2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_История и культура стран изучаемого языка_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и культура стран изучаемого языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Садриева Г.А. _________________
 
 
История и культура стран изучаемого языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кандидат филологических наук, доцент Садриева Г.А.

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование систематизированных знаний об истории, культуре, традициях и обычаях, об общих тенденциях развития и национальном своеобразии культуры стран изучаемого языка, необходимых для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, а также в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
создать историко-социокультурную базу фоновых знаний об историческом развитии и культурном наследии стран изучаемого языка;
1.4
формировать культурную грамотность для совершенствования коммуникативной компетенции;
1.5
способствовать выработке умения самостоятельно добывать знания по вопросам историко-культурологического характера;
1.6
формировать толерантное отношение к социальным, культурным и личностным различиям;
1.7
формировать систему мировоззренческих взглядов обучающихся на явления и процессы, происходящие в мире, и осознанию места и роли национальной культуры в поликультурном современном мире;
1.8
формировать навыки использования страноведческого материала в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
1.9
дать общее представление о современном состоянии английского языка, о разнообразии форм его существования для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Лексикология английского языка
2.1.2
Литература стран изучаемого языка
2.1.3
Методический практикум
2.1.4
Производственная педагогическая  практика
2.1.5
Стилистика английского языка
2.1.6
Страноведение
2.1.7
Теория и методика обучения географии
2.1.8
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.9
Основы вожатской деятельности
2.1.10
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.11
Физическая география материков и океанов
2.1.12
Биогеография
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.15
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.16
Учебная технологическая практика
2.1.17
Ландшафтоведение
2.1.18
Общее землеведение
2.1.19
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.20
Психология
2.1.21
Психология воспитательных практик
2.1.22
Учебная практика по физической географии
2.1.23
Учебная технологическая практика
2.1.24
Географические информационные системы
2.1.25
География почв с основами почвоведения
2.1.26
Межкультурная коммуникация
2.1.27
Практическая грамматика
2.1.28
Практическая фонетика
2.1.29
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.30
Геология
2.1.31
Картография с основами топографии
2.1.32
Методы географических исследований
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.3
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.4
Экономическая и социальная география мира
2.2.5
Язык зарубежной прессы
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Геоэкология
2.2.8
Интерпретация иноязычного текста
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Этногеография и география религий
2.2.11
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.12
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.13
Туризм в школе
2.2.14
География населения
2.2.15
География РТ
2.2.16
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы истории стран изучаемых языков; особенности политического, социального, культурного развития стран изучаемых языков на каждом историческом этапе;
3.1.2
особенности культурного и исторического наследия стран изучаемого языка;
3.1.3
этические нормы и ценностные ориентации иноязычного социума, необходимые для межкультурного взаимодействия;
3.1.4
языковые реалии со страноведческой направленностью;
3.1.5
содержание предметной области "Иностранный язык.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять существенные факты, характеризующие основные исторические периоды, события, необходимые для формирования фоновых знаний культурно-исторического характера;
3.2.2
анализировать языковой материал в аспекте истории и культуры носителей языка;
3.2.3
воспринимать аутентичную информацию социокультурного характера из оригинальных источников страны изучаемого иностранного языка;
3.2.4
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.2.5
использовать лингвострановедческий материал в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.3.1
лексическим минимумом ключевых слов (топонимов, антропонимов и др.), которые содержат основную информацию социокультурного значения;
3.3.2
навыками сравнительно-исторического анализа, навыками анализа языковых и культурных явлений;
3.3.3
навыками осуществления позитивного толерантного межличностного межкультурного диалога;
3.3.4
навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.5
навыками использования страноведческого материала в образовательном процессе для достижения образовательных результатов. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы дисциплины "История и культура страны изучаемого языка"

 
1.1
Англоязычные страны в современном мире.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.2
Англоязычный мир: история и современность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.3
Теоретические основы дисциплины «История и культура страны изучаемого языка»: введение глоссария лингвострановедческих терминов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: история и современность

 
2.1
Формирование и развитие Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: основные исторические этапы развития страны  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.2
Исторические факты, связанные с символами и легендами Великобританиии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.3
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: исторический обзор

