организация зрительного восприятия.
20.Внимание, его основные свойства, структурно-функциональная организация внимания.
21.Психофизиология памяти. Виды и структурная организация памяти.
22.Психофизиология речи (функции, мозговая организация). Речевые функции полушарий.
23.Понятие о голосовом аппарате. Развитие речевой функции в онтогенезе. Критические периоды становления речевой функции.
24.Понятие о сенсорной и моторной речи. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности.
25.Мышление и его физиологические основы. Вербальный и невербальный интеллект.
26.Психофизиология научения.
27.Психофизиологические аспекты адаптации к школе.
28.Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года.
29.Типы работоспособности, их физиологические основы.
30.Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.
31.Общие принципы работы анализаторов.
32.Физиология зрительной сенсорной системы. Рецепторный аппарат. Строение сетчатки. Световая и темновая адаптация.
33.Функции зрительного анализатора (рефракция, острота зрения, зрачковый рефлекс, аккомодация, цветовое зрение).
34.Строение и функции слуховой сенсорной системы. Биноуральный слух.
35.Строение и функции вестибулярной сенсорной системы.
36.Строение и функции двигательной и кожной сенсорной системы.
37.Строение и функции обонятельной сенсорной системы.
Тематика рефератов с презентацией
1. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.
2. Нарушения речи. Тактика педагога по отношению к ребенку, имеющему нарушения речи.
3. Развитие речи и мышления.
4. Глухота, ее виды и причины.
5. Невербальное общение. Развитие коммуникативной функции в процессе эволюции живых организмов.
6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
7. Специфика человеческой деятельности.
8. Виды и свойства восприятия.
9. Физиологические основы внимания.
10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.
12. Развитие воображения.
13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.
14. Физиологические основы мотивации и эмоций.
15. Проблема нормы и патологии в развитии личности.
16. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
17. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
18. Формирование характера человека.
19. Основные направления и пути развития воли.
20. Роль нервной системы в развитии психики.
21. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
22. Значение знаний о типологических особенностях ВНД. Тактика педагога по отношению к детям с разными типологическими особенностями ВНД
23. Проблема левшей. Тактика педагога по отношению к ребенку левше.
24. Психологические последствия компьютеризации.
25. Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.
26. Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.
27. Изменение процессов ВНД человека под влиянием физической нагрузки, температуры, интеллектуального и эмоционального напряжения, особенностей диеты, нейролептиков, алкоголя и наркотиков, транквилизаторов и т.д.
28. Нарушения ВНД человека. Неврозы и невротические реакции. Виды неврозов: неврастения, психастения, невроз навязчивых состояний, истерия. Причины возникновения неврозов.
29. Проявления неврозов: вегетативный, соматический и эмоциональный компоненты. Типологические особенности ВНД и вероятность развития неврозов. Тактика педагога по отношению к ребенку, страдающему неврозом.
30. Управление поведением и эмоциональным состоянием как функция психической деятельности.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.