2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Страноведение_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Страноведение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Садриева Г.А. _________________
 
 
Страноведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кандидат филологических наук, доцент Садриева Г.А.

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование системы знаний социокультурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, необходимой для адекватного владения языком как средством межличстного и межкультурного общения; а также формирование навыков использования страноведческого материала в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать обучающимся достаточный объем энциклопедических (исторических, общекультурных, общественно-политических) знаний о странах изучаемого языка;
1.4
сформировать у обучающихся критическое отношение к действительности;
1.5
развивать навыки социально-политического мышления, умение анализировать и сравнивать информацию;
1.6
способствовать выработке умения самостоятельно добывать знания по вопросам исторического, культурологического, экономического, социологического характера;
1.7
формировать у обучающихся лингвострановедческую компетенцию, необходимую для адекватного общения на иностранном языке;
1.8
стимулировать познавательный интерес обучаемого к выбранной специальности, развивать его творческую активность;
1.9
формировать его представление об этических и нравственных формах поведения, принятых в инокультурном социуме;
1.10
формировать навыки использования страноведческого материала в образовательном процессе для достижения образовательных результатов с помощью современных информационных технологий;
1.11
дать общее представление о современном состоянии английского языка, о разнообразии форм его существования для решения задач профессиональной деятельности, а также задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы математической обработки данных
2.1.2
Физическая география материков и океанов
2.1.3
Биогеография
2.1.4
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.5
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.6
Учебная технологическая практика
2.1.7
Ландшафтоведение
2.1.8
Общее землеведение
2.1.9
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.10
Учебная практика по физической географии
2.1.11
Учебная технологическая практика
2.1.12
Географические информационные системы
2.1.13
География почв с основами почвоведения
2.1.14
Иностранный язык
2.1.15
Межкультурная коммуникация
2.1.16
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.17
Практическая грамматика
2.1.18
Практическая фонетика
2.1.19
Русский язык и культура речи
2.1.20
Технологии цифрового образования
2.1.21
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.22
Учебная языковая практика
2.1.23
Геология
2.1.24
Картография с основами топографии
2.1.25
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура стран изучаемого языка
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Экономическая и социальная география России
2.2.4
Междисциплинарная  курсовая работа по географии
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Теоретическая грамматика английского языка
2.2.7
Теоретическая фонетика английского языка
2.2.8
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.9
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.10
Экономическая и социальная география мира
2.2.11
Язык зарубежной прессы
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.13
Геоэкология
2.2.14
Интерпретация иноязычного текста
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Этногеография и география религий
2.2.18
История иностранного языка
2.2.19
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.20
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.21
Туризм в школе
2.2.22
География населения
2.2.23
География РТ
2.2.24
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.2: Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
существенные факты, реалии и лингвострановедческую лексику, характеризующие основные исторические периоды, события, личности, необходимые для формирования фоновых знаний культурно-исторического характера;
3.1.2
основные аспекты истории, географии, политической системы, общественной жизни, образования и традиций стран;
3.1.3
принципы межкультурного общения, этические и нравственные нормы поведения, принятые в инокультурном социуме, модели социальных ситуаций,  типичные сценарии взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.1.4
содержание предметной области "Иностранный язык;
3.1.5
принципы работы современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
давать определения и характеристику основных исторических периодов, событий, выдающихся политических и общественных деятелей, явлений и предметов иноязычной культуры;
3.2.2
понимать и использовать социокультурно маркированную лексику;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.2.3
самостоятельно добывать информацию по истории и современной жизни изучаемых стран;
3.2.4
выявлять инокультурные ценности посредством наблюдения за носителями других культур в результате опосредованного взаимодействия с ними;
3.2.5
выстраивать взаимодействие  с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.2.6
использовать лингвострановедческий материал в образовательном процессе при решении профессиональных задач;
3.2.7
выбирать и использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для сбора, обработки и анализа информации при решении задач профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования лингвострановедческих понятий и реалий для речевого оформления устных и письменных высказываний с учетом специфики иноязычной культуры;
3.3.2
навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.3
навыками осуществления позитивного толерантного межличностного межкультурного диалога;
3.3.4
навыками использования страноведческого материала при решении профессиональных задач;
3.3.5
навыками использования современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы страноведения  и лингвострановедения

 
1.1
Методологические основы лингвострановедения. Лингвострановедческий аспект в преподавании английского языка.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
1.2
Теоретические основы страноведения  и лингвострановедения: введение глоссария лингвострановедческих терминов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
1.3
Безъэквивалентная лексика, фоновая лексика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
 
Раздел 2. Страноведение Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

 
2.1
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: географическое положение, государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
2.2
Презентация проекта – Англия, Уэльс,  Шотландия, Северная Ирландия  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
2.3
Основные этапы исторического развития государства. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
2.4
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: исторический обзор.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

8
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.5
Лондон /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
2.6
Лондон – столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Подготовка маршрута по Лондону. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
2.7
Социолингвистическая ситуация в Великобритании. Британский вариант английского языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
2.8
Отражение национального своеобразия жизни народа в лексике языка: бритицизмы. Топонимы в фоновых знаниях носителей языка и культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
 
Раздел 3. Страноведение Соединенных Штатов Америки

 
3.1
Общественно-географическая характеристика США /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

4
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.2
Основные этапы исторического развития государства. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.3
Современные реалии США /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

4
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.4
Американский образ жизни и его влияние на мировую культуру /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

6
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.5
Исторические условия формирования американского варианта английского языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

4
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.6
Общественно-политическая ситуация в современных США.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.7
Американская мечта – идеология американского общества /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.8
Социолингвистическая ситуация в США. Американский вариант английского языка.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5 Э6

6
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
3.9
Повторение изученного материала /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-4.2 ПК-1.1 ОПК-9.1
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

7 семестр

 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой:

1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, его состав. Британский флаг. Национальные символы.