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э8 Э9

12
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.4
Лондон: история и современность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э8 Э9

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.5
Взаимосвязь языка с историей и культурой страны. Британский вариант английского языка.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.6
Многонациональные черты британской культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э8 Э9

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 3. Соединенные Штаты Америки: история и современность

 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.1
История открытия Америки. Основные исторические этапы развития США. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.2
Выдающиеся деятели культуры США. Голливуд и американский кинематограф. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.3
Особенности становления культуры США /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э8 Э9

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.4
Американский образ жизни и его влияние на мировую культуру /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э8 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.5
Американская мечта: идеалогия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.6
Национально-культурные особенности США /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э8 Э9

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 4. Канада: история и современность

 
4.1
Основные исторические этапы развития страны. Национальное восприятие мира. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.2
Канада: праздники и традиции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.3
Особенности формирования Канадской культуры  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5 Э8 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 5. Австралия: история и современность

 
5.1
Австралия: историко-культурное своеобразие страны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5.2
Культура и традиции Австралии: современные правила и обычаи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5.3
Культурное наследие и вклад народов Австралии в сокровищницу культуры, науки и технического прогресса человечества /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э8 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 6. Новая Зеландия: история и современность

 
6.1
Новая Зеландия: история, география и общественно-политическая жизнь /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э7 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
6.2
Основные векторы истории и современного развития Новой Зеландии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э7 Э8 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3
Национально-культурные особенности Новой Зеландии. Культурное наследие и вклад народов Новой Зеландии в сокровищницу культуры, науки и технического прогресса человечества. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э7 Э8 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 7. Национальные ценностные ориентиры и их проявление в процессе межкультурной коммуникации. Национальные стереотипы

 
7.1
Ментальность и язык в процессе познания истории и культуры англоязычных стран /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
7.2
Презентация проекта - Национальные стереотипы: Национальный характер британцев, американцев, канадцев, австралийцев, новозеландцев. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
7.3
Сравнительный анализ национального характера жителей англоязычных стран (жителей Великобритании, американцев, канадцев, австралийцев, новозеландцев). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

16
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

8 семестр

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Роль страноведческой  компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур.

2. История образования Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

1)Дороманский период. Заселение территории, племена, миграция кельтов, родовые общины и особенности родового строя, иберийцы, друиды, язычество. Римское завоевание и его влияние на английский язык и культуру Великобритании. Упадок и закат римского владычества.

2)Англо-саксонское завоевание. Образование германских государств на территории Британии. Средние века. Нормандское завоевание. Битва при Гастингсе. Вильгельм Завоеватель и Эдуард Исповедник. Первая перепись населения. Первые университеты. Оксфордский университет как центр гуманистической мысли.

3)Влияние нормандского владычества на язык и культуру Англии (развитие феодализма, период двуязычия и активного процесса заимствований из французского языка. Великая хартия вольностей. Столетняя война.  Войны Алой и Белой розы. Йорки и Ланкастеры. Династия Тюдоров, Стюартов.

3. Английская буржуазная революция XVII века. Потеря американских колоний. Колониальная политика Великобритании в 18-19 веках. Война с Наполеоном. Нельсон и Трафальгарская битва. Викторианская эпоха и техническая революция в Великобритании. Крах Империи. Страны Содружества, его функции.

4. Англия в конце XIX-XX вв. Начало феминизма. Обострение “ирландской” проблемы. Пасхальное восстание. Первая мировая война. Вторая мировая война.

5. История королевской семьи в 20 веке. Настоящее и будущее британской монархии.

6. Историческое и культурное развитие столицы Британии.

7. Культура и традиции англоязычных стран.

8. Открытие Америки. Английские колонии в Новом Свете.

9. Основные тенденции политического развития современных США.

10. Проблемы расовых, национальных и прочих социальных меньшинств в англоязычных странах. Понятие “политической корректности” и его отражение в современном английском языке.

11. Англия (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры Англии, знаменитые люди, национальный характер жителей).

12. Уэльс (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры Англии, Уэльса, знаменитые люди, национальный характер жителей).

