2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Физиология ВНД и сенсорных систем_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология ВНД и сенсорных систем
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Физиология ВНД и сенсорных систем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: раскрыть основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности,для учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебном процессе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с различными формами индивидуального приспособления к изменяющимся внешним условиям, филогенетическим и онтогенетическим развитием условно-рефлекторной деятельности, теорией функциональных систем, разработанной Анохиным П.К.;
1.4
ознакомить обучающихся с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций,
1.5
ознакомить обучающихся с вопросами анализа и синтеза в высшей нервной деятельности, проблемами типов темперамента, соотношением генотипа и фенотипа;
1.6
изучить биологические и социальные предпосылки в развитии поведения и психики ребенка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Физиология ВНД и сенсорных систем" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета  "Биология" на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
Логопедические технологии
2.2.3
Логопедия (Дизартрия)
2.2.4
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.5
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.2.6
Невропатология
2.2.7
Специальная психология
2.2.8
Техника речи
2.2.9
Формы логопедической работы
2.2.10
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.11
Курсовая работа по модулю 6
2.2.12
Логопедическая ритмика
2.2.13
Логопедия (Ринолалия)
2.2.14
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.15
Планирование логопедической работы
2.2.16
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.17
Психопатология
2.2.18
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.19
Курсовая работа по модулю 7
2.2.20
Логопедия (Алалия)
2.2.21
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.22
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.23
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.24
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.25
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.26
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.27
Психолингвистика
2.2.28
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.29
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.30
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.31
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.32
Производственная преддипломная практика
2.2.33
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.34
Специальная методика преподавания математики
2.2.35
Логопсихология
2.2.36
Основы языкознания
2.2.37
Онтогенез речевой деятельности
2.2.38
Основы генетики
2.2.39
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.40
Речевые игры
2.2.41
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
психофизические особенности обучающихся;
 
возрастняе особенности обучающихся;
 
индивидуальные образовательные  потребности обучающихся;
 
 
Уметь:
 
осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических особенностей обучающихся;
 
осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом  возрастных особенностей обучающихся;
 
осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом индивидуальных образовательных  потребностией обучающихся;
 
 
Владеть:
 
методами  образовательно-коррекционной деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся;
 
методами  образовательно-коррекционной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;
 
методами  образовательно-коррекционной деятельности с учетом индивидуальных образовательных  потребностией обучающихся;
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
причины "школьных трудностей";
 
содержание образовательно-коррекционной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
 
методы образовательно-коррекционной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Уметь:
 
планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структруры нарушения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
планировать образовательно-коррекционную работу с учетом актуального состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
планировать образовательно-коррекционную работу с учетом потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Владеть:
 
методами образовательно-коррекционной  работы с учетом структруры нарушения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
методами образовательно-коррекционной  работы с учетом актуального состояния  лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
методами образовательно-коррекционной  работы с учетом потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
 
нейрофизиологические механизмы психики.
 
 
Уметь:
 
диагностировать основные свойства нервной системы;
 
проводить психолого-педагогическое обследование лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
анализировать результаты комплексного медидко-психолого-педагогического обследование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Владеть:
 
навыками организации  исследования психической деятельности человека;
 
навыками  психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
анализом  результатов комплексного медидко-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
3.1.2
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
3.1.3
системы и методы физиологического изучения мозга;
3.1.4
рефлекторную деятельность мозга;
3.1.5
нейрофизиологические механизмы психики;
3.1.6
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
3.1.7
методы оценки свойств нервной системы;
3.1.8
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
3.1.9
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
3.1.10
причины "школьных трудностей".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать основные свойства нервной системы;
3.2.2
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
3.2.3
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
3.2.4
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
3.2.5
оценивать адекватность методов обучения;
3.2.6
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методиками изучения основных свойств нервной системы, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, утомляемости и работоспособности, методиками диагностики самочувствия и настроения, определения функциональной асимметрии мозга,  стрессоустойчивости;
3.3.2
навыками организации  исследования психической деятельности человека.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Функциональная организация мозга 

 
1.1
История развития взглядов на высшую нервную деятельность.Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
1.2
Становление центральной нервной системы. Созревание корковых зон больших полушарий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Раздел 2. Наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения 

 
2.1
Рефлексы и их классификации. Механизм выработки условного рефлекса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.2
Поведенческий акт по П.К. Анохину /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.3
Исследование безусловных рефлексов у человека /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.4
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.5
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.6
Адаптивные биологические ритмы человека и их роль во временной организации жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.7
Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
2.8
Понятие о функциональном состоянии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
 
Раздел 3. Высшие психические функции

 
3.1
Память. Виды памяти. Мотивация как активное состояние поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
3.2
Эмоции: основные компоненты эмоций, функции  и классификация  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
3.3
Внимание: характеристики,виды, основные свойства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
3.4
Изучение особенностей восприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.5
Исследование индивидуальных особенностей памяти /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
3.6
Биологические потребности человека и их отличие от животных. Социальные и духовные потребности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
3.7
Сон: теории сна, стадии и их характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
 
Раздел 4. Особенности ВНД человека 

 
4.1
Коммуникативное поведение. Речевая функция, ее значение и нейрофизиологическое обеспечение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.2
Функциональная асимметрия мозга и мышления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.3
Сознание. Теории сознания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.4
Методика определения функциональной асимметрии мозга /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.5
Методики диагностики самочувствия и настроения  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.6
Исследование утомляемости и работоспособности  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.7
Развитие речевой функции в онтогенезе. Критические периоды становления речевой функции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.8
Определение величины адаптационного потенциала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.9
Психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4.10
Вербальный и невербальный интеллект /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
4.11
Особенности функционального состояния мозга младших школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
 
