(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кандидат филологических наук, доцент Садриева Г.А.
ции
Э1 Э8 Э9
Э1 Э8 Э9
Э1 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э8 Э9
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э8 Э9
Э1 Э4 Э8 Э9
Э1 Э4 Э8 Э9
Э1 Э4 Э8 Э9
Э1 Э4 Э8 Э9
Э1 Э4 Э8 Э9
Э1 Э4 Э8 Э9
Э1 Э5 Э8 Э9
Э1 Э5 Э8 Э9
Э1 Э5 Э8 Э9
Э1 Э6 Э8 Э9
Э1 Э6 Э8 Э9
Э1 Э6 Э8 Э9
Э1 Э7 Э8 Э9
Э1 Э7 Э8 Э9
Э1 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
8 семестр
Вопросы для подготовки к зачету:
1. Роль страноведческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур.
2. История образования Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
1)Дороманский период. Заселение территории, племена, миграция кельтов, родовые общины и особенности родового строя, иберийцы, друиды, язычество. Римское завоевание и его влияние на английский язык и культуру Великобритании. Упадок и закат римского владычества.
2)Англо-саксонское завоевание. Образование германских государств на территории Британии. Средние века. Нормандское завоевание. Битва при Гастингсе. Вильгельм Завоеватель и Эдуард Исповедник. Первая перепись населения. Первые университеты. Оксфордский университет как центр гуманистической мысли.
3)Влияние нормандского владычества на язык и культуру Англии (развитие феодализма, период двуязычия и активного процесса заимствований из французского языка. Великая хартия вольностей. Столетняя война. Войны Алой и Белой розы. Йорки и Ланкастеры. Династия Тюдоров, Стюартов.
3. Английская буржуазная революция XVII века. Потеря американских колоний. Колониальная политика Великобритании в 18-19 веках. Война с Наполеоном. Нельсон и Трафальгарская битва. Викторианская эпоха и техническая революция в Великобритании. Крах Империи. Страны Содружества, его функции.
4. Англия в конце XIX-XX вв. Начало феминизма. Обострение “ирландской” проблемы. Пасхальное восстание. Первая мировая война. Вторая мировая война.
5. История королевской семьи в 20 веке. Настоящее и будущее британской монархии.
6. Историческое и культурное развитие столицы Британии.
7. Культура и традиции англоязычных стран.
8. Открытие Америки. Английские колонии в Новом Свете.
9. Основные тенденции политического развития современных США.
10. Проблемы расовых, национальных и прочих социальных меньшинств в англоязычных странах. Понятие “политической корректности” и его отражение в современном английском языке.
11. Англия (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры Англии, знаменитые люди, национальный характер жителей).
12. Уэльс (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры Англии, Уэльса, знаменитые люди, национальный характер жителей).
13. Шотландия (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры Шотландии, национальный характер жителей).
14. Северная Ирландия (Географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся
15. Соединенные Штаты Америки (географическое положение, экономика, столица, достопримечательности страны, выдающиеся деятели культуры, национальный характер жителей, реалии США, Голливуд и американский кинематограф).
16. Канада: историко-культурное наследие.
17. Австралия, Новая Зеландия: историко-культурное наследие.
18. Национальные ценностные ориентиры и их проявление в процессе межкультурной коммуникации. Национальные стереотипы: Национальный характер британцев, американцев, канадцев, австралийцев, новозеландцев.
19. Исторические условия формирования английского языка.
20. Ментальность и язык в процессе познания истории и культуры англоязычных стран.
8 семестр
Темы эссе:
1. George Balanchine and American ballet
2. English Theatres. Old traditions and modern tendencies
3. Elizabeth II. Reign and life.
4. Broadway. Now and Then.
5. BBC. Britain and Worldwide.
6. Margaret Thatcher. “The Age of Iron Lady”
7. Ronald Reagan.
8. Great Depression in the USA.
9. The “Golden Era” of Queen Victoria
10. British Rock. Flourishing Style.
11. Sports, originated in the UK
12. New York Architecture
13. Pearl Harbor.
14. “Irish question”. Ireland vs. UK
15. Silicon Valley. Hollywood. XX century.
16. Alfred Hitchcock. Father of Horror.
17. Gospel. Jazz. Blues.
18. History of Pound.
19. Oxbridge. Years of Rivalry.
20. Military in USA.
21. Ancient Britain and its invaders.
22. Celtic, Roman and Anglo-Saxon Britain.
23. The Norman Conquest: its reasons and results.
24. Conflicts between monarchs and the Church, monarchs and barons in the Early Middle Ages.
25. The War of the Roses.
26. Wars and social conflicts in the Late Middle Ages.
27. The Tudors and the Reinformation.
28. "The Golden Age" of Elizabeth I (the Tudor).
29. The first Tudors and their struggle with Prliament.
30.The Restoration of monarchy and the Glorious Revolution.
31. Industrial Revolution.
32. Britain and World Wars.
33. British history in monuments, customs and ceremonies.
34. English-speaking countries in the modern world. Ties with the Past and Thoughts of the Future.
35. English-speaking countries: national cultural heritage.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке желательно придерживаться следующего алгоритма:
б) подготовка обучающихся и преподавателя: составление плана занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачет служит формой проверки усвоения учебного материала практических занятий.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.