13. Шотландия (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры Шотландии, национальный характер жителей).

14. Северная Ирландия (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
деятели культуры Северной Ирландии, национальный характер жителей).

15. Соединенные Штаты Америки (географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры, национальный характер жителей, реалии США, Голливуд и американский кинематограф).

16. Канада: историко-культурное наследие.

17. Австралия, Новая Зеландия: историко-культурное наследие.

18. Национальные ценностные ориентиры и их проявление в процессе межкультурной коммуникации. Национальные стереотипы: Национальный характер британцев, американцев, канадцев, австралийцев, новозеландцев.

19. Исторические условия формирования английского языка.

20. Ментальность и язык в процессе познания истории и культуры англоязычных стран.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

8 семестр

Темы эссе:

1. George Balanchine and American ballet

2. English Theatres. Old traditions and modern tendencies

3. Elizabeth II. Reign and life.

4. Broadway. Now and Then.

5. BBC. Britain and Worldwide.

6. Margaret Thatcher. “The Age of Iron Lady”

7. Ronald Reagan.

8. Great Depression in the USA.

9. The “Golden Era” of Queen Victoria

10. British Rock. Flourishing Style.

11. Sports, originated in the UK

12. New York Architecture

13. Pearl Harbor.

14. “Irish question”. Ireland vs. UK

15. Silicon Valley. Hollywood. XX century.

16. Alfred Hitchcock. Father of Horror.

17. Gospel. Jazz. Blues.

18. History of Pound.

19. Oxbridge. Years of Rivalry.

20. Military in USA.

21. Ancient Britain and its invaders.

22. Celtic, Roman and Anglo-Saxon Britain.

23. The Norman Conquest: its reasons and results.

24. Conflicts between monarchs and the Church, monarchs and barons in the Early Middle Ages.

25. The War of the Roses.

26. Wars and social conflicts in the Late Middle Ages.

27. The Tudors and the Reinformation.

28. "The Golden Age" of Elizabeth I (the Tudor).

29. The first Tudors and their struggle with Prliament.

30.The Restoration of monarchy and the Glorious Revolution.

31. Industrial Revolution.

32. Britain and World Wars.

33. British history in monuments, customs and ceremonies.

34. English-speaking countries in the modern world. Ties with the Past and Thoughts of the Future.

35. English-speaking countries: national cultural heritage.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Токарева, Н. Д. 
Английский язык (a2–b2). Страноведение: Россия. Russia as it is : учебное пособие для вузов / Н. Д. Токарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08838-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494387
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Стурова, Е. А.
Актуальное страноведение: учебное пособие / Е. А. Стурова. — Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Сем?нова-Тян-Шанского, 2019. — 61 c. — ISBN 978-5-907168-03-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/100898.html
Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семѐнова –Тян - Шанского, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Евсюкова, Е. Н.
Английский язык. Reading and Discussion: учебное пособие для вузов / Е. Н. Евсюкова, Г. Л. Рутковская, О. И. Тараненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07996-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492978
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык» : [Электронный ресурс] / сост. Р.Р. Ахунзянова и др . — 23с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
Л3.2
Енбаева,  Л. В.
Лингвострановедение. Английский язык: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Л. В. Енбаева. — 47 c. — ISBN 978-5-85218-842-7. — Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70633.html 
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Macmillan Dictionary / Free English Dictionary and Thesaurus Online. –  URL: https://www.macmillandictionary.com 
 
Э2
The home of the Royal Family: the official web site of the British Royal Family. –  URL: http://www.royal.uk
 
Э3
The UK Parliament : the official web site of the UK Parliament. – URL: http://www.parliament.uk 
 
Э4
The United States of America: an official website of the United States government. – URL: http://www.usa.gov
 
Э5
Canada: the official website of the Government of Canada. –  URL: http://www.canada.ca 
 
Э6
Australia: Australian Government. –  URL: http://www.australia.gov.au
 
Э7
New Zealand: New Zealand Government. –  URL: http://www.govt.nz 
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
Э9
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.  Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучающихся и преподавателя: составление плана занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачет служит формой проверки усвоения учебного материала практических занятий.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет ему самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.