2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Физиология высшей нервной деятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология высшей нервной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Физиология высшей нервной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: раскрыть основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, для учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебном процессе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с различными формами индивидуального приспособления к изменяющимся внешним условиям, филогенетическим и онтогенетическим развитием условно-рефлекторной деятельности, теорией функциональных систем, разработанной Анохиным П.К.;
1.4
ознакомить с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций,
1.5
ознакомить с вопросами анализа и синтеза в высшей нервной деятельности, проблемами типов темперамента, соотношением генотипа и фенотипа;
1.6
изучить биологические и социальные предпосылки в развитии поведения и психики ребенка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Физиология ВНД " обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин
2.1.2
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.1.3
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)    
2.1.4
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.1.5
Охрана труда на производстве и ОО
2.1.6
Пожарная безопасность
2.1.7
Внеучебная деятельность по БЖ     
2.1.8
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.9
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.10
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.11
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.12
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.13
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.14
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.15
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.16
Оценка уровня здоровья
2.1.17
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.18
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.19
Учебная практика по физической культуре
2.1.20
Безопасность жизнедеятельности
2.1.21
Производственная педагогическая практика
2.1.22
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.23
Учебная ознакомительная практика
2.1.24
Основы устойчивого развития
2.1.25
Основы экологической культуры
2.1.26
Основы устойчивого развития
2.1.27
Оценка уровня здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гигиена физического воспитания и спорта
2.2.2
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Физическая рекреация
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Безопасность жизнедеятельности"
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
3.1.2
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
3.1.3
системы и методы физиологического изучения мозга;
3.1.4
рефлекторную деятельность мозга;
3.1.5
нейрофизиологические механизмы психики;
3.1.6
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
3.1.7
методы оценки свойств нервной системы;
3.1.8
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
3.1.9
причины "школьных трудностей".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать основные свойства нервной системы;
3.2.2
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
3.2.3
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
3.2.4
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
3.2.5
оценивать адекватность методов обучения;
3.2.6
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками изучения основных свойств нервной системы, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, утомляемости и работоспособности, навыками диагностики самочувствия и настроения, определения функциональной асимметрии мозга,  стрессоустойчивости;
3.3.2
навыками организации  исследования психической деятельности человека;
3.3.3
навыками диагностики причин школьной неуспеваемости.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Функциональная организация мозга 

 
1.1
История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
1.2
Становление центральной нервной системы. Созревание корковых зон больших полушарий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Раздел 2. Наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения 

 
2.1
Рефлексы и их классификация. Безусловные рефлексы  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.2
Условне рефлексы, их значение. Механизм выработки условного рефлекса /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.3
Торможение условных рефлексов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.4
Исследование безусловных рефлексов человека /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.5
Безусловные рефлексы продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.6
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.7
Адаптивные биологические ритмы человека и их роль во временной организации жизни /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
2.8
Механизм инициации и управления движением /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 3. Высшие психические функции

 
3.1
Физиология восприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
3.2
Память. Виды памяти.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
3.3
Внимание: характеристики,виды, основные свойства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
3.4
Физилогия мышления /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
3.5
Изучение особенностей восприятия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
3.6
Исследование индивидуальных особенностей памяти /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
3.7
Исследование внимания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.8
Клеточные и молекулярные

механизмы памяти  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 4.  Психофизиология функциональных состояний

 
4.1
Концепция функциональной

системы П.К. Анохина /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.2
Физиология функциональных

состояний: сон и бодрствование /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.3
Альтернативные и патологические функциональные состояния /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.4
Физиология потребностей и

мотиваций /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.5
Эмоции: основные компоненты эмоций, функции  и классификация  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.6
Метдики исследования мотивации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.7
Методики диагностики самочувствия и настроения  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.8
Биологические потребности человека и их отличие от животных. Социальные и духовные потребности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.9
Сон: теории сна, стадии и их характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.10
Общие представления о поведении. Теории поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.11
Генетическая детерминация

форм поведения /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
4.12
Коммуникативное поведение. Аддиктивное поведение /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 5. Особенности ВНД человека 