2. Географическое положение Соединенного Королевства. Главные острова, рельеф, водоемы, минеральные ресурсы, климат, растительный и животный мир.

3. Население Соединенного Королевства (языки, религия, досуг и частная жизнь).

4. Великобритания в древние времена.

5. Британия средних веков.

6. История Великобритании в XVIII – XXI веках.

7. Англия, самая большая часть Великобритании.

8. Шотландия. Особенности экономического и политического развития.

9. Уэльс. Северная Ирландия.

10. Лондон, столица Соединенного Королевства.

11. Монархия в Соединенном Королевстве.

12. Палаты Парламента. Процедура принятия нового закона.

13. Система образования в Соединенном Королевстве.

14. Экономика Великобритании.

15. Обычаи, традиции, праздники Соединенного Королевства.

16. Географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат США.

17. Общие сведения о Соединенных Штатах Америки.

18. Первые поселения в Северной Америке.

19. Война за независимость. Декларация независимости.

20. Джордж Вашингтон. Образование США и формирование национального правительства.

21. Конституция США и Билль о правах человека.

22. Гражданская война.

23. Авраам Линкольн. Декларация эмансипации.

24. Столица США и другие главные города.

25. Экономика США.

26. Исполнительная и законодательная ветви власти США.

27. Судебная ветвь власти США. Местное самоуправление.

28. Школьная система образования США.

29. Система высшего образования США (колледжи, университеты, высшие степени).

30. Праздники США и традиции, связанные с ними.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

7 семестр

Темы эссе:

1. The evolution of royal power in Great Britain.

2. The English kings and queens: any family features?

3. Monarchy and democracy: are they mutually exclusive?

4. Queen Elizabeth II and her family background.

5. Will monarchy as a government institution survive in Great Britain in the 21st century?

6. British Parliament is often called “The Father of Parliaments”. To what extent did it serve as a model for parliaments in other countries?

7. The role of Parliament in making the British state system.

8. The traditions and customs of British Parliament.

9. The House of Lords: is it really necessary as a government institution?

10. Legislative and executive powers: conflicts and cooperation.

11. Party principle of forming government: triumph of democracy or political football?

12. The Cabinet or the Civil Service: who is the boss?

13. The Government of the UK and local authorities: disperse of power or democratic centralism?

14. Only law can give us freedom. Do you agree with it?

15. The statute law and the common law: why should they exist side by side?

16. The system of English courts of law: why is it so complicated?

17. Does British judicial system guarantees democracy on the British Isles?

18. English weather: myth and reality.

19. Lowland Britain: a tourist paradise or a tourist trap?

20. Is Highland Britain really high?

21. Comparative characteristics of natural features of Great Britain and Russia: who is greater?

22. National parks and forest parks of Great Britain.

23. Rural England: problems and perspectives.

24. Who owns land in Great Britain?

25. The main tendencies in the development of English town architecture.

26. Sir, if you are tired of London, you are tired of life.

27. Historical sites of England.

28. Merry Green England.

29. British industries and British people: the history of industrial disputes.

30. British local crafts: history, problems and perspectives.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
31. Historical monuments of Early Britain.

32. Original ceremonies and customs of Great Britain.

33. Famous British castles and country houses.

34. British town architecture.

35. The language of English painting.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Токарева, Н. Д. 
Английский язык (a2–b2). Страноведение: Россия. Russia as it is : учебное пособие для вузов / Н. Д. Токарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08838-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494387
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Стурова, Е. А.
Актуальное страноведение: учебное пособие / Е. А. Стурова. — Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2019. — 61 c. — ISBN 978-5-907168-03-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/100898.html
Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Евсюкова, Е. Н.
Английский язык. Reading and Discussion: учебное пособие для вузов / Е. Н. Евсюкова, Г. Л. Рутковская, О. И. Тараненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07996-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492978
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык» : [Электронный ресурс] / сост. Р.Р. Ахунзянова и др . — 23с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
Л3.2
Енбаева,  Л. В.
Лингвострановедение. Английский язык: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Л. В. Енбаева. — 47 c. — ISBN 978-5-85218-842-7. — Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70633.html 
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Macmillan Dictionary / Free English Dictionary and Thesaurus Online. – URL: https://www.macmillandictionary.com 
 
Э2
The home of the Royal Family: the official web site of the British Royal Family. – URL: http://www.royal.uk 
 
Э3
The UK Parliament : the official web site of the UK Parliament. – URL: http://www.parliament.uk 
 
Э4
The United States of America: an official website of the United States government. – URL: http://www.usa.gov
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ.  – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.  Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучающихся и преподавателя: составление плана занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой

Зачет служит формой проверки усвоения учебного материала практических занятий.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет ему самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.