Раздел 5. Общая и частная физиология сенсорных систем 

 
5.1
Механизмы переработки информации в сенсорных системах. Физиология зрительной и вкусовой сенсорных систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.2
Физиология зрительного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.3
Физиология тактильного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.4
Физиология слухового и вестибулярного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.5
Физиология вкусового анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.6
Физиология вестибулярной и слуховой сенсорных систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.7
Физиология двигательной, кожной, обонятельной сенсорных систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5.8
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-3 ПК-3 ПК-5
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Предмет, задачи и методы физиологии ВНД.

2.Структурная организация мозга.

3.Учение о доминанте Ухтомского.

4.Основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова.

5.Безусловные рефлексы и их классификации.

6.Правила образования условных рефлексов.

7.Свойства и признаки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов.

8.Классификации условных рефлексов.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
9.Внешнее торможение условных рефлексов и его характеристики.

10.Внутреннее торможение условных рефлексов и его характеристики.

11.Понятие о функциональных состояниях. Индикаторы функционального состояния.

12.Континуум функциональных состояний. Физиологические основы сна.

13.Психофизиология и механизмы, состояние спокойного и активного бодрствования.

14.Регуляция функционального состояния.

15.Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.

16.Понятие о мотивации и её физиологических основах.

17.Эмоциональное состояние школьников. Структурная основа эмоции.

18.Кодирование сенсорной информации в нервной системе.

19.Системная организация зрительного восприятия.

20.Внимание, его основные свойства, структурно-функциональная организация внимания.

21.Психофизиология памяти. Виды и структурная организация памяти.

22.Психофизиология речи (функции, мозговая организация). Речевые функции полушарий.

23.Понятие о голосовом аппарате. Развитие речевой функции в онтогенезе. Критические периоды становления речевой функции.

24.Понятие о сенсорной и моторной речи. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности.

25.Мышление и его физиологические основы. Вербальный и невербальный интеллект.

26.Психофизиология научения.

27.Психофизиологические аспекты адаптации к школе.

28.Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года.

29.Типы работоспособности, их физиологические основы.

30.Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.

31.Общие принципы работы анализаторов.

32.Физиология зрительной сенсорной системы. Рецепторный аппарат. Строение сетчатки. Световая и темновая адаптация.

33.Функции зрительного анализатора (рефракция, острота зрения, зрачковый рефлекс, аккомодация, цветовое зрение).

34.Строение и функции слуховой сенсорной системы. Биноуральный слух.

35.Строение и функции вестибулярной сенсорной системы.

36.Строение и функции двигательной и кожной сенсорной системы.

37.Строение и функции обонятельной сенсорной системы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.

2. Нарушения речи. Тактика педагога по отношению к ребенку, имеющему нарушения речи.

3. Развитие речи и мышления.

4. Глухота, ее виды и причины.

5. Невербальное общение. Развитие коммуникативной функции в процессе эволюции живых организмов.

6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Специфика человеческой деятельности.

8. Виды и свойства восприятия.

9. Физиологические основы внимания.

10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

12. Развитие воображения.

13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.

14. Физиологические основы мотивации и эмоций.

15. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

16. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

17. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

18. Формирование характера человека.

19. Основные направления и пути развития воли.

20. Роль нервной системы в развитии психики.

21. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

22. Значение знаний о типологических особенностях ВНД. Тактика педагога по отношению к детям с разными типологическими особенностями ВНД

23. Проблема левшей. Тактика педагога по отношению к ребенку левше.

24. Психологические последствия компьютеризации.

25. Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.

26. Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.

27. Изменение процессов ВНД человека под влиянием физической нагрузки, температуры, интеллектуального и эмоционального напряжения, особенностей диеты, нейролептиков, алкоголя и наркотиков, транквилизаторов и т.д.

28. Нарушения ВНД человека. Неврозы и невротические реакции. Виды неврозов: неврастения, психастения, невроз навязчивых состояний, истерия. Причины возникновения неврозов.

29. Проявления неврозов: вегетативный, соматический и эмоциональный компоненты. Типологические особенности ВНД и вероятность развития неврозов. Тактика педагога по отношению к ребенку, страдающему неврозом.

30. Управление поведением и эмоциональным состоянием как функция психической деятельности.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Богданов, А. В.
Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения :  учебник для вузов / А. В. Богданов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11381-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445189
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Арефьева, А. В.
Нейрофизиология: учебное пособие для вузов / А. В. Арефьева, Н. Н. Гребнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04758-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437801 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. М. Сеченов //под общей редакцией К. М. Быкова
Физиология нервной системы :  И. М. Сеченов ; под общей редакцией К. М. Быкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07120-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429569
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
Л2.2
Столяренко, А. М.
Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. М. Столяренко. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 c. — ISBN 978-5-238-01540-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81708.html
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Смирнова А.В.
Физиология ВНД: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Смирнова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70487.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН. - URL:  https://www.ihna.ru/
 
Э2
Портал психологических изданий. - URL:  https://psyjournals.ru/
 
Э3
Сайт журнала Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова.  - URL: https://jvnd.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.2
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
       Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.