 
5.1
Концепция о сигнальных системах И.П. Павлова /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.2
Функциональная асимметрия мозга и мышления /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
5.3
Сознание. Теории сознания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.4
Интеллект, творчество, интуиция /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.5
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.6
Исследование умственных способностей (ТУС) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.7
Методика определения функциональной асимметрии мозга /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.8
Исследование утомляемости и работоспособности  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.9
Стрессоустойчивость /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.10
Определение величины адаптационного потенциала /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.11
Вербальный и невербальный интеллект /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.12
Влияние факторов среды на ВНД /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.13
Нарушения ВНД. Неврозы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5.14
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-6.1 УК-8.1 ПК-2.1 ПК-2.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы экзамена

1.Предмет, задачи и методы физиологии ВНД.

2.Структурная организация мозга.

3.Учение о доминанте Ухтомского.

4.Основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова.

5.Безусловные рефлексы и их классификации.

6.Правила образования условных рефлексов.

7.Свойства и признаки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов.

8.Классификации условных рефлексов.

9.Внешнее торможение условных рефлексов и его характеристики.

10.Внутреннее торможение условных рефлексов и его характеристики.

11.Понятие о функциональных состояниях. Индикаторы функционального состояния.

12.Континуум функциональных состояний. Физиологические основы сна.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
13.Психофизиология и механизмы, состояние спокойного и активного бодрствования.

14.Регуляция функционального состояния.

15.Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.

16.Понятие о мотивации и её физиологических основах.

17.Эмоциональное состояние школьников. Структурная основа эмоции.

18.Кодирование сенсорной информации в нервной системе.

19.Системная организация зрительного восприятия.

20.Внимание, его основные свойства, структурно-функциональная организация внимания.

21.Психофизиология памяти. Виды и структурная организация памяти.

22.Психофизиология речи (функции, мозговая организация).

23.Мышление и его физиологические основы. Вербальный и невербальный интеллект.

24.Психофизиология научения.

25.Психофизиологические аспекты адаптации к школе.

26.Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года.

27.Типы работоспособности, их физиологические основы.

28.Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.

29.Психофизиологические особенности познавательной деятельности школьников.

30.Механизмы школьных трудностей.

31.Общие принципы работы анализаторов.

32.Физиология зрительной сенсорной системы. Рецепторный аппарат. Строение сетчатки. Световая и темновая адаптация. Функции зрительного анализатора (рефракция, острота зрения, зрачковый рефлекс, аккомодация, цветовое зрение).

33.Строение и функции слуховой сенсорной системы. Биноуральный слух.

34.Строение и функции вестибулярной сенсорной системы.

35.Строение и функции двигательной и кожной сенсорной системы.

36.Строение и функции обонятельной сенсорной системы. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентациями

1. Психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Связь психических процессов с работой головного мозга.

3. Физиологические основы мотивации и эмоций.

4. Роль нервной системы в развитии психики.

5. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Специфика человеческой деятельности.

8. Виды и свойства восприятия.

9. Физиологические основы внимания.

10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

12. Развитие воображения.

13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.

14. Развитие речи и мышления.

15. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

16. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

17. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

18. Формирование характера человека.

19. Основные направления и пути развития воли.

20. Связь эмоций с потребностями человека.

21. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

22. Взаимоотношение детей в совместной деятельности.

23. Физиологические основы процесса восприятия.

24. Психологические последствия компьютеризации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Богданов, А. В.
Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения :  учебник для вузов / А. В. Богданов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11381-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445189
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Арефьева, А. В.
Нейрофизиология: учебное пособие для вузов / А. В. Арефьева, Н. Н. Гребнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04758-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437801 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
Л1.3
Столяренко А.М.
Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 463 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81708.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. М. Сеченов //под общей редакцией К. М. Быкова
Физиология нервной системы :  И. М. Сеченов ; под общей редакцией К. М. Быкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07120-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429569
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Смирнова А.В.
Физиология ВНД: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Смирнова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70487.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН. - URL:  https://www.ihna.ru/
 
Э2
Сайт журнала Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - URL: https://jvnd.ru/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы  занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
учебных занятий, пропущенных по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.